С детства учила нас бабушка: Полезны отвары Адамова яблочка!

С детства учила нас бабушка: Полезны отвары Адамова яблочка!

Маклюра: адамово яблоко, китайский или индийский апельсин, «божий дар» – все это синонимы названия растения. Плоды маклюры оранжевой округлые, диаметром 10-15 см, имеют светло-зеленый цвет. Они действительно похожи на обычные яблоки, но поверхность их очень неровная и морщинистая, поэтому их еще называют псевдоапельсином.

Маклюра состоит из многочисленных мелких сухих плодов, которые схвачены одной мясистой осью соцветия. В сердцевине находится белое клейкое вещество и семечки серого цвета. При разрезании фрукта запах напоминает свежий огурец. Несмотря на схожесть с яблоками и апельсинами, «божий дар» не является съедобным. Но соединения, входящие в состав растения, обладают лечебными свойствами.

Где растет адамово дерево

Людей, планирующих начать лечение адамовым яблоком может заинтересовать: где растет это растение? Родиной маклюры оранжевой считают Южную Америку. Сейчас растение произрастает на многих континентах (Америка, Средняя Азия, в частности Узбекистан, Туркмения). Также маклюра растет в южных регионах России и в Крыму.

Химический состав и лечебные свойства маклюры

Плоды адамова дерева содержат млечный сок, в состав которого входят следующие вещества:

  • эфиры жирных кислот,
  • различные ферменты,
  • сапонины,
  • множество макро- и микроэлементов,
  • пектиновые вещества,
  • витамины,
  • сахара,
  • лимонная кислота,
  • флавоноиды (в основном кемпферол и изофлавоны).

Такой богатый химический состав маклюры или адамова яблока позволяет применять растение в лечебных целях при многих заболеваниях. Наверное, наиболее ценным компонентом плодов являются флавоноиды. Эти вещества представляют собой сильнейшие антиоксиданты, схожие по своей структуре с витамином Р. Именно флавоноиды обусловливают противоопухолевую активность маклюры, благодаря которой их используют для лечения различных злокачественных и доброкачественных опухолей.

Фармакологические эффекты

Плоды адамова яблока обладают лечебными свойствами:

  • укрепление иммунной защиты,
  • антибактериальное и противовирусное действие,
  • нормализация функций нервной и сердечно-сосудистой систем,
  • повышение общего тонуса,
  • противоопухолевое действие,
  • антисклеротический эффект,
  • ранозаживляющее действие,
  • детоксикационная активность (за счет улучшения работы печени и селезенки).

Показания к использованию адамова яблока

Плоды маклюры или адамовы яблоки используют в виде мазей и настоек. В фармацевтической промышленности из компонентов адамова яблока изготавливают антибиотики и местные лекарственные средства. Показаниями для местного применения растения могут быть:

  • различные раны и ожоги,
  • кожные заболевания (экзема, дерматиты, рак кожи, например, базалиома),
  • заболевания суставов и позвоночника (артриты – ревматоидный, подагрический, радикулит, ревматизм, остеоартроз).

Благодаря своим ранозаживляющим, антисклеротическим и антибактериальным свойствам растение ускоряет эпителизацию ран, препятствует образованию грубых рубцов, излечивает от инфекционных кожных болезней.

Настойку из плодов маклюры принимают внутрь для лечения онкологических заболеваний. Имеются некоторые сведения об адамовом яблоке: что лечить им можно даже поздние стадии рака, когда появились метастазы. Наибольший эффект наблюдается при раке легких, предстательной железы и гортани. Также маклюру применяют для лечения гипертонической болезни, различных нервных заболеваний, атеросклероза, для повышения иммунитета и общего жизненного тонуса, улучшения сопротивляемости к инфекциям, нормализации свертываемости крови при геморрагических заболеваниях.

Плоды этого растения помогают при гинекологических болезнях (мастопатиях, миомах матки, кистах яичников и др.).

Важно: перед использованием растения адамова яблока для лечения какого-либо заболевания необходимо посоветоваться с врачом. При многих болезнях это природное лекарство можно использовать только в качестве дополнительного метода лечения на фоне медикаментозной терапии.

Противопоказания к использованию плодов маклюры

Плод маклюры адамово яблоко имеет противопоказания к применению. Так как в составе растения содержится много сахаров, этот фрукт нельзя употреблять больным сахарным диабетом. К другим противопоказаниям относятся беременность, период грудного вскармливания, детский возраст (при наружном применении проконсультироваться с врачом). Также не рекомендуется использовать средство людям, страдающим аллергическими заболеваниями, так как в плодах содержатся потенциальные аллергены.
При наличии хронической почечной или печеночной недостаточности следует принимать фрукт адамово яблоко с осторожностью – она содержит токсичные вещества.

Важно: если во время внутреннего употребления средства из маклюры появились симптомы отравления (тошнота и рвота, одышка, головокружение, слабость), необходимо прекратить лечение и обратиться за помощью к врачу.

Все материалы на сайте Priroda-Znaet.ru представлены исключительно для ознакомления в информационных целях. Перед применением любых средств консультация с врачом ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Ольга Королева

Опубликовано: 09-05-2014

Обновлено: 01-06-2019

Ольга на нашем сайте отвечает за подбор авторов и качество публикуемых материалов.

Рецепты лечения суставов адамовым яблоком (маклюрой)

Адамово яблоко или маклюра – это южное растение с целебными плодами. Издавна используется в лечении суставных заболеваний. Народная медицина знает множество рецептов с этим растением. Рассмотрим рецепты лечения суставов адамовым яблоком.

  1. Характеристика растения
  2. Показания
  3. Противопоказания
  4. Рецепты
  5. Аптечные препараты
  6. Отзывы

Характеристика растения

Адамово яблоко относится к семейству тутовых. Представляет собой дерево до 20 метров высотой. Плоды маклюры напоминают небольшой апельсин с зеленоватой кожицей. Внутри находится клейкое вещество и несколько семян. Сам по себе плод несъедобен, но используется для приготовления лекарственных средств. Разрезанное «яблоко» по запаху напоминает свежий огурец.

Произрастает дерево в южных регионах – Ставрополье, Краснодарский край, Кавказ, Азия.

«Китайский апельсин», как еще называют маклюру, содержит много полезных компонентов:

  • Пектин,
  • Лимонная кислота,
  • Флавоноиды,
  • Рутин,
  • Терпеновые спирты.

Благодаря такому составу маклюра способна оказывать противовоспалительное, обезболивающее, иммуностимулирующее, дезинтоксикационное действие. Некоторые специалисты считают, что растение обладает также противоопухолевым действием. При подагре растение помогает избавиться от солевых отложений.

Сок маклюры является ядовитым. Поэтому самолечение этим растением категорически запрещено. Приготовлением лечебных средств должны заниматься только специалисты.

Показания

Лечебные свойства маклюры позволяют использовать ее при многих суставных заболеваниях:

  • Артрит,
  • Артроз,
  • Полиартрит,
  • Радикулит,
  • Ревматизм,
  • Подагра,
  • Кисты суставов.

Адамово яблоко полезно при этих болезнях как во время обострения, так и в ремиссию. Для приготовления лечебных средств маклюру приобретают в специализированных магазинах или аптеках, где обеспечивается необходимое качество сырья.

Собирать плоды нужно в определенное время года – октябрь-ноябрь. Тогда они полностью созрели и содержат максимальное количество полезных веществ. Спелые плоды имеют яркий оранжевый цвет, обычно они уже лежат на земле. Поверхность «китайского апельсина» покрыта липкой субстанцией, поэтому при сборе лучше пользоваться перчатками. Хранить плоды нужно в темном прохладном месте.

Противопоказания

Нельзя проводить лечение суставов маклюрой:

  • Беременным и кормящим женщинам,
  • Людям с тяжелой патологией сердца и сосудов,
  • Людям с сахарным диабетом,
  • При наличии индивидуальной непереносимости растения.

Средства на основе адамова яблока необходимо хранить в недоступном для детей месте.

Передозировка растением вызывает тошноту, рвоту, головную боль, помутнение сознания. Лечение передозировки — промывание желудка, введение инфузионных растворов. При наружном применении высоких концентраций возможны ожоги кожи.

Рецепты

Из маклюры готовят различные средства для внутреннего и наружного применения. Рецепты лечения суставов адамовым яблоком разнообразны, предполагают использование нескольких компонентов.

Рецепт настойки из адамового яблока – сложный. Готовить это средство нужно заранее. Наилучшее время для сбора плодов – поздняя осень. Следует выбирать самые крепкие и зрелые плоды. Маклюру нужно порезать на небольшие кусочки, поместить в подходящую емкость. Залить водкой из расчета 100 грамм плодов на 1 литр водки. Тщательно укупорить емкость, поставить в темное прохладное место. Длительность настаивания – не менее 6 месяцев. Настойка будет готовой, когда ее цвет станет коричневым. Затем ее процеживают, принимают по три капли перед едой. Лечение настойкой продолжают три недели.

Настойка помогает очистить суставы от солевых отложений, уменьшить воспалительный процесс, снизить частоту обострений. Улучшается подвижность суставов, восстанавливается кровообращение. При регулярном применении настойки укрепляется иммунитет.

Такое длительное настаивание необходимо для инактивации содержащегося в маклюре яда. После окисления, которое и изменяет цвет настойки, средство становится безопасным для внутреннего применения.

Чаще готовят экстракт маклюры для наружного применения. Берут свежие плоды адамова яблока, хорошо моют и натирают на терке. Затем полученную кашицу заливают спиртом из расчета 1:1. Емкость плотно закупоривают, настаивают лекарство две недели. Применяют для растирания больных суставов. Настойка устраняет суставные и мышечные боли, восстанавливает двигательную функцию.

Для приготовления мази берут заранее приготовленную настойку и любой животный жир в соотношении 1:10. Жир растапливают на водяной бане, добавляют настойку и прогревают еще 10 минут. Затем помещают в стеклянную емкость, хранят в холодильнике. Мазью смазывают больные суставы перед сном. Средство не только устраняет суставные боли, но и улучшает состояние кожи, заживляет мелкие повреждения.

Масляный настой адамова яблока помогает при остеоартрозе и подагре. Для его приготовления берут 100 грамм плодов, нарезают мелкими кусочками. Помещают в эмалированную емкость, заливают подсолнечным или оливковым маслом. Дают настояться 5-7 дней. Процеживают, переливают масло в темную бутылку. Используют для растирания суставов. Настойка помогает выводить отложения солей, облегчает боль.

Для приготовления компрессов берут настойку или мазь из адамова яблока. Лекарство наносят на пораженные суставы, слегка втирают и укутывают шерстяной тканью. Процедуру делают на ночь. Компрессы эффективны при обострении артрита, ревматизма.

Для лечения используются не только плоды, но и листья растения. Горсть свежих листьев тщательно промывают, измельчают, заливают литром кипятка. Дают постоять, используют для ножных ванночек.

О том, как приготовить лекарство из маклюры для лечения суставов, следует консультироваться с фитотерапевтом.

Аптечные препараты

Существует несколько готовых аптечных препаратов, содержащих экстракт маклюры:

  • Растительный экстракт. Изготовлен из спиртового экстракта растения и дистиллированной воды. Используется для приема внутрь. Выпускается емкостью 250 мл, стоимость флакона 450 рублей. Лечит артрозы, артриты, ревматизм, подагру,
  • Бальзам с маклюрой Сустамед. Содержит натуральный экстракт адамова яблока. Выпускается тюбиками по 50 мл. Стоимость упаковки — 180 рублей. Используется для наружного применения. Показано в комплексном лечении суставных патологий.

Приобрести такие средства можно в аптеках или интернет-магазинах. Их использование более безопасно, чем применение самостоятельно приготовленных настоек, однако эффект может отличаться, поскольку концентрация действующего вещества меньше.

Лечение препаратами на основе адамова яблока нельзя сочетать с приемом алкогольных напитков.

Отзывы

Отзывы о лечении суставов адамовым яблоком бывают положительными и отрицательными. Как любое народное средство, маклюра не является панацеей при суставных заболеваниях.

Уже давно страдаю ревматоидным артритом. Перепробовала множество лекарств и народных средств, но боли в суставах уменьшаются незначительно. В газете прочитала о таком растении, как адамово яблоко. Узнала, где приобрести плоды этого растения. Приготовила настойку для наружного применения точно по рецепту. Лечилась три недели. За это время боли уменьшились настолько, что я могу спокойно ходить по лестницам.

Ирина Сергеевна, 52 года, Казань.

После травмы у меня развился артроз голеностопного сустава. Боли беспокоят на фоне плохой погоды, после переутомления. Аптечные мази помогают плохо. Подруга посоветовала бальзам с маклюрой. Сначала я купила его в аптеке, затем стала делать сама, используя свиной жир. Наношу на сустав каждую неделю, боли практически не возникают.

Давно слышала про лечение артрита маклюрой, но все не решалась попробовать. Недавно у нас открыли фитомагазин, где есть и плоды адамова яблока. Решила сделать настойку для приема внутрь. Выдержала ее полгода, прошла полный курс лечения, как указывалось рецептами. Однако заметного улучшения не наступило.

Анна, 45 лет, Калининград.

Маклюра – растение с доказанными целебными свойствами, но обладающее ядовитой активностью. Оно полезно при многих суставных заболеваниях. Для достижения максимальной эффективности терапия должна проводиться квалифицированным специалистом.

Истерики у детей

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

  • Причины истерик у детей
  • Патогенез
  • Симптомы истерик у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение истерик у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

Патогенез

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

Читайте также:  Фибриноген: норма в крови, повышен или понижен, причины и симптомы

Симптомы истерик у детей

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Осложнения

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

Диагностика

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Лечение истерик у детей

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз и профилактика

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению. Ребенок может не выполнять самые простые, казалось бы, задания, которые его сверстники выполняют мгновенно. Ребенок может не усваивать учебный материал, его реакции могут быть замедленными – конечно же, родители волнуются. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

[1], [2], [3], [4], [5]

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

[6], [7], [8], [9], [10]

Биологические причины задержки в развитии ребенка

  • Нарушения в организме мамы при вынашивании
  • Заболевания мамы во время беременности
  • Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
  • Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
  • Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
  • Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте

[11], [12], [13]

Социальные причины задержки в развитии ребенка

  • Сильный контроль (гиперопека) родителей
  • Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
  • Травмы психики, перенесенные в раннем детстве

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

  1. Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
  2. После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
  3. Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
  4. Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
  5. До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
  6. В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
  7. Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
  8. В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
  9. У ребенка дошкольного возраста нарушена речь

Лечение ребенка, который отстает в развитии

Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.

Задержка речевого и психомоторного развития ребенка

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции. Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать. Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Читайте также:  Чем лечить дисгидроз кистей. Дисгидроз у детей – виды и лечение

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи, что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы, обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания речи;
  • психологические тесты и анализ характера взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение, направленное на улучшение работы нервной системы.

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер, но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания, отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных, психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1 возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение, но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые, психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов. Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с 3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков, лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может самостоятельно сесть и плохо ползает.

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития, но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача, причем как можно скорее.

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК, магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и т. д.

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор. Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Если ребенок отстает в развитии в 3 года, что делать?

В период с трех до четырех лет дети развиваются очень активно. Малыши быстро растут и крепнут физически, во всем подражают родителям, учатся быть самостоятельными, стремятся к общению с другими детьми и взрослыми.

Одно из главных испытаний этого периода – кризис трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, существующую отдельно от матери. Это почти всегда сопряжено с капризами и истериками «на ровном месте», поэтому большинство родителей ожидает с нетерпением, пока ребенок переживет первый этап взросления.

Читайте также:  У кого нибудь у детей температура высокая держалась более 5 дней

Другое важное явление трехлетнего возраста – это запуск работы речевых центров. Ребенок активно расширяет свой словарный запас, использует целые фразы и короткие предложения, осмысленно выражает свои просьбы и потребности, полностью и четко произносят большинство знакомых слов.

Родители должны внимательно наблюдать за своей трехлеткой: правильно ли он развивается. Если есть какие-то отклонения, необходимо сразу же обращаться к специалисту и начинать коррекцию. Пока нарушения находятся в начальной стадии, в подавляющем большинстве случаев их удается убрать полностью, и вскоре ребенок догоняет своих сверстников.

На что важно обратить внимание?

О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:

  • связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
  • ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
  • есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными. Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
  • ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
  • слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
  • он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
  • использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
  • действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
  • специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
  • ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
  • для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.

В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.

Что делать, если ребенок отстает?

Во-первых, не слушайте советы сердобольных «мимокрокодилов»: нет, не перерастет, и максимально допустимое отставание от возрастной нормы – всего несколько месяцев, а не год-другой. Вы рискуете упустить драгоценное время.

Во-вторых, как можно скорее обратитесь к детским специалистам. Начните с посещения детского невролога и отоларинголога: необходимо определить, в чем кроется причина отставания – в органическом поражении, незрелости ЦНС или нарушении слуховой функции. Следующий шаг – консультации детского психолога и психиатра. Они оценят психическое здоровье ребенка, подберут необходимые препараты и помогут вам выстроить диалог с малышом.

В-третьих, создайте благоприятную обстановку дома. Когда в семье разлад, ребенок, хотя вам и кажется, что он пока ничего не понимает, четко реагирует на каждое резкое слово или угрожающий жест. Окружите малыша любовью и заботой. Постепенно он начнет вести себя спокойнее.

В-четвертых, старайтесь как можно быстрее запустить речь. Это небыстрый процесс, который важно завершить к пяти годам, поэтому наберитесь сил, терпения и работайте, работайте, работайте. Обязательно ходите на занятия к грамотному специалисту, создайте развивающую среду дома.

В-пятых, отдайте малыша в коррекционный или дефектологический детский сад. Там небольшие группы, с детьми постоянно работают дефектологи и воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Занятия нацелены на запуск и развитие речи, формирование у малышей представлений об окружающем мире, социализацию, развитие важных бытовых навыков самообслуживания. Многие родители, чьи трехлетки отставали в развитии, отмечают, что позитивные сдвиги появились именно после посещения такого специализированного дошкольного учреждения.

И последнее, обязательно пересмотрите распорядок дня ребенка: часто ли вы гуляете? не много ли времени малыш проводит наедине с гаджетами? регулярно ли вы занимаетесь дома? Дефицит родительского внимания, неправильное воспитание, отсутствие мотивации у ребенка к умственной деятельности – частые причины отставания в развитии.

Дата публикации: 15.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Утихомирить скандалиста. Шесть шагов, чтобы справиться с детской истерикой

Какие ошибки совершают родители, пытаюсь утихомирить капризничающего ребёнка? Как взрослые сами провоцируют детские истерики? Объясняет семейный психотерапевт.

Сидя на карантине, многие родители как никогда прежде столкнулись с проблемой детских истерик. Как с ними справляться? Рассказывает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Часто, когда ребёнок впадает в истерику, родители чувствуют беспомощность. Одни начинают идти на попятную и выдают ребёнку желаемое, тем самым закрепляя такой способ поведения и провоцируя капризы в дельнейшем, другие наказывают или игнорируют. Однако начинать стоит всё же не с наказаний, обещаний и прочего, а с налаживания отношений с ребенком.

Что делать, если ребенок уже разошелся, кричит и не может остановиться?

Сначала попробуйте обнять ребёнка и физическим способом остановить его.

Если он совсем маленький, достаточно просто взять на руки (посадить к себе на колени), держать и не отпускать, чтобы он не бился, не катался по полу и т. д. Ребенка постарше лучше обхватить сзади за плечи, прижав его руки, чтобы это отличалось от обнимашек, но чтобы он почувствовал какое-то ограничение. В психологии это называется сдерживанием. Когда дети не могут справиться со своими эмоциями и остановиться, им важно почувствовать снаружи надежные и неопасные границы.

После этого начинайте разбираться с причинами, почему ребенок плохо себя ведет.

Если вы догадываетесь, почему он скандалит (к примеру, потому что ему запретили играть в телефоне), желательно сначала посочувствовать, пожалеть, дать поплакаться. Но после этого твёрдо сказать: «Ты расстроен, потому что я тебе не даю поиграть на компьютере, в телефоне. Понимаю, что тебе очень хочется, но больше нельзя». Если вы не понимаете, что стало причиной плохого поведения, стоит порасспрашивать ребёнка о его чувствах. Вариантов много. Например, это может быть обида на родителей. Тогда важно извиниться и восстановить отношения либо объяснить, что ребенок вас не так понял. Если ребёнок взбунтовался из-за чрезмерного контроля и опеки, попробуйте дать ему больше выбора. Например, малышу вместо требования «Ешь кашу» можно задать вопрос: «Какую кашу ты будешь сегодня есть — овсяную или манную?» У ребенка появляется ощущение, что он что-то решает.

Понятно сообщите ребёнку, что ему нужно делать.

То есть родителю не стоит говорить ребенку, чего ему не делать. Лучше сказать, что ему делать вместо этого. Когда ребенок валяется по полу, стучит ногами и кричит, попробуйте сказать: «Встань, пойди подними игрушку, которую ты бросил», «Посмотри книжку» или «Посмотри мультик спокойно».

Если ребёнок вас не слышит и продолжает кричать, спокойно подойдите, скажите, что он выбрал не послушаться вас, поэтому ему нужно идти на «перерыв».

Отведите его в другую комнату, посадите на диван (отведите в угол). Это сценарий из серии «пусть посидит, подумает над своим поведением». Через 2-3 минуты подходите и спрашивайте, готов ли он поговорить спокойно. Если не готов, пусть дальше сидит один, родитель игнорирует. Если и через 5-6 таких подходов ребенок не слушается, важно родителю «сохранить лицо», то есть хоть каким-то образом обеспечить то, чего он добивался: отвести за руку ребенка, отнести, вместе с ним убрать игрушку и т. п. Здесь важно не поощрять своим вниманием негативное поведение ребенка, не заводиться самому, последовательно выполнять одну и ту же дисциплинарную процедуру, не ругаясь, не оскорбляя ребенка и не «зверея».

Наказания почти неизбежны, но только не в виде физического воздействия.

Лучше договориться с ребенком заранее о том, как и за что его будете наказывать. Это должно быть понятно и предсказуемо для ребенка. Сначала давайте ребёнку право выбора: или он прекращает скандалить, или вы его наказываете. Лучше всего в качестве наказаний работают естественные негативные последствия плохого поведения, а также лишение удовольствий. К примеру, если ребенок скандалит, потому что хочет стащить со стола кружку с водой, разрешите ему схватить её и облиться. Конечно, если в кружке просто вода, а не горячий чай. Часто эффективно срабатывает лишение удовольствий. Например, уменьшение времени на мультики, игры в компьютере и т. д. Нельзя лишать того, что ребенку жизненно необходимо, например полезных продуктов типа фруктов, прогулок на свежем воздухе, родительского чтения перед сном или привычного ритуала засыпания.

Полезно даже говорить ребёнку: «Мне жаль, что тебя приходится наказывать». Но если наказание необходимо, нельзя сворачивать с пути. Важно также удостовериться, что наказание не оскорбляет ребёнка, не унижает его достоинство.

Если истерики случаются регулярно, нужно попытаться переломить привычный способ взаимодействия.

Сначала предупредите, что сейчас будет по-другому: вы не станете реагировать на капризы, а если они будут продолжаться, то последует наказание. При этом нужно помнить, что когда что-то меняется в способе взаимодействия, то дети первым делом будут проверять границы, настаивать на старом до последнего и ждать, когда вы «сломаетесь». Поэтому собираясь налаживать другое поведение, важно набраться терпения и быть последовательными.

Чтобы истерики случались реже, родителям стоит понаблюдать за собой. Нередко плохое поведение взрослые провоцируют сами. Каковы наиболее частые причины?

Слишком большое количество запретов.

Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.

Завышенные или неясные требования.

Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.

Неорганизованность в жизни ребенка.

Важно понять, что если ребенок маленький, то совести в том смысле, как ее понимают взрослые, у него пока быть не может, ответственности — тоже. Нельзя ждать от малыша, что он проявит сознательность и все будет делать правильно. Порядок в доме — это ответственность родителя. Если вы организуете жизнь ребенка правильно и он эти правила понимает, ему будет только спокойнее. Он будет лучше развиваться, когда у него нет тревоги и не надо вычислять, что он делает неправильно. Когда родители проявляют строгость или наказывают ребенка только тогда, когда терпение совсем закончилось, ребёнок не понимает, что вдруг случилось с мамой или папой: те же его проступки всегда проходили, а тут сделал что-то менее значительное, и родитель взорвался.

Недостаток внимания.

Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Какое это будет внимание — вопрос второстепенный. Важно лишь то, что мама или папа реагируют, и ребёнок уверен, что он им нужен, его любят. Родители могут этим управлять. Используйте избирательное внимание — обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.

Частая ошибка родителей: до того, как похвалить, многие выжидают — вот еще немножко ребёнок постарается, и тогда похвалю. А у ребёнка как раз не хватает того самого маленького шажка, чтобы дождаться похвалы. Он гораздо раньше принимает решение, что все бесполезно, не надо и стараться. Поэтому очень важно хвалить, отмечать даже малейшее движение в сторону хорошего. Но хвалить важно за что-то конкретное. Не просто «молодец!», а «молодец, что такую интересную картинку нарисовал!». Тогда дети будут связывать свое хорошее поведение с хорошим отношением к ним родителей.

С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка — интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха — это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.

А еще важно помнить, что ни один нормальный ребенок не ведет себя хорошо постоянно. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.

Оцените статью
Добавить комментарий