Что можно, а что нельзя делать в 3 триместре беременности, какую диету нужно соблюдать беременным?

Питание в 3 триместре беременности

У беременной женщины организм подвержен повышенной нагрузке. Из-за гормональных изменений, увеличения матки и быстрого роста плода сильно меняется обмен веществ. Поэтому очень важную роль играет рациональное питание будущей мамы на протяжении всей беременности, а особенно в последние месяцы.

Заключительным этапом беременности является именно 3 триместр, он длится с 27 недели до родов. На этом сроке ребёнок уже сформировался и набирает вес, поэтому соблюдение правильной диеты требуется не только для окончания формирования всех органов малыша, но и для того, чтобы заложить крепкую основу здоровья на будущее.

Ваш организм должен получать все необходимые витамины и микроэлементы, а питание состоять только из здоровой пищи. Поэтому правильный рацион в 3 триместре так важен для беременной женщины.

Основные правила питания в третьем триместре

Каждая женщина, которая ждёт ребёнка и ответственно подходит к вопросу его здоровья, должна изменить свой рацион на более правильный. В период беременности все будущие мамы набирают вес. Это абсолютно нормально и даже необходимо. Но существуют некоторые нормы, по которым в среднем за беременность набирается 10-12 кг.

Это оптимальная прибавка в весе, при которой ребёнок получит всё необходимое, не наберёт лишнего веса, что важно для лёгких родов, а молодая мамочка быстро вернётся в свою форму. Процесс увеличения массы тела напрямую обуславливается сроком беременности. В третьем триместре еженедельная прибавка в весе должна составлять 300-400 гр. Женщинам, которые страдают ожирением особенно важно соблюдение диеты на данном этапе.

Во время беременности будущая мама должна питаться не за двоих, а для двоих, обращая внимание на качество пищи, а не её количество.

Учёные из Швеции и Норвегии считают, что беременные женщины, которые правильно питаются, особенно в 3 триместре, значительно меньше подвержены риску преждевременных родов.

Баланс питательных веществ

В рационе беременной в 3 триместре происходят изменения в распределении основных элементов питания. Сокращается количество белка до 96 г (животные – 60 г) по причине того, что все органы и ткани ребёнка уже сформированы. Употребление углеводов в третьем триместре также уменьшается до 340 г, а количество жиров при нормальном наборе веса увеличивается до 90 гр (растительные – 23 г).

По рекомендациям НИИ питания РАМН энергетическая ценность пищи составляет 2556 ккал в сутки.

Необходимые витамины и минеральные элементы

Все полезные вещества, которые необходимы для нормального роста и развития, ребёнок получает из организма матери, поэтому необходимость в витаминах и минеральных элементах резко повышается с ростом малыша. Больше всего полезных веществ содержится в свежих фруктах и овощах.

Получить фолиевую кислоту, клетчатку и витамины группы B, которые участвуют во всех обменных процессах, помогут сложные углеводы, которые содержатся в бобовых, коричневом рисе, овсянке, цельнозерновом хлебе.

Фолиевая кислота очень важна на всех этапах беременности, потому что с её помощью формируется нервная и сердечно-сосудистая система малыша. У беременных женщин потребность в фолиевой кислоте высокая – до 600 мкг, и получить её в нужном количестве можно только при помощи правильно составленного рациона в третьем триместре.

А также в 3 триместре у беременных резко возрастает потребность в кальции, для того чтобы у ребёнка формировался крепкий скелет и зубы. Главными источниками кальция являются молоко, сыр, творог. Магний – является жизненно необходимым элементом для всех. Он повышает усвоение кальция, помогает превращать энергию в клетках, понижает уровень холестерина в крови, снижает риск образования камней, а у беременных помогает предотвращать судороги и преждевременные роды.

Железо способствует кроветворению у малыша и его мамы. Витамин D особенно нужен в 3 триместре беременности, потому без него не усваивается кальций. Содержится в кисломолочных продуктах и рыбе.

Канадские учёные пришли к выводу, что нехватка витамина D при беременности, в дальнейшем способствует развитию кариеса у ребёнка.

Полезные продукты для беременных в третьем триместре.

Беременным женщинам на последнем этапе беременности рекомендуется кушать такие продукты:

  • Птица, нежирные сорта мяса: индейка, куриное филе, телятина и говядина.
  • Рыба: лосось, форель, кета, хек, минтай, анчоусы.
  • Овощи и фрукты: все свежие овощи и фрукты, а также изюм, курага, чернослив.
  • Орехи: особенно полезны грецкие, арахис, кешью, миндаль.
  • Молоко и кисломолочные продукты: в 3 триместре предпочтение отдаётся кисломолочным продуктам – кефир, ряженка, йогурт без консервантов.
  • Крупы: гречка, овсянка (но не каждый день, иначе вымывает из организма кальций!), коричневый рис, мюсли.
  • Цельнозерновой и ржаной хлеб, пшеничные отруби.

Для максимального усвоения полезных веществ, все блюда из птицы, мяса и рыбы должны быть приготовлены в духовке или на пару. К тому же жирная пища в 3 триместре вызывает у будущей мамы целый ряд нарушений ЖКТ. Овощи рекомендуется употреблять в сыром или запечённом виде, так они сохранят как можно больше витамин и микроэлементов.

В третьем триместре увеличивается количество циркулирующей крови, поэтому пить будущей маме будет хотеться больше, чем на более ранних сроках. Но всё же не стоит слишком увлекаться. Если нет отёков, можно в день употреблять 1,5-2 литра жидкости. Лучше всего пить чистую негазированную воду, она наилучшим образом помогает справиться с жаждой.

Что нельзя есть в третьем триместре беременности

С особым вниманием следует отнестись к употреблению сахара и соли. Чрезмерное употребление сахара в третьем триместре беременности может привести к излишней массе плода и появляется риск развития у малыша сахарного диабета. А из-за увлечения солью появляются отёки и замедляется обмен веществ. Поэтому в рационе питания 3 триместра количество соли значительно уменьшается, блюда советуют недосаливать.

Из рациона беременной женщины в третьем триместре необходимо исключить такие продукты:

  • суши и сырые морепродукты (благосклонная среда для размножения бактерий);
  • фаст-фуд.
  • сыры мягких сортов (излюбленная среда бактерий)
  • недостаточно обработанное или не до конца приготовленное мясо (содержит личинки гельмитов);
  • сырое молоко и яйца;
  • колбасные изделия;
  • полуфабрикаты;
  • жирную и копчёную пищу;
  • острые приправы;
  • кофеин (влияет на развитие нервной системы малыша и может вызвать преждевременные роды);
  • газированные напитки;
  • алкоголь;

Диета в 3 триместре

Для того чтобы исключить ненужную прибавку в весе в третьем триместре следует придерживаться правильного режима питания. Рекомендуется питаться 5-6 раз в день: 3 раза полноценный приём пищи, 2-3 – перекусы. Если придерживаться такого образа питания на протяжении всего 3 триместра, то организм привыкнет и будет гораздо эффективнее усваивать еду.

Не советуют принимать пищу, как только проснулся и за несколько часов до сна.

Рыбу и мясо лучше употреблять в запечённом или отварном виде на завтрак или обед. Так как животные белки, которые в них содержатся, активизируют нервную систему. А на ужин – продукты растительного происхождения в тушёном виде или салаты, и молочные – запеканки, сырники, творог.

На ночь выпивать стакан кефира или молока, чтобы не перегружать систему пищеварения. Особенность питания в третьем триместре заключается в приёме пищи небольшими порциями, потому что масса малыша давит на органы будущей мамы.

Что можно, а что нельзя делать в 3 триместре беременности, какую диету нужно соблюдать беременным?

Последние три месяца беременности – важный и волнительный период, который заканчивается родами и долгожданной встречей с малышом. Многие будущие мамы в это время употребляют в пищу нежелательные продукты, переживая за ограничения в еде в период лактации. Рацион беременной женщины во многом определяют рост и вес малыша, оказывает влияние на течение родов и послеродовой период восстановления. Что нельзя делать беременным в это время? Какого плана питания стоит придерживаться? Как часто нужно кушать?

Общие рекомендации по образу жизни беременных в 3 триместре беременности

3 триместр — это период с 25 по 41 неделю. В это время завершается формирование всех органов и систем плода. Ребенок активно прибавляет в весе и растет. Окончанием 3-го триместра считаются роды. Поскольку будущая мама именно в это время переживает максимальную нагрузку на организм, чаще всего ее беспокоят следующие проблемы:

  • изжога, газообразование, расстройства стула;
  • отеки;
  • анемия;
  • боли в разных отделах позвоночника;
  • варикозное расширение вен;
  • поздний токсикоз.

Для минимизации неприятных симптомов гинекологи рекомендуют пациенткам на завершающем этапе беременности придерживаться некоторых правил. Они включают советы по ведению определенного образ жизни и соблюдению диеты. Основные рекомендации в 3 триместре:

  • Регулярное наблюдение врача. С 24 по 30 неделю следует обязательно посетить гинеколога 2 раза. С наступлением 30-й недели посещать врача нужно еженедельно.
  • 6-разовое питание. Для облегчения работы пищеварительного тракта и коррекции его работы врачи рекомендуют придерживаться 6-разового дробного питания с одинаковыми интервалами между приемами пищи.
  • Физические упражнения. Для укрепления вагинальных мышц, улучшения притока крови к внутренним тканям, пациентке следует каждый день выполнять упражнения Кегеля, которые защищают мышечную ткань от трещин и разрывов при родах.
  • Проведение необходимых диагностических мероприятий. В начале третьего триместра гинеколог должен провести осмотр на кресле, взять все необходимые мазки, чтобы убедиться в отсутствии патологической микрофлоры во влагалище. На этом сроке также проводится третье последнее обязательное УЗИ. Целью процедуры является выявление патологических отклонений у плода, проверка состояния плаценты, оценка соотношения размеров плода и матки, положения ребенка, количества околоплодных вод. При необходимости проводится допплерометрия – исследование, которое позволяет оценить состояние сосудов и кровоток в них, а также выявить гипоксию.

Влияние питания в 3 триместре на состояние будущей матери и плода

Рацион мамы имеет огромное значение для роста и веса малыша. Вопрос веса крайне важен. Если плод крупный, риск осложнений в процессе родов (травм, разрывов) возрастает в несколько раз. Рождение ребенка с маленьким весом осложняет постродовой период. За исключением случаев внутриутробных пороков развития, именно несбалансированный рацион, а также недостаточное поступление витамином и минералов влекут за собой рождение ребенка с недостаточным весом.

В этом вопросе ключевым моментом является вес матери на момент родов. С каждым набранным килограммом увеличивается нагрузка на сердце, легкие, костную систему, внутренние органы, в частности — на печень и почки. Учитывая, насколько изматывающим может быть процесс родов, будущей маме желательно избежать большой прибавки в весе, которая гарантирует быструю утомляемость роженицы, нарушения дыхания, невозможность принятия удобной позы.

Основные правила по питанию на поздних сроках беременности

Правильное питание обеспечивает нормальное течение родов и благополучное родоразрешение. Пациентке необходимо соблюдать суточный баланс получаемых питательных веществ в завершающем периоде беременности (белки – 100 г, жиры – 80 г, углеводы – 300 г). Белок — источник необходимых аминокислот. Белковая диета включает такие продукты, как говядина, курица, рыба, молоко.

Жиры должны обязательно присутствовать в дневном рационе женщины в положении. Они выступают источником энергии, гарантируют нормальную работу ЖКТ.

Беременной необходимы жиры растительного происхождения, самые полезные — оливковое, миндальное, кокосовое, подсолнечное, льняное масла (рекомендуем прочитать: можно ли беременным употреблять льняное масло?). Беременной следует выбирать медленно усваиваемые углеводы с низким гликемическим индексом — овощи, фрукты, бобовые, бурый рис, макаронные изделия из твердых сортов пшеницы.

В третьем триместре энергетическая ценность дневного рациона не должна превышать отметку в 2500 ккал при наличии физической активности. Если будущая мама ведет пассивный образ жизни, это значение снижается до 2200-2400 ккал, а при склонности к полноте или при большом весе ей не рекомендуется пресекать планку в 2000 ккал в сутки.

Диета в 3 триместре

Будущей маме на последних неделях беременности следует очень внимательно подходить к выбору продуктов. Женщины в это время сталкиваются с множеством проблем — гестозом, отеками, анемией, терапия которых осуществляется коррекцией питания. Существует ряд диет для беременных, например, белковая, которые в полной мере восполняют потребности будущих матерей в полезных веществах.

Разрешенные продукты

В третьем триместре требования к выбору продуктов питания несколько меняются. Эти изменения связаны с ростом малыша и приближающейся лактацией. Соответственно, пациенткам в положении следует отдавать предпочтение легкоусваиваемым блюдам, которые не способствуют накоплению лишних килограммов.

К числу разрешенных продуктов на поздних сроках можно отнести:

  • Сезонные овощи. Кабачки, капуста, баклажаны, тыква, свежая зелень, салаты способствуют правильному пищеварению и быстрому метаболизму. Их употребление в пищу вызывает легкость и не отягощает желудок. Овощные салаты из огурцов, капусты и свежей зелени, заправленные небольшим количеством подсолнечного масла, помогают избавиться от отеков. Относительно употребления помидора мнения врачей расходятся. Одни специалисты советуют не принимать его в пищу из-за риска развития аллергической реакции, другие врачи уверены в том, что ребенок в утробе должен привыкать к любой пище.
  • Сезонные ягоды и фрукты. Женщине в положении не следует отказываться от натурального источника витаминов — ягод и фруктов. Черная смородина, малина, черника, клубника, сливы, яблоки укрепляют иммунитет и обогащают организм женщины и ребенка необходимыми микроэлементами.
  • Крупы. Будущей матери следует отдавать предпочтение цельнозерновым крупам. Перед приготовлением крупу необходимо промыть и замачивать в воде 10-30 минут. На последних неделяхлучше воздержаться от манки и риса.
  • Жидкость. Если женщина не страдает отеками, ей можно пить столько жидкости, сколько она хочет. Негазированная вода, отвары из свежих фруктов и сухофруктов, свежевыжатые натуральные соки (особенно из моркови, свеклы, граната), зеленый чай — основной список разрешенных напитков. Они не только утоляют жажду, но и способствуют становлению лактации на последних неделях перед родами.
  • Кисломолочные продукты. Польза кисломолочной продукции — поддержание здоровой микрофлоры кишечника. Регулярное употребление кефира, йогурта, творога с низкой жирностью является мерой профилактики запоров, которыми страдает большинство женщин в 3 триместре.
  • Мясо или рыба нежирных сортов. При выборе мяса беременной следует отдавать предпочтение говядине, баранине, крольчатине или курятине. Все вышеперечисленные сорта мяса являются диетическими и легкоусваиваемыми. Полезной для женщины в положении будет рыба — щука, сайда, хек, минтай, лещ. Как мясо, так и рыбу следует готовить на пару или тушить.
  • Яйца. Перепелиные яйца намного полезнее для женщин в положении, чем куриные. Они имеют схожие вкусовые качества, поэтому беременной по возможности следует отдавать предпочтение перепелиным яйцам.

Запрещенная пища

Несмотря на то, что беременность не накладывает особых ограничений на пищу, в последнем триместре женщине следует более внимательно относиться к любым изменениям в состоянии и, соответственно, ограничивать употребление определенных продуктов питания.

На поздних сроках будущие роженицы, как правило, сталкиваются со следующими проблемами:

  • Гестоз. При его возникновении женщине необходимо ограничить употребление соленой пищи.
  • Задержка стула. Профилактика и лечение запоров во время беременности исключает мучные изделия, а также рис (см. также: что делать для устранения запора во время беременности?).
  • Изжога. Изжога накладывает абсолютный запрет на жареную, острую, копченую и кислую еду.
  • Отеки. Беременной с такой проблемой следует исключить из рациона острые и копченые блюда, колбасу, соленые снеки, маринованные продукты, соленья, майонез и кетчуп.

Если беременность в последнем триместре протекает без осложнений, женщине все равно следует минимизировать или исключить употребление некоторых продуктов питания. Здоровая пища — залог благополучного родоразрешения. К числу запрещенных продуктов для на позднем сроке беременности относятся:

  • Молоко. Этот продукт усиливает брожение в кишечнике, из-за чего возрастает риск повышения тонуса матки.
  • Фрукты, которые не дозревают в регионе проживания. Экзотические фрукты — аллерген, нежелательный на последних неделях беременности.
  • Копчености и острая пища. Приправы, колбасы, заправки с добавлением перца, соусы — все эти продукты отрицательно влияют на функционирование органов пищеварения и провоцируют расстройство желудка.
  • Крепкие напитки. Употребление любых спиртных напитков, а также крепкого чая и кофе следует полностью исключить в третьем триместре. В противном случае пациентка подвергает себя риску повышения тонуса сосудов, и, как следствие, развития гипертонии.
  • Газированные напитки. Газы в кишечнике провоцируют метеоризм и изжогу. В третьем триместре придется отказаться даже от минералки с газами.
  • Шоколад и продукты с его содержанием. Пациентке в положении на последних неделях лучше воздержаться или минимизировать употребление в пищу любых аллергенов, к числу которых относятся шоколадные изделия.

Примерное меню для 3 триместра беременности

Некоторые гинекологи в период вынашивания советуют составлять меню с учетом следующих нюансов:

  • Рациональное распределение пищи. В первой половине дня, например, на завтрак, женщине необходимо кушать еду, обогащенную белком. В вечернее время ей следует отдавать предпочтение кашам со сливочным маслом, свежим овощам и фруктам.
  • Ежедневное употребление продуктов, обогащенных фолиевой кислотой (рекомендуем прочитать: польза фолиевой кислоты в третьем триместре беременности). Она содержится в свежей зелени, фасоли.
  • Регулярное употребление пищи с кальцием и железом. Беременной необходимо есть как минимум 3 разных продукта в день, содержащих Fe и Ca.

Примерное меню на поздних сроках беременности выглядит следующим образом. На завтрак можно кушать злаковую кашу, приготовленную на воде с добавлением минимального количества сливочного масла, один фрукт или бутерброд. Идеальным утренним напитком является зеленый чай.

Читайте также:  Фасциолопсис буски: симптомы и лечение народными средствами fasciolopsis buski

Спустя 2-4 часа у пациентки должен быть легкий перекус или второй завтрак. Для ланча подходит обезжиренный кисломолочный творог или йогурт и фрукт. Идеальный обед состоит из супа, сваренного на нежирном бульоне, компота, морса или свежевыжатого сока. Женщине в положении не стоит пренебрегать полдником. Перекус ягодами или фруктами летом или обезжиренным творогом зимой позволяет восполнить затраты энергии. Ужин может включать овощное рагу, злаковую кашу со сливочным маслом или макароны. Перед сном разрешено съесть яблоко, выпить нежирный йогурт или кефир.

Питание в третьем триместре беременности: меню

Питание беременной женщины в третьем триместре — это сбалансированная диета, состоящая из продуктов, богатых кальцием, магнием, железом и витаминами. Она подразумевает ограничение по объему пищи и жидкости.

Правила питания в третьем триместре

Даже протекающая легко, беременность — это большой стресс для организма, особенно третий триместр (25-41 неделя). Плод уже полностью сформировался: он реагирует на голоса и звуки, потягивается, «дерется» в случае недовольства, а внешне совсем похож на маленького человека. Все органы женщины испытывают сильную нагрузку. Подходящую диету, как при нормальном самочувствии, так и при проблемах (быстрый набор веса, нехватка микроэлементов, хронические заболевания, болезни ЖКТ, токсикоз), назначает врач. Но основных правил здорового питания не сложно придерживаться самостоятельно.

Диета в последнем триместре

Диета для беременной — сбалансированное своевременное питание небольшими порциями, т. к. желудок и кишечник в третьем триместре оказываются сильно сжаты подросшим плодом. При наборе веса в пределах нормы (10-15 кг) врач ограничивается общими рекомендациями по питанию:

  • избегать продуктов с истекающим сроком годности или подпорченных на вид;
  • не есть один вид фруктов или овощей в больших количествах. Если очень хочется скушать ведерко только что привезенных с дачи помидорок или килограмм душистых апельсинов, соберите свою волю в кулак и остановитесь на одном-двух, а остальное растяните на подольше во избежании аллергии. То же самое касается и меда любых видов — он полезен, но в ограниченных количествах;
  • дробное питание 5-6 раз в день с перекусами;
  • 1-2 разгрузочных дня в неделю — только творог, кефир, молоко, овощи и фрукты;
  • есть исключительно при чувстве голода, не заедать скуку или плохое настроение;
  • мясо в меню постепенно сводится к 1-2 разам в неделю;
  • оптимальное время для ужина — за 2 часа до сна и не позже;
  • питание при отеках в 3 триместре беременности ограничивает жидкость до 1,5 литров в сутки;
  • богатые белком продукты и сладости наибольшую пользу приносят утром и днем;
  • соль сокращается до 5 г в сутки.

Таким образом, диета для беременной подбирается, исходя из:

  • состояния здоровья будущей матери и ребенка: учитываются недостаток или переизбыток витаминов;
  • протекания беременности — меню для женщин с токсикозом и без, с одним ребенком или двойней будет немного, но различаться;
  • индивидуальных параметров: скорость обмена веществ, образ жизни, вес и рост плода. При составлении здорового меню учитывается, что норма набора веса — 300-500 г за неделю.

Рекомендованные продукты

В оптимальный, здоровый рацион питания беременной женщины в 3 триместре, как и в предыдущих двух, входят только качественные продукты:

  • зелень, овощи и фрукты;
  • молочные продукты;
  • морская рыба;
  • нежирное мясо (кроме свинины);
  • изделия из гречневой или цельнозерновой муки;
  • крупы;
  • легкие супы.

Отдавайте предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам с минимальным количеством соли. Нормы суточного потребления белка в третьем триместре составляют около 100 г, жиров — 60-80 г, углеводов — 300 г. Дополнительно необходимо принимать витаминный комплекс, особенно если беременность пришлась на холодное время года.

Содержание кальция в некоторых продуктах питания:

НаименованиеПорцияКальций, в мг
Молоко коровье1 ст300
Молоко козье1 ст470
Кефир1 ст240
Йогурт1 ст400
Творог100 г95
Капуста отварная100 г50
Финики сушеные100 г120
Кунжут30 г280
Миндаль обжаренный30 г80
Мороженое100 г180
Шпинат отварной100 г120
Сыр30 г45
Соевое молоко1 ст300

Какие продукты запрещены

Существует общепринятый список продуктов, которые правильное питание для беременных в 3 триместре исключает или ограничивает.

Можно в небольших количествах при нормальном самочувствии:

  • цитрусовые;
  • острое и соленое;
  • манная и рисовая каши (белый рис);
  • хлеб и выпечку из сдобного теста;
  • сладости;
  • копчености, соленья, маринованные овощи;
  • мясные жирные бульоны.
  • продукты со вкусовыми добавками и красителями: такая еда провоцирует аллергию не только у матери, но и у ребенка после рождения;
  • сыры с плесенью;
  • полуфабрикаты: неизвестен состав и добавленные специи;
  • грибы любых видов: плохо усваиваются организмом;
  • фастфуд, газированные напитки: становятся причиной изжоги, тяжести в желудке и метеоризма;
  • кофе, алкоголь: сильно воздействуют на нервную систему матери и плода;
  • сырые яйца, рыбу, морепродукты: иногда содержат в себе болезнетворные бактерии, вирусы и цисты паразитов;
  • жареные или острые блюда.

При быстром наборе веса и прибавке более 20 кг за весь срок необходимо обратиться к врачу. Только он правильно организует питание беременной в третьем триместре для похудения, а ограничение себя в пище без учета особенностей просто подорвет здоровье. Лишний вес у беременных не всегда возникает по причине неправильного питания, иногда он спутник гормонального сбоя, который без своевременного вмешательства расшатывает все системы организма.

Как правильно составить меню на каждый день

Составлять меню на каждый день на основе общих рекомендаций несложно. За основу берется состав продуктов по витаминам и микроэлементам, а дальше уже влияют личные вкусовые предпочтения. В питание на поздних сроках беременности обязательно входят продукты, богатые:

  • железом (выносливость, гемоглобин) — гречка, яблоки, красное мясо, ягоды;
  • фолиевой кислотой (ЦНС плода) — бобовые, петрушка, салат и укроп и др. зелень;
  • кальцием (крепость костей и зубов) — сыр, творог, лосось, кунжут, свежая зелень. На последнем месяце немного ограничивается, чтобы облегчить роды;
  • витамином D (участвует в формировании костей и зубов) — рыба, яйца, молочные продукты;
  • витамином Е (ответственен за легкие плода, предотвращает выкидыш и преждевременные роды) — орехи, крупы, масло;
  • витамином С (кровеносная система) — печень, сладкий перец, томаты.

Список разрешенных и полезных продуктов не окончателен, чем больше получит организм витаминов и минералов в период беременности, тем легче она пройдет.

Пример меню на 7 дней

Предлагаем составление меню питания в 3 триместре беременности на неделю (все блюда представлены исключительно для примера):

День неделиЗавтракПерекусОбедПолдникПервый ужинВторой ужин
Пн.Овсянка на молоке, чай (черный или зеленый), цельнозерновой хлеб с маслом и сыром.Фруктовый салат с йогуртом, сок.Куриный суп, запеченная рыба с бурым рисом, овощной салат.Творог с малиной, компот из сухофруктов.Тушеная говядина с чечевицей, чай.Ряженка или йогурт.
Вт.Хлопья с молоком, тосты с джемом, чай.Банан, питьевой йогурт.Овощной суп, рагу, цельнозерновой хлеб, чай.Мороженое с натуральным составом.Паровые говяжьи котлеты, гречневая лапша с соусом, овощной салат, чай.Стакан кефира, большое яблоко.
Ср.Яйцо вкрутую, имбирное печенье, чай.Цельнозерновой хлеб с творожным сыром и зеленью, сок.Запеканка из картофеля, сыра и брокколи, зеленый чай.Фруктовый салат, компот.Говяжья печень с булгуром, салат из томатов и сладкого перца с кунжутом, чай.Питьевой йогурт.
Чт.Ржаные тосты с малосольным лососем и авокадо, зеленый чай.Натуральная пастила, яблочный сок с мякотью.Нежирный борщ (можно вегетарианский), цельнозерновой хлеб.Творог с изюмом и курагой, морковный сок.Тефтельки из индейки на пару, тушеные овощи.Ряженка, хлебцы с корицей, твердый сыр.
Пт.Омлет с зеленью в духовке, морс из клюквы.Банановый смузи с вишней, сок.Суп-пюре из цветной капусты, цельнозерновой хлеб, чай.Оладьи из кабачков с нежирной сметаной, компот.Диетическая лазаньяБольшое яблоко, чай.
Сб.Творог с орехами и бананом, чай.Ягоды, йогурт.ПП-суп с фрикадельками.Творожная запеканка, кефир.Котлеты из трески на пару, фасоль и зелень.Стакан молока.
Вс.Фруктовый салат.Питьевой йогурт.Творог, ягоды.Стакан овощного сока, хлебцы с твердым сыром.Смузи из моркови, шпината и яблока.Стакан ряженки.

В меню включаются орехи, сухофрукты и даже сладости. Сладкие и калорийные продукты полезнее кушать на завтрак. Беременным с нормальным весом не стоит отказывать себе в любимой еде, если она не опасна для здоровья, и считать каждую калорию — важнее умеренность в питании и потреблении жидкости, хороший настрой и активность в течение дня.

Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу.

Достаточно часто родители задаются вопросом, сможет ли их ребенок приспособится к школьному распорядку, готов ли он учиться. В этой статье я постаралась подробно ответить на частые вопросы родителей будущих учеников.

1. Как понять, готов ли ребенок к школе? Что он должен знать и уметь?

Действительно, поступление ребенка в школу-это очень важный этап в его жизни.И от того насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения и , в какой то мере, вся его дальнейшая жизнь. Подготовку к школе нужно начать заблаговременно, за полгода-год до поступления. Понятно, что за месяц подготовить ребенка к школе невозможно.

Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учебе.

Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он должен правильно определять геометрические фигуры, знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «право-лево», «над и под» и проч. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить сходства и отличия. Для этого существуют различные тесты. Например, ребенку показывают картинки с изображением ели, березы и клена, и ребенок должен понимать, что все вместе, в общем – это дерево.

Едва ли не самым важным критерием интеллектуальной готовности является способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается постепенно. Малыш легко отвлекается, а более старший ребенок способен, в какой- то степени контролировать свое внимание. Даются простые упражнения на развитие внимания. Например, ребенка просят послушать и определить, какое слово длиннее, или с какой буквы начинается.

Необходимо, чтобы ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств. Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.

Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная активность. Он уже в какой-то степени может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет малышу легче освоить письмо. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, застегивать пуговки и завязывать шнурки. Существует масса методик для развития мелкой моторики и нужно обратить на это особенное внимание.

Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, времени. Педагоги придают большое значение тому, как ребенок ориентируется «на бумаге». В развитии этого навыка очень хорошо помогают «клеточные диктанты», родитель ставит точку на листе в клеточку и просит ребенка : «отложи три клеточки влево или вниз» и т.д.

Еще один важный критерий –социальная готовность. С возрастом ребенок становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берет пример со своей семьи, копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздется, одется, кушать, собрать портфель. Он должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более слабым и т.д.

Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.

Перед школой у ребенка должна быть сформирована мотивационная готовность. Опять таки с одной стороны это зависит от психологической зрелости ребенка. Если он еще не готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учебе. Такие дети легко узнаются в классе. Зачастую, они достают игрушки и начинают играть на уроках. Если их просят достать карандаши, то эти дети достают их последними. Так что важно не торопиться, а лучше отдать на следующий год. В этом нет проблемы. Дети растут по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А вот если он с самого начала чувствует себя неумехой или неудачником, то это может вызвать комплексы в дальнейшей жизни.

С другой стороны мотивация формируется воспитанием . Если ребенок хочет в школу , чтобы «носить красивый ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учится, получать знания ,например, чтобы «стать доктором» или даже «заработать много денег». То есть ребенок, в какой-то степени должен осознавать важность и нужность обучения в своей дальнейшей жизни.

Физическая готовность определяется тем, что у него нет проблем со здоровьем, которые могут помешать обучению в общей школе. У него должно быть нормальный слух, зрение и моторика.

Сейчас у многих детей бывают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Потому что, если ребенок неправильно произносит звуки, то часто начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать.

2. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизни: распорядку дня, коллективу, кругу обязанностей?

Важно понимать, что не только в жизни ребенка, но и в жизни родителей грядут большие перемены. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, нужно вначале, чтобы к этому факту адаптировались родители. Первокласснику необходима помощь взрослого, поэтому родителям тоже придется пересмотреть свой график.

Для перехода от беззаботной детской жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Особенно, если ребенок не посещал садик. Нужно составить подробный план дня и сделать это вместе с ребенком. Можно оформить это в игровой и красочной манере и повесить над кроватью. Все должно быть четко: во столько-то подъем, здесь уборка постели, почистил зубки, сделал уроки и т.п. Распорядок дня нужно начать соблюдать загодя, а не с 1 сентября. Можно давать ребенку какие-то бонусы, например, клеить смайлики. Встал вовремя – молодец, беги, наклей смайлик, почистил зубки – вот тебе еще.Дети любят правила, и обычно сами их себе организовывают в играх .И конечно же, личный пример, если папа спит до обеда, то сложно требовать что-то другое от сына.

Первокласснику часто необходим дневной сон. Хорошо, если ребенок недолго поспит после школы. Уроки нужно делать в одно и тоже время , но только не поздно вечером. Понятно, что чаще происходит именно так. Усталая мама, приходит после работы домой и начинает делать уроки с таким же усталым ребенком. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.

Если у ребенка плохой почерк, то лучше делать упражнения на мелкую моторику, чем бесконечно писать одну и ту же букву в прописи. Эффект будет гораздо лучше. Школьные принадлежности у первоклассника должны быть яркими и веселыми, но не чрезмерно, слишком яркие герои любимых мультиков на обложках будут его отвлекать, он будет что-то воображать, вместо того, чтобы слушать учителя.

Важно давать ребенку посильные бытовые и трудовые поручения-помыть чашку, убрать со стола. Это воспитывает ответственность и самостоятельность.

К коллективу дети привыкают по разному. Вообще, адаптация к коллективу – это задача учителя и школьного психолога. Если Ваш ребенок робкий и застенчивый, то нужно сказать об этом учителю, чтобы она обратила внимание. В 1-м классе проводятся специальные игры на общение и т.д. Хотя бывает очень хорошо, когда вместе с Вашим ребенком в класс пойдет кто-то знакомый из садика или двора.

3. Что делать, если ребенок не испытывает интереса к школе? Как мотивировать школьника на получение новых знаний?

Здесь крайне важен личный пример. Очень трудно выработать мотивацию к школе у ребенка, если папа рассказывает, как «букварь в первом классе скурил», бабушка плачется соседкам «как такой оболтус в школе будет», а маму с книжкой вообще никто никогда не видел. Родители сами должны показывать, что учится хорошо и правильно. Нужно, чтобы ребенок видел, что Вы сами постоянно учитесь, совершенствуетесь. Можно просматривать вместе с ребенком книги, энциклопедии, подчеркивать, как хорошо, что он что-то знает. Хвалить, когда ребенок показывает свои новые знания.

Читайте также:  Сумамед и алкоголь: совместимость, последствия и отзывы

До школы полезно сходить туда на экскурсию, чтобы он познакомился с школьным зданием, увидел классы, школьников на переменах. Хорошо, если это будет совместная экскурсия с друзьями по садику или двору. Так ребенку будет спокойнее. Нужно показать ему его школьный портфель, форму, чтобы он научился складывать туда тетрадки, одеваться как школьник.

4. Как поступить родителям, дети которых не хотят делать домашнее задание? Как воспитать в школьнике ответственность?

Первокласснику просто необходима помощь взрослого в выполнении домашних заданий. Обойтись без этого не удастся. А взрослые, зачастую сами боятся этого, как огня. Понятно, что это меняет планы родителей, но на кон поставлен будущий успех Вашего первоклассника, поэтому стоит поменять свой график.

Не проявляйте свою тревогу и раздражение когда делаете уроки с ребенком. Чаще хвалите не за полный успех, а даже за попытку. Поощряйте его словами «молодец, смотри, как у тебя хорошо получается», даже если вышло не идеально. Запомните, если Вы говорите ребенку «идиот, ты ничего не умеешь», то он по законам детской психики воспринимает это как команду, прямое предписание и вырастает человеком, который не верит в свой интеллект и способность хоть что-то в этой жизни сделать.

Поначалу придется самому исправлять ошибки ребенка, сидеть с ним за уроками от и до. К концу первого класса помощь при подготовке уроков должна становиться указывающей. Тогда уже ребенку можно сказать: «посмотри внимательнее, что неправильно, найди ошибку». Так формируется ответственность. Когда начинают ставить в школе оценки, у ребенка появляется новый стимул. Он хочет ,чтобы учительница похвалила, «поставила пять», появляется конкуренция с одноклассниками, ребенок хочет чтобы оценка стала лучше. И все равно, за «пятерку» нужно хвалить и за «тройку» поддерживать, а не ругать. Так можно навсегда загубить интерес к учебе.

И опять таки помните о личном примере. Как-то подходит ко мне племянница-первоклассница и спрашивает: «А ты к работе готовишься?». Я говорю: « Да, постоянно готовлюсь.» Она все обдумывает и заявляет: « И мама к работе готовится, и папа готовится, и бабушка готовится и ты. И я тоже готовлюсь». И все у нее становится на свои места.

5. Стоит ли отдавать первоклассника в спортивные секции, школы искусств и другие учреждения дополнительного образования?

Да, стоит. Но важно не переусердствовать. Первоклассник должен участвовать не более чем в двух внешкольных объединениях. И помните, что в самой школе тоже есть внеурочная деятельность.

Когда кружков немного, это помогает и в школьной адаптации. Там другая среда, другие требования. Такая смена обстановки полезна ребенку. Вдобавок, он еще чему -то обучается, достигает новых успехов, это повышает его самооценку и уверенность в школе.

А вот когда секций слишком много, то ребенок переутомляется, может даже случится невроз. Порой ребенку полезнее посмотреть сказку вместе с мамой и папой и обсудить ее. Чем одновременно учиться танцам, скрипке, английскому и карате. А это, к сожалению совсем не редкость. Формально родители заботятся о будущем ребенка, а на самом деле поощряют свои амбиции и не чувствуют каково их сыну или дочке в таком режиме.

Консультация для родителей «Что должен знать будущий первоклассник. Готовность ребенка к школе»

Ишбердина Гульназ
Консультация для родителей «Что должен знать будущий первоклассник. Готовность ребенка к школе»

Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Что же могут и должны сделать родители, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая родителей, но и радостным, результативным?

В каждой семье, где подрастает бедующий первоклассник, часто возникают разговоры о школе. О том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том. Чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает так, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот это как раз и не следует делать! В первую очередь следует позаботиться о нравственной психологической готовности детей к школьному обучению.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать,соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект,включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

— он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовностьподразумевает следующее:

ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

— наличие интереса к учению и получению новых знаний;

— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо,но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: «», «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым,простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Памятка для родителей будущих первоклассников

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

— счёт до 10 (20) и обратно

— сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

— решение задач на сложение и вычитание

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей и педагогов «Что должен знать ребенок о празднике «День защитника Отечества?» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей : Что должен знать ребенок о празднике – День защитника.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей «Ваш ребенок будущий первоклассник» Казалось бы, только вчера ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь перед вами будущий первоклассник. Обычно, когда.

Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике Рождество» Консультация для воспитателей и родителей «Что должен знать дошкольник о празднике – Рождество». Доброго всем вечера, уважаемые коллеги.

Проект «Будущий первоклассник» Доброе время суток мои коллеги!Хочу представить свой долгосрочный проект по предшкольной подготовке детей в нашей группе. Цели: обобщение.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
консультация (1 класс) на тему

…Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии ( Я. А. Коменский чешский педагог – гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики XVI века ).

Данная цитата взята из произведения «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Одна из глав (XII) посвящена именно подготовке детей к школе. Именно такие, как молодые деревца, приходят к нам в школу, юные дарования.

Образовательные стандарты второго поколения существенно обновили процесс обучения в школе, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе в современной школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Действительно ли так сложно подготовить ребенка к обучению в современной школе?30.09 КБ
budushchiy_pervoklassnik_e_v.zip2.82 МБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

…Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии ( Я. А. Коменский чешский педагог – гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики XVI века ).

Данная цитата взята из произведения «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Одна из глав (XII) посвящена именно подготовке детей к школе. Именно такие, как молодые деревца, приходят к нам в школу, юные дарования.

Образовательные стандарты второго поколения существенно обновили процесс обучения в школе, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе в современной школе? Существует много мнений. Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах, примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Барто А. Л., Маршак С. Я., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

  • Настроен на обучение, готов к серьезной работе,
  • учится с интересом, хочет узнавать новое,
  • с интересом воспринимает новое в виде не только яркого мультфильма, но и рассказа взрослого, прочитанного в книге кем-то из взрослых,
  • любит думать и фантазировать,
  • проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни,
  • аккуратный, бережно обращается со своими любыми, а затем и школьными вещами.

Умение считать до ста не является обязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к началу школьного обучения:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», « 3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Тебя я дал 6 конфет, з – ты съел, сколько осталось? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе печатные цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество. Используйте любое подручное средство дома и любое свободное время, даже период приготовления ужина на кухне. Смешайте в тарелочке фасоль и горох, попросите ребенка разобрать. Спрашивайте, чем отличается фасоль от гороха? Какого она цвета? Какая по форме?

  • Последовательно излагает свои мысли, умеет составлять рассказ по картинке;
  • Использует в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
  • Правильно строит предложение, слова ставит по порядку, согласовывая между собой;
  • Проговаривает верно все звуки, отсутствуют логопедические проблемы;
  • Различает звуки в слове.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги и выделяйте звуки.

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • знать диких и домашних животных;
  • называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.

Все перечисленные навыки ребенок получает от ежедневного общения с самыми близкими в его жизни людьми, его родителями, бабушками и дедушками. Бывают случаи, когда ребенок с трудом запоминает дни недели, последовательность времен года, в таких случаях используйте стишки и рифмы в красивой детской книжке. Конечно этот материал можно найти и в интернете, но ребенок не получит эмоционального удовольствия от общения с новой иллюстрированной детской книжки. Покупая малышу книжку просмотрите иллюстрации – они должны быть добрыми и понятными; шрифт – он он должен быть легко читаем. Совсем скоро ребенок сам научится читать и перечитает книжки прочитанные вами, с большим удовольствием.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью (раскрашивать, рисовать, собирать пазлы, лепить и т.п.) 20-30 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за столом в течение 15 – 20 минут (ноги на полу, спинка прямая, локти на столе).
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать.
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Самостоятельно одевать верхнюю и спортивную одежду с частичной помощью со стороны взрослых (завязать шарф, помочь застегнуть молнию или первую пуговицу на рубашке и т.п.)
  14. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  15. Ориентироваться во времени.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Владеющий средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

  • Способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

  • Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  • Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Следует помнить, что хорошая готовность ребенка к школе, залог успешности, спокойной быстрой и положительной адаптации к школе и учителю. Поэтому, главное – психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения и стремление к получению новых знаний. Спокойное восприятие всех изменений в жизни ребенка в первую очередь взрослыми, без волнения и запугивания ребенка школой, учителем. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. С любовью верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

«Самые, по видимому, простые и обыкновенные предметы часто бывают, в своей сущности самыми важными и великими…» (В.Г.Белинский)

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выражение «подготовить ребенка к школе» — это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник .

Советы родителям будущих первоклассников.

Проблема подготовки волнует многих родителей будущих первоклассников. В этой статье даны краткие рекомендации для родителей по подготовке детей в 1 класс.

Материал для тестирования.

В данной статье описываются конкретные умения и знания, которыми ребенок должен овладеть к поступлению в первый класс.

Бытует мнение, что к шести – семи годам ребенок должен знать и уметь следующее.

Независимо от уровня дошкольной подготовки начало обучения в первом классе является для шести-, семилетнего ребенка коренным переломом в жизни. Помощь родителей необходимое.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

  • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
  • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
  • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Оцените статью
Добавить комментарий