Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: развитие, навыки, умения

Малышу 1 год 2 месяца: что должен уметь карапуз в возрасте год и два месяца?

Содержание статьи:

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10,5-12 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас, ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Умеет делать несложные манипуляции с предметами, играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  6. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  7. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок. Если ребенка приучают, то он начинает просится, если нет — то, конечно, нет.
  • орудовать ложкой. Но в этом возрасте ребенок уже начинает самостоятельно кушать из ложки густую пищу.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной.

Можно начинать постепенно проводить закаливающие процедуры после принятия ванны.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.

Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видитена рисунке;
  • можно начать учить стишки, одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте. Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы, учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку, залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы(перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Комментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:

Детки все разные, и развиваются каждый в своём темпе.

С детьми обязательно надо разговаривать, заниматься, уделять им колоссальное количество времени и энергии — и не смотреть на нормы.

Нормы помогают педиатру оценивать развитие ребенка и вовремя заподозрить отклонения в развитии.

Ребенок год и два – что должен уметь

Вместе с взрослением малышей меняется и их развитие. Появляются новые навыки, привычки и умения. Чем старше становится ребенок, чем шире становится для него мир. Он начинает открывать для себя что-то новое и познавательное, и главное, он относится ко всему с интересом. Именно так выглядит здоровое развитие ребенка.

Большинство родителей ждут скорейшего взросления своих чад и стараются оказать максимальную помощь в их развитии. К основным изменениям после достижения годовалого возраста, с которыми сталкиваются новоиспеченные мамочки и папочки, являются замедление роста и увеличение двигательной активности. Малыши начинают не просто самостоятельно передвигаться, но и ходить на двух ногах практически без посторонней помощи.

Но когда ребенок еще совсем маленький, его развитие происходит достаточно быстро и разница между годовалым ребенком и малышом, которому 1 год и 2 месяца, значительно ощутима.

В возрасте 1 года и 3 месяцев большинство малышей уже уверенно ходят и стараются изучить окружающий мир самостоятельно, постоянно отрывая для себя что-то новое. Они уже научились широко открывать рот, когда мама подносит к нему ложечку с вкусным яблочным пюре, и подавать сигнал, если им хочется пить. Словом, развитие малыша идет полным ходом и отражается во всех проявлениях его активности.

Особенности психического развития

Согласно мнению большинства экспертов, в возрасте 1 года и 2 месяцев у ребенка уже полным ходом идет формирование психики. Его сознание начинает активно реагировать на попадание в элементарные бытовые ситуации, т. е. в 1 год и 2 месяца малыш уже понимает, когда на него ругаются, когда мама его о чем-то просит или когда окружающие люди начинают весело над чем-то смеяться. Его настроение потихоньку начинает подстраиваться под окружающую среду. Да, пока внимание ребенка в таком возрасте не в состоянии долгое время сосредоточиться на чем-то одном, но окружающие люди все же могут повлиять на эмоции малютки.

Принимая участие в формировании психики ребенка, важно не навредить своей помощью. Огромный вклад в психическое развитие малыша способны внести книги. Их чтение перед сном, а также просмотр красочных картинок оказывает положительное воздействие на формирование личностных качеств. Ребенок наверняка будет испытывать определенные эмоции по отношению к той или иной картинке. Одна из них ему понравится больше, а другая – меньше.

Также в возрасте 1 года и 2 месяцев малыш уже умеет выполнять элементарные манипуляции с предметами, поэтому важно начать формирование полезных привычек, таких как правильное обращение с посудой после еды. Это также влияет на подсознание ребенка и формирует воспитательную функцию.

Особенности развития мышления

Сложно говорить о серьезных мыслительных процессах, когда ребенку всего 1 год и 2 месяца, но даже в этом возрасте с каждым днем у него появляются новые мысли и развиваются способности к умозаключениям. Логика пока развита не очень хорошо, но ребенок находится на пути к достижению этой цели.

Конечно, говорить о логическом мышлении еще рано, но малыш уже может строить небольшие логические цепочки, например, для того, чтобы определить назначение того, или иного предмета. Для этого ребенок смотрит, что же делает с ним мама, а затем старается повторить все по той же схеме.

Таким образом, в следующий раз, беря в руки игрушку, малыш попытается вспомнить, что же нужно с ней сделать, и именно это и будет указывать на активное развитие его мышления.

На данном этапе очень важно играть с ребенком в игры, развивающие мышление. Например, в процессе игры можно просить малыша выбирать съедобные и несъедобные предметы или картинки, а также группировать их по цвету или размеру.

Развитие речевых навыков

В 1 год и 2 месяца многие детки имеют в словарном запасе около 10 слов, которые они хорошо распознают на слух и активно стремятся повторить. Помимо этих слов, ежедневно ребенок старается повторить все, что говорит мама или папа, ведь именно родители представляют для него серьезный авторитет. Мама спросила: «Куда ты идешь?». И малыш повторил: «Куда?» Т. е. словарный запас детей в этом возрасте напрямую зависит от того, что говорят родители, а не радио или телевизор.

Повтор «живой» речи является необходимым упражнением, способствующим развитию речевых навыков. В 1 год и 2 месяца малыши пока не способны выговаривать слова четко из-за недостаточной готовности речевого аппарата, но, тем не менее, они готовы активно повторять все, что услышат.

Помимо этого, в 1 год и 2 месяца дети знают названия своих игрушек и имена ближайших родственников. Поэтому развитие навыков устной речи не заставит себя долго ждать при постоянных беседах с малышом. Слова для этого нужно повторять четко и иногда по несколько раз.

Особенности физического развития

Как уже говорилось ранее, каждому возрасту соответствует развитие определенных умений и навыков, позволяющих определить, правильно ли развивается малыш на том или ином этапе. В 1 год и 2 месяца малыши хорошо ползают и ходят на ногах практически без посторонней помощи. У малыша развивается мелкая моторика, благодаря чему он уже может держать в руках различные предметы, в том числе ложку. Но есть самостоятельно, в этом возрасте могут не все.

Несмотря на это, в 1 год и 2 месяца малыши активно открывают все ящики, изучают игрушки и просто новые предметы, а также старательно пытаются взять в руки карандаш и что-нибудь нарисовать. Пока дети не понимают, для чего все это нужно. Они изучают мир при помощи кинетики, т. е. щупают и трогают все, что попадается под руку.

Таким образом, очень важно следить за тем, что может попасться малышу и убрать все потенциально опасные предметы. Помимо мер предосторожности, с ребенком нужно ежедневно заниматься, чтобы развивать его физические способности. Развивающие игры для детей в возрасте 1 года и 2-х месяцев заключаются в снимании и надевании колец на палочку, выполнении гимнастических упражнений, когда ребенок учится повторять движения за взрослыми, а также развитие мелкой моторики.

Нельзя точно определить, что должен уметь делать ребенок в 1 год и 2 месяца, но каждый родитель обязан следить за развитием своего чада.

Что должен знать и уметь ребенок от 1 года, в 1,5 года и до 2-х лет. Обучение и развитие ребенка. Речь, слова

В интернете можно встретить кучу ответов по теме, что должен знать ребенок в 1,5 года, в возрасте от 1 года до 2-х лет. Что он должен уметь, какие слова и сколько слов должен знать ребенок в этом возрасте и т.д. Мы предлагаем родителям ознакомиться с программой подготовки детей в Казахстане в возрасте от 1 до 2 лет. Программа разработана опытными педагогами-воспитателями, является Государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения в РК в детских садах-яслях. Информация удобно структурирована по основным разделам: здоровье, физ. навыки и умения, речь, общие знания и понятия, творчество для детей от года до 2-х лет. Родители могут самостоятельно обучать этим навыкам и знаниям.
А то порой не знаешь, чему учить малыша от года до 2-х лет, не знаешь, что ему тяжело еще понять, что еще рано уметь делать, чем заниматься. Посмотрите, это действительно, полезная информация. С полным текстом осударственных типовых учебных планов (ТУПы) можно ознакомиться на сайте http://adilet.zan.kz/ (Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан).

Образовательная область “Здоровье”

Основные задачи в этой области:
• Укрепление здоровья детей, закаливание
• Развитие основных видов движения: ходьба, бег, лазанье, бросание, подпрыгивание, равновесие
• Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
• Воспитывать самостоятельность, желание выполнять физические упражнения.

Физическая культура (от 1 года до 1,6 месяцев)

1) ходьба по прямой, по дорожке шириной 25-30 см с помощью взрослого и без него, уметь подниматься на ящик (высота 10–15 сантиметров) и сойти с него с помощью взрослого, переступить через ленту (веревку, палку), лежащую на полу;

2) ползание на четвереньках по прямой с подлезанием под рейку, веревку (высота 50 сантиметров), переползание через бревно, проползание в обруч. Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 метр);

3) катание, бросание. Держание мяча обеими руками и одной рукой, собирание разных по размеру мячей и шариков, умение самостоятельно класть их в корзину (ящик), бросание мяча двумя руками вперед, бросание мяча вниз, вдаль.

Культурно-гигиенические навыки

1) обучение навыкам самообслуживания: обучать ребенка элементарным навыкам умывания, одевания, раздевания и умения проситься на горшок;
2) воспитание аккуратности, опрятности, умению замечать грязное лицо, руки, нос, проситься вымыть, вытереть их, снять мокрую одежду.

Читайте также:  Что такое блокада позвоночника при грыже, опасно ли это

Закаливание обеспечивается сочетанием воздушных, водных процедур, воздействием ультрафиолетовых лучей во время прогулок. Прохождение в течение 2-3 минут босиком по теплому песку.
Воздушные ванны применяются при переодевании несколько раз в день, длительность воздушных ванн увеличивается с 2–3 до 6–10 минут.

Физическая культура (от 1,6 месяцев до 2 лет)

1) ходьба по дорожке (ширина 30 сантиметров, длина 3–5 метров), между стульчиками, кубами, кеглями, обручами, палками, умение переходить из обруча в обруч, ходьба по наклонной доске вверх и вниз, по гимнастической скамейке с воспитателем, ходьба с предметом в руках, с изменением направления, ходьба за мячом (после катания), умение подняться на ящик или гимнастическую скамейку и сойти с нее, ходьба (“солдат”, “мышка”, “собачка”, “птичка”, “медведь” и другие);
2) ползание с перелезанием через гимнастическую скамейку и подлезание под нее, ползание за мячом, который катится, ползание вверх по наклонной доске, по гимнастической скамейке;
3) перелезание через бревно, приставляя одну ногу к другой;
4) катание, бросание. Скатывание мяча с небольшой горки, катание и бросание мяча воспитателю, ребенку, бросание мяча вперед, вверх, перебрасывание мяча через ленту, натянутую на уровне груди ребенка.

Общеразвивающие упражнения: поднимание рук и опускание, вытягивание рук вперед, отведение за спину, сгибание и выпрямление рук, помахивание кистями рук, вращение кистями рук, поворачивание рук ладонями вниз и вверх, сгибание и разгибание пальцев рук, сжимание и разжимание пальцев, захватывание пальцами мелких предметов, стоя и сидя поворачивание вправо и влево, передача друг другу предметов, наклоны вперед и выпрямление, приседание с поддержкой, подпрыгивание.

Культурно-гигиенические навыки

Соблюдение гигиенических требований:
1) во время еды: садиться за стол только с вымытыми руками, самому садиться на стул и вставать с него, есть аккуратно, не обливаясь, после еды пользоваться салфеткой, благодарить после еды;
2) при умывании: самостоятельно мыть руки (тереть ладонь о ладонь) и мыть нижнюю часть лица ладонью, с помощью взрослого вытирать лицо и руки;
3) при одевании, раздевании: снимать и надевать одежду в определенном порядке, правильно складывать ее;
4) закрепление умений ребенка проситься на горшок, знать место своего горшка;
5) при напоминании вытирать носовым платком нос, самому вынимать его из кармана и убирать в карман;
6) знание места хранения своих вещей, полотенца, знать свое место за столом, знать свой шкафчик для одежды.

Образовательная область “Коммуникация”

Эта область деятельности реализуется через развитие речи, художественную литературу. В возрасте от 1 года до 1,6 лет основная цель – это развитие понимания речи взрослого. А с возраста 1,6 лет и до 2 лет – особое внимание следует уделять развитию активной речи.

Основные задачи:
• формировать коммуникативные навыки общения и культуры слушания;
• развивать словарный запас языка;
• обучать грамматическому строю речи, звуковой культуре и связной речи.

Развитие речи (от 1 года до 1 года 6 месяцев)

В первом полугодии расширяется запас понимаемых ребенком слов, обозначающих названия предметов, действия живых существ (спит, ест, поет, слушает и так далее), а также слов, обозначающих некоторые ярко выраженные, понятные детям признаки предметов (большой, маленький, красный и так далее).

Обучение детей:
1) называнию своего имени, имен близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений;
2) выделению и называнию отдельных частей своего тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и игрушек-животных;
3) пониманию простых по конструкции и содержанию фраз, выполнению просьб, несложных сюжетов маленьких инсценировок с игрушками, состоящих из 1-3 действий и отражающих знакомые бытовые или забавные ситуации;
4) пониманию речи без наглядности, нахождению предметов, узнаванию их на картинке, выполнению заданий на подбор предметов по существенным признакам;
5) пониманию коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, которые сопровождаются показом соответствующих картинок, игрушек и действий, затем без показа;
6) слушанию произведений, восприятию их зрительно, эмоциональному реагированию на содержание.

Активная речь

1) активная речь развивается доступными средствами: мимикой, жестами, словами, воспроизведением некоторых эмоциональных интонаций, выражающих удивление, радость, неудовольствие, огорчение и другие;
2) речь пополняется активными словами, обозначающими близких людей (мама, папа, тетя, бабушка), знакомые предметы, игрушки (чашка, кровать, стол, мишка, кукла), некоторые виды пищи (каша, молоко), известные действия (возьми, встань, пусти). Учить прислушиваться к речи взрослых, отвечать на простейшие вопросы “Что это?”, “Что делает?” и задавать их, выполнять несложные поручения, понимать слова “нельзя”, “можно” и правильно на них реагировать.

Развитие речи (от 1 года 6 месяцев до 2 лет)

Понимание речи у детей данного возраста расширяется за счет слов, обозначающих предметы, находящиеся в комнате и вне ее, некоторых животных, их действия, игрушек (зайка, мишка, рыбка, птичка), признаков предметов, состояние вещей, местонахождение предмета, действий, связанных с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать), окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом.

Формирование навыков:
1) понимания названий комнат жилого помещения, ориентировка в них, знания их предназначения;
2) умения группировать знакомые предметы по названию, цвету, звучанию;
3) умения внимательно слушать взрослого, выполнять его указания, запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из двух-трех действий, понимания речевых конструкций с предлогами в, на;
4) умения пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься).

В процессе общения с ребенком используются потешки, прибаутки, присказки для создания бодрого, радостного настроения, желания общаться со взрослыми, выполнять их указания, подражать их действиям и словам.

Продолжение работы по развитию понимания выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию произведения.

Обогащение активного словаря, замена облегченных слов и звукоподражаний общеупотребительными речевыми формами, введение новых слов, обозначающих предметы и действия, обучение умению произносить слова, которые уже имеются в пассивном словаре.

Продолжение умению обращаться к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, посмотри, кто пришел), произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов, отвечать на понятные вопросы.

Развитие способности внимательно слушать речь окружающих, выполнять их требования, выраженные в словесной форме.

Формирование навыков правильной образцовой речи, построения предложений с учетом грамматических норм родного языка.

Ожидаемые результаты:
– знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения;
– некоторых животных, их действия, признаки предметов, состояние вещей, место нахождения предмета;
– умеет выделять и называть отдельные части своего тела; заменять звукоподражательные слова на употребляемые;
– понимает простые по содержанию фразы, несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками;
– выражает словами и короткими фразами просьбу;
– произносит отчетливо гласные звуки и доступные в артикуляционном отношении согласные;
– называет комнаты жилого помещения, ориентируется в них;
– группирует знакомые предметы по названию, цвету, звучанию;
– умеет внимательно слушать взрослого, выполняет его указания, запоминает и выполняет несложные поручения, состоящие из двух-трех действий, понимания речевых конструкций с предлогами в, на;
– пользуется словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься).

Художественная литература

Художественная литература (от 1 года до 1 года 6 месяцев)

1) формирование навыков культуры слушания, понимания коротких, простых рассказов, стихотворений, потешек с использованием соответствующих картинок, игрушек, действий и аудио-видео материалов;
2) развитие навыков слушания художественного текста и активного восприятия его содержания.

Художественная литература (от 1 года 6 месяцев до 2 лет)

– развитие понимания выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию художественного произведения. Обучение произношению слов текста при повторном чтении, показе;
– обучение умению рассматривать иллюстрации в книгах.

Образовательная область “Познание”

“Познание” реализуется через сенсорику, естествознание.

Через познание у ребенка расширяется и обогащается ориентировка ребенка в окружающем мире, формируется чувственный опыт, совершенствуются ощущения и восприятия.

Задачи:
• расширять и обогащать знания об окружающем мире;
• формирование сенсорных способностей;
• формирование первоначальных понятий о явлениях живой и неживой природы;
• воспитание бережного отношения к животному миру;
• развивать наглядно-действенное мышление, память, воображение, внимание, восприятие.

Сенсорика (от 1 года до 1,6 месяцев)

Развитие способности подтягивать предметы за ленточку с помощью скользящей тесемки, притягивать за веревочку воздушный шарик, подтягивать к себе за веревку автомобиль, тележку; дергая за веревочку, вызывать звучание предмета.

Обучение выполнению:
1) взаимосвязанных прямых и обратных действий: умению раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики, цветные колпачки в коробку, ведерко, скатывать их по наклонной поверхности;
2) задания на соотнесение предметов по величине или по форме, размещая вкладыши в соответствующие гнезда;
3) собирать игрушки из двух частей в определенной последовательности, пирамидку на конической основе (стержне), состоящую из 2–3 колец разных размеров, а затем собирать пирамидку на прямом стержне из нескольких колец одного размера, затем из двух групп колец, резко различных по размеру;
4) узнавать и работать с однородными предметами, окрашенными в цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий, а также белый и черный;
5) различать звуки, которые могут издавать предметы из различных материалов, а также музыкальные тембры.

Сенсорика (от 1,6 месяцев до 2 лет)

Формирование способностей:
1) применять предметы-орудия, действовать с ними, различать форму, величину, цвет и звук;
2) выполнять действия с более сложными предметами-палочкой с кольцом, сачком, черпачком, придвигая, доставая и перемещая их с помощью соответствующей игрушки, шарика;
3) забивать колышки в сырой песок и в отверстия верстачка молотком;
4) группировать однородные предметы по одному из признаков: по форме, цвету;
5) для развития мелкой моторики пальцев: выполнять тонкие действия с предметами.
6) для развития слуха: знакомить с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки);
7) для развития восприятия: различать два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
8) для развития логики: соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме, цвету и величине.

Ожидаемые результаты:
– умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого;
– применяет простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия;
– группирует однородные предметы по одному из признаков (величина, форма);
– узнает и показывает знакомые предметы независимо от их размера и цвета;
– различает четыре основных цвета, понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.

Естествознание (от 1 года до 1,6 месяцев)

1) формирование первоначальных понятий о явлениях живой и неживой природы;
2) обучение умению узнавать предметы, их признаки, несложные действия, наблюдать за рыбками в аквариуме в уголке природы, птицами, прилетающими к кормушке, домашними птицами и животными (собака, кошка, кролик, попугай), различать деревья (кустарники), цветы, траву.
3) развитие интереса к растениям и животным.

Естествознание (от 1,6 месяцев до 2 лет)

Обучение детей:
1) узнаванию предметов в ближайшем окружении и на картинке, видов транспорта, домашних животных, умению подражать их голосам;
2) умению различать и называть особенности животных: движения, отличительные признаки;
3) наблюдению за явлениями природы, называнию их;
4) умению обращать внимание на красоту цветущих комнатных растений;
5) знанию некоторых овощей и фруктов, узнаванию их в натуральном виде и на картинках.

Ожидаемые результаты:
– узнает и показывает несколько животных в натуре, на картинках;
– различает некоторые овощи и фрукты, узнает их в натуральном виде и на картинках;
– называет явления природы.

Образовательная область “Творчество”

“Творчество” реализуется через рисование, лепку, музыку.

Цель: формирование познавательных, творческих, музыкальных способностей детей.

Рисование

1) формирование творческих способностей изобразительными средствами;
2) обучение приемам изображения.

Рисование (от 1 года до 1,6 месяцев)

1) воспитание у детей интереса к рисованию;
2) обучение детей рисованию карандашами, фломастерами, заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, рисовать пальчиками по бумаге красками, эмоционально реагировать на яркие цвета красок.

Рисование (от 1,6 месяцев до 2 лет)

Обучение детей использованию 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), правильно располагать изображение на бумаге, технике работы с карандашом, фломастером, рисовать пальчиками и ладошкой.

Лепка (от 1 года до 1,6 месяцев)

Познакомить с глиной, ее свойствами. Обучение детей скатывать “шарики” из пластилина, глины круговыми движениями ладоней, лепить плоские, круглые формы.

Лепка (от 1,6 месяцев до 2 лет)

Обучение детей умению лепить плоские, круглые формы, комбинировать полученные формы по собственному желанию, аккуратно обращаться с использованным материалом.

Музыка (от 1 года до 1,6 месяцев)

Обучение детей слушанию песен близких им по содержанию, умению эмоционально откликаться на их настроение, сопровождать их соответствующими движениями, веселых и спокойных мелодий, звукоподражанию, произношению отдельных слов песен, подражанию протяжным певческим интонациям взрослого, подпеванию окончаний фраз, произношению нараспев повторяющихся в песне интонаций, запоминанию чередований двух движений, связанных со словами сопровождающей песни, выполнению этих движений сначала по показу взрослого, в дальнейшем – по словам песни.

Ожидаемые результаты:
– умеет ходить под музыку;
– слушает песни в исполнении взрослого;
– выполняет игровые действия под музыкальное сопровождение;
– умеет передавать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями: притопывает, переступает с ноги на ногу, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, кружится на месте.

Музыка (от 1,6 месяцев до 2 лет)

Обучение детей умению прислушиваться к мелодии и словам песен и узнавать их; откликаться эмоционально на музыкальное произведение, слушать песни в исполнении взрослого и повторять за ним, подпевать взрослому, повторять интонации при исполнении песен, слушать высокое и низкое звучание музыки, передавать игровые действия, реагировать на смену в характере музыки.

Ожидаемые результаты:
– умеет ходить под музыку;
– слушает песни в исполнении взрослого и повторяет за ним, подпевает взрослому, повторяет интонации при исполнении песен;
– выполняет игровые действия под музыкальное сопровождение;
– умеет передавать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями: притопывает, переступает с ноги на ногу, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, кружится на месте.

Возможно, вам будет интересно:

Количество просмотров статьи – 6 802

Экзема

Экзема – заболевание кожи, сопровождающееся признаками острого воспаления эпидермиса и дермы. Патология может затрагивать как лицо, так и тело. У нее есть и другое название – атопический дерматит. Экзема на теле и лице, как правило, проявляется высыпаниями в виде пузырьков, покраснением кожных покровов, зудом и жжением. Заболевание может проявиться в любом возрасте, но чаще всего поражает детей до 5 лет, особенно, если они проживают в крупных городах. Атопическим дерматитом страдает до 20% детей из развитых стран, и всего 1-3% взрослых.

Экзема может доставлять пациенту немало неприятных ощущений, снижать качество жизни. К тому же ей нередко сопутствуют другие заболевания (астма, аллергия и т.д.). Поэтому важно как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение. Наиболее простой и быстрый способ – записаться на прием в Поликлинике Отрадное. Вы попадете к дерматологу в удобное для вас время и без необходимости ждать в очередях. Вам назначат необходимые диагностические процедуры и разработают оптимальный план лечения.

Экзема и стадии ее развития

Термин экзема произошел от греческого слова ekzeo – вспыхивать, вскипать. Впервые он упомянут в 541 году в научных трудах Аэция – византийского врача. Однако в те времена этот термин употреблялся как общее собирательное название для дерматологических заболеваний с острым развитием – эритремы, крапивницы, рожи и т.д. И лишь в 18 веке экзема была выделена учеными в отдельное, самостоятельное заболевание.

Это патология, имеющая аллергическое происхождение. Вызываться она может разными причинами – в зависимости от ее вида. Всего существует более 20 разновидностей экземы. Все они проявляются схожим образом, различия лишь в причине возникновения заболевания и длительности периода высыпаний.

Экзема имеет 4 стадии развития:

  1. Эритематозная – на коже возникают красновато-розовые пятна, которые стремительно увеличиваются в количестве и размерах.
  2. Папулезная – появляются небольшие папулы (узелки), которые сопровождаются отеками.
  3. Везикулярная – образуются везикулы (пузырьки).
  4. Мокнущая – везикулы вскрываются, и появляются ярко-красные эрозии (раны), из которых выделяется прозрачная серозная жидкость (экссудат).
Читайте также:  ТОП 5 аналогов Тержинана: чем заменить, список препаратов

Справка! При экземе снижаются общие защитные функции организма. Это приводит как к усугублению течения атопического дерматита, так и развитию других патологий.

Классификация экземы

По характеру течения экзема может быть:

  1. Острой.
  2. Подострой.
  3. Хронической.

Для острой формы характерно наличие высыпаний, экссудата, красноты и отечности кожных покровов. Эти симптомы сопровождаются сильным зудом, шелушением кожи. Затем экссудат высыхает, на патологических очагах образуются корки. После этого осуществляется эпителизация (рост новых клеток кожи, образование соединительных тканей) ран. В подострой форме присутствуют высыпания, краснота, шелушения и зуд, однако отсутствует мокнутие (выделение экссудата). Хроническая экзема характеризуется сменой периодов обострений и ремиссий. Новые мокнущие высыпания соседствуют с сухими корками. Экссудата выделяется меньше, чем при острой форме. В хронической стадии на теле наблюдается больше сухих корок, чем мокнущих высыпаний, поэтому данную форму еще называют сухой экземой. Корки нередко трескаются, это вызывает зуд, из-за чего у пациентов нередко возникает бессонница. Также в хронической стадии может наблюдаться сильное шелушение кожных покровов и развитие пигментных пятен. Как правило, обострения развиваются в холодное время года, а ремиссии наступают в теплое.

Также экзема классифицируется по причине возникновения. Как уже было упомянуто выше, существует более 20 типов данного заболевания. Наиболее распространенными видами экземы являются:

  • Идиопатическая (истинная).
  • Микробная.
  • Себорейная.
  • Профессиональная.
  • Детская.

Идиопатическая экзема развивается из-за совокупности нескольких причин и может поражать пациентов любого возраста. Обычно заболевание возникает резко и развивается толчкообразно. Патологические очаги, как правило, имеют нечеткие границы, разные размеры и расположены симметрично. Высыпания чередуются с участками здоровой кожи. Чаще всего идиопатическая экзема развивается на кожных покровах ладоней (с тыльной стороны), стоп и предплечий. Острая форма в большинстве случаев постепенно перетекает в хроническую.

Микробная экзема возникает при снижении иммунитета вокруг хронических очагов инфекции: ссадин, ран, свищей, царапин, трофических язв. Патологические очаги расположены несимметрично, четко очерчены и покрыты гнойными корками. Для этого типа заболевания характерно отсутствие участков здоровой кожи между высыпаниями. Проявления экземы обычно наблюдаются на коже рук и ног, но также могут затрагивать любые части тела, в том числе и волосистую часть головы.

Себорейная экзема является одной из форм себореи (заболевания, развивающегося на фоне повышенной активности сальных желез). Проявляется четко очерченными красными пятнами, которые могут иметь разную форму. Заболевание обычно развивается у людей с повышенным выделением кожного жира и возникает на тех участках, где сальных желез больше всего: на волосистой части головы и за ушами, на лице, между лопатками, в носогубных складках и на груди. Причинами заболевания являются активность грибков Malassezia, гормональные нарушения, нехватка витаминов. Провоцирующим фактором считаются эмоциональные потрясения.

Профессиональная экзема по клиническим проявлениям похожа на идиопатическую. Развивается она из-за регулярного контакта с веществами, вызывающими аллергические реакции (обычно это происходит в условиях производства). Профессиональная экзема проходит достаточно быстро при исключении контакта с провоцирующим веществом. Однако если пациента не оградить от его воздействия, течение последующих вспышек заболевания будет более тяжелым.

Детская экзема – это разновидность идиопатического атопического дерматита. У маленьких пациентов заболевание протекает немного иначе, чем у взрослых: для него характерно многообразие высыпаний и выделение большого количества экссудата.

Важно! Экзема не является заразным заболеванием!

Экзема: причины

Идиопатическая экзема – заболевание, развивающееся из-за совокупности причин, основными из которых считаются:

  • Генетическая предрасположенность – доказано, что генные мутации, влияющие на развитие заболевания, передаются по наследству.
  • Нарушение функции эпидермального барьера.
  • Сбои иммунной системы.
  • Провоцирующие факторы.

К провоцирующим факторам относятся:

  • Общее снижение иммунитета.
  • Наличие аллергии у пациента или у его близких родственников.
  • Гипергидроз (повышенное потоотделение).
  • Применение раздражающих кожу средств (неподходящей косметики и парфюмерии).
  • Эндокринные нарушения.
  • Заболевания ЖКТ.
  • Варикозная болезнь.
  • Стресс.
  • Наличие хронических очагов инфекции (например, кариес или хроническая ангина).

Справка! Наличие у матери аллергического ринита, бронхиальной астмы, нейродермита повышает риск возникновения экземы у ребенка на 40%. Если же подобные заболевания наблюдаются у обоих родителей, риск повышается до 60%.

Экзема: симптомы

Основными симптомами экземы являются:

  • Покраснения, отеки кожи.
  • Шелушения.
  • Высыпания (папулы или везикулы).
  • Мокнущие патологические очаги или сухие корки.
  • Зуд, жжение.

Диагностика экземы

Заболевание имеет характерную клиническую картину, поэтому диагноз можно поставить на основании осмотра пациента и сбора анамнеза. Однако для выявления причины развития экземы и разработки эффективного плана лечения могут быть назначены:

  • Общие анализы крови и мочи.
  • Определение уровня иммуноглобулина lgE в сыворотки крови.
  • Аллергические и иммунологические пробы.
  • Бактериологический посев отделяемого (проводится при присоединении вторичной инфекции и необходим для определения чувствительности ее возбудителей к антибиотикам).
  • Биопсия.

Экзема: лечение

Заниматься самолечением при экземе нельзя: есть риск спровоцировать развитие вторичной инфекции. К тому же возникновение патологии может быть обусловлена наличием других заболеваний, поэтому необходимо провести и их лечение. Пациенту может понадобиться помощь иммунолога, аллерголога, эндокринолога, диетолога, флеболога и других узких специалистов.

Общая терапия при экземе включает в себя назначение следующих препаратов:

  • Противозудных.
  • Противовоспалительных.
  • Антибактериальных.
  • Противогрибковых.
  • Наружных кортикостероидов.
  • Иммуномодуляторов.
  • Десинсибилизирующих и антигистаминных.
  • Антисептические и вяжущие препараты.
  • Витаминов (группы B, С).

В тяжелых случаях может быть назначена физиотерапия (воздействие на пораженные участки ультрафиолетовым излучением).

Лечение будет более эффективным при соблюдении пациентом диеты. Прежде всего, из рациона исключаются любые продукты, способные спровоцировать обострение заболевания: аллергены, жареная, острая, жирная, консервированная, соленая пища. Необходимо употреблять легкую, богатую витаминами, минералами, незаменимыми жирными кислотами и белком еду: овощи и фрукты, зелень, каши, отварное нежирное мясо, молочные продукты, растительные масла. Также в период лечения рекомендуется отказаться от употребления алкоголя и курения.

Сухая экзема

Сухая экзема (можно встретить альтернативное название астеатотическая) — дерматологическое заболевание, которое выражается в повышенной сухости кожи, сопровождающейся трещинами. Патология является результатом неполноценной работы сальных желез, недостаточной выработки кожного сала для увлажнения эпидермиса изнутри.

Причины возникновения

Факторов, влияющих на изменение кожи, много. Не все они до конца изучены, но основные можно выделить.

  • Контакт с химическими веществами. Часто сухая экзема поражает людей, у которых условия работы предполагают контакт с реагентами. На бытовом уровне это реакция на стиральный порошок, чистящие средства, некачественную ухаживающую косметику, воду в бассейне.
  • Слишком сухой воздух. Фактор больше влияет на обострение болезни.
  • Пересушивание кожи при загаре на пляже, в солярии.
  • наследственная предрасположенность (сказывается при слабом иммунитете);
  • болезни желудка, печени, поджелудочной железы;
  • проблемы с эндокринной системой;
  • аллергия на определенные продукты;
  • нервное напряжение;
  • переутомление;
  • недостаток витаминов;
  • замедленный метаболизм;
  • ослабление иммунитета;
  • развитие паразитов;
  • перенесенная инфекция;
  • резкая смена климата;
  • варикоз;
  • ожоги, порезы, приморожение к металлу;
  • негативное действие холодного ветра.

Часто болезнь наступает при нескольких причинах, присутствующих одновременно.

Симптомы

Развивается сухая экзема медленно, с сезонными изменениями. Обострения проявляются зимой, когда воздух в помещении пересушен от функционирования отопительных приборов, и летом.

Основными симптомами болезни являются:

  • истончение кожи и чрезмерная сухость;
  • зуд разной степени;
  • огрубение кожи;
  • пузырьки (могут быть наполнены жидкостью и без нее);
  • красные папулы и бляшки;
  • растрескивание эпидермиса;
  • появление гнойничков и корочек;
  • иногда возможно ощущение жжения.

Поражает сухая экзема разные участки кожи, но в большинстве случаев страдают руки и ноги. Проявляются симптомы не одновременно, а по мере прогрессирования болезни.

Определение «сухая» не означает, что экзема касается верхних слоев эпидермиса. Она может проникать вглубь, вызывая трещины. Болезнь носит подострый характер и легко переходит в хроническую форму.

Этапы развития сухой экземы:

  1. Ощущение истонченности и стянутости кожи , легкое шелушение.
  2. Появляется выраженный зуд , который усиливается ночью. Это проявление вызывает наибольший дискомфорт.
  3. На коже появляются трещины. Ранки постепенно покрываются корками. Это достаточно тяжелая форма, при которой велика опасность инфицирования пораженных участков.
  4. Образуются красные папулы. Они увеличиваются в размерах, соединяются в бляшки. Иногда пораженные участки болят.

На фоне зуда и непривлекательности пораженных участков страдает психоэмоциональное состояние больного. Он становится раздражительным, плохо спит.

Одной из особенностей сухой экземы является то, что первые симптомы похожи на обычное раздражение и больной не всегда своевременно обращается за помощью.

Фото сухой экземы: как выглядит

На начальной стадии астеатотическая экзема может быть воспринята как обычное раздражение. Кожа становится сухой, слегка шелушится и чешется. Болезнь прогрессирует медленно, но если не начато своевременно лечение, возникает риск вторичной инфекции.

Диагностика

Большинство пациентов идет на прием к дерматологу, когда началось интенсивное растрескивание кожи. Часто предварительно применялось лечение народными способами или медикаментами, выбранными самостоятельно.

Врач сначала проводит визуальный осмотр и составляет анамнез с целью выяснения образа жизни пациента, возможных причин появления сухой экземы. В обязательном порядке исследуется кровь.

По симптомам сухая экзема схожа с застойным и атопическим дерматитом. При сложности постановки диагноза берется биопсия тканей. Также исследование помогает определить, есть ли грибковая инфекция или бактериальное поражение.

Лечение сухой экземы

Лечение должно быть комплексным, потому что сухая экзема во многих случаях является следствием патологии, о которой пациент и не подозревает.

Каждый препарат оказывает определенное действия и имеет противопоказания, поэтому самостоятельно начинать их применение нельзя.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры способствуют лучшему впитыванию лечебных мазей, дезинфекции кожи, ускорению заживления ран, снижению интенсивности зуда.

Физиопроцедуры при сухой экземе:

  • электрофорез,
  • электросон,
  • транскраниальную электростимуляцию,
  • ультразвук,
  • магнитотерапию,
  • парафиновые аппликации,
  • УФ облучение,
  • бальнеотерапию,
  • озонотерапию и плазмотерапию,
  • талассотерапию,
  • криодеструкцию.

Физиолечение является составляющим звеном общего комплекса и способствует полному выздоровлению.

На начальной стадии болезней применение мазей может быть единственной процедурой. При правильном назначении и использовании средств сухая экзема отступает.

В зависимости от показаний врач индивидуально подбирает один или несколько препаратов:

  • Адвантан,
  • Локоид,
  • Такролимус,
  • Пимекролимус,
  • Пантенол,
  • Скин-Кап,
  • Радевит,
  • Элоком,
  • Цинково-салициловая,
  • Нафталановая.

При остром течении болезни с присоединением инфекции и появления мокнутия назначают обработку пораженного участка жидкостью Бурова. Как только тяжелая форма спадет, препарат отменяют, чтобы еще больше не пересушивать кожу.

При появлении гноя прописывают антибактериальную мазь Левомеколь.

Если после нанесения мази ощущается дискомфорт и ухудшается состояние, надо прекратить использование препарата и срочно обсудить проблему с врачом.

Таблетки

Разные течения болезни могут вызвать необходимость приема таблеток. Для этого необходимо назначение в зависимости от определенных показаний.

  1. Антигистаминные препараты , которые блокируют зуд и снимают аллергию: Супрастин, Кларитин, Лоратадин, Фенистил, Зодак, Зиртек.
  2. При поражении грибком назначают противогрибковые препараты : Флюкостат, Флуконазол, Фуцис, Клотримазол.
  3. При бактериальной инфекции назначают антибиотики — Доксициклин, Амоксил, Норфлоксацин, Лопракс.
  4. Одновременно с антибиотиками следует принимать препараты для восстановления микрофлоры кишечника : Хилак форте, Энтеросгель, Ацидолак.
  5. Для улучшения работы печени : Карсил, Гепабене, Эссенциале, белый или черный активированный уголь.
  6. При сложном течении болезни назначают Преднизолон, Тридерм, Дермовейт, Дексаметазон, Канизон.
  7. Для ускорения лечения и укрепления иммунитета принимают иммуномодуляторы и витамины : Супрадин, Нейровитан, Декамевит, Аевит, Аскорбиновую кислоту, Фолиевую кислоту.
  8. Снять напряжение помогут седативные препараты : Седавит, Персен, Ново-пассит, Глицисед.

Диета

Правильное питание должно стать не временной мерой, а строгим правилом постоянного соблюдения. Нельзя перегружать желудок сложной искусственной пищей, полуфабрикатами. Все блюда надо готовить путем варки, тушения, запекания.

Из рациона следует исключить популярные аллергены:

  • цитрусовые,
  • шоколад,
  • пряности,
  • магазинные сладости,
  • яйцо,
  • маринады и консервации,
  • копчености,
  • овощи и фрукты с обилием каротина: помидоры, красный перец, клубнику, вишню,
  • сладкую газированную воду,
  • кофе,
  • алкоголь.

Следует умерить употребление выпечки и белого хлеба.

Ввести в рацион необходимо:

  • мясо птицы и кролика,
  • злаки,
  • зеленые фрукты и овощи,
  • отрубной хлеб,
  • соки,
  • травяной чай,
  • сухофрукты,
  • цикорий.

Лучше всего готовить салаты, каши, овощные супы, компоты. Особое место в меню надо отвести кисломолочным продуктам. Они избавят от дисбактериоза, особенно во время приема антибиотиков.

Лечение народными средствами в домашних условиях

Есть действенные народные средства для снятия симптомов сухой экземы. Применять их надо параллельно с традиционной медициной и только после одобрения врачом.

  • Ромашковое масло. Поместить в стеклянную посуду 2 столовые ложки сухого аптечного сбора ромашки, залить 400 мл растительного масла, закрыть крышкой. Средство надо оставить для вытяжки на 1 неделю в темном месте при комнатной температуре. Потом процедить и смазывать пораженную кожу, делать аппликации. Приготовленное ромашковое масло интенсивно увлажняет эпидермис, заживляет трещинки, возвращает коже эластичность.
  • Картофельный сок для наружного применения. Следует натереть очищенные овощи на мелкой терке или измельчить другим способом, отжать сок. Полученной жидкостью пропитывать марлю или хлопчатобумажную ткань, сложенную в 4 слоя. Аппликации делать 2 раза в день, выдерживая не меньше 15 минут. Одновременно можно пить картофельный сок ¼ стакана 2 раза в день. Готовить средство для любой процедуры не надо впрок.
  • Облепиховое масло использовать для увлажнения пораженной кожи и заживления ран. Наносить его можно до 3-х раз в день.
  • Растопленное сливочное масло идеально решает проблему сухости. Выбирать надо сорта без искусственных добавок.
  • Масляно-содовые ванночки. На 1 литр теплой воды надо добавить 1 столовую ложку пищевой соды и 1 чайную ложку растительного масла. Сода хорошо снимает зуд, а масло увлажняет кожу. Ванночки надо делать в теплой воде. Если сухая экзема поразила не конечности, раствор можно использовать для примочек.
  • Желтковое масло эффективно справляется с проблемой. Получить его можно из вареных куриных яиц. В желток продеть металлический штырь (подойдет вязальная спица) и нагреть над огнем. По мере повышения температуры из желтка начнет выделяться жидкость. Для сбора капель в процессе нагревания надо поместить под ним любую посуду. Приготовленным маслом пропитывают бинт, ткань для аппликаций или просто смазывают пораженные участки. Частота процедур принесет только пользу.
  • Настой коры ивы применяют для орошения кожи. 1 столовую ложку сухого измельченного растения надо залить литром кипятка и выдержать до полного остывания. Потом процедить и сбрызгивать пораженные участки. Жидкость вытирать не стоит, она должна испариться сама.
  • Отвар листьев ежевики, крапивы или березы для орошения. Средство готовится по аналогии с предыдущим рецептом. Способ применения тоже идентичен.
  • Капустные листья после термообработки для мягкости приложить к пораженному участку. Средство хорошо снимает зуд и отек.
  • Солевые ванночки с морской солью хорошо снимают зуд и противостоят инфицированию пораженных участков. Для этого 6 столовых ложек йодированной морской соли следует залить литром теплой воды и размешать. Процедуру проводить 10 минут. Потом ополоснуть кожу чистой водой и смазать увлажняющим кремом.
  • Свежевыжатый сок алоэ и каланхое устраняет воспаление, заживляет ранки.

Рекомендации

Ускорить процесс выздоровления поможет соблюдение основных рекомендаций:

  • Необходимо постоянно увлажнять кожу. Чтобы исключить аллергию на компоненты ухаживающих средств, можно использовать вазелин, детский крем, облепиховое масло.
  • Применять мыло мягкого действия. Можно купить серию детской косметики.
  • После отмены лечебных препаратов не прекращать использование смягчающих средств.
  • Носить одежду, которая контактирует с пораженной кожей, только из натуральных тканей, часто ее менять. В большей степени это касается носков и брюк.
  • Постельное белье кипятить и утюжить.
  • Необходимо пройти весь курс лечение, даже при исчезновении симптомов болезни.
  • Наносить фармацевтические препараты или народные средства только на чистую кожу.
  • Нельзя смачивать пораженную кожу водой. Сначала это вызывает облегчение, но потом симптомы проявляются еще сильнее.

Профилактика

Продлить время ремиссии поможет профилактика. Первые упущения способствуют осложнениям.

После лечения надо соблюдать строгие правила:

  • Соблюдать диету. Пить в день не меньше 1,5 литров воды, не учитывая чай, соки и первые блюда.
  • Использовать хозяйственные перчатки при занятии домашними делами и в саду. Лучше выбирать модели с хлопковым внутренним покрытием.
  • Исключить сильные переживания. Если самостоятельно сложно справиться с раздражительностью, по рекомендации врача надо принимать успокоительные препараты.
  • Укрепить иммунитет приемом витаминов, прогулками в лесной и парковой зоне, спокойным сном.
  • Вместо агрессивных чистящих веществ использовать пищевую соду.
  • Исключить контакт с аллергенами, если они стали причиной появления сухой экземы.
  • Приобрести увлажнитель воздуха. Есть разные модели. Можно купить мобильный прибор и брать его с собой в разные помещения.
  • Одеваться по погоде. Зимой не забывать варежки, прикрывать лицо шарфом, воротником.
  • При выборе косметических средств делать пробу на аллергию.
  • Лечить внутренние органы, не допускать хронического состояния.
  • Избегать инфицирования вирусами, грибками.
Читайте также:  Хрусталин – инструкция по применению, аналоги и отзывы

Осложнения и последствия

Если не начать лечение при первых симптомах, в большинстве случаев болезнь станет хронической. Терапия поможет избавиться от осложнений и продлить ремиссию. Полностью от патологии избавиться проблематично.

Кроме того, при прогрессировании болезни кожа трескается, появляется опасность присоединения вторичной инфекции. На фоне сухой экземы может развиться микробная или монетовидная. Они переносятся больными значительно сложнее.

Заразна ли и как передается

Сухая экзема — незаразное заболевание, не передается при контакте и является следствием факторов небиологического характера. Не представляет опасности для окружающих и микробная экзема, которая может стать вторичной при прогрессировании сухой.

Особенности у детей

Дети болеют сухим дерматитом в любом возрасте, но реже, чем взрослые. Самыми распространенными причинами является генетическая предрасположенность и аллергия на продукты питания.

При беременности

Беременность можно отнести к причинам появления астеатотической экземы. Организм в этот период ослаблен, в нем происходят гормональные изменения, у женщины заметна повышенная раздражительность. Таким образом, появляются сразу несколько факторов для прогрессирования заболевания.

Как только появится шелушение кожи или легкий зуд, надо сразу сообщить об этом врачу, чтобы вовремя принять меры.

Видео про экзему

Подробно рассмотрены основные симптомы сухой экземы, отличительные признаки от других видов заболевания. Врач рассказывает, что нельзя делать, чтобы не ухудшить состояние.

Прогноз

При обращении за медицинской помощью на ранней стадии и прохождении полного курса лечения можно предотвратить переход сухой экземы в хроническую стадию. При посещении дерматолога во время запущенной стадии болезни в большинстве случаев можно надеяться на длительную ремиссию, если соблюдать все рекомендации.

Сухая экзема на руках и ногах — лечение, причины, симптомы

Астеатологической или сухой экземой называют подвид экземы, поражающей кожный покров на верхних и нижних конечностях, затрагивающий не только поверхность эпидермиса, но и дерматический слой кожи.

Чаще всего заболевание диагностируют у пациентов среднего и пожилого возраста, причем частота появления болезни одинакова, как у мужского, так и у женского пола.

8 фото сухой экземы рук и ног

Сухая экзема. Причины

Сухая экзема в большинстве случаев вызвана:

  1. Генетической предрасположенностью.
  2. Аллергенами.
  3. Сбоями в эндокринной системе.
  4. Нарушением функциональности пищеварительного тракта.
  5. Инфекционными заболеваниями.
  6. Авитаминозом.
  7. Частым использованием раздражителей кожного покрова (агрессивные моющие средства, синтетические ткани, строительные смеси).
  8. Постоянными стрессами.
  9. Изменениями в погоде.
  10. Пересушенным воздухом.
  11. Серьезными физическими нагрузками.
  12. Психическими расстройствами.
  13. Ожиданием ребенка.

Стоит сказать, что ни один из этих факторов, в большинстве случаев, не может стать причиной заболевания самостоятельно. Практически всегда его развитие связано с комплексным влиянием нескольких из них. Сами патологические факторы зарождаются в самом организме, но провокатором кожного проявления оказывается именно внешнее воздействие.

Сухая экзема. Симптомы

Сухая экзема обычно характеризуется медленным течением и затруднениями для достижения ремиссии. Обострения заболевания чаще всего наблюдаются в холодный сезон, когда сильно ослаблен иммунитет человека.

Астеатотическую экзему сопровождают:

  1. Сухость и стянутость кожного покрова на руках и ногах, потеря эластичности кожи у пациента.
  2. Несвойственное шелушение кожи, особенно при сухой экземе на руках.
  3. Постоянно появляющиеся углубленные трещины, которые делают кожу похожей на потрескавшийся фарфор.
  4. Возникновение воспалительных процессов с язвами на кожном покрове с рваными краями, особенно при сухой экземе на ногах (фото).
  5. Папулы, которые в большинстве случаев объединяются в бляшки, а позже они становятся обширными скоплениями.
  6. Сильный зуд, жжение и болезненность, особенно при сухой экземе на пальце.

Сначала на кожном покрове образуется покраснение и шелушение. После чего заболевший начинает ощущать зуд и боль на пораженных участках, причем эта симптоматика может быть не только сильной, но и слабо выраженной. В первом случае у заболевшего диагностируются нарушения сна, во втором, он может принять заболевание за грибок на стопах.

При быстром течении болезни характерно появление трещин, причем, если заболевание не лечить, эти трещины могут достигать кровеносных сосудов, что провоцирует вытекание сукровицы, либо липкой серозной жидкости (бесцветная или желтоватая). Это провоцирует намокание кожного покрова и покрытие его жесткими корками.

При добавлении вторичной инфекции к сухой экземе на руках, лечение становится более затруднительным, а у пациента могут быть диагностированы гнойные язвы, вызывающие страшнейший дискомфорт у заболевших.

Лечение сухой экземы

Перед тем как начинать процесс лечения сухой экземы лекарственными средствами, дерматологу необходимо осмотреть кожный покров участков, поврежденных сухой экземой, после чего проводится комплекс лабораторных исследований, который позволит идентифицировать заболевание и отделить его от других однотипных заболеваний.

Кроме того, устанавливается причина патологии. При подтверждении диагноза больной должен понять, что быстро от заболевания избавится не получится. Лечение нуждается в длительной терапии.

Астеатотическая экзема может сопровождаться дисгидротической и идиопатической, причем симптомы этого заболевания в большинстве случаев сродни псориазу или дерматиту. Именно этот аспект объясняет то, что лечение необходимо проходить только после тщательного обследования.

Что применять для лечения сухой экземы на руках и ногах? Основой терапевтического лечения являются местные медицинские средства (мазь и крем), которыми купируется неприятная симптоматика. Главное – это устранение самой причины проблемы. Если вы просто ликвидируете только внешние проявления, то заболевание напомнит о себе уже в скором времени, причем, чаще всего, в более серьезных проявлениях.

В зависимости от того, каким был провоцирующий фактор обострения, доктор может выбрать между таблетками или инъекциями. Чтобы устранить только симптоматику, пользуются местными препаратами.

Эффективным воздействием при сухих экземах характеризуются медицинские препараты из специализированных дерматологических линий (крем-мыло, кремы, пасты).

При их применении наблюдается:

  • Снятие воспалительного процесса;
  • Избавление от зуда;
  • Размягчение кожного покрова;
  • Устранение сухости и шелушения кожного покрова;
  • Блокирование развития патогенной микрофлоры.

Препараты, которые нацелены на блокирование сухой экземы (крем-гели, гели для душа, крем-мыло) изготовлены только с применением натуральных составляющих, без использования гормонов, красителей и отдушек. Эти препараты можно применять на протяжении длительного времени, без вреда для здоровья пациента.

В них чаще всего применяются в качестве активных веществ нафталан, ацетил-салициловая кислота, мочевина, D-пантенол, комплекс натуральных масел, вытяжки из лекарственных растений. Причем, комплекс подбирается так, чтобы оказывать сбалансированное воздействие на кожный покров больного.

Главное в этом – выбрать сертифицированного производителя, чтобы не заплатить за простой детский крем.

Чаще всего эти препараты необходимо использовать параллельно с другими лекарственными средствами (при сильном воспалительном процессе — антибактериальными, особенно). Кроме того необходимо упомянуть антигистаминные, улучшающие метаболизм, общеукрепляющие, витамины (A, группа B, PP).

Для достижения максимального эффекта, дерматологу необходимо скомбинировать комплекс местных препаратов, средств народной медицины, криотерапии и физиотерапевтических процедур.

Не менее важное значение уделяется и соблюдению диеты, в основе которой должны находиться овощи, зелень, молочная продукция, постные супы, постные каши, капуста, морковка и гороховые каши. Кроме того, больному необходимо питаться пресноводной рыбой и постным мясом.

Противопоказаны пикантные и жировместимые блюда, консервы, полуфабрикаты, картошка, яйца, томаты, цитрусы, красные яблоки, клубника, выпечка, шоколад и шоколадные изделия, алкогольные напитки (включая блюда, приготовленные с использованием алкоголя), кофейные напитки и чай (черный и зеленый).

Одна из основных ролей в процессе выздоровления от сухой экземы принадлежит психологическому состоянию заболевшего. Для ускорения процесса выздоровления и продление ремиссии нужно исключение раздражающих факторов, отстранение больного от мелких проблем, обеспечение ему абсолютного спокойствия. Врачу, в случае необходимости, нужно назначить своему пациенту прием седативных лекарственных препаратов и прохождение релаксационных процедур.

Лечение сухой экземы на руках

В большинстве случаев у пациентов диагностируют сухую экзему на руках. Чем лечить это заболевание мы напишем ниже. Экзема может затронуть как небольшие участки кожи, так и всю руку, с ладонями и ногтями.

Все начинается с сухой экземы на пальцах, которая выглядит как зудящее красное пятно, со временем разрастающееся и поражающее все большие площади, включая всю кисть, а после и руку. В случае несвоевременного лечения, заболевание может распространиться на очень большую часть кожного покрова.

Продолжительность терапевтического лечения зависит от продолжительности болезни и величины очага заболевания.

Процесс лечения этого заболевания направлен на то, чтобы устранить неприятные симптомы и обеспечить стойкую ремиссию. Для достижения нормального результата необходим комплексный подход. В первую очередь необходимо устранение причины заболевания: изъятие из рациона продуктов, которые могут провоцировать аллергические реакции, отказаться от использования косметических средств, отказаться от контактов с бытовой химией.

Необходимо понимать, что даже мелкие факторы могут быть провокаторами раздражения воспаленных участков кожного покрова. Следовательно, отказ от синтетических или шерстяных перчаток будет существенным преимуществом в преодолении болезни. Мытье рук необходимо проводить, применяя мыло со смолами и растительными экстрактами, которое вам посоветуют в аптеке.

После диагностирования болезни врач сможет подобрать комплекс лекарственных антибактериальных, противогрибковых и противоаллергенных препаратов. Эти препараты необходимо применять вместе с местными средствами (мазями и кремами), которые позволят устранение воспалений, сыпи и обеспечивают увлажнение пересушенного кожного покрова.

Особой эффективностью отличается применение глюкокортикостероидных препаратов, но они характеризуются привыканием и провокацией побочных действий. Следовательно, доктора предпочитают негормональные мази, на основе растительных масел, экстрактов лекарственных растений (ромашка, березовые листья, кора ивы), а также нефтепродуктов.

Благодаря ним оказывается общее воздействие: питание и увлажнение кожного покрова, обеззараживание ран и активация их заживления. Такие лекарственные средства можно использовать не только в процессе лечения, но и для профилактики возникновения заболевания.

Лечение сухой экземы на ногах

Астеатотическая экзема стоп вызвана теми же факторами, что и экзема на руках. Чаще всего она проявляется из-за аллергической реакции на синтетику и шерсть носков.

Здесь вы можете увидеть сухую экзему на ногах на фото. Лечение этого заболевания усложняется тем, что часто заболевание сопровождает тилотический дерматоз, поскольку в этом случае присутствие сильного неисчезающего зуда не дает возможности нормального передвижения пациента. Терапию осложняет и тот фактор, что стопа постоянно находится под нагрузкой.

Процесс лечения сухой экземы стоп практически такой же, как терапия кистей рук. Здесь так же следует учитывать, что, не устранив проблему, избавиться от заболевания практически невозможно. Если пренебречь этим, то повторные рецидивы будут только сильнее, а процесс выздоровления намного дольше.

Как дополнение к медикаментозному лечению, можно применить народные средства, которые позволят избавить от неприятной симптоматики и значительно более повысить работоспособность заболевшего.

Профилактика сухой экземы

Астеатотическую экзему характеризует повышенная склонность к рецидивам. Именно это и является причиной того, что профилактике заболевания отводится большая роль. Необходимо сформировать рацион питания из диетических продуктов, минимизировать степень влияния внешней среды, не забывать о регулярном увлажнении кожного покрова рук и ног.

Женщины, предрасположенные к развитию сухой экземы должны максимально уменьшить использование косметических средств и выбирать их более тщательно. Предпочтительно использование увлажнителей воздуха в доме и на рабочем месте. Разбавляйте воду для увлажнителя натуральными эфирными маслами.

Экзема на руках

Что такое экзема?

Виды экземы на руках

Причиной экземы на руках может быть целый ряд самых различных факторов – гормональных, иммунных, неврологических, инфекционных. Поэтому в зависимости от вызвавшей причины выделяют несколько видов заболевания, которые различаются по клиническим проявлениям, течению и расположению высыпаний:

Истинная экзема – вид заболевания, которое может быть вызвано различными факторами, и выявить единственную причину не удается. Истинная экзема проявляется в виде покраснения кожи с высыпаниями маленьких пузырьков с жидкостью, которые вскоре лопаются, а их содержимое выливается наружу. Покраснения кожи не имеют четких границ, высыпания на коже обычно располагаются с двух сторон и симметричны. Наиболее частой локализацией поражений при истинной экземе являются кисти рук.

Микробная экзема развивается вследствие инфицирования кожи какими-либо бактериями, чаще всего стафилококками и стрептококками. Микробы вырабатывают токсины, которые служат аллергенами для организма. В ответ развивается аллергическая реакция в виде покраснения, отека и высыпания пузырьков. Экзема проявляется в виде асимметричных шелушащихся участков кожи и часто локализуется по краям трофических язв на ногах, или незаживающих ран.

Микотическая экзема – распространенный вид заболевания, зачастую может поражать кожу стоп, ладоней, голеней, а также эпидермис между пальцами. Возникает при поражении кожи грибами рода кандида. Механизм ее развития такой же, как у микробной экземы. Края экземы четко очерчены так, что видна граница со здоровой кожей.

Себорейная экзема. Причина ее развития является себорея – заболевание кожи богатой сальными железами. На месте сальных желез появляются узелки, покрытые чешуйками. Характерное расположение поражений – волосистая часть головы, носогубные складки, спина, реже руки.

Профессиональная экзема связана с постоянным контактом с вредными химическими веществами. Наиболее часто профессиональная экзема поражает рабочих химических заводов и лиц других профессий, контактирующих с вредными веществами. Поражения чаще всего локализуются на кистях рук и предплечьях.

Причины экземы на руках

Контактная или профессиональная экзема на руках развивается при постоянном контакте с химическими веществами. Ими могут быть моющие, дезинфицирующие средства, лекарства. Лицам, контактирующим с вредными веществами на работе, для полного излечения нередко приходится менять работу.

Отдельно следует выделить инфекционные причины экземы – бактериальную и грибковую инфекции. Наиболее частыми возбудителями микробной экземы являются стрептококки и стафилококки. Экзема, вызванная инфекцией, чаще всего развивается на поврежденных участках кожи при ранах, порезах, язвах.

Микотическая экзема начинается с попадания грибков в трещинки кожи или порезы. Со временем грибки размножаются и начинают выделять токсические вещества. Организм начинает бороться с инфекцией, так развивается аллергия на грибковую инфекцию, которая проявляется в виде экземы. Самая частая причина присоединения инфекции – несоблюдение личной гигиены.

Стадии экземы на руках

Развиваясь, заболевание проходит через несколько стадий:

    Эритематозная стадия – включает покраснение кожи и зуд;

Папуловезикулезная или пузырчатая стадия проявляется в виде высыпаний пузырьков с жидкостью;

Мокнущая экзема. Во время этой стадии пузырьки лопаются, на их месте образуются ранки, выделяющие жидкость;

  • Корковая или сухая экзема. При этой стадии ранки покрываются сухими корками серовато-желтого оттенка. При этом в других частях тела могут появляться поражения.
  • Лечение экземы на руках

    В лечении экземы на руках важную роль играет соблюдение гигиены, а также применение препаратов, которые позволяют избавиться от симптомов заболевания. Обычно назначается комплексное лечение, которое направлено на устранение причины обострения. При появлении симптомов экземы в виде покраснения, пузырьков, зуда, жжения кожи необходимо обратиться к врачу-дерматологу. Специалист поможет правильно выявить характер заболевания и подобрать индивидуальный курс лечения.

    Медикаментозная терапия экземы включает в себя препараты, направленные на уменьшение воспалительной реакции, противоаллергические средства, седативные (успокоительные) препараты для снятия зуда и антибактериальные для борьбы с инфекцией. Специалисты выделяют несколько групп препаратов, которые рекомендовано назначать при экземе на руках:

      Мази с содержанием кортикостероидов позволяют уменьшить воспаление;

      Антибактериальные и антимикотические кремы и мази эффективно борются с инфекцией;

      Успокоительные препараты позволяют снизить выраженность зуда;

      Антигистаминные средства направлены на снятие аллергического компонента

    В лечении заболевания большое значение имеет правильный рацион питания, исключение пищевых продуктов, которые могут вызвать аллергические реакции. При крупных очагах экземы принятие ванн и душа противопоказано. Больным также следует избегать контакта с бытовой химией.

    Можно воспользоваться кремом или мазью Тридерм, которые в своем составе содержат кортикостероид бетаметазон, антибиотик гентамицин и противогрибковое средство клотримазол. Таким образом, этот препарат обладает комплексным действием, что способствует снятию симптомов воспаления и избавлению от инфекции.

    Ссылка на основную публикацию