Развитие ребенка по месяцам до 1 года: календарь, таблицы и этапы по ВОЗ

Этапы развития новорожденного

6 пользователям понравилась эта статья.

Попробуйте бумажные платочки Zewa – мягкие и такие прочные, что выдерживают даже машинную стирку!*

Используйте платочки и салфетки Zewa

Удивительно, как быстро малыш растет и меняется в первые два года жизни. С того момента, как он только открыл глаза, до первых неуверенных шагов, этапы развития новорожденного могут проходить невероятно быстро, и именно поэтому это такой для родителей.

Подготовьте себя к каждому этапу развития новорожденного с помощью нашего списка. Только помните — это всего лишь ориентировочный список, а не официальный гид. Все малыши разные и развиваются с разной скоростью, так что каждый из них особенный по-своему.

1-й месяц

Скорость, с которой проходит развитие ребенка до года, особенно в первые несколько недель жизни, может быть поразительной. К концу первого месяца у малыша будет полностью развит слух, и он может уже поднимать голову. Однако cтоит убедиться,

2-й месяц

Развитие ребенка по месяцам наполнено многими нежными моментами, но первая улыбка, пожалуй, является самым трогательным. Однако c этим эмоциональным также появляются и слезы. Не стоит переживать – просто держите под рукой и прочные бумажные платочки Zewa Deluxe.

3-й месяц

К этому времени у вашего малыша появится интерес к его ручкам. Умения ребенка по развиваются очень быстро, особенно способность к осязанию. Малыш будет радоваться объятиям так же, как и вы. Попробуйте давать ему игрушки с разными текстурами или даже записать его на детский массаж.

4-й месяц

Ребенок начинает переворачиваться со спины на живот в возрасте от трех до семи месяцев. Однако в 4 месяца малыш проводит больше времени на животике, с периодическими попытками перевернуться.

5-й месяц

Смех – это, пожалуй, самый приятный момент в период развития ребенка до года. В это время вы будете чувствовать себя самым лучшим комиком в мире, когда малыш заливается над вашими смешными рожицами. Наслаждайтесь этим моментом: ваш ребенок будет считать любые ваши шутки смешными.

6-й месяц

Попросите старших братьев и сестёр помочь вам кормить малыша: им понравится брать на себя ответственность, и это поможет им создать более близкие отношения с малышом.

7-й месяц

Определить этот важный момент, когда у ребенка появится первый зуб, не так легко, но, скорее всего, вы увидите признаки прорезывания зубов примерно в этот период – обильное выделение слюны, красные щеки и потекший нос; также малыш может начать тереть свои десны или покусывать кулачок. Имейте при себе пачку бумажных платочков Zewa Deluxe, чтобы легко протереть нос и лицо малышу.

8-й месяц

продолжают развиваться, и малыш начинает быть более активным: теперь он может ронять и кидать различные предметы, и это становится любимым развлечением – особенно во время еды. Прочные и отлично впитывающие бумажные полотенца Zewa Premium станут вашими лучшими помощниками на долгое время.

9-й месяц

Девять месяцев – это совершенно новый период для вашего ребенка. Развитие крохи по месяцам становится еще более увлекательным, так как теперь он может ползать и лазить везде, где только возможно, и исследовать свое окружение.

10-й месяц

Наш список, включающий этапы развития новорожденного, не был бы полным, если бы не включал в себя первые слова. 10-11 месяцев — это средний возраст для этого волшебного момента.

11-й месяц

Первый день рождения вашего малыша приближается, и он начинает демонстрировать свои желания более уверенно, показывая на вещи, которые он хочет (и отталкивая вещи, которые ему не нравятся). Желание быть независимым – это хороший знак, и оно может развиваться, если вы будете предлагать ему выбор между двумя опциями, например, двумя видами фруктов.

12-й месяц

С Днем Рождения! В 12 месяцев малыш часто учится стоять самостоятельно и имеет несколько новых слов в своем арсенале. Сейчас наступает хорошее время попробовать какие-нибудь креативные игры для ребенка, которые помогут ему улучшить координацию и социальные навыки.

13-й месяц

Ваш малыш сделал первый шаг – это еще один повод для радости в списке развития крохи по месяцам. Средний возраст, когда дети начинают ходить, составляет 13 месяцев. Но у всех малышей это происходит по-разному, так что не стоит переживать, если ваш ребенок сделал свой первый шаг немного позже. Когда момент наступит, убедитесь, что вся семья активно поддерживает и хвалит ребенка, чтобы он чувствовал мотивацию развивать свой новый навык.

14-й месяц

Ваш ребенок вступает в период раннего детства со всеми его веселыми играми. Например, вам малыш может любить скрутиться.

15-й месяц

Признаки режущихся зубов, как красные щеки и потекший нос, могут вернуться в этот период развития ребенка по месяцам. Причиной этого может быть первый коренной зуб! Запаситесь бумажными платочками Zewa Deluxe, чтобы поддерживать малыша в чистоте и комфорте.

16-й месяц

Если вы часто поете колыбельные вашему крохе, он может присоединиться к вам. Малыш любит повторять за вами, поэтому будет очень хорошо знать ваши песни.

17-й месяц

Развитие ребенка по месяцам достигает момента, когда он начинает осознавать сходства и различия между предметами и начинает получать удовольствие, разбирая свои игрушки (и, возможно, еду) по цветам и формам. Чтобы протирать липкие пальчики малыша и его игрушки.

Малышу очень нравится наблюдать за вами, и он будет стараться вам подражать. Лучше объяснить ему важность гигиены как можно раньше. Дайте ему простое задание, например, разобрать белье для стирки – малыш будет рад чувствовать себя частью команды мамы и папы.

18-й месяц

На шкале развития ребенка до года и после 18 месяцев – это время, когда малыш уже, скорее всего, может говорить короткие фразы, используя 20 слов или больше, которые он смог освоить.

20-й месяц

Малыши часто любят прыгать по лужам, держа за руку маму и папу, а также залезать на их плечи во время прогулок по лесу. Поставьте прочные бумажные полотенца Zewa Premium рядом с дверью в дом, чтобы протирать грязные сапоги. Они отлично впитывают и помогут отмыть обувь быстро.

21-й месяц

На этом этапе малыша часто обучают пользоваться горшком. Не забудьте обставить его, как трон, с помощью туалетной бумаги Zewa Deluxe c впитывающими подушечками для деликатного очищения и особого комфорта. А сразу после используйте влажную туалетную бумагу Zewa, которая обеспечивает наибольшую чистоту** и легко смывается в унитаз после использования.

22-й месяц

Устраивать игры становится еще интереснее в этот период развития ребенка по месяцам, так как он начинает практиковаться в умении кидать мячик через плечо.

23-й месяц

Ребенок, приближающийся к своему второму дню рождения, начинает одеваться и раздеваться самостоятельно и проявляет больший интерес к своему гардеробу. Наполните коробку яркой одеждой и аксессуарами, чтобы мотивировать детей к самовыражению и поддержать их креативность.

24-й месяц

Наш список этапов развития крохи по месяцам заканчивается на втором дне рождения вашего ребенка – времени, когда он может начать интересоваться игрой с другими детьми и большим общением.

Наслаждайтесь каждым моментом жизни с вашим малышом, независимо от того, когда и как они происходят!

*По результатам исследования Eurofins Evic (Еврофинс Эвик), Франция, апрель 2018г.

** Согласно исследованию ООО “Хьюман Нейче”, Россия, Сентябрь 2016. Подтверждено 290 участниками исследования из 302

Как развивается малыш по месяцам до года – основные этапы

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность. Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Рекомендуем к прочтению:

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.


  • 5 месяцев: попытки подняться и сесть

    К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

    Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

    6 месяцев: первые зубки

    Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.

    Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать, необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

    У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

    7 месяцев: маленький исследователь

    Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.

    Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

    8 месяцев: сам ползаю

    Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

    9 месяцев

    В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

    На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

    10 месяцев: неугомонный помощник по дому

    Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

    Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

    11 месяцев: подражаем папе и маме

    Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

    К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

    12 месяцев: сам хожу

    Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

    Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

    Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

    Подробное видео по каждому месяцу до года

    Физическое развитие детей до 1 года

    Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

    Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

    Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

    До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

    Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

    Читайте также:  Удаление молочных зубов в домашних условиях и у врача: 3 показания, как удалить, последствия

    В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

    Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

    Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

    К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

    На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

    В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

    В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

    Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

    Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

    Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

    Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

    В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

    Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

    В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

    К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

    К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

    На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

    Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

    ​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

    Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца и девятый скачок роста

    Давайте сегодня поговорим о навыках и умениях ребенка в 1 год и 2 месяца, в чем особенности этого возрастного периода развития, что же он уже должен уметь делать.

    Что должен уметь малыш в 1 год и 2 месяца

    • Самостоятельно ходить
    • Самостоятельно вставать без опоры
    • Прожёвывать еду, состоящую из кусочков
    • Пить из чашки-непроливайки без посторонней помощи
    • Стараться самостоятельно кушать ложкой
    • Пытаться воспроизводить произнесенные кем-то слова или жестикулировать
    • Самостоятельно использовать около пяти слов/жестов
    • Днём в этом возрасте ребенок переходит на один дневной сон
    • Чистить зубы с маминой помощью
    • Пробовать вытирать руки полотенцем
    • Снимать носки и шапочку
    • Активно участвовать в повседневных делах и играх (одеваться, купаться, убираться)
    • Подражать взрослой речи, действиям, жестам
    • Быть любопытным, исследовать предметы, помещения и обстановку за пределами дома
    • Узнавать свои игрушки, любимые игры и занятия
    • Повторять за взрослыми или детьми способы использования предметов или приспособлений (игрушка, половник)
    • Строить башенку из двух кубиков
    • Рисовать каля-маля пастельным мелком, применять пальцевые захваты
    • Переворачивать коробку, с целю вывалить из неё содержимое
    • Бросать кубики в коробку с большим отверстием
    • Наблюдать за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрировать заинтересованность.

    Очень подробно все навыки этого возраста описаны в этой статье:

    Что должен уметь ребенок в 1 год – 1 год 4 месяца

    64-я неделя: новые принципы – новый мир

    Буквально пару месяцев назад малыш понял, что такое программы и задачи, однако в этом мире он пока новичок. В возрасте 14 месяцев (1 год и 2 месяца) к ребенку приходит понимание того, что для получения результата, в зависимости от обстоятельств, можно вносить определенные изменения. Это делает его еще на один шаг ближе к полноценному взрослому мышлению.

    С последним возникает не мало проблем, причем не только у детей, но и у взрослых. В таком возрасте на капризы и нытье мама реагирует уже не так – как раньше. Вместо того чтобы взять ребенка на руки проявляется раздражение – ведь ребенок, которому уже больше года, должен понимать как можно вести себя, а как нельзя. Когда объяснения отталкиваются от стены непонимания, некоторые молча “закипают”, а некоторые и вовсе переходят на крик. На самом деле, нужно учитывать, что малышу гораздо сложнее, чем вам. Ему тоже кажется что его не понимают, только при этом и новый мир к нему настроен враждебно.

    Кроме того. конфликты могут возникать еще и из-за того, что ребенок начинает проявлять характер и свое несогласие с мамой. Попытки не принимать в расчет их мнение приводят к тому, что дети становятся еще строптивее. тут главное помнить, что понятие терпения, которое рано или поздно иссякает, присуще не только взрослому, но и маленькому человеку. Притом контролировать себя и “разруливать” ситуацию должны именно родители, а не дети.

    Признаки скачка 64-й недели

    Признаки скачка в 1 год и 2 месяца мало чем отличаются от тех, с которыми родители уже столкнулись переживая предыдущие сложные периоды. Это могут быть:

    • капризы и слезы без причины;
    • резкие перепады настроения: от безудержной радости до безутешных слез;
    • потребность во внимании;
    • желание почти всегда быть рядом с мамой;
    • подозрительно хорошее поведение и милые ласки или, наоборот, излишняя шаловливость;
    • истерики;
    • проявление чувства ревности по отношению к маме и даже папе;
    • страхи относительно посторонних людей, настороженное отношение к ним;
    • протест против попыток мамы прекратить телесный контакт;
    • проблемы со сном, возможно ночные пробуждения, сложно малышу приснился кошмар;
    • сложности с едой;
    • любовь к мягким игрушкам, которые ребенок всегда старается носить с собой;
    • мечтательность и задумчивость;
    • отказ переодеваться и менять подгузник.

    Изменения, происходящие во время скачка 64-й недели

    Конечно, его стратегии пока не слишком сложные. Но вот попросить конфету у папы или бабушки, если мама запретила ее брать, теперь вполне реально. Часто можно заметить, что малыш словно в раздумьях и сомнениях. Это не удивительно, ведь во вновь открывшемся мире на каждом шагу приходится принимать решения. Кроме того, свои “шаги” он делает как будто осторожно изучая реакцию окружающих на ту или иную выбранную стратегию поведения.

    Итак, преодолев скачок 64 недели с принципами ребенок обращается еще неуклюже. Да и доступны они ему пока еще далеко не все. Но, тем не менее, можно наблюдать некоторые стратегии в его поведении. Основные виды “детских принципов” этого этапа развития приведены ниже.

      Проявление воли и характера, стремление поступать по-своему:

    • осуществление выбора;
    • проявление инициативы;
    • стремление распоряжаться действиями других и давать им указания;
    • желание ощутить поддержку и причастность близких;
    • собственнические нотки в отношении игрушек.
    • пристальное наблюдение за другими людьми и подражание им;
    • копирование агрессивного поведения;
    • развитие крупной и мелкой моторики: малыш делает кувырки, встает на мостик, начинает держать карандаш в руке;
    • имитация странного, а также увиденного на экране поведения.

    Экспериментами со стратегиями и границами:

    • изучение возможностей собственного тела и эксперименты с ним;
    • игра “в прятки” с предметами;
    • игра в прятки с окружающими: ребенок стремится залезть куда-то или за что-то, а потом неожиданно оттуда появляется;
    • обращение с вещами становится бережнее;
    • изучение того, что стоит за понятиями “да” и “нет”;
    • игры с мамой, попытки обвести ее вокруг пальца;
    • эксперименты с подъемами и спусками, в том числе и относительно игрушек.

    Изучение стратегии и тактики:

    • попытки получить то, на что не согласилась мама, от других людей;
    • попытки дать выход эмоциям в виде истерики;
    • попутки предпринять действия, которые покажутся окружающим смешными, и стремление добиться от них чего-то таким путем.

    Кроме того, в этой сфере некоторые “принципы” малыш проявляет чаще, чем раньше:

    • попытки помочь окружающим;
    • попытки стать послушным для того чтобы добиться своего;
    • достижение консенсуса с окружающими, понимание того что старших нужно слушаться и принимать от них помощь;
    • попытки добиться своего “нытьем”;
    • несмотря на угрозы и предупреждения взрослых ребенок продолжает делать что-то по-своему.

    Как помочь ребенку пережить очередной скачок

    Итак, что же нужно малышу в первую очередь?

    • возможность проводить эксперименты со своим телом, выполнять акробатические упражнения;
    • возможность наблюдать за природой в сопровождении взрослых;
    • возможность изучать предметы – родители должны не запрещать, а лишь следить за потенциальными опасностями;
    • возможность “разговаривать” – хотя малыш пока только начинает произносить отдельные слова, ему необходимо слушать речь и подражать ей;
    • возможность примерять на себя определенные роли – для этого идеально подойдут ролевые игры;
    • возможность самостоятельно планировать “стратегии” действий.

    Кроме того, родители должны понять и принять, а также выработать свою стратегию поведения по отношению к новым моментам в поведении ребенка.

    Истерики – нормальное поведение для этого возраста. Таким образом малыш пытается добиться того, чего хочет. Здесь важно показать, что для достижения цели есть другие пути, и тогда истерики быстро уйдут в прошлое.

    Пережив скачок 64-й недели, у ребенка появляется стремление принимать решение наравне с другими членами семьи. Правда, он пока не может понять, что при этом нужно учитывать не только свои интересы, но и окружающих.

    Проявление агрессии – еще один способ добиться своего, который пробует ребенок. Здесь крайне важно не идти у него на поводу и дать понять, что такая стратегия не успешна.

    Деление на твое и мое – еще один новый момент в поведении ребенка. Родители должны научить малыша не только собственничеству, но и тому, что вещами нужно делиться.

    В этом возрасте малыш начинает активно помогать родителям, а также сам учится просить о помощи. Эта инициатива непременно должна поощряться.

    И, наконец, еще один важный момент. Пережив скачок 64-й недели, ваш ребенок становится не просто взрослее – теперь он способен усваивать правила. Четкие границы становятся ему жизненно необходимы.

    Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка

    Лучшими играми для этого возраста можно считать:

    • физические упражнения;
    • прогулки, в том числе и длительные, например, в зоопарк;
    • что есть что: родители должны показывать на предметы и называть их, или просить что-то показать у ребенка;
    • мимические игры: можно вместе строить рожицы и дурачиться, а также передразнивать выражение лица друг друга;
    • “ку-ку” и прятки;
    • помощник в домашнем хозяйстве.

    Кроме того, круг игрушек малыша должен быть существенно расширен. Теперь в его арсенале должны появиться:

    • безопасная домашняя утварь и пластиковые бутылки;
    • игрушки для ролевых игр: набор посуды, пылесос, утюг и так далее;
    • машины на веревочке, которые можно катать за собой;
    • пазлы;
    • шведская стенка;
    • мячи;
    • книги и мультфильмы.

    По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой “Капризничает? Значит, развивается!”

    Развитие ребенка в 1 год

    Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

    Физиологические изменения

    • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
    • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
    • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

    Физическое развитие

    За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

    Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

    Показатель

    Среднее значение в 1 год

    Мальчики в 1 год

    Девочки в 1 год

    Окружность грудной клетки

    Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

    При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

    Что малыш умеет?

    • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
    • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
    • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
    • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
    • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
    • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
    • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
    • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
    • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
    • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
    • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
    • Кроха знает способ использования разных предметов.
    • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
    • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
    Читайте также:  Рибоксин или милдронат: что лучше и в чем разница (отличия составов, отзывы врачей)

    Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

    • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
    • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
    • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
    • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
    • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

    Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

    Занятия для развития

    • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
    • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
    • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
    • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
    • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
    • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
    • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
    • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
    • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
    • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
    • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
    • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
    • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
    • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

    Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

    Психическое развитие

    Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

    На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

    На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

    Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

    • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
    • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
    • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
    • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

    Моторика

    Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

    • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
    • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
    • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
    • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
    • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

    Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

    • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
    • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
    • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
    • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
    • Лепить из соленого теста.
    • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
    • Рисовать пальчиковыми красками.
    • Играть со шнуровками.
    • Наматывать нитки на клубок.
    • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
    • Закручивать и откручивать крышечки.
    • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
    • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
    • Играть с прищепками.
    • Заниматься с сенсорной коробкой.

    Развитие речи

    На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

    Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

    • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
    • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
    • Выполнять артикуляционную гимнастику.
    • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
    • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

    Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


    Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

    Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

    Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

    Развитие детей от 1 до 2 лет

    Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

    • Что умеет делать годовалый малыш
    • Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
    • Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
    • Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
    • Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

    Что умеет делать годовалый малыш

    Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

    На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

    Также малыш умеет:

    • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
    • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
    • Указывать части тела;
    • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
    • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

    Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

    Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

    В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

    Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

    Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

    Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

    Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

    • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
    • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
    • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

    Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

    В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

    Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

    Вот чему он учится таким образом:

    • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
    • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
    • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

    Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

    Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

    Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

    Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

    • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
    • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
    • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
    • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

    Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

    Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

    Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

    • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
    • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
    • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
    • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
    • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
    • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
    Читайте также:  Сыворотка крови человека: что это, отличие от плазмы

    Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

    В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

    • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
    • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
    • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
    • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
    • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
    • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
    • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

    В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

    • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
    • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
    • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

    Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

    Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

    В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

    К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

    • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
    • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
    • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
    • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

    Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

    За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

    • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
    • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
    • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
    • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
    • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

    Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

    Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

    Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

    Физическое и психическое развитие ребенка в год и 2 месяца

    В 1 год и 2 месяца физическое и психическое развитие ребенка идет не менее интенсивно, чем в предыдущий период его жизни. Теперь у маленького непоседы есть возможность самостоятельно передвигаться, а это значит, что он значительно расширит освоение территорий.

    Основные навыки

    Дети в этом возрасте уже многое умеют:

    • ходить без чьей-либо помощи;
    • узнавать родных людей и различать их голоса;
    • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
    • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
    • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
    • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)

    В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

    И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

    Особенности развития когнитивной сферы

    Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

    • мышление;
    • восприятие;
    • понимание;
    • память;
    • внимание.

    В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность. Именно поэтому дети все тянут в рот, пытаются бросить или сломать — так проявляются первые попытки исследовательской деятельности и понимания устройства окружающего мира.

    Для малышей этого возраста нет более любимого занятия, чем выгрести из кухонных шкафов все, что попадется под руку и от души погреметь крышками и кастрюльками. Не спешите ругать за это кроху, ведь это часть его развития. Таким способом ребенок получает знания об окружающих его предметах и их свойствах. Расскажите сыну или дочке, как называются эти предметы и для чего они нужны. Попросите повторить названия и обязательно похвалите за любые попытки их произнести. Тем самым вы будете способствовать развитию речи.

    Сензитивные периоды

    Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

    • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
    • развития речи (от 1 года до 3 лет);
    • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
    • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

    Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

    Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

    Восприятие порядка

    Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека. Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира. Это значит, что в доме и семье все хорошо, все спокойно. Соответственно, бояться нечего, для беспокойства нет причин.

    Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами. Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить. Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

    Развитие речи

    В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

    Этот период самый благоприятный для усвоения языковых норм. Именно поэтому нельзя сейчас сюсюкать с малышом, коверкать слова, даже если они и звучат забавно. Запомните: именно сейчас вы даете своему ребенку образец правильной и красивой речи. Говорите четко и ясно, если хотите, чтобы и ваш ребенок говорил так же.

    Сенсорное развитие

    В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

    Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры. Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

    В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

    1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
    2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
    3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

    Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

    Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

    Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

    Развитие движений, действий и крупной моторики

    Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

    Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

    Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

    • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
    • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
    • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
    • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
    • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
    • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

    Самостоятельность

    Дети после года уже стремятся к самостоятельности. Они во многом пытаются подражать взрослым. Используйте это стремление правильно: учите малыша держать ложку и пить из кружки, расчесываться, надевать шапочку, использовать по назначению зубную щетку и другие предметы, которыми пользуются взрослые.

    Доверяйте крохе складывать в коробку его игрушки, выгружать купленные продукты из пакета. Это поможет ему чувствовать себя большим и сильным.

    Установление причинно-следственных связей

    В возрасте после 1 года у ребенка увеличивается способность видеть причинно-следственные связи (например, если толкнуть мячик, то он покатится; если нажать кнопочку на музыкальной игрушке — запоет песенка)

    Развитию этой способности помогают всевозможные музыкальные игрушки, игрушки с выпрыгивающими фигурками, машинки с веревочкой, водяная мельница, «Зайкина горка» и др.

    Нахождение общих признаков и обобщение

    На втором году жизни ребенка активно развивается интеллектуальная сфера (память, мышление, внимание). Малыш учится сравнивать предметы, находить в них общие и отличительные признаки, узнает о размере, форме и цвете, проявляет интерес к своему телу.

    Помочь ребенку в этом нелегком процессе вы можете, играя с ним в домино с картинками, собирая крупные детские пазлы, находя парные мемо-карточки, собирая пирамидки и игрушки-вкладыши (стаканчики разного диаметра, матрешки).

    Развивая и обучая ребенка, ни в коем случае не навязывайте ему насильно какие-либо знания или умения. Проводите все развивающие занятия исключительно в форме веселой и интересной игры, тогда процесс обучения будет гораздо эффективнее и принесет удовольствие и вам, и малышу.

    Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

    Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

    • Кубики

    Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

    • Пирамидка

    Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

    Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

    • Сортер

    Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

    Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

  • Ссылка на основную публикацию