Скелет головы

Череп, представляет собой комплекс костей, прочно соединенных швами, служащих опорой и защитой различным по происхождению и функциям органам. В полостях черепа расположены головной мозг, органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем. Череп подразделяют на два отдела.

Отдел, в котором помещается головной мозг, называют мозговым черепом. К этому отделу относятся непарные кости: лобная, клиновидная, затылочная, решетчатая — и парные кости: теменная и височная. Второй отдел, образующий костную основу лица и начала пищеварительной и дыхательной трубок,— это лицевой (висцеральный) череп. Лицевой череп располагается под мозговым. Значительную часть лицевого черепа занимает скелет жевательного аппарата, представленный парной верхнечелюстной костью и непарной нижней челюстью, подвижно сочлененной с черепом. Остальные кости лица небольших размеров. Это парные кости: нижняя носовая раковина, небная, носовая, слезная, скуловая, а также непарные кости: сошник и подъязычная, которые входят в состав стенок глазниц, носовой и ротовой полостей и определяют конфигурацию лицевого отдела черепа. Некоторые кости мозгового и лицевого отделов черепа имеют внутри полости, заполненные воздухом и сообщающиеся с полостью носа. Пневматизация костей уменьшает массу черепа при сохранении его прочности. Особое место занимает подъязычная кость, расположенная в передней области шеи и соединенная с костями черепа связками и мышцами.

ЛОБНАЯ КОСТЬ

КЛИНОВИДНАЯ КОСТЬ

ЗАТЫЛОЧНАЯ КОСТЬ

Затылочная кость образует задненижний отдел мозгового черепа. В ней различают базилярную (основную) часть, латеральные части и затылочную чешую. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, foramen magnum, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом.

ВИСОЧНАЯ КОСТЬ

Височная кость – парная кость входит в состав основания и боковой стенки мозгового черепа и располагается между клиновидной (спереди), теменной (вверху) и затылочной (сзади) костями. Височная кость является костным вместилищем для органов слуха и равновесия, в ее каналах проходят сосуды и нервы. Височная кость образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью, образуя скуловую дугу. В височной кости различают пирамиду (каменистую часть) с сосцевидным отростком, барабанную, и чешуйчатую части.


РЕШЁТЧАТАЯ КОСТЬ

Решетчатая кость входит в состав переднего отдела основания мозгового черепа, а также лицевого отдела черепа, участвуя в образовании стенок глазниц и носовой полости. В решетчатой кости различают горизонтально расположенную решетчатую пластинку, от которой по средней линии отходит вниз перпендикулярная пластинка.

ВЕРХНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ

Верхняя челюсть – парная кость. В ней различают тело и четыре отростка: лобный, скуловой, альвеолярный и небный.

НЕБНАЯ КОСТЬ

Небная кость парная, участвует в образовании полости носа, полости рта, глазницы и крыловидно-небной ямки. Состоит из горизонтальной и перпендикулярной пластинок, соединенных под прямым углом.

НИЖНЯЯ НОСОВАЯ РАКОВИНА

СОШНИК

НОСОВАЯ КОСТЬ

Носовая кость парная, своим медиальным краем соединяется с такой же костью противоположной стороны и образует костную спинку носа. Каждая кость – это тонкая четырехугольная пластинка, длинный размер которой больше поперечного. Верхний край толще и уже нижнего, соединяется с носовой частью лобной кости. Латеральный край соединяется с передним краем лобного отростка верхней челюсти.

СЛЕЗНАЯ КОСТЬ

Слезная кость – парная, очень тонкая и хрупкая четырехугольная пластинка. Образует переднюю часть медиальной стенки глазницы. Спереди слезная кость соединяется с лобным отростком верхней челюсти, сзади – с глазничной пластинкой решетчатой кости, вверху – с медиальным краем глазничной части лобной кости.

Скуловая кость парная, соединяется с соседними костями мозгового и лицевого отделов черепа (лобной, височной и верхней челюстью), укрепляя лицевой отдел. В скуловой кости различают латеральную, височную и глазничную поверхности и два отростка: лобный и височный. Латеральная поверхность неправильной четырехугольной формы, обращена латерально и вперед, немного выпуклая.

Нижняя челюсть – непарная кость, является единственной подвижной костью черепа, которая с височными костями образует височно-нижнечелюстные суставы. Различают тело нижней челюсти, расположенное горизонтально, и вертикально направленные две ветви.

Череп: анатомия сложнейшей части скелета человека

С троение и функции головы занимают одну из ключевых позиций в изучении медицины, и небезосновательно: именно в черепе заключены основные органы, благодаря которым человек способен воспринимать и понимать окружающий мир, поддерживать большинство физиологических функций и формировать сознание. Важнейшую роль здесь играет головной мозг – именно его так усиленно защищают кости черепа, стараясь предотвратить малейшую травму, которая может быть чревата серьёзными последствиями. В полостях черепа располагаются органы слуха и зрения, вкуса и обоняния, а также сосуды и нервы, соединяющие головной мозг с остальными частями тела. Сочленяясь, кости головы образуют верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительного тракта (ротовую полость), в котором осуществляется подготовительный этап – измельчение и смягчение пищи.

Изучение костей черепа анатомией не ограничивается – строение головы интересует и других учёных, включая антропологов и историков. По малейшим нюансам черепа специалисты могут определить пол, возраст и расу, воссоздать тонкости силуэта и предугадать имеющиеся особенности организма. Давайте рассмотрим, от чего зависят те или иные нюансы анатомии головы человека, какую роль играют кости черепа и каким образом выполняют возложенные на них функции.

Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур

Принято считать, что основную роль в строении головы играют костные образования: они плотным каркасом окружают ткани мозга, выступают в роли защитных полостей для глазниц, органов слуха, полости носа, служат местом прикрепления мышц и образуют отверстия для прохождения кровеносных сосудов и нервных волокон. Хрящевые структуры формируют наружную часть носа и ушные раковины, а в младенческом возрасте ещё и замещают некоторые части костей, обеспечивая подвижность и предотвращая тем самым детский травматизм во время родов.

Мышцы головы окружают череп сравнительно тонким покровом. От их строения и степени развития зависят некоторые черты лица, особенности мимики и возможность свободного передвижения нижней челюсти, благодаря чему осуществляется процесс жевания. Как правило, мышечные волокна плотно прикрепляются к костям и на всём протяжении повторяют форму черепа.

Функции черепа

Особое строение позволяет черепу справляться с возложенными на него функциями, среди которых основное место занимают:

Кости черепа человека: анатомия

В черепе человека выделяют следующие функциональные области:

Все эти образования формируются благодаря различным костным структурам и их плотным сочленениям. В анатомии черепа человека насчитывают 23 отдельные косточки, из которых 7 непарных и 16 парных (8 пар соответственно). Кроме того, в черепной коробке присутствуют 3 пары слуховых костных образований – молоточек, наковальня и стремечко в правой и левой полостях среднего уха. К костям черепа иногда также относят зубной ряд, расположенный на верхней и нижней челюсти. Количество зубов может варьироваться в зависимости от возраста и стоматологической картины.

Мозговой отдел

Мозговой отдел черепа является вместилищем и главной защитой головного мозга. Эта область включает:

Свод и основание формируется благодаря плотному неподвижному сочленению 8 костных образований – 4 парных и 4 непарных:

  1. Правая и левая теменные кости образуют латеральные стенки черепа. Они соединяются по средней сагиттальной линии и прилегают к лобной кости, формируя венечный шов;
  2. Правая и левая височные косточки располагаются немного ниже теменных. На их поверхности находятся 3 отростка – скуловой, шиловидный и сосцевидный. Скуловой отросток выглядит как тоненькая перемычка и соединяется со скуловой костью чуть выше нижней челюсти. Шиловидный выступ служит местом прикрепления большинства мышечных волокон шеи. А сосцевидный отросток располагается непосредственно за ушной раковиной;
  3. Лобная кость легко прощупывается с лицевой стороны. Она образует поверхность лба, бровные дуги и верхнюю часть глазниц;
  4. Клиновидной костью представлена нижняя часть глазниц и латеральная поверхность черепа. Имея форму бабочки, эта косточка охватывает череп по ширине и поддерживает основание черепной полости;
  5. Решётчатая косточка находится немного ниже лобной и образует костную часть носовых раковин и перегородки;
  6. Затылочная кость – заключительная часть черепа. Она находится ниже остальных костей и примыкает к первому шейному позвонку в местах затылочных мыщелков у большого отверстия, через которое проходит спинной мозг.

Лицевой отдел

Лицевой скелет образован парными и непарными смешанными костями. Они служат основой жевательного аппарата и опорой для большинства мимических мышц, отвечающих за формирование индивидуальных черт лица. Каждая из лицевых костей выполняет определённую функцию:

Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов

Абсолютное большинство костей черепа соединяются при помощи неподвижных швов. Прилегающие друг к другу лицевые костные образования формируют плоские сочленения, незаметные под тонким покровом мышечного полотна. А височная кость, соединяясь с теменной, дает начало чешуйчатому шву.

Зубчатых швов в анатомии черепа всего 3:

Единственным подвижным суставом черепа является нижнечелюстной. Нижняя челюсть может выполнять движения в различных плоскостях: подниматься и опускаться, сдвигаться вправо/влево и вперёд/назад. Благодаря такой подвижности человек может не только тщательно пережёвывать пищу, но и поддерживать членораздельную речь.

Возрастные особенности

С возрастом форма и структура черепа меняется. Так, у новорождённых малышей лицевой отдел почти в 8 раз меньше мозгового, поэтому головка может выглядеть непропорциональной и крупной. Челюсти крохи обычно недоразвиты и не имеют зубов, ведь у него ещё нет необходимости пережёвывать твёрдую пищу.

Кости черепа младенцев сочленяются неплотно, благодаря чему голова может незначительно менять форму, сжиматься при прохождении через родовые пути. Такая особенность защищает новорождённых от родовых травм и позволяет поддержать нормальное внутричерепное давление. На межкостных швах у них находятся заметные перепончатые участки – роднички. Самый большой – передний родничок – занимает центральное положение на стыке стреловидного и венечного швов. Обычно он зарастает к двум годам. Другие роднички менее объёмные: затылочная, две клиновидные и сосцевидная перепонки не прощупываются уже к 2–3 месяцам.

Анатомия черепа изменяется не только в младенчестве – формирование обычно проходит в 3 этапа:

  1. Преимущественный рост в высоту, укрепление костей и затвердевание швов – с рождения до 7 лет;
  2. Период относительного покоя – с 7 до 14 лет;
  3. Рост лицевого отдела черепа – с 14 до 20–25 лет, в зависимости от полового созревания.

Небольшой экскурс в анатомию черепа позволяет наглядно убедиться, что голова – это крайне сложная структура, от состояния которой напрямую зависит здоровье головного мозга, а значит, и большинство жизненно важных функций. При малейших травмах большую часть повреждений берут на себя кости, но и их прочность не безгранична – при сильном воздействии не исключены переломы и ушибы, последствия которых могут быть необратимыми. Поэтому при любых обстоятельствах следует обеспечивать черепу должную защиту, беречь его от травм и иных повреждений.

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ.

2.3.1. Кости мозгового черепа.

2.3.2. Кости лицевого черепа.

2.3.3. Череп как целое.

2.3.4. Возрастные особенности черепа.

ЦЕЛЬ: Знать состав, строение и соединения костей мозгового и ли­цевого черепа.

Уметь показывать на препаратах черепа различные анатомические образования: ямки, отростки, отверстия, каналы, мыщелки и т.д.

2.3.1. Скелет головы называется черепом (cranium). Он представля­ет собой комплекс костей, прочно соединенных швами, служащий опо­рой и защитой некоторым органам. В полостях черепа расположены го­ловной мозг, органы зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса и на­чальные отделы пищеварительной и дыхательной систем. В зависимости от положения и происхождения все кости черепа делят на кости мозгово­го черепа и кости лицевого черепа (лица).

В состав мозгового черепа входят 8 костей, из которых две парные (височная, теменная) и четыре непарные (лобная, клиновидная, решетча­тая, затылочная).

Все кости головы по форме плоские и состоят из двух пластинок ком­пактного вещества, между которыми находится губчатое вещество с боль­шим количеством венозных сплетений.

Рассмотрим вкратце кости мозгового черепа.

1) Затылочная кость (os occipitale) непарная, расположена в зад­ненижнем отделе черепа. Состоит из четырех частей: базилярной (основ­ной) части, двух латеральных частей и затылочной чешуи. Все эти части окружают большое затылочное отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом. Базилярная часть затылочной кости вместе с телом клиновидной кости образует скат – опору для про­долговатого мозга и моста. На нижней поверхности латеральных частей кости имеются затылочные мыщелки для соединения черепа с атлантом.

2) Клиновидная кость (os sphenoidale) расположена между заты­лочной и лобной костями в основании черепа. Кость воздухоносная, по форме напоминает бабочку. Состоит из тела и трех парных отростков: больших, малых крыльев и крыловидных отростков. Верхняя часть тела, имеющая ямку для гипофиза, называется турецким седлом. Внутри тела имеется воздухоносная клиновидная пазуха, сообщающаяся с полостью носа. В основании малых крыльев находится зрительный канал, а у осно­вания больших крыльев 3 отверстия: круглое, овальное и остистое, слу­жащие для выхода нервов из мозга и входа сосудов в мозг. Крыловидные отростки состоят из латеральной и медиальной пластинок и служат для фиксации жевательных мышц. Основание отростков пронизывает спере­ди назад узкий крыловидный канал, в котором проходят сосуды и нервы.

3) Лобная кость (os frontale) занимает передненижнюю часть чере­па, состоит из лобной чешуи, двух глазничных частей и носовой части. На лобной части хорошо видны лобные бугры – след от ядер окостенения. Ниже лобных бугров находятся надбровные дуги, между которыми име­ется гладкая площадка – надпереносье (глабелла). Внутри кости располо­жена воздухоносная пазуха, сообщающаяся с полостью носа. Таким об­разом, лобная кость относится к воздухоносным костям черепа.

4) Решетчатая кость (os ethmoidale) – воздухоносная кость, лежит в глубине черепа и принимает участие в образовании стенок полости но­са и глазниц. Состоит из горизонтальной (решетчатой) пластинки, двух лабиринтов и перпендикулярной пластинки. На внутренней поверхности лабиринтов имеются верхняя и средняя носовые раковины. Сами лаби­ринты состоят из множествадоздухоносных ячеек, сообщающихся с по­лостью носа. Перпендикулярная пластинка участвует в образовании пе­регородки полости носа (вместе с сошником). Кверху она заканчивается петушиным гребнем.

5) Височная кость (os temporale) – самая сложная из костей черепа.

Барабанная часть височной кости – самый небольшой ее отдел. Представляет собой немного изогнутую кольцевидную пластинку, огра­ничивающую с трех сторон (спереди, снизу и сзади) наружное слуховое отверстие и продолжающуюся в наружный слуховой проход до барабан­ной полости.

Чешуйчатая часть височной кости расположена кверху и впереди от наружного слухового прохода. От ее наружной поверхности отходит вперед скуловой отросток, который, соединяясь со скуловой костью, об­разует скуловую дугу. У основания скулового отростка находится ниж­нечелюстная ямка для соединения с мыщелковым отростком нижней че­люсти, а впереди ямки – суставной бугорок.

6) Теменная кость (os parietale) имеет вид четырехугольной пла­стинки, выпуклой снаружи и вогнутой изнутри. На внешней выпуклой поверхности хорошо заметен теменный бугор. По этим буграм опреде­ляют ширину черепа. Три края теменной кости: лобный (передний), за­тылочный (задний), сагиттальный (верхний) зазубрены, четвертый че­шуйчатый (нижний) край косо срезан и прикрыт чешуей височной кости.

2.3.2. Лицевой череп располагается под мозговым черепом. Он представляет собой костную основу лица и начальных отделов пище­варительных и дыхательных путей. К костям лицевого черепа при­крепляются жевательные мышцы.

В состав лицевого черепа входят 15 костей, из которых шесть – пар­ные (верхняя челюсть, скуловая, носовая, слезная, небная, нижняя носо­вая раковина) и три непарные (нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость).

1) Верхняя челюсть (maxilla) участвует в образовании стенок по­лости носа, рта и глазницы. В ней различают тело, имеющее 4 поверхно­сти: глазничную, переднюю, подвисочную и носовую, и 4 отростка: лоб­ный, скуловой, альвеолярный и небный. В теле кости находится воздухо­носная полость – верхнечелюстная (гайморова) пазуха, открывающаяся в средний носовой ход. На передней поверхности тела имеется углубление – клыковая, или собачья, ямка, куда открывается подглазничное отвер­стие. Альвеолярный отросток содержит 8 ямок – зубных альвеол для верхних зубов.

2) Скуловая кость (os zygomaticum) своими размерами определяет ширину и форму лица. Имеет латеральную, височную, глазничную по­верхности, а также лобный и височный отростки. Вместе со скуловым отростком височной кости последний участвует в образовании скуловой дуги.

3) Носовая кость (os nasale) примыкает к лобной кости и лобному отростку верхней челюсти, образуя спинку носа с костью противо­положной стороны.

4) Слезная кость (os lacrimale) – маленькая кость, расположенная на медиальной стенке глазницы. Имеет слезную борозду и гребень. Уча­ствует в образовании носослезного канала и ямки слезного мешка.

5) Небная кость (os palatinum) состоит из двух пластинок: горизон­тальной и вертикальной. Горизонтальная пластинка дополняет твердое (костное) небо, а перпендикулярная – латеральную стенку полости носа.

6) Нижняя носовая раковина (concha nasalis inferior) – самостоя­тельная тонкая костная пластинка, находится в полости носа, прикрепля­ясь одним своим краем к латеральной стороне. Другой край раковины свободно свисает в просвет полости носа.

7) Нижняя челюсть (mandibula) – единственная подвижная кость черепа. Развивается из двух половин, которые срастаются на первом году жизни ребенка. Имеет форму подковы, состоит из тела и отходящих от него под углом 110-130° двух ветвей. На середине наружной поверхности тела находится подбородочный выступ. Верхний край тела образует аль­веолярную часть, которая содержит в себе зубные альвеолы (для 16 зу­бов), разделенные межальвеолярными перегородками. Каждая ветвь за­канчивается передним – венечным и задним – мыщелковым отростками. На внутренней поверхности каждой ветви имеется нижнечелюстное от­верстие, ведущее в одноименный канал тела кости, который открывается на наружной поверхности подбородочным отверстием (в нем проходит нижний альвеолярный нерв, одноименные артерия и вена).

8) Сошник (vomer) – четырехугольная костная пластинка, прини­мающая участие в образовании перегородки носа.

9) Подъязычная кость (os hyoideum) – подковообразная кость, со­стоящая из тела и двух пар рогов: больших и малых. Расположена в об­ласти шеи, между нижней челюстью и гортанью. При помощи мышц и связок подъязычная кость подвешена к костям черепа и соединена с гор­танью.

Все кости черепа соединены между собой в основном посредством швов и практически неподвижны (за исключением нижней челюсти). Кости основания черепа соединяются синхондрозами. С возрастом швы и синхондрозы черепа постепенно замещаются синостозами. В зависи­мости от формы различают зубчатые, чешуйчатые и плоские (гармо­ничные) швы. Большинство костей свода черепа соединяется друг с дру­гом при помощи зубчатых швов, лицевого черепа – при помощи плоских (гармоничных) швов. Название швов происходит от наименования со­единяющихся костей. Однако некоторые швы имеют собственные ориги­нальные названия. Так, шов между лобной и теменными костями называ­ется венечным, между двумя теменными – сагиттальным (стреловидным), между теменными и затылочной – ламбдовидным.

Височно-нижнечелюстной сустав парный, комбинированный, по форме мыщелковый (эллипсовидный). Образован головкой мыщелкового отростка нижней челюсти и нижнечелюстной ямкой с суставным бугор­ком височной кости. Внутрисуставной хрящевой диск делит полость сус­тава на два этажа: верхний и нижний (комплексный сустав). Благодаря этому в суставе возможны опускание и поднимание нижней челюсти, боковые движения вправо и влево, смещение челюсти вперед и назад.

2.3.3. Череп условной плоскостью, проходящей через наружный затылочный выступ сзади и надглазничные края лобной кости спереди, делят на свод (крышу) и основание.

Свод черепа образован теменными костями и чешуйчатыми частя­ми лобной, затылочной и височных костей. На своде хорошо видны ве­нечный, сагиттальный и ламбдовидный швы. На внутренней (мозговой) поверхности свода видны пальцевидные вдавления – отпечатки извилин большого мозга, артериальные и венозные борозды – места прилегания артерий и вен.

Основание черепа рассматривают со стороны полости черепа и снаружи. На внутренней (мозговой) поверхности черепа различают пе­реднюю, среднюю и заднюю черепные ямки. В образовании передней черепной ямки участвуют лобная, клиновидная, решетчатые кости, сред­ней – клиновидная и височная, задней – клиновидная, височная и заты­лочная кости. В передней черепной ямке располагаются лобные доли большого мозга, в средней – височные доли, в задней – мозжечок, мост и продолговатый мозг. В направлении спереди назад видны: горизонталь­ная (продырявленная) пластинка решетчатой кости с петушиным греб­нем, отверстие канала зрительного нерва, верхняя глазничная щель, ту­рецкое седло с углублением для гипофиза, круглое, овальное, остистое и рваное отверстия, отверстие внутреннего слухового прохода на задней поверхности пирамиды, яремное и большое затылочное отверстия, канал подъязычного нерва и другие образования.

На наружной поверхности основания черепа находятся: хоаны (от­верстия, ведущие в полость носа), крыловидные отростки клиновидной кости, наружное отверстие сонного канала, овальное, остистое, рваное, яремное, большое затылочное отверстия, мыщелки затылочной кости, глоточный бугорок, шиловидный, сосцевидный отростки, шилососцевид- ное отверстие, наружное слуховое отверстие и т.д.

При рассмотрении черепа спереди видны полости двух глазниц, а между ними – вход в полость носа.

Глазницы -это две большие полости на передней поверхности ли­цевого черепа. Они имеют форму четырехгранной пирамиды. Верхняя стенка глазницы образована лобной костью и малым крылом клиновид­ной кости, медиальная – верхней челюстью, слезной, решетчатой и кли­новидной костями, нижняя – верхней челюстью, скуловой и небной кос­тями, латеральная – большим крылом клиновидной кости и скуловой ко­стью. В полости глазницы расположены глазное яблоко, его мышцы, слезная железа и другие образования.

Полость носа является начальным отделом дыхательных путей, содержит орган обоняния. Имеет одно входное (грушевидное) отверстие и два выходных (хоаны). Костная перегородка делит полость носа на две, чаще неравные половины. От боковой стенки носа в полость свешивают­ся 3 носовые раковины: верхняя, средняя (выросты лабиринта решетча­той кости) и нижняя (самостоятельная кость). Под каждой из раковин образуется носовой ход: верхний, средний и нижний.

Костная основа полости рта представлена сверху твердым небом, спереди и с боков альвеолярными отростками верхней и нижней челю­стей, а также зубами.

На боковой поверхности черепа различают парные ямки: височную, подвисочную и крыловидно-небную. Границей между первой и второй ямками является скуловая дуга. В них находятся жевательные мышцы, сосуды и нервы. Углубляясь, подвисочная ямка переходит в крыловидно­небную ямку, которая сообщается с полостью черепа, глазницы, носа и рта через отверстия, щели и каналы. В этом заключается большое клини­ческое значение крыловидно-небной ямки при воспалительных процес­сах в ней и соседних областях.

2.3.4. Кости, составляющие основание черепа, проходят три стадии развития: перепончатую, хрящевую и окончательную костную. Кости лица и крыши черепа проходят только две стадии: перепончатую и кост­ную, минуя хрящевую стадию.

Особенностями черепа новорожденного и ребенка грудного возраста являются:

1) наличие родничков, т.е. остатков перепончатого черепа. Разли­чают передний (лобный) родничок – зарастает на втором году жизни (к полутора годам жизни ребенка); задний (затылочный) родничок – зарас­тает к полутора – двум месяцам; парные боковые: клиновидный и сосце­видный роднички – зарастают на втором – третьем месяце жизни;

2) наличие хрящевых прослоек между частями костей основания черепа; многие кости мозгового и часть костей лицевого черепа фрагментированы;

3) отсутствие швов между костями свода черепа, лишь на третьем месяце жизни у костей начинается развитие зубцов, формирующих зуб­чатые швы;

4) хорошая выраженность бугров лобной и теменных костей, по­этому при рассматривании черепа сверху он кажется четырехугольным

5) отсутствие зубов, надбровных дуг, воздухоносных пазух, малая выраженность отростков и т.д.

Швы формируются к 3-5 году жизни. Рост черепа заканчивается к 25-30 годам. Окостенение швов происходит примерно к 30 годам.

В процессе окостенения иногда образуются отдельные, непостоян­ные небольшого размера кости швов. Чаще их обнаруживают в сагит­тальном и ламбдовидном швах. Реже встречается межтеменная кость, заменяющая верхний угол затылочной чешуи и располагающаяся между двумя теменными костями.

В старческом возрасте в связи с выпадением зубов происходит ат­рофия альвеолярных отростков челюстей и уменьшение лицевого черепа, а также истончение компактного вещества и разреженность губчатого вещества. Поэтому в пожилом возрасте имеют место переломы костей, особенно в основании черепа.

Открытый урок по теме “Скелет головы”

Класс: 8

Презентации к уроку

Методическая составляющая открытого урока.

Открытый урок проводился в рамках серии открытых уроков учителей СПб УОР№2 (техникум). Данный урок является иллюстрацией работы учителя над методической темой.

Методическая тема преподавателя Тарасовой И.Н. – “Использование компьютерных технологий для улучшения эффективности учебной деятельности и повышения познавательного интереса на уроках анатомии”.

Методическая цель урока: показать методику организации разнообразной учебной деятельности на уроках анатомии.

Тип урока – комбинированный, с использованием разнообразной учебной деятельности учащихся и элементов разных технологий:

Методические приемы.

  • Сравнение природных объектов.
  • Анализ и оценка конкретных фактов, описание природных объектов.
  • Постановка и разрешение проблемной ситуации.
  • Эвристическая беседа.
  • Работа с инструктивными карточками.
  • Демонстрация и анализ компьютерной презентации.
  • Работа с атласами по анатомии человека.
  • Заполнение сравнительной таблицы.
  • Новизна урока.

  • Новое содержание учебного материала (на уроке раскрывается новая тема).
  • Использование компьютерной презентации (отрабатывается новый методический прием).
  • На уроке проводится контроль учебных достижений учащихся в форме.

  • Вопросы и задания по содержанию биологических понятий (с морфологическим содержанием, анатомическим содержанием).
  • Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся (на знание определений, на описание объектов, на анализ биологических понятий).
  • Вопросы и задания с использованием графических средств (немые рисунки).
  • Тестовые задания (задания на выбор одного правильного ответа).
  • Образовательная составляющая открытого урока.

    Цель урока: создать условия для конкретизации представлений о функциональном строении черепа человека.

    Задачи урока.

  • Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
  • Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
  • Научить использовать полученные данные на практике.
  • Оборудование и дидактическое обеспечение.

  • Компьютер, медиапроектор.
  • Авторская компьютерная презентация.
  • Модель черепа.
  • Таблица “Строение скелета человека”, “Строение черепа”.
  • Атласы.
  • Карточки для проведения самостоятельной работы с атласами.
  • Тесты для проверки степени усвоения материала.
  • Рисунки черепа для проверки степени усвоения материала (вид сбоку).
  • Рисунки черепа для выполнения домашнего задания (вид спереди).
  • 1. Формулировка темы учащимися.

    Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.

    Запись на доске: Шов.

    Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

    2. Актуализация знаний (этап 1).

    а) Проверка знаний учащихся по теме “Строение скелета человека”.

    Контроль учебных достижений учащихся проводится в форме вопросов по анатомическому содержанию биологических понятий. Предлагаются тестовые задания открытого типа со вставкой пропущенных фраз [1].

    1. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

    2. В трубчатой кости различают следующие части…..

    3. Кости черепа делятся на отделы…..

    4. К костям свободной нижней конечности относятся…

    5. Тазовая кость состоит из костей…..

    6. Голень образована следующими костями…..

    7. Красный костный мозг выполняет функции…..

    9. Большая берцовая кость является костью…..

    10. Грудная клетка образована…..

    11. Лопатка относится к отделу…..

    12. Вокруг вертикальной оси осуществляются следующие движения…..

    1. К костям пояса верхней конечности откосятся…..

    2. К костям свободной нижней конечности относятся…..

    3. Грудная клетка образована…..

    4. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

    6. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет…..

    7. К костям предплечья относятся…..

    8. К скелету туловища относятся следующие отделы скелета…..

    9. Предплечье образовано следующими костями…..

    11. К костям пояса нижней конечности откосятся…..

    12. Вокруг фронтальной оси осуществляются следующие движения…..

    Комментирование ответов преподавателем, выставление оценок. Учащиеся слушают ответы, дополняют, исправляют.

    б) Использование компьютерной презентации (Презентация 1). Создание условий для обсуждения некоторых слайдов.

    План презентации.

  • Что такое череп? Какая наука его изучает?
  • 2 части черепа: мозговой отдел и лицевой отдел.
  • Сравнение черепа человека и шимпанзе.
  • Функции мозгового отдела.
  • Функции лицевого отдела.
  • Расположение слезной железы и носослезного протока.
  • Строение мозгового отдела черепа.
  • Решетчатая кость.
  • Клиновидная кость.
  • Основание черепа.
  • Височная кость.
  • Затылочная кость.
  • Строение лицевого отдела черепа.
  • Перегородка носа.
  • Глазница.
  • Придаточные пазухи носа.
  • Рентгенограмма черепа человека. Виды костей. Понятие “Пневматические кости”.
  • Соединение костей черепа. Типы соединения.
  • Преподаватель организует внимание учащихся, вовлекает их в обсуждение проблемных вопросов, активизирует познавательный интерес. Учащиеся знакомятся с новым материалом, участвуют в беседе, ведут записи в тетради, анализируют текст компьютерной презентации.

    Предложенный план урока не содержит теоретического материала по строению и развитию черепа. Его можно найти в атласе анатомии человека [3].

    3. Поиск решения (этап 1).

    Самостоятельная работа с текстом атласа[3].

    Учащиеся получают новую информацию и закрепляют полученную из презентации, учатся работать со справочной литературой, инструктивными карточками.

    Класс делится на две группы. Одна группа изучает текст “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Идет осмысление текста по вопросам, представленным в карточках. Вопросы и задания подобраны по видам интеллектуальных умений учащихся: направлены на описание и анализ биологических объектов [1].

    Выполнение практической работы “Строение черепа” по вариантам (Приложение 1, Приложение 2).

    Преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, корректирует ответы, обращает внимание на правильное оформление конспекта, на правильное написание терминов. Учащиеся работают с инструктивными карточками, справочной литературой, оценивают конкретные факты, описывают природные объекты.

    4. Выражение решения (этап 1).

    Работа с обобщающей таблицей, заранее начерченной на доске.

    Представление результатов работы каждой группы в виде заполнения на доске обобщающей таблицы “Скелет головы”. Одна группа заполняет графу “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего ученики учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами, обобщение материала.

    Таблица “Скелет головы”.

    Части черепаКостиФорма костейТип соединения костейСравнение с черепом шимпанзе
    Мозговой череп

    5. Актуализация знаний (этап 2).

    Использование компьютерной презентации по теме “Развитие черепа”. (Презентация 2)

    План презентации.

  • Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела.
  • Соотношение объема лицевого отдела черепа к мозговому отделу.
  • Понятие “Родничок”.
  • Две стадии развития черепа: перепончатая и костная.
  • Виды и количество родничков.
  • Значение родничков.
  • Преподаватель обращается к учащимся, как будущим родителям. Данный учебный материал тесно связан с жизнью и вызывает живой интерес.

    6. Выражение решений (этап 2).

    а) Демонстрация модели черепа.

    Предлагаются вопросы и задание по морфологическому и анатомическому содержанию биологических понятий[1].

    б) Выполнение элементарного опыта “Движения нижней челюсти”.

    Предлагается задание по видам интеллектуальных умений учащихся: на выдвижение и защиту гипотезы [1].

    Докажите, что нижняя челюсть подвижно соединена с черепом. Почему одни кости черепа неподвижно соединены, а другие должны быть подвижны?

    в) Решение проблемных задач (про гайморит, переломы костей лица, трещины в костях мозгового черепа).

    Предлагаются вопросы по видам интеллектуальных умений учащихся: на вскрытие причинно-следственных связей [1].

    Любой интересный вопрос может заметно повысить качество работы, способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Такой прием способствует гуманизации обучения[5].

    7. Применение знаний.

    а) Решение теста по теме “Скелет головы” [Приложение 3].

    Проводится контроль учебных достижений учащихся в виде теста. Вопросы теста сформулированы только на известный учащимся материал, полученный на уроке. Предлагаются тестовые задания закрытого типа на выбор одного правильного ответа [1]. Решение теста проводится в форме устного фронтального опроса.

    б) Обозначение костей черепа на рисунке (вид сбоку) [Приложение 4].

    Предлагается задание с использованием графических средств. Графические задания с использованием изображения направлены на выявление уровня знаний и умений учащихся обобщать, классифицировать и систематизировать изученные факты[1]. Учащимся предлагается “немой рисунок” – изображение черепа (вид сбоку) без подписей костей. Дается задание: подписать кости черепа. Задание выполняется в виде индивидуального письменного опроса.

    Система разнообразных типов, видов вопросов и заданий, предложенных на уроке, учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, поэтому на уроке создается психологическая комфортность[5]. Например, предлагаются вопросы для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения “немого” рисунка, задачи-шутки и другие.

    8. Задание на дом:

  • Изучить строение черепа. Уметь на модели показывать и называть кости лицевого и мозгового отделов черепа.
  • Обозначить кости черепа на рисунке (вид спереди) [Приложение 5].
  • Домашнее задание дозированное, выполняется по аналогии с классным заданием.

    При подготовке домашнего задания можно использовать презентацию “Скелет головы. Проверка знаний” [Презентация 2].

    Выводы по открытому уроку.

  • План урока выполнен в полном объеме. Методическая и учебная цели урока достигнуты.
  • Урок линейно структурирован [5], этапы урока органично переходят один в другой, разнообразны по содержанию, использованным методам и формам организации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся анализируют, участвуют в беседе, решают проблемные задачи, самостоятельно работают, выполняют практические работы, решают тесты, обобщают материал.
  • Учащиеся активно участвуют в уроке, что повышает интерес к предмету и мотивацию к его изучению.
  • Предложенная структура урока согласуется с рекомендациями здоровье сберегающих технологий обучения.
  • Использование компьютерных технологий повысило эффективность учебной деятельности, познавательный интерес на уроке анатомии. Компьютерная презентация помогла сообщить знания, обеспечила необходимый уровень усвоения, помогла преподавателю активизировать процесс обучения, повысить индивидуализацию обучения, совершенствовать организацию преподавания. Презентация позволила использовать материал как систему ярких опорных образов, что улучшает запоминание.
  • Компьютерная презентация к открытому уроку “Скелет головы”.

    Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы), текст каждого слайда содержат сжатую информацию о строении и развитии черепа.

    Методические рекомендации.

  • Презентация может быть использована для изучения, повторения и закрепления учебного материала, для самостоятельной работы учащихся, для реализации элективного курса по анатомии.
  • Презентацию необходимо использовать для организации активных форм деятельности учащихся на уроке, для повышения эффективности учебных занятий, для повышения интереса к уроку.
  • На основе одной презентации “Скелет головы” разработана другая презентация “Скелет головы. Проверка знаний”, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы в разных формах: самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, подготовка к контрольным испытаниям.
  • Сжатая информация, предложенная в презентации, является опорным конспектом. Преподаватель дополняет материал рассказом, примерами, обращает внимание на главные моменты, которые надо запомнить.
  • Список литературы:

  • Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.
  • Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  • Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
  • М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
  • Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  • Признаки больной печени у человека – на что обратить внимание

    Печень – крупный орган человеческого организма, отвечающий за жизненно важные процессы. Сравнить ее можно с мощной лабораторией, вырабатывающей желчь для улучшения пищеварительной функции и расщепления жиров, нейтрализующей токсичные соединения, поступающие с пищей. Печеночные клетки участвуют в метаболизме витаминов, микроэлементов, способствуют укреплению иммунитета.

    Когда неожиданно печень дает сбой, это отражается на всех органах организма без исключения. Важно вовремя выявить первые признаки больной печени и предпринять адекватные меры для сохранения здоровья ее клеток.

    Больная печень: симптомы и признаки

    Большинство симптомов печеночных заболеваний проявляются на поздних стадиях. Обусловлено это тем, что печень долгое время «молчит» о возникших проблемах. В этом органе отсутствуют нервные окончания, которые могли бы сигнализировать о его состоянии при первых проявлениях патологии.

    Однако некоторые признаки, способные привлечь внимание человека к состоянию здоровья печени все-таки есть. Чтобы их заметить, достаточно внимательно осмотреть лицо и кожные покровы.

    На лице

    Лицо человека способно «рассказать» многое о состоянии печени. При ее поражении появляются следующие признаки:

    потемнение кожи под глазами;

    желтый оттенок кожного покрова, глазных белков и слизистых оболочек;

    появление коричневых пигментных пятен;

    формирование глубоких борозд между бровями;

    ярко выраженная отечность.

    На коже

    При болезнях печени кожа претерпевает характерные изменения:

    теряется упругость и эластичность;

    возникает сухость, бледность и шелушение;

    начинают беспокоить высыпания различного характера: аллергические, гнойничковые;

    возникают коричневатые пятна на кожном покрове правого плеча и лопатки;

    образуются невоспалительные геморрагические пятна;

    темнеет кожа в области подмышек;

    появляется сыпь с черными точками, покрывающая предплечьях и кисти рук;

    заметны покраснения на ладонях, отличающиеся симметричностью.

    Признаки больной печени у женщин проявляются в виде своеобразных сосудистых звездочек на кожных покровах. Синяки и гематомы образуются вследствие минимального воздействия на кожу и очень долго не проходят. Причина этого кроется в неспособности печени в достаточном объеме обезвреживать стероидные гормоны, что приводит к гормональному всплеску в организме.

    Кроме того, характерным признаком можно считать появление кожного зуда, спровоцированного токсинами, которые также не способна нейтрализовать печень.

    У мужчин наблюдается образование проплешин, частичное или полное облысение. У женщин – волосистость тела может как увеличиться, так и уменьшиться.

    Другими признаками патологий печени являются:

    изменение окраски мочи;

    ощущение тяжести в области печени;

    диарея, изменение цвета кала;

    образование налета на боковых частях языка;

    неприятный запах из ротовой полости;

    привкус горечи во рту;

    резкий сброс веса;

    увеличение живота, проявление венозной сетки;

    Чем раньше обратить внимание на наличие явных сигналов организма о неполадках с печенью, тем больше вероятность успешного выздоровления.

    Печень и зубы: где связь?

    Большинство людей даже не предполагают, что зубная боль может быть связана со сбоями в работе внутренних органов. Однако состояние зубов говорит о многом. Например, о здоровье печени судят по клыкам, расположенным на верхней и нижней челюсти.

    Если боль в зубе беспокоит с некоторой периодичностью, это сигнализирует о болезненных процессах, происходящих в печени. Тогда следует обращаться за помощью не только в стоматологию, но и в терапевтическое отделение с целью обследования печени на наличие каких-либо заболеваний. Конечно, это всего лишь неподтвержденная гипотеза, но лишняя проверка не повредит.

    Диагностика

    Болезни печени – серьезный стресс для организма, способный привести к тяжелым осложнениям. Поэтому не обращать на них внимание категорически нельзя. При малейших проявлениях патологии важно незамедлительно начать терапию.

    Чтобы оценить состояние зубов и определить причины заболеваний полости рта, важно посетить квалифицированного стоматолога. В клиниках Дентал Гуру работают специалисты, которые могут выявить связь заболеваний зубов с патологиями печени и других органов пищеварительной системы.

    Гепатомегалия

    Гепатомегалия – синдром, характеризующийся увеличением размеров печени. Причиной могут быть вирусные гепатиты, инфекционный мононуклеоз, алкогольная болезнь, цирроз, патология накопления (гемохроматоз), синдром Бадда-Киари (тромбоз печеночных вен), жировая дистрофия, онкологические, сердечно-сосудистые и другие заболевания. Основные проявления – чувство тяжести, болезненность в правом подреберье, признаки сдавления соседних органов, диспепсические нарушения. Диагностика основана на результатах печеночных проб, УЗИ органов брюшной полости, МСКТ, пункционной биопсии печени и других методов. Лечение определяется причиной синдрома.

    Общие сведения

    Гепатомегалия – патологический синдром, заключающийся в истинном увеличении печени (размер по правой среднеключичной линии превышает 12 см или левая доля пальпируется в эпигастральной области). В норме печень мягкой консистенции, легко прощупывается под реберной дугой. При различных заболеваниях размеры органа могут значительно увеличиваться, структура становиться более плотной. Гепатомегалия может быть обусловлена дистрофическими изменениями печеночных клеток (при гепатозах), лимфомакрофагальной инфильтрацией (в случае острого или хронического гепатита), формированием узлов и фиброзированием (при циррозе), застоем крови (при поражении вен печени, констриктивном перикардите, сердечной недостаточности) или очаговыми изменениями (при абсцессах, опухолях, кистах). Данный синдром зачастую является ведущим, определяющим клиническую картину. Гепатомегалия – не самостоятельное заболевание, а признак определенной патологии.

    Причины гепатомегалии

    Увеличение размеров печени может встречаться при многих болезнях. Одни из наиболее распространенных этиологических факторов – заболевания сосудистого русла органа. Чаще гепатомегалия развивается при поражении воротной и печеночных вен вследствие тромбообразования, синдрома Бадда-Киари, гораздо реже – при поражении печеночной артерии.

    Второй по значимости группой причин являются инфекционно-вирусные поражения, следствием которых может быть повреждение паренхимы печени, воротной вены и желчных протоков (при вирусных гепатитах, инфекционном мононуклеозе, амебном абсцессе, гнойном тромбофлебите воротной вены, неспецифическом холангите вследствие холедохолитиаза). Гепатомегалия является характерным признаком неопластического процесса (онкологической патологии). Первичное опухолевое повреждение печени встречается довольно редко, чаще развивается метастатическое поражение; из доброкачественных опухолей могут выявляться аденомы и гемангиомы печени.

    Гепатомегалия также возникает при дегенеративных поражениях ткани печени (стеатогепатоз, стеатогепатит неалкогольного генеза, вторичные изменения при патологии сердечно-сосудистой системы), амилоидозе, действии гепатотоксических веществ (алкоголя, лекарственных препаратов, некоторых синтетических и природных соединений). Реже причиной гепатомегалии является врожденная патология, аутоиммунные, эндокринные заболевания (сахарный диабет, эндокринопатии при беременности) и травматическое повреждение печеночной ткани (травмы печени).

    Классификация

    Наиболее часто гастроэнтерологи используют этиологическую классификацию данного синдрома. В зависимости от заболеваний, вызвавших увеличение печени, различают гепатомегалии вследствие нарушения кровообращения, расстройства обмена веществ, первичных болезней печени, инфильтративных процессов в органе, некоторых гематологических заболеваний и локальных поражений.

    Также при верификации диагноза учитывается анатомо-морфологическая классификация гепатомегалий: поражение паренхимы, желчных протоков, соединительной ткани или сосудистой сети. Для проведения дифференциального диагноза в классификации отражают, сочетается ли данный симптом со спленомегалией (увеличением селезенки), желтухой или асцитом.

    В зависимости от степени увеличения органа выделяют гепатомегалию умеренную (незначительное изменение размеров и структуры, не укладывающееся в показатели нормы), выраженную (увеличение на 10 см от нормы) и диффузную (более чем на 10 сантиметров). Отдельной формой является парциальная гепатомегалия, когда печень увеличивается неравномерно – только ее часть или одна доля.

    Симптомы гепатомегалии

    Симптомы увеличения размеров печени определяются основным заболеванием. Умеренная гепатомегалия, развивающаяся при острых вирусных инфекциях и нарушениях питания у детей, может никак не проявляться. При достижении печенью значительных размеров возможен дискомфорт в правом подреберье, болезненные ощущения, усиливающиеся при движениях. Характерны также кожный зуд, высыпания, диспепсические жалобы (тошнота, нарушение стула, метеоризм), неприятный запах изо рта.

    В случае гепатомегалии на фоне вирусного гепатита определяется уплотнение паренхимы печени, что легко выявляется даже при пальпации. Увеличение печени сопровождается желтушностью склер и кожных покровов, явлениями интоксикации. При своевременном эффективном лечении синдром может регрессировать. Гепатомегалия при циррозе печени возникает вследствие повреждения гепатоцитов и формирования на их месте соединительной ткани. Характерно значительное уплотнение органа, постоянная боль в правом подреберье, землистый оттенок кожи, склонность к кровотечениям.

    Увеличение печени вследствие первичного неопластического поражения возникает довольно редко, при этом ведущими симптомами являются: гепатоспленомегалия, боль, диспепсические расстройства, желтуха, отеки и асцит. При вторичном (метастатическом) поражении симптомы гепатомегалии обычно менее выражены, чем признаки первичного опухолевого роста. В случае доброкачественных образований печени увеличение органа обычно является первым и ведущим признаком. При достижении образованием значительных размеров возможно асимметричное увеличение живота, признаки сдавления соседних органов.

    Особенностью гепатомегалии при дегенеративных изменениях (жировой болезни печени) является скудная симптоматика, редкое развитие тяжелого поражения. Обычно данное заболевание является диагностической находкой при обращении пациента по другим причинам. При амилоидозе печень может достигать существенных размеров, ее структура плотная, край ровный, болезненности при пальпации нет.

    Гепатомегалия при заболеваниях сердца развивается в случае правожелудочковой недостаточности; синдром быстро прогрессирует, что приводит к растяжению капсулы органа и выраженной боли. Размеры печени изменчивы и при успешном лечении основного заболевания уменьшаются.

    В случае токсического повреждения гепатоцитов увеличение печени может быть единственным признаком, реже сочетается с зудом, желтушностью склер и кожи, умеренным изменением лабораторных показателей. При травматическом повреждении печеночной ткани гепатомегалия на фоне тяжелого общего состояния пациента сопровождается признаками внутрибрюшного кровотечения и геморрагического шока. Прогрессируют артериальная гипотензия и тахикардия, гипоксия; при пальпации печень резко болезненна.

    Диагностика гепатомегалии

    Определение увеличения размеров печени не составляет труда – с этой целью проводится пальпация и перкуссия, а также УЗИ органов брюшной полости. Необходимо установление причин данного синдрома.

    Дифференциальная диагностика гепатомегалии в гастроэнтерологии начинается с исключения вирусной этиологии. Детально изучается анамнез (были ли переливания крови или ее компонентов, гемодиализ и другие неблагоприятные эпидемиологические факторы). В лабораторных анализах при вирусных гепатитах определяется повышение активности аминотрансфераз, причем преимущественно АЛТ. Достоверным методом диагностики является обнаружение специфических иммуноглобулинов и генетического материала возбудителя путем полимеразной цепной реакции (ПЦР). Для оценки степени гистологической активности проводится пункционная биопсия.

    С целью исключения аутоиммунной природы гепатомегалии определяется уровень циркулирующих аутоантител. Чаще данная патология развивается у женщин до 25 лет и в постменопаузальном периоде и может сопровождаться такими признаками, как боли в суставах (артралгии), гломерулонефрит и лихорадка.

    Цирротическая этиология гепатомегалии подтверждается анамнестическими указаниями на употребление алкоголя или заболевания печени, повышенным уровнем гамма-глобулинов в крови, активности щелочной фосфатазы и аминотрансфераз, низким уровнем протромбина и альбумина в сыворотке. При УЗИ органов брюшной полости выявляется диффузная неоднородность паренхимы печени, а также увеличение диаметра портальной и селезеночной вен.

    Диагностика сосудистых причин гепатомегалии (обструкции печеночных вен) основана на результатах ультразвуковой допплерографии, нижней каваграфии, пункционной биопсии печени и радиоизотопного сканирования. Для исключения опухолевого поражения проводится МСКТ органов брюшной полости.

    Лечение гепатомегалии

    Основные направления лечения гепатомегалии зависят от ее причины. Терапия включает диетическое питание (стол №6), подразумевающее частые приемы пищи, отказ от жирных, жареных блюд, избытка простых углеводов и достаточное поступление витаминов, белка и микроэлементов.

    С целью защиты и восстановления функционирования печеночных клеток назначаются гепатопротекторы (эссенциальные фосфолипиды, препараты растительного происхождения, витамины и аминокислоты). При острых гепатитах также проводится дезинтоксикационная и специфическая противовирусная терапия. При хронических гепатитах используются интерфероны и иммуномодуляторы.

    Кардиогенная гепатомегалия хорошо регрессирует при назначении лечения, устраняющего сердечную недостаточность по большому кругу кровообращения. В случае тромбоза воротной вены ведущей является тромболитическая и антикоагулянтная терапия, при остром тромбозе показана трансплантация печени. При абсцессе проводится антибактериальная или антипаразитарная терапия, пункция полости и наружное дренирование. В лечении амилоидоза применяются преднизолон и колхицин.

    Гепатомегалия неопластической этиологии требует проведения химиотерапии, лучевых методов или хирургического удаления опухоли (в зависимости от типа первичного очага). При доброкачественных новообразованиях оперативное лечение необходимо при достижении гепатомегалией значительных размеров и нарушении работы близлежащих органов.

    Прогноз и профилактика гепатомегалии

    Прогноз определяется причиной синдрома и степенью повреждения гепатоцитов, обратимостью процесса. Прогностически неблагоприятны гепатомегалии при циррозе печени, токсическом повреждении, первичном неопластическом процессе. Умеренное увеличение органа при общих заболеваниях, в том числе вирусных инфекциях, транзиторная гепатомегалия у детей характеризуются быстро регрессирующим течением. Профилактика заключается в предупреждении заболеваний, которые могут стать причиной увеличения печени.

    Увеличение печени

    Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

    У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

    Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

    Увеличение печени – гепатомегалия – отмечается в тех случаях, когда размер этого важнейшего органа превышает естественные, анатомически обусловленные параметры. Как подчеркивают медики, данная патология не может считаться отдельно взятой болезнью печени, так как представляет собой признак, характерный для многих заболеваний, в том числе затронувших другие органы и системы человека.

    Опасноcть увеличения печени заключается в осложнениях печеночной недостаточности и других патологических состояний, ктотрые нарушают нормальное функционирование данного органа и создают множество серьезных проблем со здоровьем.

    Поэтому о такой распространенной патологии, как увеличение печени, стоит поговорить более обстоятельно.

    [1], [2], [3], [4]

    Код по МКБ-10

    Причины увеличения печени

    Возможно, приведенный ниже список, включающий причины увеличения печени, неполный, но и он должен заставить осознать истинный масштаб его патогенеза и получить ответ на вопрос – опасно ли увеличение печени?

    Итак, увеличение печени у взрослого может быть следствием:

    Как правило, наблюдается увеличение доли печени, притом увеличение правой доли печени (которая имеет более высокую функциональную нагрузку в работе органа) диагностируется чаще, чем увеличение левой доли печени. Однако в этом тоже нет ничего хорошего, так как левая доля находится настолько близко от поджелудочной железы, что, возможно, проблему создает именно эта железа.

    Одновременное увеличение печени и поджелудочной железы возможно при воспалении поджелудочной железы (панкреатите). Воспаление сопровождается интоксикацией, а выведением токсинов из крови занимается печень. Если течение панкреатита принимает особо тяжелые формы, печень может не справляться со своей задачей и увеличивается в размерах.

    Диффузное увеличение печени представляет собой четко не локализованное изменение размеров ее долек, состоящих из гепатоцитов (печеночных клеток). По одной из вышеперечисленных причин гепатоциты начинают погибать, и железистая ткань уступает место фиброзной. Последняя продолжает разрастаться, тем самым увеличивая (и деформируя) отдельные участки органа, передавливая печеночные вены и создавая предпосылки для воспаления и отеков паренхимы.

    [5], [6], [7], [8]

    Симптомы увеличения печени

    Незначительно выраженную патологию – увеличение печени на 1 см или увеличение печени на 2 см – человек может и не чувствовать. Но процесс изменения естественных размеров печени рано или поздно начинает проявляться более явными клиническими симптомами.

    Наиболее типичные симптомы увеличения печени: слабость и быстрая утомляемость, которую пациенты чувствуют даже при отсутствии интенсивных нагрузок; неприятные ощущения (тяжести и дискомфорта) в брюшной полости; приступы тошноты; потеря веса. Далее могут присоединиться изжога, галитоз (постоянный неприятный запах изо рта) зуд кожи и диспепсия.

    Увеличение печени при гепатите сопровождается не только общим недомоганием, но и желтизной кожных покровов и склер, повышением температуры, ломотой во всех суставах, тянущей болью в области правого подреберья.

    Увеличение печени при циррозе проходит на фоне того же комплекса симптомов, к которым присоединяются такие признаки данного заболевания: боли животе и увеличение его размеров, быстро наступающее чувство сытости при приеме пищи, повышенная сонливость днем и бессонницы по ночам, кровотечения из носа и кровоточивость десен, потеря веса, выпадение волос, снижение способности запоминать информацию. Кроме увеличения печени при циррозе (сначала обеих долей, а затем в большей степени левой) размер селезенки у половины больных также увеличивается, и врачи определяют у них гепатоспленомегалию – увеличение печени и селезенки.

    В клиническом проявлении поражения организма вирусом иммунодефицита человека увеличение печени при ВИЧ диагностируется на стадии 2Б – при острой ВИЧ-инфекции без вторичных заболеваний. Кроме увеличения печени и селезенки на этой стадии отмечаются лихорадочное состояние, кожная сыть и высыпания на слизистых оболочках рта и зева, увеличение лимфоузлов, а также диспепсия.

    Жировой гепатоз с увеличением печени

    Жировым гепатозом (или стеатозом), согласно последним данным ВОЗ, страдает 25% взрослых европейцев и до 10% детей и подростков. В Европе «жирная печень» развивается у 90% злоупотребляющих спиртным и у 94% людей с ожирением. Независимо от первопричины возникновения патологии жировой гепатоз с увеличением печени в течение восьми лет у 10-12% пациентов прогрессирует в цирроз. А при сопутствующих воспалениях тканей печени – в гепатоцеллюлярную карциному.

    Кроме алкогольной интоксикации печени и ожирения, данное заболевание связано с нарушением толерантности к глюкозе при сахарном диабете II типа и патологией обмена холестерина и других жиров (дислипидемией). С точки зрения патофизиологии, жировой гепатоз с увеличением печени либо без такового развивается из-за повреждения метаболизма жирных кислот, которое может быть вызвано дисбалансом между потреблением энергии и ее расходованием. В результате в тканях печени происходит аномальное накоплением липидов, в частности триглицеридов.

    Под давление скопившегося жира и образовавшихся жировых инфильтратов клетки паренхимы теряют жизнеспособность, размер печени растет, и нормальная работа органа нарушается.

    На ранних стадиях жировой гепатоз может не иметь явных симптомов, но с течением времени появляются жалобы пациентов на тошноту и повышенное газообразование в кишечнике, а также на тяжесть или боли в области подреберья справа.

    [9], [10], [11]

    Увеличение печени при сердечной недостаточности

    Функциональное взаимодействие всех систем организма настолько тесное, что увеличение печени при сердечной недостаточности является показателем снижения выброса крови правым желудочком сердца и следствием нарушения кровообращения.

    При этом замедляется циркуляция крови в сосудах печени, образуется венозный застой (гемодинамическая дисфункция), и печень отекает, увеличиваясь в размерах. Поскольку сердечная недостаточность чаще всего бывает хронической, длительный дефицит кислорода неизбежно приводит к гибели части клеток печени. На их месте разрастаются клетки соединительной ткани, образуя целые участки, которые нарушают работу печени. Эти зоны увеличиваются и уплотняются, а вместе с этим происходит увеличение печени (чаще всего ее левой доли).

    В клинической гепатологии это именуется гепатоцеллюлярным некрозом и диагностируется как кардиальный цирроз либо кардиальный фиброз. А врачи-кардиологи в таких случаях ставят диагноз – кардиогенный ишемический гепатит, что, по сути, и есть увеличение печени при сердечной недостаточности.

    [12], [13], [14], [15], [16]

    Увеличение печени у ребенка

    Увеличение печени у ребенка имеет достаточно причин. Так, это могут быть сифилис или туберкулез, генерализованная цитомегалия или токсоплазмоз, врожденный гепатит или аномалии желчных протоков.

    При таком патогенезе не только умеренное увеличение печени, но и сильное увеличение печени со значительным уплотнением паренхимы могут быть установлены уже к концу первого года жизни ребенка.

    Увеличение печени и селезенки у детей грудного возраста – так называемый гепатолиенальный синдром или гепатоспленомегалия – является результатом врожденного повышенного уровня содержания в крови иммуноглобулинов (гипергаммаглобулинемии). Эта патология, кроме увеличения указанных органов, проявляется в задержке общего развития ребенка, плохом аппетите и очень бледной коже. Увеличение печени и селезенки (с желтушной симптоматикой) бывает у новорожденных при врожденной апластической анемии, которая возникает из-за разрушения эритроцитов, а также вследствие экстрамедуллярного кроветворения – когда красные кровяные тельца образуются не в костном мозге, а прямо в печени и селезенке.

    Жировой гепатоз с увеличением печени у детей практически в половине случаев развивается по причине значительного превышения возрастных норм массы тела. Хотя данная патология может возникнуть при некоторых хронических болезнях ЖКТ, после длительного приема нестероидных противовоспалительных препаратов, антибактериальной или гормональной терапии.

    [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]

    Где болит?

    Что беспокоит?

    Диагностика увеличения печени

    Диагностика увеличения печени начитается с физикального обследования пациента и пальпации внутренних органов брюшной полости правее от срединной линии живота – в подложечной области.

    Во время медицинского обследования врач может обнаружить сильное увеличение печени. Что это значит? Это означает, что печень выступает из-под края реберной дуги намного больше, чем предполагается анатомической нормой (у взрослого среднего роста это не более 1,5 см), и прощупывается значительно ниже края ребер. Тогда и констатируется увеличение печени на 3 см, увеличение печени на 5 см или увеличение печени на 6 см. Но окончательный «вердикт» выносится только после всестороннего обследования пациента, в первую очередь, с помощью УЗИ.

    Увеличение печени на УЗИ подтверждает, что в наличии, к примеру, «увеличение печени однородной гиперэхогенной структуры со смещением к желудку, контуры нечеткие» или что «выявлены диффузная гиперэхогенность печени и нечеткость сосудистого рисунка и границ печени». Кстати, у взрослого человека здоровая печень имеет следующие параметры (на УЗИ): передне-задний размер правой доли – до 12,5 см, левой доли – до 7 см.

    Кроме ультразвукового обследования в диагностике увеличения печени используют:

    Увеличение лимфоузлов печени при исследовании ультразвуком отмечается специалистами-гепатологами при всех разновидностях цирроза печени, вирусном гепатите, туберкулезе лимфатических узлов, лимфогранулематозе, саркоидозе, болезни Гоше, лекарственной лимфаденопатии, ВИЧ-инфекции, раке поджелудочной железы.

    [24], [25], [26]

    Что нужно обследовать?

    Как обследовать?

    Какие анализы необходимы?

    К кому обратиться?

    Лечение увеличения печени

    Лечение увеличения печени – это лечение симптома, но, по большому счету, нужна комплексная терапия конкретного заболевания, которое привело к патологическому изменению данного органа.

    Медикаментозную терапию гипертрофированной печени необходимо поддерживать правильным питанием с соблюдением диеты и приемом витаминов. По словам специалистов, при некоторых заболеваниях, сопровождающихся увеличением печени, поврежденную паренхиму и нормальные размеры органа возможно восстановить.

    Для регенерации клеток печени, их нормального функционирования и защиты от негативного воздействия применяются препараты-гепатопротекторы – специальные лекарства при увеличении печени.

    Лекарственное средство Гепабене – гепатопротектор растительного происхождения (синонимы – Карсил, Левасил, Легалон, Силегон, Силебор, Симепар, Гепарсил, Гепатофальк-Планта). Активные вещества препарата получены из экстрактов дымянки лекарственной (протипин) и плодов расторопши пятнистой (силимарин и силибинин). Они стимулируют синтез белков и фосфолипидов в поврежденных кленках печени, тормозят образование фиброзной ткани и ускоряют процесс восстановления паренхимы.

    Данное лекарственное средство назначается при токсическом гепатите, хронических воспалительных заболеваниях печени, нарушениях ее метаболизма и функций при увеличении печени различной этиологии. Рекомендовано принимать по одной капсуле три раза в течение суток (во время еды). Минимальный курс лечения – три месяца. Среди противопоказаний данного препарата указаны острые формы воспаления печени и желчных протоков, возраст до 18 лет. При геморрое и варикозе вен Гепабене применяют, соблюдая осторожность. Во время беременности и лактации препарат применяется только по назначению врача и под его контролем. Возможные побочные эффекты проявляются слабительным и мочегонным эффектами, а также появление кожной сыпи. Прием Гепабене несовместим с употреблением алкоголя.

    Терапевтический эффект препарата Эссенциале (Эссенциале Форте) основан на действии фосфолипидов (сложных жиросодержащих соединений), которые аналогичны по структуре натуральным фосфолипидам, входящим в состав клеток тканей человека, обеспечивая их деление и восстановление в случае повреждения. Фосфолипиды блокируют рост клеток фиброзной ткани, благодаря чему данный препарат снижается риск развития цирроза печени. Эссенциале назначают при стеатозе печени, гепатитах, циррозе печени и ее токсических поражениях. Стандартная доза составляет 1-2 капсулы трижды в день (во время приема пищи). Побочные действия (в виде диареи) проявляются редко.

    Препарат Эссливер отличается от Эссенциале наличием в своем составе – наряду с фосфолипидами – витаминов В1, В2, В5, В6 и В12. А комбинированное гепатопротекторное лекарство Фосфоглив (в капсулах) кроме фосфолипидов содержит глицирризиновую кислоту, которая обладает противовоспалительными и антиоксидантными свойствами. Она способствует уменьшению повреждения мембран гепатоцитов при воспалении и увеличении печени, а также нормализации обменных процессов. Способ применения и дозировки последних двух препаратов аналогичны Эссенциале.

    Лекарства при увеличении печени включают препарат на основе растения артишок посевной – Артихол (синонимы – Хофитол, Цинарикс, Артишока экстракт). Данное лекарственной средство помогает улучшить состояние клеток печени и привести в норму их функционирование. Врачи рекомендую принимать этот препарат по 1-2 таблетки трижды в течение дня (перед едой). Курс лечения длится от двух недель до месяца, в зависимости от степени тяжести заболевания. В качестве побочных действий могут наблюдаться изжога, диарея, боли в области желудка. А противопоказаниями к его применению являются обструкция мочевыводящих путей и желчных протоков, камни в желчном пузыре, а также тяжелые формы почечной и печеночной недостаточности.

    Помимо того, что лекарственные растения являются основой многих препаратов-гепатопротекторов, травы при увеличении печени широко применяются в виде приготовленных в домашних условиях настоев и отваров. При данной патологии фитотерапевты советуют использовать одуванчик, кукурузные рыльца, календулу, бессмертник песчаный, тысячелистник, перечную мяту. Стандартный рецепт водного настоя: на 200-250 мл кипятка берется столовая ложка сухой травы или цветков, заваривается кипятком, настаивается до остывания, процеживается и принимается по 50 мл 3-4 раза в сутки (за 25-30 минут до еды).

    [27], [28], [29], [30]

    Диета при увеличении печени

    Неукоснительно соблюдаемая диета при увеличении печени – залог успешного лечения. При гипертрофированной печени нужно полностью отказаться от употребления жирного, жареного, копченого и острого, поскольку такая пища перегружает печень и всю систему пищеварения.

    Кроме того, диета при увеличении печени несовместима с такими пищевыми продуктами, как бобовые, редис, редька, шпинат и щавель; колбаса и острые сорта сыра; маргарин и спреды; белый хлеб и сдобная выпечка; уксус, горчица и перец; кондитерские изделия с кремом, шоколад и мороженое; газированные напитки и алкоголь.

    Все остальное (особенно овощи и фрукты) можно есть, причем не реже пяти раз в день, но понемногу. После 19 часов есть не рекомендуется и при здоровой печени, а уж при увеличении печени – категорически нельзя. А вот стакан воды с ложкой натурального меда можно и нужно.

    В дневном рационе должно быть 100 г белков животного происхождения, примерно столько же растительных белков и 50 г растительных жиров. Объем углеводной пищи составляет 450-500 г, при этом употребление сахара следует снизить до 50-60 г в день, а соли – до 10-12 г. Дневной объем жидкости (без учета жидкой пищи) – не менее 1,5 литра.

    [31], [32], [33], [34], [35], [36], [37]

    Читайте также:  Офтальмоферон, Тобрекс или Ципромед: сравнение препаратов

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *