Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.

Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», « 7 фото

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.

Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.

Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Развитие речи

Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.

Для знакомства с алфавитом и обучения чтению существует масса самых разных методик. Познакомьтесь с ними подробнее и выберите ту, которая подходит именно вам. Применяйте в таком трудном для ребенка деле самые разные задания. Это могут быть и фильмы на компьютере, и презентации, и флеш игры.

Различные тематические дидактические игры: лото, домино, карточки, и множество других, связанных с выкладыванием слогов и слов. Ищите знакомые буквы на вывесках магазинов, рекламных щитах. Разучивайте стихи про выученную букву. Поиграйте в слова, придумывая их как можно больше на заданную букву.

Используйте раскраски, прописи, различные лабиринты, где ребенку необходимо дорисовать дорожку, пусть малыш обводит по точкам различные рисунки, буквы, начните учить его работать с тестами – все это поможет не только развивать мелкую моторику, от которой очень зависит то, как развита речь ребенка, но и подготовит руку к письму.

Используйте подручные средства (например, буквы можно выкладывать из веточек, камешков, счетных палочек, вылепить из пластилина). Таким образом, ребенок будет запоминать не только зрительный образ буквы, но и включатся в работу мускульно-тактильные ощущения.

Подробнее об этом вы узнаете из следующего видео.

После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг. Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.

Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.

Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.

В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.

Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это – отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.

Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.

Важно

Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра. Об этом не следует забывать взрослым, которые хотят заниматься с детьми. Именно играя, малыши наиболее полно усваивают новые знания, причем это происходит добровольно. Во время игры у ребят велика заинтересованность в результате, они не устают даже от большого объема информации. Используйте в своей деятельности различные игры и игрушки. Учитывайте при этом предпочтения вашего малыша.

Во время игровой деятельности у ребят формируется усидчивость, внимательность, развивается память, расширяется словарный запас.

А также малыш учится мыслить, выстраивать логические цепочки, развивает мелкую моторику.

Процесс обучения должен быть организован по всем направлениям. Учите кроху четко выполнять поставленную перед ним задачу. Во время занятий обязательна смена вида деятельности и небольшой перерыв для отдыха. Повторять изученный материал необходимо постоянно, до тех пор, пока малыш все хорошо не запомнит.

Такие занятия помогут вам подготовить свое чадо к обучению в школе.

Одно из занятий по развитию внимания вы можете увидеть в следующем видео.

Занятие по развитию памяти смотрите далее.

Развивающие игры для детей 5-6 лет в домашних условиях

Развивающие игры для детей шестого года жизни дома

В 5 лет ребенок переходит в категорию старших дошкольников. Этот период знаменуется началом активной подготовки к школе. Навыки, развитые в младшем дошкольном возрасте позволяют пятилетнему малышу целенаправленно развивать умения, необходимые будущему первокласснику. В этом возрасте ребенок уже может усвоить нормы и правила поведения, благодаря которым его занятия и игры имеют более упорядоченный, по сравнению с младшим возрастом, характер. Ребенок шестого года жизни по-прежнему стремится к самостоятельности, признанию со стороны старших товарищей, родителей. Взрослые должны учитывать этот аспект и создавать предпосылки для самореализации ребенка — поручать ему посильные дела, подчеркивая их важность, хвалить малыша, моделировать ситуации, требующие от ребенка решительных действий. Но при этом не забывайте о том, что сложные задачи могут привести к обратному результату — вызвать затруднения и подорвать веру ребенка в свои силы. Итогом самостоятельных действий малыша должно быть чувство гордости и осознание собственной значимости.

Занимаясь с ребенком подготовкой к школьному обучению, развивайте у него стремление к исследовательской деятельности, пытайтесь ввести его в суть предмета, фиксируя внимание на деталях и нюансах той или иной сферы. Любое занятие должно быть наглядно. Если в 4 года результат какого-либо процесса не имеет для ребенка решающего значения, то на шестом году жизни малыш может наоборот, ускорять процесс, чтобы поскорее обозреть плод своих трудов. В связи с этим одним из главных навыков, требующих коррекции на данном этапе, становится развитие усидчивости и концентрации внимания. Немало времени следует уделить развитию тонкой моторики и координации рук, необходимых для подготовки руки к письму. Некоторые дети этого возраста начинают проявлять интерес к обучению чтению. Практика показывает, что эти занятия бывают плодотворными, лишь в том случае, если малыш овладевает данным видом знаний по собственному желанию, без давления со стороны взрослых. В ином же случае результат может быть обратным — у ребенка формируется стойкое неприятие всего, что связано с книгами, и это создает дополнительные проблемы в школе. Несмотря на звучный термин: «подготовка к школьному обучению», родители не должны забывать про юный возраст своих подопечных, занятия следует по- прежнему проводить в игровой форме, используя дидактический материал и любые подручные средства.

Игры на развитие мелкой моторики

Нанизывание

Занятие, развивающее мелкую моторику у детей раннего возраста, можно предложить и старшему дошкольнику. Из макарон разной формы, раскрашенных своими руками и нанизанных на леску, можно делать подарки в виде бус или браслетов для родственников и знакомых. Склеенные из старых открыток или рисунков небольшие цилиндры, также нанизанные на леску или толстую нить, могут стать украшением, товарным поездом или красивой разноцветной змейкой. Проколите шилом отверстия в каштанах и предложите малышу сделать из них массажный коврик или рамку для фотографий. Используйте для нанизывания ягоды, пуговицы, бумажные колечки, соломинки для коктейля и все то, что подскажет ваша фантазия.

Вырезание ножницами

Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по прямой линии, умение вырезать различные геометрические формы (круг, четырехугольник, треугольник и т.п.), создание симметричных фигур посредством вырезывания половины формы из сложенного листа. Предлагайте вырезывать не только по прорисованным линиям, но и по образному представлению, например, очертите в воздухе какую-либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги. На первых занятиях таким образом можно вырезать простые геометрические фигуры. В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева, домика. Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания определенной фигуры.

Для вырезок и последующих аппликаций можно использовать старые журналы, газеты, раскраски, открытки.

Раскрась правильно

Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево. При этом обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров и идти параллельно друг другу, но не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером: объявите конкурс самого лучшего штриховщика и рисуйте вместе с ребенком. Кто-нибудь из членов семьи может выступить независимым арбитром.

Лепка из пластилина

Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен». По-возможности разнообразьте задания, создавайте сюжетную основу, например, предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т.п.), вылепить посуду для куклы, приготовить подарок для кого-либо из членов семьи. Сопровождайте игру веселыми стихами. Распределив пластилин ровным слоем по твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него фасоль, горох или крупу.

Бумажные поделки

Помогите ребенку овладеть искусством оригами. Начинайте со складывания листа в различных направлениях: вдоль, поперек, по диагонали. Чертите линии на месте предполагаемого сгиба. Когда малыш освоит это занятие, приступайте к созданию простых поделок из бумаги (пилотка, галка, кораблик). Наверняка ребенка вдохновит создание собственной флотилии или воздушной эскадры. От простых поделок можно переходить и к более сложным фигурам (животные, дома). Научите малыша плести коврики из бумажных полос, вставляющихся в прорези на бумажном листе.

Игра теней

Перед игрой затемните комнату, источник света (настольная лампа, фонарь) должен освещать экран (светлую стенку) на расстоянии 4—5 метров. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещение рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем — это 1—2 метра от экрана. Актеры теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывать сценки. Уменьшить или увеличить размеры теневых фигур можно посредством приближения или удаления рук от экрана.

Основные теневые фигуры:

Птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка.

Мой портной

Начиная с пяти лет, ребенок вполне может овладеть элементарными навыками шитья (пришивания). Подберите толстую штопальную иглу, пуговицы с большими отверстиями, запаситесь лоскутами и предложите малышу под вашим наблюдением пришить пуговицу к платью куклы или поставить заплату на старые штанишки. Покажите, как правильно держать иглу (большим, указательным и средним пальцами), объясните, для чего нужен наперсток. Кроме того, ребенку придется завязывать узелки на нитке, что тоже является эффективным упражнением для развития мелкой моторики.

Чем не Золушка?

Пожалуйтесь ребенку, что у вас произошла маленькая неприятность — перемешались два вида крупы, например, рис и гречка, а перебрать ее — времени не хватает. Попросите малыша помочь вам и разложить все по разным банкам. Чтобы ребенок не заскучал, придумайте ему сказку о том, что крупинки — это потерявшиеся человечки, которым надо помочь найти свои домики.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Буква растет

На чистом листе бумаги в противоположных концах нарисуйте очень маленькую и очень большую букву. Предложите ребенку изобразить процесс увеличения (или уменьшения) буквы, то есть, рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующая — еще больше и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что буква должна «расти» понемногу. Таким образом, доведите букву до размеров, обозначенных на противоположном конце листа.

Игры для развития логического мышления у детей

Найди варианты

Нарисуйте 6 кругов. Попросите ребенка закрасить круги таким образом, чтобы закрашенных и не закрашенных фигур было поровну. Рассмотрите и посчитайте все возможные варианты закрашивания. Проведите соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Волшебники

Объясните ребенку правила игры: вы рисуете простую геометрическую фигуру, а он на ее основе создает более сложный рисунок, например, прямоугольник может превратиться в окно, аквариум, дом; круг — в мяч, снеговика, колесо, яблоко и т.п. Можно проводить игру в форме соревнования: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Орнамент

Приготовьте игровой материал: из цветного картона вырежьте 4—5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники и т.п.). Фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером. Покажите ребенку, как на игровом поле (лист картона или бархатной бумаги) можно выкладывать орнаменты из геометрических фигур. Нарисовав орнамент на бумаге, предложите малышу выложить узор по образцу. Усложняя задание, попросите ребенка выложить орнамент под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право, лево, вверху, внизу». Например: «В центре листа – большой красный круг, справа от него маленький оранжевый квадрат, слева — маленький желтый квадрат, над кругом — синий треугольник, под кругом — зеленый треугольник и т.п.»

Самая простая головоломка

Разрежьте любую геометрическую фигуру на 5 и более частей. Предложите ребенку собрать фигуру. Усложняя задание, используйте фигуры разного размера, разрежьте две одинаковые фигуры с отличающимся рисунком.

Правее! Выше!

Спрячьте игрушку и предложите ребенку ее найти, слушая ваши подсказки. Подсказывая, давайте малышу направление поиска: прямо, налево, выше, ниже: «ты найдешь этот предмет, если пойдешь прямо, а затем повернешь направо. Игрушка находится ниже картины, справа от стола и т.п.». Таким же образом можно загадать предмет, изображенный на сюжетной картинке, выбрав какой-либо объект в виде ориентира. Например: «То, что я загадала, находится ниже солнца, справа от дерева, перед домиком и т.п.».

Разве так бывает?

Нарисуйте картинку с заведомо нелепыми деталями, например, одуванчик среди сугробов, яблоки на березе, мальчик с косичками и т.п. Попросите ребенка внимательно рассмотреть изображение и указать то, чего быть не может. Игру можно проводить в форме соревнования: кто найдет больше «нелепиц», кто увидит самое смешное несовпадение. Чаще меняйте наглядный материал, подбирайте картинки с различными сюжетами, ситуациями. Усложняя задание, делайте ошибки, увидеть которые возможно только при внимательном рассмотрении рисунка. Предложите малышу самому нарисовать картинку с «нелепицей».

Кому что нужно

Представляйте себя в виде какого-либо одушевленного объекта. Ребенок должен назвать условия, необходимые для его жизнедеятельности. Например, вы говорите: «Я — цветок». Научите малыша рассуждать: «Цветок растет в земле, его поливают, листья цветка дышат, в холод цветы вянут, когда светит солнце — цветок растет. Значит цветку необходимы земля, вода, воздух, тепло, свет». Усложняя задачу, можно построить игру наоборот: «Мне необходимы воздух, вода, трава или сено для питания, луг, чтобы пастись, хлев, чтобы там жить. Кто я? (корова)».

Вопрос – ответ

Расставьте в ряд игрушки или любые другие безопасные предметы. Предложите ребенку найти загаданный вами предмет, задавая вопросы относительно его месторасположения. Например:

— Этот предмет справа от машины (центральный объект)?

— Предмет находится между куклой и зайцем?

Что я загадала?

Разложите перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера. Предложите малышу отгадать, какой из них вы загадали. Объясните правила: отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше—меньше». Например:

— Этот круг больше красного?

— Он больше синего?

— Это зеленый круг?

Полезно – вредно

Рассмотрите какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Например: «Если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут. Но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от избытка воды».

Юный архитектор

Расскажите ребенку о том, чем занимается архитектор. Рассмотрите фотографии архитектурных построек, объясните, что ни одно здание нельзя построить без предварительного плана, чертежа. Предложите поиграть в архитекторов: построить дом из кубиков или конструктора по чертежу. На первых занятиях рассматривайте простые конструкции из 4—5 деталей. Попросите ребенка построить дом и сделать чертеж готового строения. Затем возьмите на себя роль строителя, в то время, как малыш станет архитектором, то есть, сделает чертеж. Усложняя игру, можно построить несколько объектов и схематично изобразить один из них, предложив ребенку найти строение, сверяясь с чертежом.

Посади цветы

Для игры вам потребуется 40 карточек с изображениями цветов — с разной формой лепестков, разного размера, с сердцевиной разного цвета. Предложите ребенку рассадить цветы на клумбах: на круглую клумбу — все цветы с круглыми лепестками, на квадратную

цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную – все большие цветы. Какие цветы остались без клумбы, какие могут расти на двух или на трех клумбах?

А я думаю так!

Предложите ребенку поочередно составлять группы предметов по тому или иному признаку. Второй игрок должен убрать один из предметов группы и обосновать свой выбор, то есть, объяснить, почему он считает, что этот предмет лишний. Например, вы собрали группу из трех мягких игрушек — зайка, мишка и кот. Вы объясняете свой выбор тем, что все это — мягкие игрушки-животные. Ребенок убирает кота, объясняя, что заяц и медведь — это дикие животные, а кот — домашний. Или, ребенок объединяет в группу мяч, машину и цилиндр, объясняя это тем, что предметы можно катить. Вы убираете мяч. Объяснения: цилиндр и машина в перевернутом состоянии не катятся, а мяч катится в любом положении».

Игры на изучение времён года для детей

Подбери картинку

Для игры вам потребуется дидактический материал: репродукции с изображениями времен года по сезонам, например, ранняя осень, поздняя осень, начало зимы, середина зимы, конец зимы и т.п. Кроме этого, подберите к каждой теме по 5—7 маленьких картинок. На них могут быть изображены явления или предметы, характерные для определенного времени года, например, снежинка, ветка сирени, желтый лист дерева, птенцы в гнезде. Предложите ребенку к каждой репродукции подобрать соответствующие картинки. Наборы карточек должны постоянно меняться. Необходимый материал можно находить в журналах, газетах, старых раскрасках, распечатать на принтере.

Лето

Прочитайте ребенку стихи С. Маршака из серии «Круглый год»:

Описание развивающих занятий для детей 5-6 лет

Ребята старшего дошкольного возраста уже понимают, что скоро пойдут в школу и готовятся к новому этапу. Развивающие занятия для детей 5−6 лет должны охватывать множество областей — математику, логику, чтение и окружающий мир. Современных дошколят надо заинтересовывать не только книгами, но и увлекательными онлайн-уроками на сайтах-обучалках.

  1. Проверка готовности
  2. Направления развития
  3. Речь, логика, память
  4. Цифры и счет
  5. Мир вокруг и этикет
  6. Добрый учитель — интернет

Проверка готовности

Важно понимать, что 6-летний малыш не обязан быстро читать и писать, это придет со временем. А вот хорошая память, яркое воображение, аналитические способности и проработанная мелкая моторика помогут ускорить этот процесс.

Развитие каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей, но есть определенные критерии, на которые желательно ориентироваться, чтобы постепенно заполнять возможные пробелы в образовании. Педагоги и психологи советуют составить портрет личности малыша, понаблюдав за его поведением:

  • в общественных местах и домашней обстановке;
  • во время разговора с чужими людьми и родственниками;
  • в отношениях с друзьями и повседневном общении с ними.

Организация любых развивалок для детей 5−6 лет немыслима без элемента игры. Хотя цель обучения — побудить ученика выполнять различные задания, делать это лучше в творческой атмосфере. Не нужно забывать, что в этом возрасте ребенку еще трудно удерживать внимание на определенной задаче, и уроки не должны длиться долго.

Лучше заниматься по 20 минут в день с небольшими перерывами, сочетая решение задачек с конструированием поделок, графическими рисунками и веселыми физическими упражнениями. Это поможет выработке следующих качеств:

  • концентрации внимания;
  • умению переключаться с одного вида занятия на другое;
  • делать несколько дел одновременно.

Направления развития

Программа обучения дошкольников (как мальчиков, так и девочек) должна учитывать основные школьные требования первого года обучения. Не нужно стремиться сделать из малыша вундеркинда, но можно передать ему понимание того, что чем больше он будет знать, тем успешнее будет в школе.

Речь, логика, память

Первостепенное значение имеет развитое логическое мышление, когда ребенок может выделить из ряда предметов тот, что ему не соответствует, классифицировать предложенные данные и составить разумный рассказ по картинкам, порой не связанных друг с другом по явному признаку.

Развивающие задания для детей 5−6 лет должны приблизить детскую речь ко взрослой по уровню согласования слов и умению делать умозаключения. Ребенок должен научиться:

  • четко объяснить, где и с кем он живет, назвать личные данные семьи и собственные, включая возраст, имена и фамилии, профессии членов семьи;
  • владеть интонацией (эмоциональной, вопросительным и восклицательным уровнем), правильным произношением звуков;
  • быстро менять формы слов, согласно числу, роду и падежу, грамотно вставлять предлоги;
  • уверенно рассуждать на интересные для него темы (как в монологе, так и в диалоге), спорить с оппонентом и приводить веские доказательства своих взглядов;
  • пересказывать большие рассказы, знать наизусть стихотворения и маленькие отрывки прозы, загадки и считалки;
  • уметь правильно составлять предложения, обладать большим словарным запасом и желанием его пополнять.

Для достижения таких результатов недостаточно водить ребенка на развивашки 3 раза в неделю. Необходимо постоянно общаться с малышом, отвечать на вопросы, играть в занимательные игры с алфавитом и слоговыми карточками. Полезными и интересными будут такие занятия:

  • выкладывание карточек с буквами и словами в логические картинки и воспроизведение пазла со словом по памяти;
  • красочные прописи, лабиринты с дорожками, обводка букв и рисунков по пунктирному образцу;
  • тесты с картинками, когда нужно вставить пропущенную букву или записать часть предложения, представленную рисунком, словом;
  • придумывание рассказа по перемешанным в нелогичном порядке изображениям, что заодно тренирует и логическое мышление;
  • ежедневное заучивание стихов и чтение книг.

Для развития логики есть много ярких иллюстрированных пособий, где предлагается поделить на группы разные предметы, исключить лишнее или продолжить аналогию. Удобно распечатать страницы книжки в нескольких экземплярах и периодически давать ребенку выполнить задание заново. Так можно проверить, насколько хорошо он его усвоил.

Цифры и счет

Мозг ребенка стремится упорядочить полученную информацию, поэтому математические занятия столь увлекательны для малышей. Дети в возрасте 5−7 лет вполне способны совершать такие простые арифметические действия, как сложение и вычитание, решать простые задачи и головоломки, а также уметь:

  • различать геометрические тела и фигуры, делить их на равные составляющие;
  • ориентироваться в пространстве по принципу — прямо, лево, право, назад, вперед;
  • считать от 1 до 10 и обратно, называть цифры выборочно;
  • владеть понятиями — больше, меньше, равно;
  • знать арифметические знаки сложения, вычитания, равенства.

Для развития этих навыков необходимо приобрести рабочие тетради по математике для дошкольников, прописи, счетные палочки, раскраски с геометрическими фигурами и лабиринты-бродилки. Карточки с цифрами можно нарисовать самостоятельно или вместе с ребенком. Все это понадобится для увлекательных уроков или домашних заданий, которые дают на развивайках для детей. С помощью этих пособий можно:

  • научиться правильно писать цифры, соединяя точки по образцу;
  • последовательно соединять цифры, получая в итоге рисунок;
  • выстраивать по карточкам правильный порядок счета;
  • тренировать память, угадывая, какой карточки недостает;
  • определять количество предметов на картинке и соотносить их с цифрами;
  • выполнять простые счетные действия с помощью палочек;
  • классифицировать геометрические фигуры по форме и цвету;
  • определять направления право — лево.

Мир вокруг и этикет

Взрослый часто забывает, что окружающий мир для малыша — нечто новое и непознанное. Важно называть своими именами все, что встречается на прогулке или в магазине, рассказывая про свойства предметов, растений, животных. Обязательно нужно обсуждать с дошкольником следующие темы:

  • время года в настоящий момент, его продолжительность и отличительные признаки, какие изменения несет смена сезонов;
  • названия дней недели, месяцев;
  • часы, минуты, секунды, как определить который час;
  • отличия диких животных от домашних, перелетных птиц от зимующих;
  • виды насекомых и земноводных;
  • профессии людей и разнообразие их деятельности;
  • какие бывают фрукты и овощи, чем они отличаются.

В качестве наглядных пособий подойдет ассортимент магазинов, где можно показывать разные виды одежды, обуви, мебели и бытовой техники, а дома закреплять материал, занимаясь по рабочим тетрадям.

Интеллект ребенка характеризуется и успешно освоенными бытовыми навыками. Вежливое поведение, умение благодарить и извиняться, уважать старших не менее важны, чем приобретенные способности:

  • звонить по телефону и разговаривать с собеседником по правилам диалога;
  • пришивать пуговицу и заклеивать порванные страницы книги;
  • культурно вести себя за столом и в общественных местах;
  • застегивать пуговицы на одежде и шнуровать обувь;
  • соблюдать регулярность личной гигиены;
  • следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.

Есть специальные картонные приспособления для изучения принципа шнуровки и завязывания бантов и узелков. Можно самим соорудить бизи-борды, помогающие развивать бытовые навыки. Сказки и рассказы про вежливость и правила хорошего тона отложатся в подсознании малыша при постоянном личном примере всех членов семьи.

Добрый учитель — интернет

Бывает, что у занятых взрослых не хватает времени, а ребенок жаждет новых знаний. В этом случае можно открыть ему познавательные сайты, где представлены разнообразные бесплатные уроки и развивающие упражнения для детей 7 лет в игровой форме.

Красочное оформление, простые и понятные игры, где по одному клику мышкой можно изменить предлагаемое пространство в ту или иную сторону, позволяет дошкольнику ощутить себя волшебником и не соскучиться, выполняя задания по улучшению грамотности, решению примеров и познанию окружающего мира.

В возрасте 5−7 лет можно начинать и изучение английского языка в интерактивной форме. Даже простые уроки и базисные знания, полученные во время обучающих компьютерных игр, впоследствии будут полезны в школе. Преимущества интернет-занятий для дошкольников — большой выбор и свобода творчества:

  • ребенок занимается самостоятельно и увлеченно;
  • игры часто построены с учетом предпочтений мальчиков и девочек; дети могут выбрать одинаковые по сложности обучалки с любимыми героями мультфильмов;
  • кроссворды, пазлы, загадки и ребусы представлены в огромном разнообразии, в отличие от небольших книг-пособий, а за счет ярких красок и одушевленных анимацией персонажей побуждают ребенка заниматься дольше, чем если бы он работал в тетрадях;
  • творческие занятия с компьютерными раскрасками и рисованием по точкам не требуют дополнительных материалов — палитра и разные формы кисточек уже есть в программе, можно выбирать любой рисунок из сотен.

Несмотря на большой выбор обучающих сайтов большинство родителей и педагогов советуют два основных, на которых есть необходимые уроки для дошкольников с оптимальным балансом между игровой формой и полезными знаниями. Приятно, что большинство занятий бесплатны.

На сайте Разумейкин.ру можно полноценно подготовить ребенка к школе, если выполнять все задания, представленные в трех разделах:

  1. Блок «Обучение» предлагает множество занимательных арифметических задач, обучает порядковому счету и начальным математическим действиям, знакомит с геометрией. В этом же блоке находится раздел «Грамота», где можно научиться алфавиту, слоговому чтению, фонетическим нюансам и отработать их в разделе «Тренировки». Отдохнуть от активных занятий можно в разделе «Окружающий мир».
  2. В блоке «Развитие» находится множество практических заданий и игр на укрепление памяти, концентрацию внимания и развитие речевых способностей.
  3. Блок «Наука» увлечет разнообразными заданиями и темами по географии, биологии. Даже физика и химия представлены здесь в доступной для дошкольников форме.

Упражнения во всех блоках поделены на 3 группы по уровню сложности. Каждое задание сопровождается иллюстрацией, озвученным текстом и комментариями к правильному ответу. Благодаря поэтапному усложнению упражнений у малыша формируется положительная самооценка, а достижения закрепляются виртуальными наградами и медалями.

Популярен среди родителей дошкольников и сайт Айкьюша. Развивающие упражнения для 6 лет представлены там множеством интерактивных заданий:

  • математика — счет, состав числа, сложение, вычитание, примеры, денежные расчёты;
  • логика — круги Эйлера, логические задачки, цепочки и узоры;
  • пространство и время — работа с часами, картами, схемами и сторонами света;
  • чтение и грамота — увлекательное знакомство с миром букв, слогов и слов;
  • цвета и пазлы — развитие памяти через познание спектра цветов и их оттенков;
  • английский и китайский языки — от простого к сложному.

Это лишь немногие развивающие занятия для детей 5-6 лет, которые мы подобрали. Их, конечно, много больше. Но при их подборе для себя главное помнить — правильное соотношение занятий с ребенком при помощи книг, интернета, общения и познания реального окружающего мира обязательно приведет к успеху как в школе, так и в повседневной жизни.

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.

Особенности развития детей 5–6 лет

Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.

В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качества

Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий

Это интересно. Определение «взрослый» для детей старшего дошкольного возраста связано с такими характеристиками личности, как рост осознанности поведения, способности сосредотачиваться на том, что надо, а не интересно, а также умения поставить себя на позицию другого.

В старшей группе дети могут довольно длительное время концентрироваться на выполнении заданий, которые им не слишком интересны

Виды занятий по развитию в старшей группе ДОУ

Занятие — это реализация непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соответствует этапу развития дошкольников конкретного возраста, по содержанию соотносится с одним из разделов программы интеллектуального и физического воспитания малышей, а по форме реализуется в привычных и доступных возрасту видах деятельности. Для старшей группы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплены 6 видов учебно-воспитательных курсов, в рамках которых проводятся закреплённые в расписании группы занятия:

  • познание, куда входят занятия по ознакомлению с окружающим миром или направленные на формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — 1 занятие в неделю, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — 1 занятие в неделю;
  • развитие речи (может совмещаться с чтением художественной литературы) — 2 часа в неделю;
  • обучение грамоте —1 занятие в неделю;
  • физическое воспитание — 3 занятия в неделю;
  • музыкальное развитие — 1 занятие в неделю;
  • художественное творчество — курс в который входят занятия:
    • рисованием — 1 урок в неделю,
    • лепкой — 1 урок в неделю,
    • моделированием — 1 урок в неделю,
    • аппликацией — 1 урок в неделю.

Если в детском саду есть соответствующие специалисты, то в перечень включаются:

  • хореография — 1 или 2 занятия в неделю;
  • логопедическое занятие — 1 или 2 урока в неделю.

При наличии в учреждении соответствующего специалиста в старшей группе проводятся логопедические занятия

Это перечень обязательных курсов в расчасовке программы «От рождения до школы», по которой работает большинство ДОУ в стране. При этом существует вариативная часть, куда при наличии часов и кадров в детском саду включаются занятия:

Название курса может варьироваться в зависимости от учебной программы, по которой работает детский сад.

Это интересно. В зависимости от образовательной программы, по которой работает детский сад, такие направления, как хореография, английский, экологическое воспитание и пр., могут включаться в основную программу, а могут реализовываться в кружковой деятельности.

При этом важно понимать, что перечисленные виды занятий являются непосредственной образовательной деятельностью, то есть, иными словами, уроками. Но в программу ДОУ включается также образовательная деятельность, не хронометрируемая рамками урока, а реализующаяся опосредованно в процессе пребывания дошкольников в детском саду:

  • воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН), развивающее навыки самообслуживания ребёнка в проведении гигиенических процедур, выборе гардероба по сезону и погоду и пр., а также формирование у детей понимания сути здорового образа жизни;
  • развитие внимания;
  • эмоциональное развитие;
  • интеллектуальное развитие;
  • развитие самостоятельности;
  • нравственно-патриотическое воспитание.

Цели занятий по развитию

Исходя из специфики видов, цели занятий по развитию для детей старшей группы — это общая миссия НОД в отношении воспитанников 5–6 лет:

  • формирование и отработка умений, навыков, необходимых для полноценного развития детей старшей группы (сосредотачиваться на задании, прогнозировать варианты взаимодействия с объектами и пр.);
  • подготовка к школе (как на уровне НОД, так и в аспекте соблюдения правил, например, отвечать, когда вызвал педагог и пр.);
  • воспитание коллективного духа (за счёт включения ребят в ту или иную деятельность они учатся действовать сообща и видеть в этом преимущества).

Задачи, позволяющие реализовать на практике поставленные цели, носят частный характер и соотносятся с задачами отдельно для каждого образовательного направления.

Задачи развития реализуются в рамках образовательных направлений

Таблица: задачи развития и примеры заданий для детей старшей группы

Это интересно. Поскольку в современных детских садах принята практика проведения интегрированных занятий, задачи, как правило, объединяются в разных сочетаниях в зависимости от темы урока. При этом задачи, отвечающие тематике урока, берутся в качестве целей. Например, на занятии по развитию речи, посвящённого изучению рассказа В. Драгунского «Друг детства», целями урока являются: знакомство с творчеством писателя, усвоение навыков пересказа — задача речевого развития, отработка навыка выполнения кистью широких мазков в процессе выполнения рисунка мишки — задача художественно-творческого развития, повторение геометрических фигур, на основе которых выполняется мишка — задача познавательного развития.

Упражнения на развитие соотносятся с темой и направленностью занятия

Педагогические приёмы развития детей 5–6 лет

В занятиях на развитие старших дошкольников педагог использует методические приёмы, которые позволяют реализовать цели и задачи каждого учебно-воспитательного направления работы.

Группа речевых способов взаимодействия

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста делают словесные приёмы приоритетными способами взаимодействия на занятиях в ДОУ.

Объяснение

Для развития самостоятельности ребёнка продуктивным оказывается объяснение от лица воспитанника. Так, на физкультурных занятиях перед выполнением хорошо знакомого упражнения порядок выполнения движений может комментировать и демонстрировать ребёнок, который помнит это задание.

Это интересно. Чтобы объяснить дошкольникам соотношение понятий «буква» и «звук», я говорю им, что буква — это одежда для звука. Букву мы видим, звук мы слышим, но не видим — он прикрыт одеждой.

Педагог должен разъяснять не только суть материала, но и порядок выполнения того или иного вида работы

Загадки и стихотворения

Обычно эти приёмы используются для мотивации ребят к работе на развивающем занятии, поскольку рифмованные строки, с одной стороны, привлекают внимание, а с другой, быстро включают детей в тему.

Стихотворения, к примеру, отлично вписываются во вводный этап любого занятия, но также могут использоваться и при разработке основного уровня урока. Для знакомства ребят с графическими образами букв и развития образного мышления на занятиях по обучению грамоте я предлагаю такие короткие стихотворения:

  • Вот два столба наискосок,
    Между ними — поясок.
    Перед нами буква А —
    Алфавиту голова!
  • Похожа В, сомнений нет,
    На крендельки, велосипед.
    Вот палочка, две дужки,
    Как очки у моей подружки.
  • Лежали грабли во дворе,
    В них рассмотрели букву Е.
    И на гребень Е похожа,
    Если присмотреться, тоже.
Сказки

Приём, который зачастую используется для развития ассоциативного мышления, например, в качестве мотивирующего начала занятия. Так, при рассмотрении сходств и различий прямоугольника и квадрата на занятии по ФЭМП я рассказываю детям историю про «Барона Квадрата». «В одной небольшой стране под названием Всезнайка появился необычный гость. Это был лист из тетради Серёжи, который мальчик вырвал, а затем помял, надорвал края и выбросил. Лист попал в незнакомую страну, где все жители были фигурами: кругами, треугольниками, квадратами и пр. Расстроился Лист, что он такой некрасивый, и тут встретилась ему на пути Царица Геометрия, которая, узнав о проблеме, позвала Ножницы и велела привести Лист в порядок. Ножницы аккуратно отрезали смятые края Листа, и стал он квадратом. А Царица Геометрия даровала ему титул барона. Обрадовался Барон Квадрат и сразу повеселел».

После прослушивания я задаю детям 3–4 вопроса на проверку понимания сюжета:

  • Что случилось с Листом в начале истории?
  • Кем сделала Листа Царица Геометрии?
  • Назовите геометрические фигуры, которые вы уже знаете?

Сказки чаще всего используются в качестве мотивации на вводном этапе занятия или в начале основного

Чтение

Приём, который может быть использован на всех этапах развивающего занятия: на вводном для знакомства с темой урока, на основном — для расширения багажа знаний, на заключительном — для отработки новой информации. Безусловно, его применение зависит от уровня развития навыка чтения у дошкольников. Тексты для зачитывания вслух должны быть лаконичными и сопровождаться иллюстрациями. Например, схема проращивания семян фасоли на занятиях по ознакомлению с окружающим миром представлена пятью картинками с подписями, описывающими весь порядок действий.

Беседа

Способ взаимодействия, который является логическим продолжением всех других приёмов. Например, после прослушивания сказки дети в формате беседы отвечают на вопросы по тексту. Беседа несёт в себе мощное воспитательное значение: дети развивают навык говорить, не перебивая других, а также внимательно слушать товарища.

Наглядные способы взаимодействия с детьми

Как и любой другой вид уроков, развивающие занятия опираются на такие наглядные приёмы:

  • картинки (в старшей группе дети развивают навык составления пересказа по произведениям с 4–5 сюжетными поворотами, например, по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки», в отличие от средней группы, где для такого вида работы использовались истории с 2–3 линиями развития действия, так что опорные картинки становятся важным элементом для изложения сути сказки);
  • плакаты (к примеру, правила поведения в лесу дети формулируют, опираясь на соответствующий плакат);

Описывая правила поведения в лесу, ребята развивают навык использования опорных схем

Последний приём наглядности уместен на занятиях физкультурой или при проведении утренней зарядки: дети смотрят видео и повторяют движения.

Готовимся к школе с развивающими занятиями и заданиями для детей 5-6 лет

Занятия для детей 5-6 лет на развитие логического мышления, математических способностей, письма. Также это лучшее время для обучения чтению.

Заниматься с пятилетними детишками – одно удовольствие. И если до 5 лет ребенок еще сопротивлялся подготовке к школе, то с этого возраста – мечтает поскорее вырасти и стать учеником. Теперь открыты новые знания и умения, а зрелость психических функций позволяет довольно долго концентрироваться на задании.

На развивающих занятиях дети в возрасте 5-6 лет осваивают письмо, арифметические действия, учатся распознавать все звуки в словах. Также это лучшее время для обучения чтению, дошкольники с интересом изучают буквы и быстро схватывают принцип их слияния в слоги.

Однако весь обучающий процесс по-прежнему должен быть построен на игровой деятельности, а сами занятия отличаться разнообразием применяемых средств. В противном случае, «утомительные» уроки принесут лишь раздражение, и малыш потеряет интерес.

Задания для занятий с детьми 5-6 лет

К 5-6 годам дети накапливают уже достаточно большой багаж знаний и навыков. Вместе с возросшими интеллектуальными возможностями усложняются и задания.

Математические упражнения и задания

К данному возрасту ребёнок скорее всего уже считает до 10, знает основные фигуры и умеет их сравнивать.

Теперь будущему первокласснику нужно научиться оперировать числами до 10 (вычитать и складывать, постигать состав первого десятка), решать головоломки и задачки в одно действие, сравнивать множества (больше, равно, меньше). Кроме того, до школы нужно закрепить умение ориентироваться в пространстве, выучить прямой/обратный порядок числового ряда. Старшие дошкольники делят круг или квадрат на несколько равных частей, учатся писать цифры и арифметические знаки.

В статье «Развивающие занятия дома в 4-5 лет» уже упоминались обучающие пособия, в которых есть все необходимые для занятий упражнения. Эти же серии выпускаются с пометкой 5+. Кроме того, выучить цифры пятилеткам поможет Тору Кумон и её пособия «Учимся считать».

В занятия для детей 5 лет по математике можно также включить следующие упражнения:

Задания с числовым рядом

Например, «Найди числа». Для игры понадобятся карточки с цифрами. Родитель кладёт перед малышом две карточки с любыми числами. Задача крохи найти выложить между ними промежуточные числа. Например, взрослый предлагает числа 5 и 9, малыш выкладывает между ними 6,7,8. Когда чадо усвоит это упражнение, продолжайте игру без карточек, называя числа устно.

Математические раскраски

Чтобы узнать, в какие цвета раскрасить картинку, ребёнок должен вспомнить цифры, или, что сложнее, решить пример.

Графические диктанты

Для развития произвольного внимания, моторики и пространственного воображения отличным видом работы являются так называемые диктанты «по клеточкам». Они могут быть зрительными, когда малыш перерисовывает схематический рисунок по образцу, и слуховыми. Во втором случае родитель диктует, как ребёнку двигаться по клеточкам (одна вверх, 4 клетки вниз и т.д.), и в результате получается рисунок.

В пять лет длительность таких диктантов составляет 10-15 минут.

Геометрические примеры

Ребёнок выполняет действия с фигурами в голове и выбирает, из предложенных вариантов конечный результат.

Старайтесь вовлекать малыша в обучение ненавязчиво. Например, пусть он сам отсыпает по рецепту в пирог 5 ложек сахара и разбивает 3 яйца. Или просите отсчитать деньги за проезд, сдачу, поделить пирог между членами семьи и т.д.

Помогут и настольные игры-ходилки, в которых количество ходов зависит от значения выпавших кубиков. Лучшие из них описаны в статье «Настольные игры для деток 5-6 лет».

Задания на логику

Занимаясь подготовкой к школе, родителям нужно понимать, что главная их задача состоит не в том, что научить ребёнка быстро читать, считать и красиво писать. Этому их научат и в школе. Главной целью должно быть развитие психических процессов. С хорошо развитой памятью, вниманием и мышлением, маленький ученик всегда будет иметь успех в обучении. К тому же, развитие этих самых интеллектуальных способностей наиболее эффективно пока ребёнок маленький.

  • Что касается логического мышления, за шестой год малыши овладевают следующими умениями:

    • делят предметы по группам, называя какой-нибудь признак;
    • сочиняют рассказ по картинке или придумывают историю по началу;
    • находят лишний предмет;
    • выявляют закономерность и продолжают её.

    Логические задания для детей 5 лет могут быть графические (найти похожее, раскрасить по образцу, пройти лабиринт, дорисовать, решить ребус), речевые (задачки на смекалку, загадки), головоломки. Все это можно найти в печатных развивающих пособиях и программах.

    Несколько примеров логических заданий.

    Лягушка Жу присела на розовый листик. Лягушка ИА находится не на розовом, и не на голубом. Расположи лягушек правильно.

    Или, задачка про закономерности. Необходимо подумать, что может быть пропущено. (В данном случае чередуются живые и неживые предметы).

    Проверяем пространственное мышление. Какая из салфеток не приколота?

    Способности к запоминанию у детей, как и у взрослых разные. Одно известно точно, память можно тренировать. Поэтому организовывая игры на развитие памяти, начинайте с малого – вначале предложите запомнить три объекта, потом больше. Как правило, в возрасте 5 лет малыш может воспроизвести 5-6 зрительных образов, 4-5 не связанных по смыслу слов, 3-4 цифры, повторить за взрослым 5-6 действий.

    Более подробно о заданиях, которые помогут крохе быстрее запоминать, читайте в статье «Развитие памяти дошкольников»

    Задания для запоминания букв

    В школе обучение грамоте происходит от звука к букве. Поэтому прежде чем приступить к изучению алфавита, нужно убедиться, что кроха хорошо различает звуки в слове, может построить звуковую схему слова.

    Чтобы малыш быстрее запомнил графическое изображение буквы, её можно вылепить, придумать, на что она похожа, развесить карточки с буквами по комнате.

    Если есть магнитные или деревянные буквы, их можно положить в мешочек и доставать наощупь. Также можно изготовить «рельефные» буквы, при помощи круп, стразов и бусинок.

    Если ребёнок уже выучил буквы и умеет складывать слоги, можно поиграть со словами.

    Например, прочитай слово по первым буквам.

    Или подумать над таким заданием.

    Разнообразят домашний урок грамоты и ребусы с буквами.

    Развиваем речь

    К 5 годам дошкольник должен уже чётко называть не только своё имя и фамилию, но и адрес, телефон, знать данные своих родителей. В целом речь 5-летнего ребёнка уже ничем не отличается от взрослой. Дошкольник правильно использует грамматические нормы, может вести беседу, строить рассуждения, задает вопросы.

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется посредством скороговорок и артикуляционной гимнастики. Также помогут игры на определение позиций звуков в слове, складывание слов из звуков.

    Например, родитель проговаривает слова, а ребёнок, услышав заранее обговоренный звук их «ловит» хлопками или прыжками.

    В другом упражнении родитель кидает мяч и называет слог. Ребёнку нужно придумать на этот слог слово и кинуть мяч обратно.

    Развитие деток 5-6 лет в режиме онлайн

    Развиваться и обучаться дома поможет и компьютер. Сегодня доступно много образовательных сайтов и онлайн-платформ, которые бесплатно предлагают разнообразные задачки и игровые упражнения для детей.

    Задания на них обычно дифференцируются на категории по возрасту и тематикам – логика, грамота, математический материал, расширение кругозора и др. Поэтому подобрать необходимые упражнения несложно.

    К примеру, к разделу логика для 5 лет, можно отнести такую задачку с кругами Эйлера.

    Если ответ правильный (в данном примере, «солнце»), ребёнка обязательно похвалит диктор. В случае ошибки можно узнать правильный ответ и объяснение. (Фонарь не теплый, цыплёнок неяркий).

    Используя развивающие онлайн-упражнения для детей 5–6 лет, дозируйте время пребывания за компьютером. Если заметно, что внимание ученика рассеивается или решение затянулось, смените вид деятельности.

    5-летние дети очень глубоко переживают свои неудачи. Поэтому, если что-то не получается, подбадривайте, предложите справиться с трудностями вместе! Так ребенок не потеряет веру в себя и будет открыт к новым знаниям!

    Занятия для развития ребенка в 5 лет

    5 лет — середина дошкольного возраста, расцвет эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Занятия для детей 5 лет направлены на развитие психических процессов.

    Физическое развитие пятилеток

    Организм пятилетнего ребенка претерпевает изменения. Тело теряет массу, худеет, исчезают жировые отложения, характерные для раннего детства. Черты лица становятся острее, исчезает детская припухлость.

    Увеличивается рост, при этом не меняется вес.

    Питательные вещества используются для роста и укрепления мышц, благодаря чему ребенок становится физически выносливее и ловчее. Увеличиваются крупные мышцы (ягодицы, грудная клетка).

    Средние физиологические данные:

    • рост — 99-116 см;
    • вес — 17-20 кг.

    В этом возрасте важно привить ребенку привычку заниматься физической активностью, которая укрепит здоровье и поможет организму развиваться физиологически правильно.

    Мелкая моторика

    Моторика — действия, которые координируются совместной работой нервной, костной, мышечной систем. Мелкая — четкие действия кистей и пальцев. Развитие моторики взаимосвязано с развитием речи, моторный и речевой отделы в полушариях находятся близко. К 5 годам моторные функции усложняются, задействованы пальцы рук, в отличие от 2-3 лет, когда ребенок для захвата использовал ладонь.

    У средних дошкольников мелкая моторика развивается в процессе созидательной деятельности: конструирования, лепки, рисования.

    Навыки обоих видов моторики отрабатываются в ведущем типе деятельности — игре.

    Моторные умения детей 5-6 лет:

    • раскрашивать рисунки, соблюдать границы;
    • завязывать веревку в узлы;
    • правильно двумя пальцами держать карандаш;
    • застегивать пуговицы и молнию;
    • доставать предметы из тары с небольшими отверстиями;
    • срисовывать геометрические фигуры.

    Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

    Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.

    К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.

    Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.

    Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.

    Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.

    Мышление

    Зарождается логическое мышление. Ребенок мыслит в уме, создает внутренний план. В 3-4 года он участвует в ситуации при помощи практических действий, а в 5-6 лет — используя мыслительные операции.

    Мыслительный процесс ребенка 5 лет развивается посредством работы органов чувств. С помощью них дети знакомятся с понятиями формы, цвета, вкуса, запаха, величины, ориентируются в пространстве. На основе мышления действенного, практического формируется образное.

    Для его развития необходима самостоятельность ребенка, активность в познавательной деятельности. Постановка вопросов, построение гипотез способствуют развитию гибкости и динамичности мыслительных процессов. Дошкольный возраст — время высокой мотивации к обучению и исследованию.

    Память и внимание

    Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.

    1. Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
    2. Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
    3. Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
    4. Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.

    Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.

    Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.

    Что должен уметь ребенок 5 лет:

    • находить 6 отличий между двумя рисунками;
    • удерживать в поле зрения 10 предметов;
    • повторять узор;
    • запоминать 8 картинок;
    • рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.

    Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.

    Развитие речи

    Язык ребенка в возрасте 5 лет обогащается сложными понятиями в процессе игры и общения со взрослыми, образуются связные высказывания.

    Направления речевого развития в среднем дошкольном возрасте:

    • расширение запаса;
    • развитие грамматического строя речи;
    • развитие речи как средства коммуникации;
    • развитие речи как средства планирования и регулирования поведения;
    • развитие фонематического слуха.

    Возникает способность связной речи, возможность описать событие. Ребенок способен договариваться с партнером по общению, организовывать взаимодействие, защищать себя, отказываться от контакта.

    К 5 годам ребенок:

    • имеет в запасе 3000 слов, составляет предложения из 6-7;
    • пересказывает текст;
    • пользуется антонимами;
    • использует прошедшее и будущее время;
    • должен знать данные свои и родителей, адрес;
    • называет предметы и числа.

    С 5 лет в план педагогической работы включают логопедические занятия.

    Восприятие окружающего мира

    Пятилетние дети интересуются окружающим миром, происхождением предметов и явлений. К этому возрасту возникают вопросы «Откуда берутся дети», «Куда уходят люди». Для дошкольников важно понимать механизмы становления окружающего мира. Они самостоятельно воссоздают картину мира, если не получают ответы на вопросы. В сознании ребенка возникают нелогичные объяснения и магические идеи, могут развиться страхи.

    В 4-5 лет у детей появляется страх смерти. Он формируется из-за недостатка знаний о явлении. Ребенок пытается найти ответ у родителей, но взрослые избегают этих вопросов.

    Малыш чувствует, что тема вызывает повышенную тревожность и начинает бояться. Свой страх он бессознательно прорабатывает в рисунках и рассказах на тему смерти.

    Если же родители будут уделять излишнее эмоциональное внимание к таким рисункам, то у ребенка сформируется страх смерти. Чтобы этого избежать, нужно показывать дошкольнику детские энциклопедии, рассказывать о строении человеческого организма. Полезно рассказывать о влиянии здорового образа жизни на ее продолжительность.

    Бытовые навыки ребенка в 5 лет

    Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.

    Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.

    Социальное развитие пятилетних детей

    Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.

    Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.

    Эмоциональное развитие

    У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.

    Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.

    Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.

    Различия между девочками и мальчиками

    Пятилетние дети интересуются телом, половыми органами, различием между полами. Дошкольникам важно соотносить себя со своим полом и выражать свою половую принадлежность через внешний вид, выбор игрушек.

    Из-за различий в развитии полушарий мозга девочки склонны к рациональности, проявлению логики, положительным эмоциям. Мальчики — к интуитивным реакциям, нелогичности, образной памяти, отрицательным эмоциям.

    Занятия с ребенком пяти лет

    Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.

    Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.

    Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.

    Творческое развитие

    До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.

    Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.

    Занятия на развитие внимания и памяти

    Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:

    1. Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
    2. Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
    3. Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
    4. Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
    5. Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.

    Изучение иностранного языка

    В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.

    Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).

    Подготовка к школе

    В рамках подготовки к школе:

    • детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
    • проводят работу на повышение самооценки;
    • развивают произвольность психических процессов;
    • готовят руки к письму;
    • изучают алфавит и счет.

    Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.

    Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет

    Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающие занятия представлены в интересной игровой форме, объединенных общей темой, в которой все действия происходят с персонажами-гномами. Что создает особую атмосферу во время занятий.

    Для детей гномы — рассудительные, аккуратные, наделенные многими чертами взрослых — все-таки остаются маленькими. Они могут быть озорными и веселыми, добрыми и непосредственными, как дети. Это вызывает у детей чувство доверия к ним и стремление опекать их на правах большого, дети имеют хорошую возможность проявить самостоятельность и ответственность. В игре они будто бы помогают маленьким человечкам точно выполнять различные действия. В этой ситуации снимается страх перед ошибкой, поскольку всегда существует возможность самореабилитации – можно сказать себе, что ошибся гном. Но в то же время каждый ребёнок старается, чтобы именно его гном был очень внимательным и сообразительным [9, с.3].

    В “спичечных картинах” я использую стихотворное сопровождение для того, чтобы у каждого ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, фигуры, но и слуховой.

    Данные коррекционно-развивающие занятия я провожу уже третий год с детьми старшей и подготовительной групп. В старшей группе проводится 18 занятий, в подготовительной группе 15 занятий. Занятия с гномами можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.

    Мне хотелось бы представить один из конспектов коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной сферы с детьми 5-6 лет.

    • развитие образного воображения;
    • развитие слуховой и зрительной памяти;
    • снятие мышечного напряжения;
    • развитие тонкой моторики рук;
    • развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания;
    • развитие координации движений;
    • сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя.
    1. Развитие тонкой моторики.
    2. Развитие мышления.
    3. Формировать произвольность всех психических процессов.
    4. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

    Материалы к занятию:

    • музыкальное сопровождение;
    • листы цветного картона и картинки для “спичечной картины”;
    • счетные палочки; мешочки разной формы;
    • шляпки гномов вырезанные из цветного и белого картона;
    • гном с мешочком в руках.

    Ход занятия

    1. Приветствие.

    Настрой на занятие.

    “Доброе животное”

    Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

    Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

    2. За грибами.

    Вот места родные –
    Тихие, грибные …
    Полные лукошки.
    К дому две дорожки.

    Тот, кто просит поспешить,
    Будет белые сушить.

    Руки в стороны, ноги на ширине плеч.
    Руки поднять вверх, ноги на ширине плеч.
    Пальцы рук соединить в замок.
    Указательный и средний палец «идут».

    Руки поднять и соединить пальцы в замок над головой.
    Руки перед собой
    Руку согнуть в локте указательный и средний палец
    оставить поднятыми, остальные согнуть.

    Изобразить всем телом бег, на месте.
    Руки согнуть в локтях и соединить над головой.

    3. Игра “Невидимка”.

    В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий.

    Для игры требуется несколько цветных шляпок гномов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые шляпки, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждой цветной шляпки.

    Правила и ход игры:

    Психолог демонстрирует детям гномов в шляпках, или можно использовать только шляпки, картонные карточки-шляпки – это гномы в разноцветных шляпках. Затем он последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Когда все гномы еще раз названы, психолог, просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает одну из шляпок гномов, белой шляпкой – невидимкой. Требуется определить, какой гном закрыт, то есть, кто находится под шляпкой-невидимкой. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных шляпок.

    4. Игра “Весёлый гном”.

    Психолог демонстрирует детям гнома с мешочком в руке. Детям предлагается придумать, что находится в мешочке у гнома. Сначала дети должны найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем – про мешочки других форм по очереди. После придумать рассказ о том, как эти предметы оказались у гнома в мешке и, что может произойти дальше.

    Мешочки по форме могут быть разными, например: слоненок, бабочка, рыбка и т.д. А так же мешочки могут быть неопределенной формы, по которым трудно определить точно, что в нем находится, так как сразу может подойти несколько предметов под эти формы.

    5. Психогимнастика Шалтай-Болтай.

    Шалтай – Болтай
    Сидел на стене.
    Шалтай – Болтай
    Свалился во сне.

    (Перевод Маршака С.)

    Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

    6. “Спичечная картина” – “Дом”, “Стул”.

    Детям даются наборы счетных палочек, листы цветного картона и картинки “Дом” и “Стул”. Психолог предлагает детям выложить их счетными палочками на цветном фоне. Цвет фона дети подбирают самостоятельно.

    Детям зачитывается стихотворение Князева В.

    Однажды тёплым вечерком,
    Когда в траве кузнечик
    Лег спать, укрывшись лепестком,
    Задумал гном построить дом
    Из крохотных дощечек.

    Детям предлагается отгадать загадку.

    Ребята послушайте загадку и догадайтесь, что мы с вами сейчас будем строить для наших гномов.

    Психолог предлагает детям воспроизвести картинку без зрительной опоры, то есть по памяти.

    Спинка, сиденье, четыре ноги
    Что ты увидел? Скорей назови.

    7. Заключительный этап.

    Вопросы к детям по занятию.

    8. Прощание “Речевка”.

    Все мы дружные ребята
    Мы ребята дошколята.
    Никого не обижаем.
    Как заботиться мы знаем.
    Никого в беде не бросим.
    Не отнимем, а попросим.
    Пусть всем будет хорошо,
    Будет радостно, светло!

    Список используемой литературы:

    1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
    2. Белоусова Л.Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
    3. Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка?: книга для родителей. – М.: Дрофа, 2006. – 91с.
    4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104с.
    5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144с.
    6. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 96с.
    7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М.: 2005. – 208с.
    8. Раскраска. Реши, запомни, нарисуй. АТЛАС-ПРЕСС, 2004. ИЗД Розовый Слон, 2004.
    9. Федосова Е.С., Федосов Г.С. В Стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 63с.
    10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И.— 2-е изд.— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
    11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.
    Читайте также:  Смещение позвонков поясничного, шейного и грудного отделов
  • Оцените статью
    Добавить комментарий