Состав домашней аптечки: что должно входить, список необходимых лекарств

Домашняя аптечка для ребенка

Дорогие родители!

У всех дома есть свои «аптечки», которые формируются годами, и в которых много случайных или дублирующих друг друга препаратов. Чтобы ваш домашний «помощник» был максимально эффективен в самых непростых и острых случаях, мы предлагаем свой вариант экстренной аптечки, состоящей в основном из аллопатических препаратов – быстрой и эффективной помощи в случае, когда сразу же невозможно обратиться к врачу.

Внимание!

Если ваш ребенок проходите гомеопатическое лечение, то в каждом конкретном случае недомогания, в первую очередь следует обратиться к своему доктору – он подберет подходящее именно вам лекарство.

Во время гомеопатического (а также остеопатического!) лечения возможно временное обострение, связанное с процессом лечения. В этом случае, перед приемом аллопатического препарата также рекомендуем обратиться к своему врачу.

Наша аптечка не заменяет консультацию специалиста – она помогает оказать первую помощь!

Состав «экстренной» аптечки

  1. «Парацетамол» (и его аналоги) + «Ибупрофен» (и его аналоги) + «Нимесулид» (детям старше 3 лет) – (жаропонижающее, болеутоляющее, противовоспалительное)
  2. «Регидрон» (при обезвоживании)
  3. Сорбенты (что-то одно): «Энтеросгель» или «Фильтрум сти» или «Смекта»
  4. Перекись водорода 3%, раствор хлорофиллипта 1% или «Фукарцин». «Банеоцин» (антисептики, обеззараживающее)
  5. Бинты (можно простые, можно Hartmann)
  6. Вата
  7. Сосудосуживающие капли в нос, например: «Тизин ксило» 0,05% (или «Називин», «Отривин» -в возрастной дозировке). Гемостатическая губка (при кровотечениях). «Сульфацил натрия» 20% (или «Альбуцид», его можно закапывать и в нос, и в глаза, детям старше 3 месяцев)
  8. Для горла – «Аквамарис» (или любой солевой раствор для горла), если ребенок уже полощет горло – раствор хлорофиллипта (разбавлять водой согласно инструкции)
  9. «Пантенол», «Апполо» – это гели от ожогов (также бывают салфетки с таким гелем) или «Олазоль»
  10. «Но-шпа», «Папаверин» или «Тримедат» (спазмолитические)
  11. Спринцовка (клизма). Глицериновые свечи. «Микролакс»
  12. «Левомицетиновые глазные капли» или «Тобрекс», «Флуциталмик» (антибактериальные глазные препараты)
  13. «Фенистил» (или «Зодак» или «Кларитин» или какие-либо другие антигистаминные препараты), местно – «Фенистил-гель»
  14. Валериана или «Валериана-хель»
  15. «Отипакс» (капли в уши)
  16. Элеутерококк (после 2 лет)
  17. «Дентокинд», «Дентинорм» (при прорезывании зубов)
  18. «Вибуркол» (гомеопатические свечи – противовоспалительные, успокаивающие, также при прорезывании зубов)

Данные препараты используются при следующих острых состояниях (улучшение состояния не отменяет необходимости вызова врача!):

  • При температуре выше 38,5 градусов – «Парацетамол» (10-15 мг/кг однократно) или «Ибупрофен» 5-10 мг/кг однократно, или «Нимесулид» 2,5 мг/кг однократно (ЕСЛИ не помогли препараты парацетамоловой и ибупрофеновой группы детям после 3-х лет). Если не можете рассчитать дозировку, то давать строго по инструкции. Консультация врача педиатра обязательна!
  • При рвоте – «Регидрон» по 70-100 мл в час до полного исчезновения рвоты. Показаться врачу необходимо, чтобы исключить менингит или другие серьёзные заболевания.
  • При отравление лекарствами или химикатами – обильное питье + любой сорбент (например, «Смекта» или «Энтеросгель», или «Фильтрум» или активированный уголь (в крайнем случае), – по инструкции, согласно возрасту. Консультация токсиколога (телефон в Москве ДГКБ№13 – 8 495 254 84 70)
  • При жидком стуле любого цвета (если за сутки более 3-х раз) – соблюдение диеты + любой сорбент например: (например, «Смекта» или «Энтеросгель», или «Фильтрум» или активированный уголь (в крайнем случае) + «Регидрон» по 70-100 мл в час. Если ровно сутки отсутствует стул, или он нормализовался, тогда препараты отменяют, но диету следует соблюдать ещё 5-7 дней.
  • При кровотечении носовом – ватные жгутики с перекисью водорода или любые сосудосуживающие капли для носа; при кровотечение из раны – гемостатическая губка. При рвоте с кровью или кровь в стуле – вызвать 03 или 112 для госпитализации.
  • Обработка раны (пореза, царапины и т.д.) – обработка перекисью водорода 3%, затем спиртовой раствор хлорофилипта 1% или «Фукарцин» после обработки при необходимости забинтовать.
  • При ожоге (на коже) – « Пантенол» или «Апполо» гель от ожогов или специальная губка с гелем или «Олазоль» + показаться врачу (в Москве Детская городская больница №9 (499) 259-58-67)
  • При ожоге полости рта, пищевода, или дыхательных путей – вызвать 03 или 112 для госпитализации.
  • При болях в животе – обязательный осмотр врача для исключения хирургической патологии! Теплое питье «Но-шпа» или «Папаверин» или «Тримедат».
  • При насморке – в основном используются подогретые под краном теплой воды любые солевые капли (гипертонические, с повышенным солевым содержанием). Если есть заложенность, возможно использование сосудосуживающих капель (1-3 раза в день).
  • При аллергической сыпи – гипоаллергенная диета + антигистаминные препараты («Фенистил» или «Зодак» или «Кларитин» или какие-либо другие антигистаминные препараты) строго по инструкции + сорбенты («Энтеросгель» или «Фильтрум») на 3 дня: дозы по инструкции. Первые 3 дня следить за стулом, он должен быть 1 раз в день (вызывать любым способ: клизма, глицериновая свеча, «Микролакс» и т.д.) + показаться доктору.
  • НО! При обширной сыпи (по всему телу) возможна температура, которая до 38,5 градусов не требует никаких препаратов. Рекомендуется индивидуальное гомеопатическое лечение.
  • При воспалительных заболеваниях глаз – протирание «Фурациллином» (крепким чаем или настоем ромашки 4-5 р. в день отдельными салфетками для каждого глаза). Если не помогает – «Тобрекс» или «Флуциталмик» + консультация офтальмолога. Также можно почитать о дакриоцистите новорожденных
  • Боль в ухе – если нет выделений, в ухо закапать «Отипакс» (если не помогает, то «Анауран») + ибупрофен 5-10 мг/кг + консультация ЛОР-врача. Если есть выделения, то дать ибупрофен 5-10 мг/кг однократно + экстренная консультация ЛОР-врача.
  • Головная боль – парацетамол 10-15 мг/кг однократно или ибупрофен 5-10 мг/кг однократно (если не помогло и ребенок старше 3 лет, то возможен однократный прием «Нимесулида» 2,5 мг/кг) + консультация невролога + измерить артериальное давление.
  • Слабость или вялость или температура ниже 36 градусов – пить теплый сладкий черный чай + элеутерококк по 2 капли на год жизни разово + согреть (одеть) ребёнка. При отсутствии быстрого эффекта вызов 03.
  • “Лающий” кашель + нарушение дыхания + осиплость голоса – вызвать скорую помощь (03 или 112) + паровая ингаляция в ванной (включить душ с горячей водой, закрыть дверь, сесть на стульчики с ребёнком и находиться в ванной до приезда «Скорой помощи»). При наличии небулайзера – ингаляция с «Пульмикортом» (строго в возрастной дозировке) для снятия приступа.
  • Синдром прорезывания зубов – парацетамол (10-15 мг/кг однократно) или ибупрофен 5-10 мг/кг однократно или «Вибуркол» 1 свеча. Можно использовать гомеопатические средства «Дентокинд», «Дентинорм».

Что должно быть в домашней аптечке?

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда срочно требуется медицинская помощь. Для таких экстренных случаев и необходима домашняя аптечка. Она не должна состоять из лекарств, купленных про запас: в ней должны быть только самые необходимые средства.

Список препаратов зависит от того, есть ли в семье человек с хроническими заболеваниями. Также в домашней аптечке должны быть средства для оказания первой доврачебной помощи.
Что должно быть в идеальной домашней аптечке, а чего быть не должно? Разберёмся по порядку.

Список необходимых препаратов

В список домашней аптечки для всей семьи входят универсальные средства, которые подойдут как для взрослых, так и для детей. Если у вас или членов семьи имеется какое-либо хроническое заболевание, обязательно включите в него препараты, назначенные врачом.

Также в примерный список необходимых лекарств домашней аптечки входят следующие медикаменты.

От простуды

Среди этих лекарств должны быть только препараты для симптоматического лечения, то есть те средства, которые, например, способны снизить температуру, уменьшить боль в горле. Все остальное назначается врачом.

Лекарства, которые должны быть в домашней аптечке:

  • препараты, купирующие симптомы простуды (ТераФлю, Колдрекс);
  • сосудосуживающие капли в нос (Ринонорм, Називин, Ксимелин);
  • средства от боли в горле с антисептиками (Стрепсилс, Ингалипт);
  • жаропонижающие (Парацетамол, Ибупрофен).

Не рекомендуется для снижения температуры использовать Аспирин, особенно детям и людям с заболеваниями желудка.

Так как от простуды нет лечения, то все сводится к симптоматическому лечению.

Обезболивающие

  • при головной боли – Цитрамон, Нурофен;
  • при спастических болях в животе – Но-шпа, Дротаверин (применять с предельной осторожностью, так как боль в животе может сигнализировать о серьезном заболевании);
  • при болях в сердце – Валидол, Нитроглицерин.

Если боль в животе возникла внезапно, но вы можете потерпеть до приезда врача, обезболивающие средства лучше не принимать. Их прием может затруднить диагностику.

Антигистаминные

Эти таблетки в домашней аптечке должны присутствовать обязательно. Их используют не только при аллергических реакциях. Также они помогают снять отек слизистых при простуде. Антигистаминные средства в виде мази снимают зуд и отек при укусе насекомых. Даже современные препараты (Тавегил, Супрастин, Зиртек, Зодак) могкт вызывать сонливость и имеют различные дозировки для детей и взрослых.

Обязательно храните лекарства в недоступном для детей месте.

Сорбенты

Это препараты, которые незаменимы при отравлениях (Энтеросгель, Полисорб ПМ, белый уголь). Самое доступное средство – активированный уголь. Но, чтобы он помог, принимать его нужно правильно: из расчета таблетка на 10 кг веса. То есть, при весе 60 кг нужно за 1 прием использовать 6 таблеток. Некотрые специалисты считают, что активированный уголь обладает крайне слабой эффективностью и его применение абсолютно неэффективно даже в больших дозировках.

Успокоительные средства

Снять нервное напряжение, устранить тревожность, улучшить процесс засыпания помогут настойка валерианы, Ново-Пассит, Глицин.

Средства от ожогов

Ожог – одна из самых опасных травм, которая очень плохо поддается излечению. Пантенол в форме спрея должен обязательно быть в списке необходимых лекарств домашней аптечки. Он хорошо справляется с небольшими ожогами и помогает дождаться прихода врача, если требуется квалифицированная медицинская помощь.

Для обработки ран и остановки кровотечений

Для остановки небольших кровотечений используют 3% перекись водорода.

Чтобы обработать небольшую рану, не обязательно использовать йод или зеленку, которые сушат кожу и оставляют следы. Хлоргексидин – отличный антисептик, которым можно продезинфицировать ранку и поверхности, и даже обработать слизистую при боли в горле (применять с осторожностью).

Продолжим наш список. Что должно быть в домашней аптечке помимо препаратов?

Травмы – самый распространенный тип заболеваний.

Необходимые предметы

Перевязочный материал

Что необходимо иметь:

  • вату, стерильный бинт, марлевые салфетки, которые могут понадобиться для наложения повязки при ранах, порезах и ушибах;
  • пластыри – медицинский для фиксации повязки и бактерицидный для наложения на ссадины и порезы;
  • эластичный бинт – для фиксации конечности при растяжениях и вывихах.

Перед обработкой раны и наложением повязки не забудьте продезинфицировать свои руки антисептическим раствором (например, хлоргекседином).

Медицинские приборы

Повышение температуры и скачки А/Д бывают и у здоровых людей. Поэтому термометр и тонометр должны входить в список необходимых предметов для аптечки.

Как нужно хранить лекарства?

Мы разобрались какие лекарства должны быть в домашней аптечке. Напомним о правилах их хранения.

Общее правило – все препараты хранятся в прохладном темном месте, недоступном для детей и животных. На каждом медикаменте должны быть четко видны наименование и срок годности, желательно наличие инструкции.

На упаковках от препаратов можно написать от чего это лекарство и как его принимать. Это поможет в экстренной ситуации, если действовать нужно быстро.

Каждые полгода необходимо производить ревизию аптечки – пополнять запасы и без сожаления расставаться с просроченными лекарствами.

Фиточаи и настойки тоже имеют срок годности, поэтому без сомнения расставайтесь с теми, что лежат у вас больше года.

Собираем домашнюю аптечку

Как правильно собрать домашнюю аптечку?

Обычно аптечка состоит из тех препаратов, которые остались после перенесенных всеми членами семьи болезней. Но нужно быть готовым к любым неприятностям и собрать минимальный комплект препаратов для оказания первой медицинской помощи дома. Советы по формированию аптечки:

  • Выберите удобный вместительный ящик для хранения лекарств.
  • Периодически проверяйте ее содержание: докупайте то, что закончилось и выбрасывайте то, у чего истек срок годности.
  • Храните лекарства в темном и недоступном для детей месте.
  • Составьте список лекарств – так вам будет проще найти нужный препарат в случае необходимости.
  • Сгруппируйте лекарственные средства в зависимости от назначения: от простуды, от аллергии, обезболивающие и т.д.

Набор препаратов от простудных заболеваний

Простуда может застать врасплох, и если ночью у вас повыситься температура и заложит нос, вряд ли вы будете в состоянии идти в ближайшую аптеку и не факт, что она будет открыта. Позаботьтесь о том, чтобы в вашей аптечке были лекарства от основных симптомов простуды. Так вы сможете облегчить свое состояние до похода к врачу:

  1. Жаропонижающие препараты:
  • Парацетамол,
  • Ибупрофен.

Взрослым подойдут лекарства в форме таблеток, для детей лучше запастись жаропонижающими в виде сиропов.

  1. Препараты интерферона помогают организму активизировать защитные силы против борьбы с инфекцией.
  2. Противовирусные средства помогают на ранних стадиях простуды:
  • Арбидол,
  • Анаферон,
  • Афлубин,
  • Оксолиновая мазь.
  1. Сосудосуживающие капли в нос снимают отек слизистой и облегчают дыхание:
  • Виброцил,
  • Ксилометазолин,
  • Нафазолин,
  • Оксиметазолин,
  • Фенилэфрин.
  1. Солевые растворы для промывания носовых ходов увлажняют слизистую, способствуют отхождению слизи:
  • Салин,
  • Аквамарис,
  • Физраствор – бюджетный, но не менее эффективный вариант.
  1. Лекарства от боли в горле с антисептиком:
  • таблетки для рассасывания (Стрепсилс, Септолете, Лизобакт, Граммидин, Фарингосепт),
  • спреи (Гексорал, Тантум Верде, Аквалор Горло).
  1. Препараты от кашля, способствующие отхождению мокроты:
  • Мукалтин в таблетках,
  • Амброксол (таблетки или сироп),
  • Пекстусин,
  • АЦЦ,
  • Сироп корня солодки.

Препараты с содержанием антибиотиков использовать можно только по назначению врача.

Успокоительные и сердечные препараты

Успокоительные препараты от боли в сердце, учащенного сердцебиения (Барбовал, Корвалол, Корвалдин) храните в холодильнике. В аптечке должен быть Валидол в форме таблеток, он помогает при неврозах, стенокардии.

Купите обязательно седативные средства (достаточно одного из перечисленных):

  • Валериана (таблетки или капли),
  • Настойка пустырника,
  • Персен,
  • Ново-Пассит,
  • Глицин,
  • Глицисед.

Средства для обработки ран, ожогов, порезов

В быту часто случаются мелкие порезы и ожоги. Держите под рукой средства для обработки ран:

  1. Йод (для обработки области вокруг раны).
  2. Перекись водорода для дезинфекции.
  3. Фурациллин (для обработки ран).
  4. Этиловый спирт.
  5. Пантенол (эффективное средство от ожогов).
  6. Бепантен.

Перевязочные материалы

После обработки раны ее нужно защитить от внешних раздражающих факторов. В этом помогут перевязочные материалы:

  • бинт стерильный,
  • вата,
  • жгут для остановки кровотечения,
  • пластыри (медицинские и бактерицидные),
  • марлевые салфетки.

Обезболивающие препараты

Любой вид боли может застать врасплох, поэтому будьте вооружены следующими препаратами:

  1. Боль в животе – Но-Шпа, Спазмалгон (помогают снять спазм).
  2. Зубная боль – Кетанов, Темпалгин.
  3. Головная боль – Цитрамон, Анальгин, Ибупрофен, Нурофен.
  4. Сердечные боли – Корвалол, Валидол, Нитроглицерин.

Антигистаминные средства (от аллергии)

Аллергики всегда держат под рукой проверенный препарат от аллергии. Но даже если в семье аллергиков нет, антигистаминные средства имеют право на свое место в домашней аптечке:

  • Диазолин,
  • Димедрол,
  • Супрастин,
  • Тавегил,
  • Кларотадин,
  • Телфаст.

Отравление

Рвота, тошнота, расстройство желудка – симптомы пищевого отравления. Не всегда есть возможность незамедлительно обратиться к врачу. Укомплектуйте домашнюю аптечку препаратами первой помощи при отравлениях:

  1. Сорбенты впитывают и выводят из организма токсины, инфекцию:
  • Атоксил,
  • Активированный уголь,
  • Смекта,
  • Энтеросгель,
  • Полисорб.
  1. Для восполнения запасов жидкости в организме после рвоты и диареи помогает Регидрон или Гастролит.
  2. Препараты для нормализации микрофлоры кишечника (помогают также восстановить работу ЖКТ после курса антибиотиков):
  • Линекс,
  • Йогурт,
  • Бифиформ,
  • Нормобакт.
  1. Ферментативные препараты:
  • Мезим,
  • Фестал.
  1. Лекарства от диареи:
  • Лоперамид,
  • Стопдиар,
  • Имодиум.
  1. Противорвотные средства:
  • Диазепам,
  • Седуксен,
  • Лоразепам.

Травяные сборы

Травяные сборы есть в каждой аптеке, стоят они копейки, а в эффективности не уступают многим дорогостоящим препаратам:

  1. Ромашка – ее отвар можно использовать для полосканий рта и горла, промываний глаз, ран, при порезах, ожогах.
  2. Хвощ полевой останавливает кровотечение и снимает воспаление.
  3. Зверобой помогает при простуде, изжоге, цистите.
  4. Календула – эффективный антисептик.
  5. Шиповник – источник витамина С.

Схема введения прикорма по ВОЗ

Таблица прикорма детей до года. Прикорм по месяцам.
Молодые мамы в растерянности, старшее поколение советует по капельке вводить морковный сок в 4 месяца, подруги говорят “мясо уже нужно кушать в 6 месяцев”, в интернете масса противоречивой информации. Питание ребенка до года должно быть сбалансированным и правильным. Современные мамы осуществляют ввод прикорма при грудном и искусственном вскармливании придерживаясь рекомендациям ВОЗ для детей до года. Наша схема по дням, составленная исходя из рекомендаций нашего педиатра по воз грудным детям.

Рекомендации ВОЗ:

“Исключительное грудное вскармливание полностью удовлетворяет пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребенок становится старше, больше и активнее, пищевые потребности уже не могут удовлетворяться одним грудным молоком. Для заполнения разрыва между тем, что обеспечивает грудное молоко, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужно специальное переходное питание – продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения особых пищевых и физиологических потребностей ребенка.

Читайте также:  Чем вылечить толстые и темные ногти на ногах? - ответ врача

Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью или смесью. Наоборот, в первый год жизни грудное молоко или смесь должно оставаться одним из главных источников пищи, и желательно, чтобы к концу первого года оно обеспечивало от одной трети до половины среднего суммарного потребления энергии.

Цель прикорма – обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев!

Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года , после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит.”

Когда начинать ввод прикорма

  1. Возраст 5-6 месяцев (лучше все-таки в 6, не раньше и не позже).
  2. Удваивание веса от рождения.
  3. Ребенок умеет сидеть. Он может наклониться к ложке или отвернуться от нее, уверенно вертит головой.
  4. Ребенок крепко держит в кулачке маленькую вещь и может целенаправленно засунуть ее в рот.
  5. Ребенок проявляет большой интерес к питанию родителей и просит попробовать.
  6. Прорезывание первых зубов.
  7. Исчезновение защитного рефлекса «выталкивания» языком твердых частичек пищи. Этот рефлекс ослабевает к 6-ти месяцам. У некоторых детей он может задержаться до года и даже до трех лет.
  8. Прикорм предлагают только здоровому ребенку. Противопоказаниями к вводу прикорма являются: аллергические проявления, подготовка к прививкам и период после прививок, кишечные болезни, восстановительный период после болезней ЖКТ.

С чего начинать ввод прикорма

По показаниям, когда ребенок плохо набирает массу тела или имеется тенденция к изменению частоты и консистенции стула, врачи рекомендуют в качестве первого прикорма ввести кашу, а затем уже овощное пюре. Думаю, в первую очередь стоит разобраться с причинами недобора веса, каши проблему вряд ли решат!

Лучше всего начинать вводит прикорм в дневное кормление, чтобы в течение дня проследить за реакцией ребенка.
Советую к 6 месяцам иметь примерный распорядок дня и кормлений, а именно определенные интервалы между кормлениями (в норме 4 часа). Вам будет проще ориентироваться с приготовлением пищи и у ребенка к следующему кормлению будет появляться чувство голода. Как вводить правильный распорядок дня детям до года.

Таблица (схема) ввода прикорма по месяцам согласно рекомендациям ВОЗ до 3-х лет

Как оказалось, интерпретаций схем по ВОЗ в интернете огромное множество, единой схемы нет, есть рекомендации в методичке ВОЗ в 8 главе (ссылка в конце поста). Исходя из потребностей и предпочтений и особенностей своего ребенка, каждая мама придерживается своей схемы.
Основные рекомендации нашего педиатра и современный взгляд на ввод прикорма гласят: первыми вводят белые и зеленые овощи, потом каши, мясо, растительное и сливочное масло, затем фруктовые пюре – это база, после чего начинаем добавлятьф в рацион оранжевые овощи, картофель, пробуем творог и кисло-молочные продукты ближе к году.
Все зависит от вашего ребенка, у меня Максим покушать очень любит, продукты вводили постепенно и по схеме, проблем с питанием нет. Когда объем порции доходил до 150-180 гр грудное вскармливание убирала.
Наша с Максимкой схема такая:

6 месяцев – Овощи (вводим кабачок, цветную капусту, брокколи) от 5-100 гр

Цель на этом начальном этапе состоит в том, чтобы приучить грудного ребенка есть с ложки. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (примерно одна или две чайных ложки), и давать ее нужно на кончике чистой чайной ложки или пальца. Возможно, ребенку понадобится некоторое время, чтобы научиться пользоваться губами для снятия пищи с ложки и перемещать пищу, готовую к проглатыванию, в заднюю часть ротовой полости. Часть пищи может стекать по подбородку, выплевываться. Этого с самого начала следует ожидать, и это
не означает, что ребенку еда не нравится.

Неделя – новый продукт

12-13.00 (условно обед) завершаем грудным молоком или смесью

Результат: овощи Максим ест с удовольствием около 100 гр, грудное молоко примерно через час. Если даю сразу, очень много срыгивает.

7 месяцев – Овощи (100-150 гр) +растительное масло (1-3 гр ввод масла начинаем когда объем порции превышает 100 гр!). Тыква. Каши безмолочные безглютеновые (рисовая, гречневая или кукурузная) 100 гр.

Результат: овощи продолжаем кушать, каша больше всего понравилась рисовая, гречневая не очень, кукурузную ест спокойно. Кормление грудью в обед замени ли на прикорм.

Меню ребенка в 1 год

Вводим первый прикорм мясо

Как узнать на что аллергия у ребенка

8 месяцевМясо (индейка, кролик) 5-50 гр. Если ребенок склонен к аллергии сначала вводим на завтрак в дополнение к каше, следим за реакцией, через неделю – на обед к овощам. Сухари, печенье, сушки (не обязательно, на ваше усмотрение).

Неделя – новый продукт

Завтрак 9.00-10.00

7 день – кабачок, брокколи, цветная капуста, тыква – смесь на выбор (130-150 гр) + растительное масло (1-3 гр) + мясо кролика (10 ч.л.)

Кормление грудью на завтрак замени ли на прикорм. Раннее утреннее кормление в 5.00-6.00 осталось.

8-9 месяцев – Яблоко, груша, банан, чернослив (5-50 гр). Мясо (кролик, индейка, телятина).

Увеличиваем фруктовое пюре (чернослив) до 50 гр.

Результат: По рекомендации педиатра мясо мы стали вводить в 8 месяцев, до фруктовых пюре из-за плохого набора веса и для повышения гемоглобина.

Овощи, каши, масло, мясо и фрукты это база, затем мы начинаем расширять рацион и точно так же небольшими порциями вводим новый продукт, следим за реакцией ребенка. Далее приведен приблизительный список ввода продуктов по месяцам, возможно вы введете что-то раньше.

В качестве питья давайте ребенку чистую воду, не соки! Соки по мнению ВОЗ являются продуктом с низкой энергетической ценностью и высоким содержанием сахара. Если совсем отказывается пить, варите компоты из сухофруктов без сахара, можно давать детский чай ближе к году.

В возрасте 9-12 месяцев постепенно заменяем вечернее кормление ужином. Лучше всего подойдут ранее введенные каши и овощи, не стоит давать тяжелой пищи типа творога, яиц и мяса. Это подходит для малоеежек и детей, которые кушают ночью. У меня ребенок требует полноценного ужина, поэтому чаще всего я готовлю обед и делю его на 2 части примерно по 200 гр (обед и ужин).

Ужин у нас примерно в 19-20.00 после прогулки.

9- 10 месяцев – Картофель. Морковь. Свекла.

10 месяцев – Творог, кисломолочные продукты с молочной кухни (если нет аллергии на коровье молоко).

Неделя – новый продукт

Завтрак 9.00-10.00

Обед 13.00 – 14.00

Максим очень любит покушать, поэтому ужин у нас достаточно плотный, для малоежек подойдут и легкие фруктовые пюре.

Кормление грудью на ужин замени ли на прикорм. Осталось раннее утреннее кормление в 5.00-6.00 и перед сном.

11 месяцев – Рыба (не жирных сортов, хек, минтай, судак, пикша) на обед 2 раза в неделю.

12 месяцев – Огурец, брюссельская капуста. Молочные каши. Говядина. Курица. Глютеновые каши (овсяную и пшеничную). Яйцо. Персик, нектарин, абрикос. Хлеб. Детское адаптированное молоко. Черника.

14 месяцев – Бобовые. Макароны. Капуста белокочанная. Сыр ( не жирный, не солёный, без плесени, качественного производителя, добавлять в еду понемногу).

18 месяцев – Зелёная фасоль. Свинина.

24 месяцев – Помидоры. Сметана (10-15% жирности). Малина, клубника (по паре ягод в сезон, не варенье, а именно по паре ягод. ).

36 месяцев – Цитрусовые. Дыня, арбуз. Субпродукты (печень, почки, язык. Соль (йодированная, фторированная), сахар.

И помните! Единственным врожденным предпочтением у людей является предпочтение к сладкому вкусу, и даже новорожденные дети жадно поедают сладкие вещества. Это может стать проблемой, так как у детей вырабатывается предпочтение по отношению к частоте воздействия того или иного вкуса. Отказ от всех других продуктов, кроме сладких, ограничит разнообразие потребляемой ребенком пищи и питательных веществ.

Если остались вопросы, пишите в комментариях, обязательно отвечу!

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: основные этапы и нормативные показатели

Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, прибавлять в весе, осваивать новые навыки.

Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя заметить отклонения и устранить их.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:

  • первый (длится 0-30 дней);
  • второй (это период 2-4 месяцев);
  • третий (4-6 месяцев);
  • четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
  • пятый (8-10 месяцев);
  • шестой (10 месяцев – 1 год).

До месяца

Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.

Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:

  • сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
  • плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
  • хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
  • поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
  • шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).

Для периода новорожденности характерно следующее:

  • туловище находится в согнутом положении;
  • большую часть времени малыш спит (около 20 часов в сутки);
  • мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.

Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы плачем. С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.

2 – 4 месяца

Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух. Это позволяет начать познавать окружающий мир.

Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.

Ребенок долго способен рассматривать свои руки или игрушку. У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.

4 – 6 месяцев

Младенец уже умеет уверенно держать голову и поворачивать ее в разные стороны. У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.

Ребенок начинает различать интонации в голосе, понимать эмоции взрослых. У детей появляется интерес к собственному отражению. Повышается двигательная активность. Младенец может сидеть непродолжительное время, делает первые попытки переворачивания с живота на спину.

Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.

6 – 8 месяцев

На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.

Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.

Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: малыши учатся пить из чашки, есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.

8 – 10 месяцев

На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).

Совершенствуется речь: малыш произносит первое осмысленное слово. Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.

К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.

Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, купанию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша улучшается память. Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.

10 – 12 месяцев

На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.

Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, начинают ходить. Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.

В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.

Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцахРазвитие грудничка
двигательноеречевоепсихическое
1делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичнытихо гулитобращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набокгулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи»удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животегулит, начинает издавать согласные звукиищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садитьсяначинает лепетать, появляются первые внятные слогиможет сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животелепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па»боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на коленииграет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с»выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушкелепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да»)различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползаетлепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слованачинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ногиактивно лепечет, слова произносит со смысломпонимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартирепроизносит простые словакопирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опорывыражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запассопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствиямного лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама»понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)
Читайте также:  Что принимать при отравлении в домашних условиях: лекарства при отравлении, средства народной медицины

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения.

Педиатры дают такие рекомендации родителям:

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцахРост, смВес, кгОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
девочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчики
49503,23,333,934,533,935,0
154554,24,436,537,336,036,3
257585,15,538,339,138,139,0
360615,86,339,540,540,041,3
462646,47,040,641,641,842,8
564666,97,541,542,643,044,3
666687,38,042,243,344,345,4
768707,78,342,844,045,046,4
869718,08,743,444,546,047,2
970728,39,043,845,046,747,9
1072738,59,244,245,447,348,3
1173758,89,444,645,847,748,7
1274769,09,744,946,147,749,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Видео по теме

О развитии ребенка по месяцам до 1 года в видео:

Таким образом, развитие грудничков проходит поэтапно. С каждым месяцем наблюдаются определенные изменения в физическом и психическом состоянии малыша. Важно помочь ребенку развиваться правильно. Для этого родителям следует создавать определенные условия, уделять много внимания малышу, проводить обучающие занятия.

Развитие ребенка до года: особенности, норма. Этапы развития ребенка до года

Рождение ребёнка – настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы – словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года – ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!

Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия

Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за “воспитание” будущего ребенка.

Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?

Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.

Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

Развитие малыша в 6-7 месяцев

Развитие ребёнка до года – очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.

Полугодовалый малыш – это уже тот «пластилин», из которого можно что-то “вылепить”. Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.

В 6–7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.

В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.

Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.

Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев

Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.

Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».

Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.

Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.

Развитие в 10-12 месяцев

Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20–22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми–десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно – нельзя».

В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.

С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.

Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых – рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.

Нормы развития детей до года и отклонения

Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.

Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.

Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.

Большой плюс для больных детей – это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное – не опускать руки и бороться за здоровье малыша!

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор – за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана. Доман – американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир – в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения – тем больше он запоминает.

Методика Монтессори. Построена на индивидуальности каждого ребёнка. Дети сами должны решать, как и чем им заниматься. Роль взрослого – создать определённые условия для игры, а также развить внимание малыша. Важным инструментом обучения является коллективное творчество, где, кроме общения, дети могут поделиться собственным опытом.

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель – пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.

Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

  • Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
  • В два–три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
  • А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
  • Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
  • С 9–10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
  • Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.
Читайте также:  Тромбоз бедренной артерии симптомы

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Заключение

Рождение малыша – огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!

Таблицы норма роста и веса по данным ВОЗ

На приеме у педиатра каждого малыша до года ежемесячно взвешивают и измеряют рост. Почему так важно врачам знать, как растет ребенок и сколько он прибавляет в весе? О чем говорят эти параметры, и каковы антропометрические нормы для детей разного возраста?

Показатели веса и роста для детей откуда взялись и зачем они нужны?

Антропометрические данные ребенка являются одним из основных показателей физического развития и состояния здоровья детей. Значительные отклонения от нормальных значений роста и веса у ребенка практически всегда свидетельствуют о развитии или наличии тех или иных заболеваний. Так, если ребенок до года при достаточном питании плохо набирает вес, то это может быть одним из симптомов рахита, анемии, иммунодефицитных состояний, заболеваний эндокринной или центральной нервной систем.

Существенное отставание в росте может свидетельствовать о недостатке в организме гормона роста соматотропина, а явный избыток веса при нормальном росте и правильном питании может говорить о нарушениях в работе надпочечников, щитовидной железы и даже о развитии опухоли головного мозга.

Для того чтобы вовремя обнаружить и начать лечить столь грозные заболевания, врачи тщательно следят за антропометрическими показателями детей с самого рождения. Нормы развития составлены Всемирной Организацией Здравоохранения на основе многолетних исследований. Помимо среднего нормативного показателя для каждого возраста высчитаны еще и границы норм. Вес и рост выше такой границы считается высоким, а ниже – низким. Именно за такими детьми врачи начинают наблюдать особенно пристально.

Таблица ВОЗ роста и веса для девочек до 1 года

Согласно нормам здоровая доношенная девочка рождается с ростом 49,2 см и весит 3.200 гр. Это среднее значение. Нижним рубежом нормы для новорожденной являются рост 47,3 см и вес в 2.800 гр, а верхний расположен на значениях в 51 см и 3.700 гр соответственно. Значения, выходящие за нижние и верхние рамки нормы, отмечаются как очень низкие или слишком высокие. Такую новорожденную врачи будут наблюдать и, возможно, дополнительно обследовать.

За первый месяц новорожденная должна вырасти на 4,5 см, и набрать килограмм. Нижние рамки нормы для месячной девочки будут составлять 51,7 (рост в см) //3.600 (вес в граммах), а верхние рамки – 55,6//4.800.

Нормальные показатели для двухмесячной малышки: 57, 1 см и 5.100 гр. Нижний рубеж нормы: 55//4.500, а верхний – 59,1//5.800.

К трем месяцам девочки вырастают до 59,8 см и весят 5.900 гр. Низкими для трехмесячной крошки считаются показателями меньше 57,7//5.200, а высокими – показатели более 61,9//6.600.

Средний рост и вес для четырехмесячной девочки: 62,1 см и 6.400 гр. Нижние рамки нормы – 59,9// 5.700, верхние рамки – 64,3//7.300.

К пяти месяцам девочки должны вырасти до 64 см и весить 6.900 гр. Низкие показатели – параметры менее 61,8//6.100. Показатели 66,3 //7.800 – это для пятимесячной девочки верхние рамки нормы.

Возраст 6 месяцев считается важной контрольной точкой развития ребенка. Шести месячная девочка должна вырасти до 65,7 см и весить 7.300 г. Нижним рубежом являются показатели 63,5//6.500, а верхним – 68//8.300.

Семимесячная малышка вырастает до 67,3 см и весит 7.600 гр. Низкими считаются показатели меньше 65// 6.800, а высокими – превосходящие 69,6 //8.600.

В восемь месяцев нормы составляют: рост – 68,83 см, и 8 кг – вес. Нижние рамки нормы: 66,4//7000, а верхние – 71,1//9000.

К девяти месяцам рост должен составлять 70,1 см, а весить малышка должна 8.200 гр. Низкие показатели в этом возрасте – это значения меньше 67,7//7.300, а высокие – более 72,6// 9.300.

Десятимесячная кроха по нормам должна быть ростом в 71, 5 см и весить 8.500 гр. Нижние рамки нормы для десяти месяцев – 69//7.500, а верхние рамки: 74//9.600.

К одиннадцати месяцам в норме девочка вырастает до 72, 8 см и весит 8.700 гр. Низкими считаются показатели менее 70,3//7.700. Высокими будут показатели превышающие 75,3//9.900.

К году по нормам девочки должны вырастать до 74 см и весить 9.000 гр. Нижним рубежом нормы считаются параметры 71,4 //7.900, а верхним: 76,6//10.100.

Таблица ВОЗ рост и вес для мальчиков до 1 года

Нормативные показатели для мальчиков отличаются от норм для девочек, так как мальчики обычно рождаются чуть крупнее. Так, здоровый доношенный новорожденный мальчик обычно появляется на свет с весом 3.300 гр и ростом 49,9 см. Эти показатели считаются нормой. Нижним рубежом нормы для новорожденного являются рост 48 см и вес в 2.900 гр, а верхний рубеж находится на значениях в 51,75 см и 3.900 гр соответственно.

За первый месяц малыш должен вырасти на 4,8 см, и набрать 1200 гр. Нижние рамки нормы для месячного мальчика будут составлять 52,8 (рост в см) // 3.900 (вес в граммах), а верхние рамки – 56,7//5.100 .

Нормальные показатели для двухмесячного карапуза: 58, 4 см и 5.600 гр. Нижний рубеж нормы: 56,4//4.900, а верхний – 60,4//6.300.

К трем месяцам мальчики вырастают до 61,4 см и весят 6.400 гр. Низкими показателями будут являться параметры ниже 59,4// 5.700, а высокими – показатели выше 63,5// 7.200.

Средний рост и вес для четырехмесячного мальчугана: 63,9 см и 7000 гр. Нижние рамки нормы – 61,8// 6.300, верхние рамки – 66//7.800.

К пятимесячному возрасту мальчик должен вырасти до 65,9 см и весить 6.900 гр. Низкие показатели – параметры менее 63,8// 6.100. Показатели 68 //7.800 – это для пятимесячного малыша верхние рамки нормы.

К полугоду кроха должен вырасти до 67,6 см и весить 7.900 гр. Нижним рубежом являются показатели 65,5//7.100, а верхним – 69,8//8.900.

Семимесячный мальчик вырастает до 69,2 см и весит 8.300 гр. Низкими будут считаться показатели меньше 67// 7.400, а высокими – превосходящие 71,3 //9.300.

В восемь месяцев средние показатели для мальчика составляют: рост – 70,65 см, и 8.600 гр – вес . Нижние рамки нормы: 68,45//7.700, а верхние –72,85//9.600.

К девяти месяцам рост малыша должен составлять 72 см, а весить он должен 8.900 гр. Низкими будут показатели меньше 69,65// 8.000, а высокими — более 74,3//9.900.

Десятимесячный мальчик в норме должен быть ростом в 73, 3 см и весить 9.200 гр. Нижние рамки нормы в этом возрасте – 71//8.200, а верхние рамки: 76//10.200.

К одиннадцати месяцам в норме малыш вырастает до 74,5 см и весит 9.400 гр. Низкими считаются показатели менее 72,2//8.400. Высокими будут показатели превышающие 76,8//10.500.

В год по нормам мальчики должны вырастать до 75,8 см и весить 9.700 гр. Нижним рубежом нормы считаются параметры 73,5 //8.700, а верхним: 78//10.800.

Увеличить мышечную массу помогут протеиновые супы

Таблица роста и веса для девочек от 1 до 10 лет

Рост детей начинает замедляться, как только малышам исполняется год, поэтому для ребятишек с года до трех нормы определены уже не помесячно, а через три каждые месяца. Для детей от 3 до 7 лет – с периодичностью раз в полгода, а для детей в возрасте от семи до десяти лет – нормы изменяются раз в год.

К году и трем месяцам девочка в норме должна дорасти до 77,5 см и весить 9.600 гр. Нижние рамки нормы: 74,83 (рост в сантиметрах) и 8.500 (вес в граммах), верхние рамки: 80,3//10.900.

Следующая контрольная точка определена для возраста в год и шесть месяцев. Норма: 80,65//10.200. Нижний рубеж: 77,7//9.100. Верхний: 83,5//11.600.

В год и девять месяцев нормы для девочек составляют 83,65//10.900. Нижняя граница нормы: 80,6//9.600. Верхняя граница: 86,7//12.300.

К двум годам в норме девочки вырастают до 86,4 см и весят 11.500 гр. Нижний рубеж нормы: 83,2//10.200. Верхний рубеж: 89,6//13.000.

Средний рост и вес для малышек в возрасте 2 года 3 месяца: 88,3/12.100. Нижняя граница: 84,8//10.700. Верхняя граница: 91,7//13.700.

Девочки в 2,5 года должны вырасти до 90,7 см и весить 12.700 гр. Нижний рубеж нормы: 86,9//11.200. Верхние рамки: 94,3//вес 14.400.

В 2,9 года средние значения таковы: 92,9//13.300. Нижние границы: 89,3//11.700, верхние: 96,6//вес 15.100.

Рост трехлеток должен составлять 95 см, а вес – 13.900 гр. Данные менее 91,3//12.200 оцениваются как низкие, а показатели выше 98,8//15.800 – как высокие.

В 3,5 года нормативы для девочки: 99//15.000. Нижний рубеж – это 95//13.100, а верхний – 103,1//17.200.

Средний рост и вес для четырехлетней девочки: 102,6//16.100. Нижние рамки нормы: 98,4//14.000, а верхние рост и вес: 107,1//18.500.

В 4,5 года нормативы для девочки: 106,2//17.200. Нижние границы: 101,6//14.900, а верхние: 110,7//19.900.

Средний рост и вес для девочки пяти лет: 109,4//18.200. Нижние рамки нормы: 104,7//15.800, а верхние: 114,2//21.200.

В 5,5 лет девочки должны вырасти до 112,2 см и весить 19.000 гр. Параметры менее 107,2//16.600 считаются низкими, а показатели более 117,1//22.200 – высокими.

Нормативы для шестилеток: 115,1//20.200. Нижние границы: 110//17.500. Верхние – 120,2//23.500.

К 6,5 годам девочки вырастают до 118 см и весят 21.200 гр. Нижними рамками в 6,5 лет являются показатели 112,7//18.300, а верхними – 123,3// вес 24.900.

Средний рост и вес для семилетних девочек: 120,8 и 23.000. Нижние границы: 115,3//21.300, верхние границы: 126,3//26.300.

У детей старше семилетнего возраста антропометрические показатели контролируются раз в год. Нормативы для восьмилетних девочек – 126,6//25.000. Нижний рубеж для восьмилеток будет 120,8 и 21.400. Верхний рубеж – 132,4//30.000.

Нормы для девятилетних: 132,45//28.200. Нижние границы: 132,5 и 27.900, верхние – 138,6//вес 34.000.

Десятилетняя девочка в среднем должна иметь рост 138,55 см и массу – 31.900 гр. Данные меньше 132,2//27.100 оцениваются как низкие, а показатели выше 145//38.200 – как высокие.

Таблица роста и веса для мальчиков от 1 до 10 лет

Мальчики в 1,3 года должны достигнуть параметров 80//10.400. Нижнее нормальное значение: 76,55 (рост в сантиметрах) и 9.200 (вес в граммах), верхние рамки: 82//11.500.

Следующая контрольная точка – в год и шесть месяцев. Норматив для года и шести – 82,3//10.900. От границы: 79,6//9.800. До: 85//12.200.

В 1,9 года нормативы для мальчиков составляют 85,2//11.500. От границы: 82,4//10.300. До: 88//12.900.

К двум годам в норме карапузы достигают показателей 88//12.200. От рубежа: 84,4//10.800. До 90,5//13.600.

Норматив для малыша в 2,3 года: 89,6//12.700. От : 86,5//11.300, до: 92,8//14.300.

К 2,5 годам карапуз должен вырасти до 91,9 см и весить 13.300 гр. Нижние рамки для этого возраста: 88,5//11.800. Верхние рамки: 95,4//15.000.

В возрасте 2,9 годика нормативы составляют – 94,1/13.800. Нижние границы 91//12.300, верхние границы 97,6//15.600.

Рост мальчиков в 3 года должен составлять 96,1 см, масса – 14.300 гр. Результаты менее 92,4//12.700 будут оцениваться как низкие, а показатели превышающие 100//16.200 – как высокие.

В 3,5 года нормы для мальчиков: 99,9//15.300. От границы: 95,9//13.600, до: 103,8//17.400.

Средний рост и вес для четырехлетнего мальчика: 103,3//16.300. От границы: 99,1//14.400, до: 107,5//18.600.

В 4,5 года рост мальчика достигает 107 см, а масса в норме должна составлять 17.300 гр. Нижняя планка нормы: 102,25//15.200, а верхняя: 111,1//19.900.

Нормативы для мальчиков в 5 лет: 110//18.300. От планки в: 105,3//16.000 см, до: 114,6 и 21.000.

К 5,5 годам нормативы для мальчишек –113//19.400. Низкими для 5,5 лет считаются показатели менее 108,2//17.000, а более 117,7//22.200 – высокими.

Средний рост и вес для шестилетних: 116/20.500. Нижняя планка: 111//18.000. Верхняя: 120,9//23.500.

К 6,5 годам мальчики достигают параметров 119//21.700. Нижними рамками для этого возраста являются показатели 113,8//19.000, а верхними – 124//24.900.

Нормы для семилетних мальчишек: 121,8//22.900. От планки в : 116,4//20.000 см, до: 127//26.400 см.

К восьми годам ребята вырастают до 127,3 см и имеют вес 25.400 гр. Нижняя планка нормы для восьмилеток будет 121,5//22.100. Верхняя – 132,8//29.500.

Средний рост и вес для девятилетних: 132,6/28.100. Нижние границы: 126,6//2.300, верхние – 138,6//33.000.

В 10 лет мальчики в норме должны достигнуть параметров 137,8//31.200. Цифры меньше 131,4 и 26.700 оцениваются как низкие, а показатели выше 144,2//37.000 – как высокие.

Таблица роста и веса для девочек подростков

Увеличить мышечную массу помогут протеиновые супы

У подростков антропометрические данные контролируются раз в год. Для одиннадцатилетней девочки средние показатели – это 144,5 (рост в сантиметрах)//34,4 (вес в килограммах). Параметры менее 136,2//27,8 считаются нижними нормативными рамками, а параметры более 153,2//44.6 – верхними.

Средний рост и вес для двенадцатилетней: 150//40,7. Нижний рубеж нормы: 142,2//31,8, верхний: 162,2//51,8.

Тринадцатилетняя девочка в норме имеет показатели: 155,8//44,3. Нижняя планка данных:148,3//38,7, верхняя: 163,7//59.

В 14 лет средние данные для девочки: 159,5//53,1. Нижние рамки нормы:152,6//43,8, верхние: 167,2//64.

К пятнадцати годам средний рост девочек достигает 161,6 см, а средний вес – 55,5 кг. Нижний рубеж данных: 154,4//46,8, верхний: 169,2//66,5.

Средний рост и вес для шестнадцатилетних девушек: 162,4//56,5. Нижний рубеж: 155,2//48,4, верхний – 170,2//67,6.

Для девушек в 17 лет норматив – 163,9//61. Нижняя граница: 155,8//52,8, верхняя: 170,5//68.

Таблица роста и веса для мальчиков подростков

Мальчики в возрасте от 10 и до 14 лет немного отстают от девочек в росте, это нормальное явление, так как у ребят гормональная перестройка начинается чуть позже, чем у девочек. Зато после четырнадцати лет парни начинают расти более интенсивно, нежели девочки, и уже к 15 годам обгоняют их по показателям роста.

В подростковом возрасте антропометрические показатели существенно зависят от генетической предрасположенности, поэтому рекомендуется при мониторинге физического развития подростков ориентироваться не столько на средний показатель, сколько на указанные для каждого возраста границы нормы и на наследственность ребенка. Так, если отец юноши имеет рост 190 см, то и рост в 182 см самого подростка в 15 лет может считаться в этом случае нормой.

Для мальчика 11 лет средние показатели составляют: 143,5 (рост в сантиметрах)//35,5 (вес в килограммах). Параметры менее 134,5//28 являются нижними рамками нормы, а параметры превышающие 153//44.9 – верхними рамками.

Средний рост и вес для двенадцатилетнего подростка: 149//39,8. От границы: 140//30,7, до: 159,6//50,6.

Тринадцатилетний подросток в норме имеет показатели: 155,5//44,3. От границы:145,7//33,9, до: 166//59.

В 14 лет средние показатели составляют 161,9//49,7. От границы:152,3//38, до: 172//63,4.

К пятнадцати годам средний рост у ребят 168 см, а вес – 55,5 кг. От границы: 158,6//43, до: 177,6//70.

Средний рост и вес для шестнадцатилетних юношей: 172,3//66,9. От границы: 163,2//48,4, до 182//76,5.

В семнадцать лет средние рост и вес составляют 176,6//66,9. От границы: 166,7//54,6, до: 186//80,1.

РАССЧИТАТЬ ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Видео «Рост и вес ребенка, доктор Комаровский»

Ссылка на основную публикацию