Этикет и правила поведения детей за столом

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа
(2-3 года)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа
(3-4 года)
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа
(4-5 лет)
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа
6-7 лет)
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Воспитательный процесс и вхождение детей в социум многогранны и подразумевают множество нюансов, о которых стоит помнить родителям. Например, правила этикета за столом являются важной составляющей социализации ребёнка.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

Правила этикета для детей от 5 до 10 лет

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Можно и нельзя — столовый этикет для детей

Добрый день, мои дорогие читатели! Тема сегодняшней беседы – столовый этикет для детей.

В жизни родителей бывает период, когда все, что делает их маленький ребенок, кажется умилительным. Он мило улыбается, мило дергает ручками и ножками, мило пускает слюнки. Затем мило лопочет, мило ползает и мило корчит рожицы.

Можно и нельзя

В свое время ваш малыш, как и все дети, перешел с молока или смесей на твердую пишу и пересел на детский стульчик. И с тех пор он нередко размазывал кашу, проливал сок и ронял ложку.

Иногда плевался едой, которая ему не нравилась. И все это по-прежнему казалось милым.

Но за этим периодом наступает другой, в котором ребенок выйдет за пределы семейного круга, пойдет в детский сад и будет взаимодействовать с другими людьми – такими же детьми, как он сам, и взрослыми – воспитателями.

С этого момента для него начнется другая жизнь – жизнь в социуме, в котором нужно соблюдать определенные правила. Это происходит довольно рано, примерно в 2-3 года. И к этому моменту ему уже нужно понимать, как можно вести себя в обществе, и как нельзя.

По крайней мере, знать некоторые основы вежливого поведения, в числе прочего – за столом. Такие определенные правила поведения и составляют столовый этикет для детей.

Важность этикета

Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.

Но этикет – явление такое же старое, как сама человеческая цивилизация. Основное назначение всех правил и условностей – вовсе не попытка ограничить, а всего лишь позволить людям комфортно сосуществовать в одном пространстве.

И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!

Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.

Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.

Памятка по основам столового этикета

Для начала неплохо бы вспомнить, в чем заключаются основные правила поведения за столом. Вот памятка для детей и взрослых.

Но прежде чем малыш освоит самое сложное, важно научить его хотя бы как нужно держать ложку и вилку и правильно сидеть за столом.

Для трехлетнего, и тем более для двухлетнего ребенка это актуальный вопрос.

Как прививать правила хорошего тона?

Чем младше ребенок, тем сложнее доносить до него что-либо словесно. Но есть язык, который понятен ему всегда. Я говорю об игре. Помимо получения удовольствия от процесса, она служит тому, чтобы дети переживали на собственном опыте ситуации, которые видели со стороны, и примеряли на себя новые образы.

Поэтому, чтобы привить ему правила хорошего тона за столом, играйте в интересные игры. Устраивайте шуточные чаепития и обыгрывайте ситуации, которые могут происходить в это время.

Такие ролевые игры по столовому этикету для детей будут очень полезны. И участие в них могут принимать любимые «зверюшки» и куклы вашего дитяти.

Однако, вместо тысячи слов ребенка лучше всего научит вести себя пример взрослого. Так как в нем природой заложено стремление подражать.

Следовательно, если вы хотите, чтобы он следовал правилам, столового этикета, то прежде соблюдайте их сами.

С этой целью, начинайте постепенно сажать малыша за общий стол. При этом дайте ему возможность видеть все, что делаете. Он будет наблюдать, как вы держите столовые приборы, пьете из чашки, едите, держите себя.

Он будет перенимать ваши привычки – не сразу, но понемногу, потому что любой ребенок радуется возможности побыть «как взрослый».

Если он видит, как тщательно вы моете руки, он будет их мыть. Если он видит, что во время еды вы сидите спокойно и соблюдаете определенный порядок действий, он тоже будет его соблюдать.

Но если ваше поведение за столом отличается о того, которое вы пытаетесь ему привить, то никакие понукания не помогут, и винить в этом будет некого, кроме вас. Таково одно из основных правил воспитания.

Как меняются методы по мере роста ребенка?

С возрастом, по мере того, как ребенок становится старше и умнее, его способность к обучению увеличивается. Примерно к пяти годам у него уже вырабатывается определенная модель поведения. Ребенок такого возраста уже отлично знает основные правила, но со временем к ним прибавляются другие.

Во-первых, не стоит приучать чадо к тому, что прием пищи сопряжен с просмотром мультиков по телевизору. Это неблагоприятно сказывается на пищеварении и отвлекает от процесса еды.

Во-вторых, приучайте его к тому, что есть можно не где угодно в доме, а в специально предназначенном месте – на кухне.

Кроме этого, во время еды нужно вести себя прилично, чтобы не портить аппетит другим членам семьи. Нельзя чавкать, болтать, кричать, лезть в тарелку руками (если блюдо полагается есть приборами), тянуть свою вилку к общему блюду, играть с едой, хвататься за последний кусок, и т.п.

В пятилетнем возрасте ребенок восприимчив к другим видам обучения. Он способен учиться не только на положительном, но и на отрицательном примере.

Хорошим подспорьем для него станут книжки, где есть яркие веселые картинки, всевозможные «вредные советы». Их чаще пишут в стихах, чтобы ритмичный текст легче ложился на память.

Таким образом, малыш на чужом примере учится, как не надо делать.

Такие методы используются педагогами в детских садах во время занятий, чтобы в игровой форме обучать этикету. Наряду с обычной беседой это действенный способ привить хорошие манеры.

Также для обучения будут полезны и мультфильмы рассказывающие что такое столовый этикет для детей.

Правила поведения за столом вне дома

Кроме дома и детского сада ребенок время от времени оказывается с родителями в гостях.

Даже если обстановка там неформальная, и нет наблюдающих воспитателей, за поведением в чужом доме все равно нужно следить.

Обязательно нужно здороваться с хозяевами, не напрашиваться на еду, не просить что-то у хозяев и тем более не устраивать истерик. Нужно спокойно дожидаться приглашения, если оно предполагается, брать то, что дают, за все благодарить. Наоборот, родителям стоит приучать чадо к тому, что в гости не приходят с пустыми руками, а приносят что-то от себя в знак уважения. Хотя бы маленький «презент».

Тем более неприлично устраивать беспорядок – разбрасывать конфетные фантики, хлебные крошки. Недопустимо комментировать качество еды, даже если подано нелюбимое блюдо. Не надо кривиться и говорить «фу».

Впрочем, если ребенку действительно не нравится конкретное блюдо, не нужно заставлять его есть до крошки. Можно просто попробовать и поблагодарить. Этого будет достаточно для соблюдения этикета.

Это касается также тех случаев, когда в принимающей гостей семье есть дети, которые сидят за общим столом и не могут похвастаться хорошими манерами.

То, что позволено детям хозяев у них дома, не позволено детям, пришедшим в гости.

Еще ребенок должен понимать, что недопустимо вмешиваться в разговоры взрослых – перебивать их, перекрикивать, чтобы привлечь внимание родителей, делать им замечания. Он должен вести себя уважительно по отношению к старшим.

Тем более, что в свое время взрослые сами с удовольствием вступают с ребенком в общение. Особенно, если он уже достаточно подрос для того, чтобы поддержать разговор, и ведет себя вежливо.

Перед уходом нельзя выпрашивать понравившиеся сладости и особенно тайком тянуть их со стола. Но прилично будет взять, если хозяева предложат сами.

Вывод

Вы видите, что в целом правила поведения за столом не так уж и сложны, и не требуют таких уж больших усилий от детей. Все ограничения строятся лишь на уважении чужого пространства и комфорта.

Значение, которое имеет столовый этикет для детей, сопоставимо со значением других правил вежливости. Такие правила делают из них достойных людей, приятных собеседников и развивают чувство собственного достоинства.

В заключение хочу поделиться интересным обучающим видео про столовый этикет для детей:

А на этом у меня все. Надеюсь, мои советы оказались для вас полезными! Читайте, размышляйте, применяйте их на практике, показывайте друзьям и делитесь записью в соцсетях. И обязательно заходите еще. До новых встреч!

Правила поведения детей за столом

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

Базовые правила поведения за столом в картинках

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.
  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.
  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.
  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.
  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

Как вытирать рот – веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

Научите ребенка, как правильно держать приборы

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Цикл “Уроки этикета для малышей”

Недавно мной начат был цикл статей-занятий по Этикету для самых маленьких. Считаю, что это очень важная и актуальная тема.

В своем журнале я эти статьи не дублирую, оставляю в сообществе Видео для мам с YouTube, чтобы не засорять свой журнал (так же я не дублирую в нем свои остальные циклы и интервью по проекту «Давайте знакомиться»).

Но для вас опубликую здесь ссылки на занятия. В дальнейшем планирую сделать в этом посте навигацию и по другим материалам.

Источники (все сразу не выдаю))):

1. azbyka.ru/deti/privivaem-horoshie-manery-igraya.html (автор: Инга Зайонц)

5. solnet.ee/sol/006/m_000.html (Уроки хороших манер от тети Свинки).

Комментарии пользователей

Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести. Лучше всего это делать в игровой форме. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.

Правила поведения за столом

Этикет для детей за столом не особо отличается от правил для взрослых. Не стоит перегружать его не нужными на данный момент знаниями, например, разницей вилок, бокалов и умению пользоваться ножом. Ребенку необходимо знать элементарные правила, для того, чтобы он ничего не разлил, не испачкал себя и другого, а также не поперхнулся и доставлял меньше работы по уборке стола, за которым он ел.

Среди основных правил также можно отметить:

· садиться за стол и приступать к еде нужно вместе со всеми;

· перед едой нужно постелить салфетку на колени, чтобы не испачкать одежду;

· кушать необходимо с закрытым ртом;

· разговаривать с полным ртом нельзя;

· встать из-за стола можно после разрешения взрослых или вместе со всеми.

Родители не только должны пояснять ребенку эти правила, но и показывать их выполнение собственным примером. Лучше всего, если обеды и ужины будут совместными.

Речевой этикет для детей

Вопрос этики общения для детей не менее актуален, чем все остальные правила поведения. Ребенку необходимо прививать уважение к старшим и научить его выражать уважение вербально. Например, первым здороваться с взрослыми, не влезать в разговоры старших, обязательно прощаться с ними. Впрочем, уважение в рамках общения он обязан проявлять не только к старшим, но и к ровесникам, и к детям младше себя.

Ребенок должен знать такие слова благодарности, как спасибо и пожалуйста. Если он в чем-то провинился, он должен извиниться перед теми, кого обидел.

Гостевой этикет для детей

В рамках гостевого этикета родителям следует пояснить своему чаду, как необходимо вести себя в гостях и принимать гостей у себя. К основным правилам для детей можно отнести следующие:

· в гости без приглашения ходить не нужно;

· не стоит долго задерживаться в гостях;

· идти в гости следует только с хорошим настроением;

· приглашать гостей к себе заранее;

· самому приветствовать приходящих гостей и уделять внимание всем приглашенным.

Игры для детей по этикету

Для маленьких детей, еще не умеющих читать, лучшим способом привить нормы поведения являются игры и сказки. Читая им про героев, которые совершают неправильные поступки и страдают от этого, родители помогают ребенку усвоить основные нормы этикета. Хорошим подспорьем в этом вопросе являются правила, предложенные в стихотворной форме.

Для игр также можно выбрать игрушки и куклы, для которых ребенок и сам может выступать в роли учителя. Такие игры детям приятны тем, что им не нужно находиться в роли послушного ученика.

Обучение детей этикету в старшем возрасте также возможно посредством игры. Например, детям можно предложить часть правил, написанных на листке бумаги, а продолжение каждого правила детям нужно будет найти самостоятельно.

Что нужно знать ребёнку о правилах этикета

Каким был бы наш мир без этикета?

Конечно, можно жить, и ничего не зная о правилах этикета (в этой жизни есть и кое-что похуже, чем подобное незнание). Но всё-таки с хорошими манерами жизнь становится проще, удобнее и приятнее. Этикет – это не что иное, как правила уважительного, вежливого и тактичного отношения к окружающим людям в самых различных ситуациях. Если бы его не было, наша повседневная жизнь была бы переполнена конфликтами и ссорами, и войн в этом мире стало бы, наверняка, ещё больше.

Соблюдая правила этикета и элементарной вежливости, ваш ребёнок не только прослывёт тактичным и воспитанным представителем человеческого рода, но и, скорее всего, сможет наладить хорошие отношения с огромным количеством людей, и будет иметь много добрых знакомых.

С чего начинается «этикеточное» образование детей

Совсем не обязательно чётко и неукоснительно соблюдать все «этикеточные» законы, и знать, в какой руке нужно держать тот или иной столовый прибор в заведениях общественного питания. Гораздо важнее уважительно относиться ко всем окружающим людям в любой жизненной ситуации. Именно это необходимо, прежде всего, объяснить ребёнку, перед тем как перейти с ним к изучению правил хорошего тона.

Начинать знакомство детей с заповедями этикета можно с самого раннего детства, примерно с двух-трёх лет, как только они начнут что-то понимать и станут принимать активное участие в семейных мероприятиях за общим столом.

Конечно, малыш далеко не сразу поймёт, почему нужно поступать тем или иным образом в различных ситуациях. Для этого потребуется определённое время. Но чем раньше вы начнёте знакомить его с правилами хорошего тона, тем меньше вам придётся впоследствии краснеть за его поведение за пределами дома.

Детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, прежде всего, нужно знать основы поведения за столом, а также речевой и «общественно-гостевой» этикет. Впоследствии можно будет рассказать им и о более узких и специализированных разновидностях этого искусства взаимного уважения (об «ухаживающем», деловом, ресторанном этикете, разговорном этикете на английском языке и т.д.).

Правила поведения за столом: знакомство с удивительным миром этикета

Знакомство ребёнка с удивительным миром этикета лучше всего начать с изучения правил поведения за столом на семейных завтраках, обедах и ужинах. Это отличная возможность для того, чтобы показать малышу, как следует вести себя во время приёма пищи с другими людьми. Познакомившись с внутренними основами семейного столового этикета, ему не сложно будет впоследствии соблюдать эти правила во время приёма пищи в гостях или в заведениях общепита.

Объясните ребёнку, что, прежде всего, во время совместного приёма пищи с другими людьми нужно избегать некрасивого, неэстетичного, «анти-аппетитного» поведения (чавкать, рыгать, ковыряться в зубах, вытираться рукавом, играть с едой, пачкать пищей себя и окружающих, «похищать» закуски с чужих тарелок, пользоваться не своими вилками и ложками и т.д.). Ненавязчиво тренируйте у него «пищевую» вежливость. Пусть привыкает есть спокойно, аккуратно, никому не мешая, и не забывая в конце трапезы поблагодарить тех, кто её приготовил.

Возможно, у ребёнка далеко не всё будет получаться сразу, и поначалу он будет вести себя за столом несколько диковато и непредсказуемо. Но поскольку это будет происходить в рамках семьи, переживать из-за этого не нужно. Главное, чтобы к моменту «выхода в свет», когда вы начнёте ходить с ним в гости, и будете принимать пищу в каких-то других местах, помимо дома, он чётко знал, что нужно и что не нужно делать во время совместных трапез с другими людьми.

Разговорный этикет: учим ребёнка элементарной вежливости

Как только ребёнок уверенно заговорит на великом и могучем русском языке, имеет смысл познакомить его с основами разговорного этикета, которые помогут ему вежливо и тактично контактировать с окружающими людьми.

Прежде всего, нужно обучить его самым элементарным постулатам разговорного этикета: здороваться с теми, кого он знает или кого хочет поприветствовать, в нужных ситуациях использовать слова спасибо, пожалуйста, будьте добры, обращаться к тем, кто значительно его старше на «вы» и по имени-отчеству, извиняться перед тем, как кого-то перебить, не хамить, не дерзить, никого не обзывать и т.д.

Освоение ребёнком разговорного этикета значительно упростится, если он поймёт, с кем нужно общаться официально (учителя, тренера, незнакомые дяди и тёти и т.д.), а с кем неформально и непринуждённо (сверстники, друзья, близкие родственники и т.д.).

Не беда, что у малыша далеко не сразу будет всё получаться. Пока он маленький, ему многое можно простить. Хуже будет, если и в подростковом возрасте он ничего не будет знать об элементарной вежливости, и станет большим специалистом в области грубости и хамства.

Что нужно знать ребёнку об общественно-гостевом этикете

Ещё одна важная часть «этикеточного» образования детей – это правила поведения в гостях и в общественных местах. Перед тем, как вы начнёте посещать с ребёнком своих друзей, знакомых и родственников, а также какие-то общественные заведения и публичные места, желательно ненавязчиво познакомить его с тем, как нужно вести себя в подобных ситуациях, что нужно при этом делать и не делать, что следует говорить, а о чём лучше промолчать.

Объясните своему малышу, что в гостях нужно вести себя вежливо, тактично и скромно, не следует шуметь, лазить по шкафам и ящикам, и, прежде чем что-то сделать или куда-то пойти, нужно обязательно спрашивать на это разрешение у родителей или у хозяев дома. Если ему не слишком понравится угощение, которое ему предложат, пусть лучше промолчит, чем скажет всё, что он о нём думает. Желательно также приходить в гости с каким-нибудь подарком, а прощаясь, благодарить хозяев за гостеприимство.

Огромное значение имеет и знание ребёнком элементарных правил поведения в публичных местах. Приучайте его к тому, что не следует, где бы то ни было за пределами дома, показывать на кого-то пальцам, ковыряться в носу и в других частях тела, чихать и кашлять, не прикрывая рот ладонью, не извиняться, случайно кого-то задевая и т.д.

Очень важно объяснить ребёнку и то, что далеко не всё, что приходит ему на ум, нужно обязательно озвучивать. Учите его контролировать себя и свою речь, чтобы он чётко знал, что можно говорить только среди своих, а что – в присутствии других людей, и тогда вам не будет мучительно больно за его детскую непосредственность и откровенные «выступления» в публичных местах.

«Этикеточное» образование: от теории к практике

Для того, чтобы дети правильно восприняли «этикеточную» информацию, вряд ли её нужно преподносить в виде скучных и занудных лекций. Заставлять детей быть вежливыми и каким-либо образом их дрессировать в этом плане тоже не нужно.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, почему нужно вести себя тем или иным образом, а не просто автоматически и бездумно следовал заповедям этикета. Поощряйте все его «почемучки» на эту тему, и рассказывайте, что подразумевает то или иное правило. Он должен расти вежливым и тактичным не потому что «так нужно», а потому что он действительно уважительно относится к окружающим его людям.

Для того, чтобы ребёнку было интереснее изучать и запоминать правила этикета, в дошкольном и младшем школьном возрасте можно использовать его любимые игрушки, с которым можно обыгрывать ситуации визита в гости, в театр, в торговый центр и т.д. Можно также попробовать сочинять с ним короткие стихи, рифмуя разнообразным образом главные «этикеточные» слова (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините и т.д.)

Естественно, если вы учите ребёнка правилам хорошего тона, а сами соблюдаете их раз в году, то вряд ли в будущем он превратится в образцово-показательного, вежливого и тактичного человека.

Ну, и, конечно, главным элементом «этикеточного» образования должна стать практика. Познакомив ребёнка с теоретическими основами правил хорошего тона, предложите ему применить их в гостях, во время прогулки на улице, при посещении торгового центра и т.д. Только так он сможет освоить это искусство.

Полезно ли нарушать правила этикета для развития бунтарского таланта?

Даже если ваш ребёнок будет всячески сопротивляться формальному соблюдению правил этикета, нужная информация всё равно зафиксируется в его подсознании, и он будет знать, как поступают в тех или иных ситуациях вежливые и тактичные люди. Поэтому, ненавязчиво обучайте его этому искусству, даже если нет никаких видимых результатов вашей деятельности.

У каждого человека должно быть право выбора. Ваша задача – познакомить ребёнка с правилами этикета, а дальше пусть он сам решает, стоит ли ему им следовать, и в каких ситуациях можно обойтись без них (наедине с собой этикет точно не нужен).

Не внушайте ему, что правила этикета – это некая догма, которой нужно следовать неукоснительно, без какой-либо импровизации. Иногда для развития бунтарского таланта их вполне можно и нарушить (что гораздо сложнее, чем автоматически, по инерции, им следовать).

Но чтобы нарушать правила этикета, их нужно знать. Поэтому, в любом случае, рассказывайте своему ребёнку о том, что такое хорошие манеры и для чего они нужны, а окончательное право выбора по их использованию пусть останется за ним.

ТОП-33 урока философии буддизма, которые стоит усвоить как можно быстрее

1. Счастье — внутри. Мы тратим слишком много времени на поиски одобрения и утешения со стороны. И всегда оказывается, что не там ищем. Загляните внутрь.

2. Будьте благодарны за все. За хорошее, за плохое, за ужасное. Жизнь сама по себе — это бесценный дар. А удовольствие и боль — это часть нашего пути.

3. Измените восприятие — и ваша жизнь изменится. Когда вы чувствуете страх, злость, обиду, просто взгляните на ситуацию под другим углом.

4. Невозможно осчастливить всех, оставаясь верным себе. Но все же лучше рискнуть и оказаться непонятым, чем быть любимым, но притворяться тем, кем ты не являешься на самом деле.

5. Мир вокруг — это зеркало. То, что мы любим в других — это отражение того, что мы любим в себе. То, что нас огорчает в других — это индикатор того, на что нам нужно обратить внимание в самих себе.

6. Каждый человек появляется в нашей жизни с какой-то целью. А мы уже сами решаем, учиться ли на уроках, которые он нам преподает или нет. Чем хуже его роль в нашей жизни, тем серьезнее урок. Мотайте на ус.

7. Верьте. Просто знайте, что в самые тяжелые времена Вселенная подставит спину, и все будет в порядке.

8. Не принимайте все слишком близко к сердцу. Поступки других людей — это отражение того, что происходит в их личной жизни. И как правило, к вам это не имеет никакого отношения.

9. Природа лечит. Прогулка на свежем воздухе и вид красивых пейзажей удивительным образом способны очистить голову от ненужных мыслей, вернуть к жизни и поднять настроение.

10. Обиженные люди обижают людей. И все равно любите их. Хотя никто не запрещает вам любить их на расстоянии.

11. Чтобы излечиться, нужно это прочувствовать. Поставьте ваши страхи и слабости прямо перед собой и направьте на них яркий луч света, потому что единственный способ избавиться от них — это пройти сквозь них. Смотреть правде в глаза больно. Но, клянусь, в перспективе оно того действительно стоит.

12. Перфекционизм — это иллюзия. Самая, надо сказать, болезненная. Расслабьтесь. Стремитесь к совершенству, но позвольте себе делать ошибки и быть счастливым независимо от результата.

13. Снимите шоры с глаз. Не концентрируйтесь исключительно на собственных целях и желаниях. Вы рискуете упустить красоту этой жизни и людей вас окружающих. Мир удивителен, когда вы идете по нему с широко открытыми глазами.

14. Празднуйте ваши победы. Смакуйте каждый, пусть даже самый маленький успех.

15. Умей прощать. В первую очередь это нужно тебе, а не тем, кто тебя обидел. Прощая, ты обретаешь покой и свободу, которые заслуживаешь. Прощай легко и быстро.

16. Мы все обладаем невероятной интуицией. Если остановиться, замереть и прислушаться, то можно услышать голос своей внутренней мудрости. Слушайте тихий шепот вашего сердца. Оно знает дорогу.

17. Пусть ваша душа поет! Будьте настоящими. На Земле нет никого такого же, как вы. Будьте искренними, живите и дышите полной грудью, двигаясь к намеченным целям.

18. Мы все творцы. Серьезно! При должном упорстве, концентрации и настойчивости возможно все. Помните об этом.

19. Окружайте себя людьми, которые вас любят и поддерживают. И сами любите и поддерживайте их. Жизнь слишком коротка для чего-то меньшего.

20. Кружитесь по жизни в свободном танце. Если у вас есть большая мечта, следуйте за ней со всей страстью. Но нежно и на определенном расстоянии, чтобы быть достаточно гибким и подвижным, подстраиваясь под меняющийся ритм жизни.

21. Чем больше даешь, тем больше получаешь. Делитесь мудростью, любовью, талантом. Делитесь легко. И вы увидите, как много в этой жизни прекрасного к вам возвращается.

22. Главное не раздать себя полностью. Потому что если внутренняя чаша опустеет, то больше нечего будет дать. Важно соблюдать баланс.

23. Говорите «Да!» всему тому, отчего загораются ваши глаза. Говорите непримиримое «Нет» всему, что вас не интересует или на что у вас нет времени. Время — самый ценный ресурс, который не возобновляется. Расходуйте его разумно.

24. Иногда мы перерастаем дружбу. Это не значит, что мы или друзья плохие. Просто наши пути расходятся. Сохраните их в своем сердце, но если они начинают вас обижать или сдерживать, значит пришло время установить дистанцию и отпустить вашу дружбу.

25. Преодолеть собственный страх — это самая полезная вещь, которую вы можете для себя сделать. Тем самым вы доказываете сами себе, что можете все. Это — генератор уверенности в себе.

26. Наше тело — это транспорт, который везет нас к нашей мечте. Любите его, относитесь бережно и заботливо, если хотите чувствовать себя бодрым и энергичным. Но не зацикливайтесь. Внешность субъективна и со временем так или иначе меняется. Чувствовать себя комфортно и удобно в собственном теле — вот что самое главное.

27. Как можно чаще говорите и показывайте близким, как вы их любите. Этого не бывает слишком много. Ваше время, присутствие рядом, любовь и искренняя забота о них — самый лучший подарок.

28. Живите настоящим. Это единственное, что у нас сейчас есть. Учитесь на ошибках прошлого и наслаждайтесь приятными воспоминаниями, но не цепляйтесь за них и не позволяйте им вас преследовать. Мечтайте о будущем, но без фанатизма и одержимости. Любите настоящее.

29. Жизнь — это череда взлетов и падений. Чтобы раскрыть весь свой потенциал, нам необходимо и то, и другое. Просто держитесь покрепче и наслаждайтесь поездкой.

30. Мы все – одна большая человеческая семья. Никто из нас не лучше и не хуже других. Просто на каком-то этапе жизни мы знаем, что делать. В следующий раз это будет кто-то другой.

31. Будьте благодарны каждый день за все то, что вы в жизни имеете. Таким образом вы создаете вокруг себя пространство для еще большего изобилия, притягивая радость, любовь, здоровье и процветание.

32. Ваше определение счастья отличается от определения других людей. То, что работает для вас, не обязательно должно работать для других. Вы не мировой судья, чтобы судить принимаемые жизненные решения каждого человека. Как говорится в одном известном библейском постулате: «Не судите, да не судимы будете».

33. Вы сам себе гуру. Большую часть жизни нам говорят, что делать, как думать, что есть хорошо и как добиться успеха. Не стоит всему этому безоговорочно верить. Думайте сами за себя. Как только вы начнете следовать собственной интуиции, вы почувствуете себя до смешного счастливым.

Читайте также:  Пупырышки на языке: что делать, если они появились близко к горлу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *