Эффективные тексты и для улучшения дикции по возрастам

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Сколько хромосом содержит ядро сперматозоида и какие особенности есть у хромосомного набора спермиев?

Способность к передаче генетической информации является очень важной для продолжения рода. Особенности хромосомного набора мужской половой клетки в дальнейшем после зачатия обуславливают наследование тех или иных признаков. Эта статья расскажет о том, сколько же хромосом содержит ядро сперматозоида.

Особенности строения мужской половой клетки

Генетическая информация, которая наследуется по роду, зашифрована в отдельных генах, находящихся в хромосомах.

Самые первые представления ученых о хромосомах, которые находятся внутри человеческих клеток, появились в 70-е годы XIX века. На сегодняшний день научный мир так и не пришел к единому мнению о том, кто же из исследователей открыл хромосомы. В разное время это открытие «присваивалось» И. Д. Чистякову, А. Шнайдеру и многим другим ученым. Однако сам термин «хромосома» предложил впервые немецкий гистолог Г. Вальдейер в 1888 году. Дословный перевод обозначает «окрашенное тело», так как эти элементы довольно хорошо окрашиваются основными красителями при проведении исследований.

Большинство научных экспериментов, которые внесли ясность в определение строения хромосом, были проведены в основном в XX веке. Современные исследователи продолжают научные эксперименты, направленные на точную расшифровку генетической информации, которая содержится в хромосомах.

Для лучшего и простого понимания того, как формируется хромосомный набор мужской половой клетки, немного коснемся биологии. Каждый сперматозоид состоит из головки, средней части (тела) и хвостика. В среднем, длина мужской клетки до хвостика составляет 55 мкм.

Головка сперматозоида имеет эллипсовидную форму. Практически все ее внутреннее пространство заполняет особое анатомическое образование, которое называется ядром. В нем и находятся хромосомы – основные структуры клетки, несущие генетическую информацию.

Каждая из них содержит различное количество генов. Так, существуют более и менее богатые генами участки. В настоящее время ученые проводят эксперименты, направленные на изучение этой интересной особенности.

Основная составляющая каждой хромосомы – ДНК. Именно в ней и хранится основная генетическая информация, наследуемая от родителей их детьми. В каждой из таких молекул находится определенная последовательность генов, обуславливающих развитие разнообразных признаков.

Цепь ДНК довольно длинная. Для того чтобы хромосомы имели микроскопичный размер, цепочки ДНК сильно скручиваются. Последние проведенные генетические исследования определили, что для скручивания молекул ДНК необходимы и специальные белки – гистоны, которые также находятся в ядре половой клетки.

Более детальное изучение строения хромосом показало, что, помимо молекул ДНК, они также состоят из белка. Такая комбинация называется хроматином.

В середине каждой хромосомы есть центромера – это небольшой участок, который делит ее на два участка. Такое деление обуславливает наличие у каждой хромосомы длинного и короткого плеча. Таким образом, при изучении в микроскопе она имеет исчерченный вид. Каждая хромосома также имеет свой порядковый номер.

Общий хромосомный набор живого организма называется кариотипом. У человека он составляет 46 хромосом, а, например, у плодовой мухи дрозофилы всего 8. Особенности строения кариотипа и определяют наследование определенной совокупности различных признаков.

Интересно, что формирование половых хромосом происходит еще в период внутриутробного развития. У плода, находящегося еще в материнской утробе, уже формируются половые клетки, которые в будущем ему понадобятся.

Приобретают свою активность сперматозоиды гораздо позже – во время полового созревания (пубертата). В это время они становятся уже достаточно подвижными и способными к осуществлению оплодотворения яйцеклеток.

Гаплоидный набор – что это такое?

Для начала следует понимать, что же специалисты подразумевают под «плоидностью». Более простыми словами, этот термин означает кратность. Под плоидностью хромосомного набора ученые имеют в виду общее количество таких наборов в конкретной клетке.

Читайте также:  Омлет для годовалого ребенка — рецепты в мультиварке, духовке

Говоря о данном понятии, специалисты используют термин «гаплоидный» или «одинарный». То есть, ядро сперматозоида содержит 22 одинарных хромосомы и 1 половую. Каждая хромосома при этом не является парной.

Гаплоидный набор является отличительной особенностью именно половых клеток. Он задуман природой не случайно. Во время оплодотворения часть наследуемой генетической информации передается от отцовских хромосом, а часть от материнских. Таким образом, зигота, получившаяся в процессе слияния половых клеток, имеет полноценный (диплоидный) набор хромосом, в количестве 46 штук.

Еще одной интересной особенностью гаплоидного набора сперматозоида является наличие в нем половой хромосомы. Она может быть двух видов: X или Y. Каждая из них определяет в дальнейшем пол будущего ребенка.

В каждом сперматозоиде содержится только одна половая хромосома. Она может быть либо X, либо Y. Яйцеклетка же имеет только одну X-хромосому. При слиянии половых клеток и объединении хромосомного набора, возможны различные комбинации.

К сожалению, не всегда процесс наследования генетической информации происходит физиологично. Довольно редко, но встречаются определенные патологии. Это происходит, когда в сформированной после оплодотворения зиготе присутствует только одна X-хромосома (моносомия) или же, наоборот, происходит увеличение их количества (трисомия). В таких случаях у детей развиваются довольно тяжелые патологии, которые в дальнейшем существенно ухудшают качество их жизни.

Болезнь Дауна является одним из клинических примеров патологий, связанных с нарушением наследования хромосомного набора. В этом случае происходит определенный «сбой» в 21 паре хромосом, когда к ним прибавляется такая же третья.

Изменение хромосомного набора в этой ситуации способствует и изменению наследуемых признаков. В этом случае у малыша появляются определенные дефекты развития, и изменяется внешний вид.

Геном человека

Для осуществления нормальной жизнедеятельности каждой соматической клетке нашего организма необходимы 23 пары хромосом, полученных ей после слияния генетического материала материнской и отцовской клеток. Всю совокупность такого приобретенного генетического материала ученые-генетики называют геномом человека.

Изучение генома позволило специалистам определить, что хромосомный набор человека включает в себя последовательность более чем 30 000 разнообразных генов. Каждый из генов ответственен за развитие у человека какого-либо определенного признака.

Определенная последовательность генов, таким образом, может определять форму глаз или носа, цвет волос, длину пальцев и многие другие признаки.

О том, что передается человеку с генами, смотрите в следующем видео.

Половая система человека – Рабочая тетрадь по биологии 8 класса. Маш, Драгомилов.

РАБОТА 196

В отличие от остальных клеток тела половые клетки имеют половинный набор хромосом: 23 – вместо 46. Пол определяется половыми хромосомами: у мужчин – XY, у женщин – XX в каждой клетке тела, кроме половых. Исходя из этого, ответьте на вопросы и выполните задания (см. §63).

1. Одинаков ли хромосомный набор яйцеклеток (женских половых клеток)?
Если да, то какую половую хромосому они содержат?
Да, яйцеклетку несут Х хромосому.

2. Одинаков ли хромосомный набор сперматозоидов (мужских половых клеток)?
Нет.

Если нет, то какой хромосомой они будут отличаться?
В 21 паре у мужчин 2 хромосомы – Х и У. Соответственно, сперматозоиды несут одну из них, Х и У.

3. Заполните таблицу. Определите пол ребенка при следующих сочетаниях половых хромосом.

4. Ответьте на вопрос, заполните пропуски.
Одинаково или различно число сперматозоидов с половой хромосомой Х и с половой хромосомой У?
Одинакова.
Следовательно, вероятность рождения мальчика и девочки 1:1

В результате предшествующих трех беременностей у женщины родились три девочки. Какова вероятность рождения мальчика при четвертой беременности?
Такая же, как и при первой, второй, пятой и любой другой – 50%.

РАБОТА 197

1. Назовите соответствующие цифрам на рисунке части женской половой системы.


2. В каком яичнике (левом или правом) показан процесс овуляции?
Правом.

3. Как создается яйцеклетка и что с ней происходит в дальнейшем?
Фолликула при созревании наполняется жидкостью и выступает на поверхность яичника. Фолликул лопается и яйцеклетка попадает в брюшную полость, а оттуда в маточную трубу. Через 12-14 дней она попадает в матку.

РАБОТА 198

Какими цифрами обозначены на рисунке органы мужской половой и мочевой системы?

РАБОТА 199

1. Какой процесс изображен на рисунке?
Оплодотворение.

2. Где происходит этот процесс?
В маточной трубе.

3. Сколько хромосом имеет сперматозоид?
23 (гаплоидный набор)

4. Сколько хромосом имеет яйцеклетка?
23 (гаплоидный набор)

5. Сколько хромосом имеет оплодотворенная яйцеклетка – зигота?
46 (диплоидный набор)

6. Зигота дробится, и в матку спускается многоклеточный зародыш. Какое значение имеют ворсинки на его поверхности?
С помощью них зародыш пристает к рыхлым стенкам матки и получает питательные вещества.

7. Рассмотрите рисунок. Почему зародыш удерживается в матке, а неоплодотворенная яйцеклетка нет?

Этому способствуют ворсинки.
8. Что такое менструация и в чем она проявляется?
Оплодотворенная яйцеклетка не может закрепиться и выходит наружу с рыхлым слоем, отделившимся от матки. Этот процесс сопровождается кровотечением.

9. Какие гигиенические меры необходимы для предупреждения заболевания органов мужской и женской половых систем?
Соблюдение личной гигиены и наблюдение у врача.

10. Почему женщины должны не менее одного раза в год обследоваться в смотровом кабинете?
Чтобы предупредить опухоли в матке.

Сайт преподавателя биологии и химии Дмитрия Андреевича Соловкова

Тест по теме «Размножение организмов. Онтогенез»

Часть A (только один правильный ответ)
А1. Какой хромосомный набор может иметь сперматозоид человека?
1) 44 аутосомы и XY-хромосомы;
2) 23 аутосомы и X-хромосома;
3) 22 аутосомы и X-хромосома;
4) 23 аутосомы и Y-хромосома.

A2. Папоротники размножаются с помощью:
1) семян; 2) спор; 3) почек; 4) листьев.

A3. В ядре зиготы цветкового растения содержится 20 хромосом. Сколько хромосом содержится в клетках его листьев?

1) 10 хромосом;3) 20 хромосом;
2) 15 хромосом;4) 30 хромосом.

A4. Оплодотворение — это:
1) рождение нового организма;
2) слияние мужской и женской половых клеток;
3) спаривание двух особей разного пола;
4) развитие особей из гамет.

A5. Какой пример относится к половому размножению?
1) почкование гидры;
2) деление амебы на две особи;
3) образование нового растения на конце ползучего побега;
4) конъюгация у инфузорий.

A6. Партеногенез – это:
1) развитие особи из неоплодотворенной яйцеклетки;
2) развитие особи из спермия;
3) развитие особи из зиготы;
4) развитие особи из диплоидной соматической клетки.

A7. Фрагментация возможна у:
1) свободноживущих плоских червей;
2) паразитических плоских червей;
3) круглых червей-паразитов;
4) пиявок.

A8. Почему большинство садовых растений размножают вегетативным путем?
1) они не способны давать семена;
2) сохраняются сортовые признаки;
3) повышается урожайность и устойчивость;
4) возникают организмы с новыми, более выгодными признаками для человека.

A9. Гермафродитами являются:

1) все круглые черви;3) все кольчатые черви;
2) все плоские черви;4) все кишечнополостные.

A10. В эмбриональном развитии почки у позвоночных закладываются из:
1) мезодермы; 2) энтодермы; 3) эктодермы; 4) целóма.

A11. Формирование диплоидного набора хромосом в зиготе происходит благодаря:
1) митозу; 2) дроблению; 3) оплодотворению; 4) мейозу.

A12. У покрытосеменных яйцеклетка образуется:

1) мейозом из микроспоры;3) мейозом из макроспоры;
2) митозом из микроспоры;4) митозом из макроспоры.

A13. Органогенез – это:
1) развитие зародышевых листков;
2) формирование органов у зародыша;
3) образование гаструлы;
4) вылупление или рождение особи.

A14. Выберите животное с прямым постэмбриональным развитием:

1) зеленый кузнечик;3) паук-крестовик;
2) черноморский краб;4) слепень бычий.

A15. Внешнее (наружное) оплодотворение характерно для большинства:

1) хрящевых рыб;3) пресмыкающихся;
2) костных рыб;4) насекомых.

A16. Споры бактерий, в отличие от спор растений:
1) служат для размножения;
2) содержат запас питательных веществ;
3) помогают выживать при неблагоприятных условиях;
4) содержат гаплоидный набор хромосом.

A17. Определите правильный жизненный цикл обыкновенного шмеля:
1) яйцо, куколка, личинка, взрослый шмель;
2) яйцо, личинка, куколка, взрослый шмель;
3) яйцо, личинка, взрослый шмель;
4) личинка, яйцо, куколка, взрослый шмель.

A18. Партеногенез характерен для:
1) бабочек; 2) тлей; 3) стрекоз; 4) комаров.

A19. Вторичная полость тела впервые появляется у:

1) кольчатых червей;3) паукообразных;
2) моллюсков;4) рыб.

A20. Онтогенез организма начинается с:
1) оплодотворения;
2) дробления зиготы;
3) рождения особи;
4) гаструляции и образования зародышевых листков.

A21. Что общего у сперматозоида и яйцеклетки?
1) набор хромосом;
2) запас питательных веществ;
3) подвижность;
4) размеры.

A22. У головоногих моллюсков постэмбриональное развитие:
1) непрямое, с неполным превращением;
2) непрямое, с полным превращением;
3) непрямое, без стадии личинки;
4) прямое.

A23. Для ланцетника характерно:
1) полное равномерное дробление;
2) полное неравномерное дробление;
3) неполное дискоидальное дробление;
4) неполное поверхностное дробление.

A24. Внешний слой гаструлы образован клетками:
1) эпителия; 2) энтодермы; 3) мезодермы; 4) эктодермы.

A25. Примером двухслойных животных служит:

1) медуза цианея;3) дождевой червь;
2) белая планария;4) эвглена зеленая.

A26. Дробление зиготы осуществляется:
1) митозом; 2) амитозом; 3) мейозом; 4) фрагментацией.

A27. Третий зародышевый листок впервые появляется у:

1) плоских червей;3) моллюсков;
2) круглых червей;4) ракообразных.

A28. Ко вторичноротым животным относятся:
1) насекомые;
2) морские брюхоногие моллюски;
3) иглокожие;
4) кораллы.

A29. Хрящевая ткань человека развивается из:
1) эктодермы; 2) энтодермы; 3) мезодермы; 4) костной ткани.

A30. Первичная полость тела во взрослом состоянии сохраняется только у:

1) ракообразных;3) круглых червей;
2) клещей;4) кольчатых червей.

Часть B
В заданиях В1-В3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. Сперматозоид, в отличие от яйцеклетки, характеризуется:
1) активным передвижением;
2) меньшим размером;
3) гаплоидным набором хромосом;
4) практически полным отсутствием запаса органических веществ;
5) округлой формой;
6) образованием в процессе мейоза.

B2. Какие признаки характерны для полового размножения?
1) обязательно участвуют две особи;
2) новый организм не является точной копией материнского;
3) образуются специализированные клетки – сперматозоиды и яйцеклетки;
4) обмен генетической информацией не происходит;
5) одним из способов этого вида размножения является партеногенез;
6) к нему относится шизогония.

B3. Выберите признаки, характерные для бластулы:
1) образуется в результате дробления;
2) состоит из двух или трех зародышевых листков;
3) ее стенка у всех животных многослойная;
4) внутри обычно есть полость;
5) по размерам она примерно равна зиготе;
6) возникает только у организмов с непрямым развитием.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между организмом и преимущественным способом его размножения.

ОРГАНИЗМСПОСОБ
А) инфузория-туфелька1) половое
Б) стафилококк2) бесполое
В) таежный клещ
Г) земляника лесная
Д) дождевой червь
Е) медоносная пчела

B5. Установите соответствие между признаком и стадией эмбрионального развития ланцетника, для которой он характерен.

ПРИЗНАКСТАДИЯ РАЗВИТИЯ
А) есть первичный рот1) бластула
Б) формируется из зиготы2) гаструла
В) включает эктодерму, энтодерму и мезодерму
Г) ее стенка — многослойная
Д) ее стенка — однослойная

B6. Установите соответствие между органом человека и зародышевым листком, из которого развивается этот орган.

ОРГАНЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
А) печень1) эктодерма
Б) головной мозг2) энтодерма
В) аорта3) мезодерма
Г) двуглавая мышца плеча
Д) волосы
Е) легкие

B7. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития.

ЖИВОТНОЕТИП РАЗВИТИЯ
А) махаон
Б) клоп малиновый
В) сенокосец
Г) шмель обыкновенный
Д) скорпион
Е) саранча восточная
1) непрямое, с полным превращением
2) непрямое, с неполным превращением
3) прямое

B8. Установите последовательность стадий овогенеза:
1) увеличение в размерах клетки и накопление в ней питательных веществ;
2) образование яйцеклетки;
3) клетка начинает делиться мейозом;
4) первичная половая клетка делится митозом;
5) образование одного направительного тельца.

Часть C
C1. Почему половое размножение считается более эволюционно выгодным по сравнению с бесполым?

C2. В чем заключаются преимущества непрямого развития? Укажите не менее трех фактов.

C3. Чем овогенез отличается от сперматогенеза? Назовите не менее трех отличий.

C4. Почему животные с наружным (внешним) оплодотворением, как правило, образуют гораздо больше гамет, чем животные, для которых характерно внутреннее оплодотворение?

C5. Если организм способен размножаться бесполым и половым путем, то в большинстве случаев в благоприятных условиях он использует бесполое размножение, а в неблагоприятных – половое. Почему?

Гистофизиологические особенности сперматогенеза

Сперматогенез — сложный физиологический процесс образования зрелых мужских половых клеток (ПК) путем редукционного деления и метаморфоза клеток-предшественниц — сперматогоний, протекающий в семенных извитых канальцах яичка.

Яички (семенники)

Парные органы, расположенные в мошонке, основной функцией которых является продукция сперматозоидов и тестостерона. Каждое яичко представляет собой орган овальной формы примерно 4 см длиной, шириной от 2 до 3 см и толщиной 3 см, окруженный плотной соединительнотканной белочной оболочкой, которая утолщается со стороны заднего края и пронизывает паренхиму органа, формируя 200–250 пирамидальных компартментов, известных как дольки (lobuli testis). Каждая долька содержит от 2 до 4 слепо заканчивающихся семенных извитых канальцев, окруженных богато васкуляризированной соединительной тканью, внутри которой распределены конгломераты интерстициальных клеток (Лейдига), ответственные за синтез тестостерона. Сперматозоиды вырабатываются сперматогенным эпителием семенных извитых канальцев, далее следуют в средостение яичка через прямые канальцы, а оттуда — в выносящие канальцы (рис. 1).

Читайте также:  Эффералган: инструкция по применению, дозировка для детей, аналоги

Рисунок 1 | Строение яичка и придатка.

Клетки Сертоли — поддерживающие клетки или сустентоциты

Клетки Сертоли (рис. 2) — высокие столбчатые клетки, плазмалемма которых имеет глубокие цитоплазматические карманы, в которых содержатся ПК на разных стадиях развития. Основанием клетки Сертоли лежат на базальной мембране, а верхушкой обращены в просвет канальцев. На базальной части плазматической мембраны локализованы рецепторы к ФСГ и андрогенам. Латеральные отростки, соединяясь плотными контактами друг с другом, делят семенной каналец на два изолированных компартмента — базальный и адлюминальный. Плотные контакты образуют гемато-тестикулярный барьер, защищающий развивающиеся ПК от иммунной системы.

В основные функции сустентоцитов входят:

  1. Механическая и трофическая поддержка ПК.
  2. Фагоцитоз остатков цитоплазмы.
  3. Формирование гемато-тестикулярного барьера.
  4. Синтез андроген-связывающего белка (АСБ), который увеличивает концентрацию тестостерона в канальцах путем его связывания и хранения (в 200 раз!).
  5. Синтез (в процессе эмбриогенеза) антимюллерова гормона, который подавляет образование мюллерова протока (предшественник органов женской половой системы) и направляет развитие эмбриона по мужскому типу.
  6. Синтез и секреция ингибина — гормона, который ингибирует высвобождение ФСГ передней долей гипофиза.
  7. Синтез активина — гормона, который стимулирует высвобождение ФСГ из передней доли гипофиза.
  8. Выделение богатой фруктозой среды, которая питает сперматозоиды и способствует их продвижению к половым путям.
  9. Синтез и секреция тестикулярного трансферрина — апопротеина, который принимает железо от трансферрина сыворотки и передает его созревающим гаметам.

Процесс сперматогенеза состоит из нескольких этапов превращения сперматогониев в зрелые сперматоциты:

  1. Сперматоцитогенез — дифференциация сперматогониев в первичные сперматоциты.
  2. Мейоз — редукционное деление первичных сперматоцитов, благодаря которому уменьшается их хромосомный набор и формируются гаплоидные сперматиды.
  3. Спермиогенез — трансформация сперматид в сперматозоиды.

Рисунок 2 | Строение семенных извитых канальцев.

Дифференциация сперматогониев в первичные сперматоциты

Сперматогонии — небольшие диплоидные зародышевые клетки, которые располагаются в базальном компартменте семенных извитых канальцев. Во время полового созревания под влиянием тестостерона покоящиеся ПК включаются в клеточный цикл. Эти клетки бывают следующих типов:

— Темные сперматогонии типа А (истинно стволовые клетки)
Маленькие куполообразные клетки диаметром около 12 мкм с овальным ядром, содержащим большое количество гетерохроматина, который придает ядру темный цвет. Темные клетки служат резервом и не входят в клеточный цикл до стимуляции. Они обладают низкой скоростью митоза и высокой резистентностью к ионизирующей радиации. В случае стимуляции начинают делится митозом и пополняют популяцию сперматогоний типа А.

— Светлые сперматогонии типа А (делящиеся)
Идентичные темным клеткам сперматогонии, отличающееся большим содержанием в эухроматина в ядре. После индукции тестостероном они делятся митозом на две клетки, одна из которых идентична материнской, а другая становится клеткой типа B.

— Сперматогонии типа B
Грушевидные клетки с округлым ядром, делятся митозом и далее дифференцируются в первичные сперматоциты.

Мейоз сперматоцитов

Первичные сперматоциты изначально сходны со сперматогониями типа B, далее они мигрируют из базального в адлюминальный компартмент и почти сразу же вступают в профазу 1 мейоза. Первичные сперматоциты — самые большие клетки сперматогенного эпителия. Они имеют большое везикулярное ядро с конденсированными хромосомами.

Профаза первого мейотического деления длится 22 дня и включает в себя следующие фазы:

Обмен гомологичными участками хромосом — кроссинговер — обеспечивает уникальный набор генетического материала каждой гамете и способствует разнообразию человеческого генофонда.

В метафазу 1 парные гомологичные хромосомы выстраиваются вдоль экватора, расходятся по разным полюсам — в анафазу 1. Дочерняя клетка отделяется от материнской в телофазу 1, формируя 2 вторичных сперматоцита.

Вторичные сперматоциты — относительно небольшие клетки, живущие около 10 часов, поэтому их трудно обнаружить с помощью световой микроскопии. Они не удваивают свою ДНК и сразу переходят во второе мейотическое деление, после которого образуются 2 гаплоидные сперматиды. Благодаря модифицированной цитотомии, между гаметами (начиная со сперматогоний типа А и заканчивая сперматидами) остаются цитоплазматические мостики, которые формируют синцитий, позволяющий клеткам синхронизировать свою работу друг с другом и переносить питательные вещества.

Трансформация сперматид (спермиогенез)

Сперматиды — небольшие круглые гаплоидные клетки диаметром 8 мкм, которые, соединяясь друг с другом при помощи цитоплазматических мостиков, образуют небольшие кластеры около просвета канальца. Они имеют большое число митохондрий, хорошо развитый шероховатый ЭПР и комплекс Гольджи. По мере развития сперматиды перестраивают и уменьшают свои органеллы, формируют новые и запасаются гидролитическими ферментами.

Процесс спермиогенеза подразделяется на следуюшие стадии:

Стадия формирования акросомального пузырька (рис. 3)

Сначала гидролитические ферменты образуются на мембранах шероховатой ЭПР, далее модифицируются в комплексе Гольджи и затем упаковываются транс-сетью Гольджи в маленькие мембраносвязаные преакросомальные гранулы. Гранулы начинают сливаться и образуют акросомальный пузырек, который подходит к передней поверхности ядерной оболочки и связывается с ней. Акросомальный пузырек продолжает расти в размере и распластывается по передней поверхности ядра, образуя “шапочку”.

Рисунок 3 | Электронная микрофотография стадии формирования акросомального пузырька (Å

18000). AC — акросома; G — аппарат Гольджи; N — ядро; NE — ядерная мембрана.

Стадия формирования хвоста

Ядро уменьшается в размерах (за счет уплотнения хромосом) и уплощается, принимая характерную форму. Микротрубочки одной из центриолей собираются в промежуточную структуру — манжету, которая, удлиняясь, образует жгутик, а затем исчезает. Цитоплазма окружает основание хвоста, и митохондрии образуют цилиндр вокруг аксонемы.

Стадия созревания (рис. 4)

Характеризуется уменьшением объема цитоплазмы путем фагоцитоза клетками Сертоли, после этого синцитиальные связи разрушаются, и самостоятельные сперматозоиды высвобождаются в просвет извитых канальцев. Стоит отметить, что вновь образованные сперматозоиды неподвижны и не способны к оплодотворению, они приобретают подвижность только после прохождения каналов придатка яичка.

Рисунок 4 | Сперматогенез и межклеточные связи синцития при дифференцировке и созревании.

Морфологическое строение сперматозоида

Сперматозоиды (рис. 5) — длинные клетки (65 мкм), образующиеся в процессе сперматогенеза. Каждый сперматозоид состоит из головки, шейки и хвоста.

Уплощенная головка длиной в 5 мкм содержит ядро с конденсированным хроматином и акросому. Акросома располагается кпереди от ядра и содержит разнообразные ферменты: нейраминидазу, гиалуронидазу, кислую фосфатазу, арилсульфатазу и трипсиноподобную протеазу, известную как акрозин. Связывание сперматозоида с гликопротеином блестящей оболочки ZP3 запускает каскад реакций, способствующих оплодотворению.

Хвост подразделяется на 4 отдела: шейку, промежуточный, главный и дистальный. В основании хвоста в виде оси располагается аксонема, представленная микротрубочками, которые описываются формулой 9 х 2 + 2, т. е. 9 дуплетов микротрубочек по периферии и один дуплет в центре. В дистальном отделе хвоста других структур нет, кроме аксонемы, распадающейся в конце на отдельные микротрубочки. В главной и промежуточной части хвоста вокруг аксонемы располагаются 9 продольно ориентированных плотных одиночных элементов цитоскелета — миофибрилл, формирующих волокнистый футляр осевой нити. В промежуточной части вокруг фибрилл, окружающих аксонемы, находятся митохондрии, образующие митохондриальную спираль.

Рисунок 5 | Строение сперматозоида.

Цикличность сперматогенеза

Известно, что все половые клетки на разных этапах сперматогенеза соединены между собой синцитиальным мостиками, что дает им способность без труда взаимодействовать друг с другом и синхронизировать свою деятельность. Тщательное исследование сперматогенного эпителия позволило выявить шесть типов одинаковых клеточных ассоциаций на протяжении всего извитого канальца, которые именуются шестью стадиями сперматогенеза (рис. 6). Расстояние между двумя одинаковыми стадиями называется волной сперматогенеза. Таким образом, у человека шесть повторяющихся волн, соответствующих шести стадиям. Общая продолжительность сперматогенеза составляет около 64 дней, но сперма вырабатывается непрерывно, благодаря тому, что разные участки семенных извитых канальцев находятся на разных стадиях.

Рисунок 6 | Шесть стадий сперматогенеза, протекающих в семенных извитых канальцах.

Интерстициальные клетки Лейдига

Семенные канальцы окружены богато васкуляризированной рыхлой волокнистой соединительной тканью, которая, помимо своих классических компонентов (фибробласты, тучные клетки и др.), содержит скопления клеток Лейдига. Основная функция этих клеток — продукция тестостерона и инсулиноподобного фактора 3 (INSL 3). Первый отвечает за нормальный сперматогенез, второй — за рост и развитие направляющей яичко связки, и, следовательно, за опускание яичка в мошонку. Интерстициальные клетки — клетки округлой или полигональной формы с одним ядром, в диаметре составляют около 15 мкм. Как типичные стероид-продуцирующие клетки, они имеют митохондрии, хорошо развитую гладкую ЭПС и аппарат Гольджи. Ацидофильная цитоплазма содержит многочисленные пероксисомы, лизосомы, гранулы липофусцина, липидные капли, а также кристаллы Рейнеке, функция которых до сих пор неясна.

Гистофизиология сперматогенеза

Оба яичка за сутки образуют около 120 миллионов сперматозоидов. Клетки Сертоли производят богатую фруктозой жидкость, которая питает и транспортирует молодые сперматозоиды из просвета канальцев в экстратестикулярные семявыносящие пути. Лютеинизирующий гормон, выделяющийся из передней доли гипофиза, связывается с ЛГ-рецепторами клеток Лейдига и запускает аденилатциклазный каскад, что приводит к образованию цАМФ. Активированная цАМФ протеинкиназа индуцирует холестерол-эстеразу, которая отщепляет холестерин от липидных капель. Далее холестерин проходит ряд сложных ЛГ-зависимых химических превращений, которые протекают в митохондриях и эндоплазматическом ретикулуме, откуда в итоге высвобождается тестостерон (рис. 7). Уровень ЛГ контролируется по механизму отрицательной обратной связи тестостероном и дигидротестостероном, тогда как уровень ФСГ — активином и ингибином (рис. 8). Нормального уровня тестостерона плазмы крови недостаточно для сперматогенеза. Поэтому существует андроген-связывающий белок, который связывает тестостерон плазмы и удерживает его в канальцах, обеспечивая его достаточную концентрацию в окружающем пространстве сперматоцитов. Помимо этого, тестостерон необходим для нормального функционирования семенных пузырьков, простаты и бульбоуретральных желез, а также для развития вторичных мужских половых признаков. Клетки организма, нуждающиеся в тестостероне, обладают ферментом 5α-редуктазой, который превращает тестостерон в более активную форму — дигидротестостерон.

Рисунок 7 | Синтез тестостерона клетками Лейдига.

Рисунок 8 | Гормональный контроль сперматогенеза.

Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений

Разделы: Биология

Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

Форма занятия: лекционно-практическая.

Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) – в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах – спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита – коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Читайте также:  Пенис: строение мужского достоинства, какие бывают разновидности и формы

Схема 3. Жизненный цикл папоротников

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

От чего зависит пол ребенка

  1. От каких хромосом зависит генотип человека
  2. От чего зависит пол ребенка
  3. Можно ли повлиять на пол будущего ребенка
  4. Планирование зачатия по календарю цикла
  5. Формирование благоприятной среды во влагалище
  6. Половая активность отца
  7. Поза во время полового акта
  8. Питание
  9. Пол ребенка и экстракорпоральное оплодотворение
  10. Народные методы влияния на пол ребенка

На пол ребенка влияет тип хромосом половых клеток

От каких хромосом зависит генотип человека

Человеческая клетка содержит в себе 46 хромосом – 23 пары. 22 из них одинаковы для обоих полов. А 23 несет в себе информацию о половой принадлежности. Женский генотип выглядит как ХХ, а мужской – ХУ.

Половые клетки, в отличие от соматических, имеют лишь 23 хромосомы вместо 46. При слиянии мужская и женская клетка формируют полноценный набор для плода. В половой клетке девушки может содержаться только хромосома Х, у мужской клетки встречается как Х, так и У. Поэтому вероятность рождения мальчика и девочки примерно одинакова. Пол зависит лишь от того, какая из мужских половых клеток быстрее достигнет цели.

От чего зависит пол ребенка

Из-за разного хромосомного набора сперматозоиды Х и У отличаются свойствами. Они определенным образом реагируют на препятствия, поджидающие их на пути к яйцеклетке. Решающую роль в выживании тех или иных мужских клеток играет среда во влагалище и в фаллопиевых трубах.

Сначала семенная жидкость оказывается во влагалище, где в норме должна быть кислая среда. Она губительна для сперматозоидов, поэтому с большей вероятностью выживут наиболее быстрые и устойчивые к неблагоприятным условиям. Здесь опять же шансы равны для Х и У хромосом. Первые имеют более долгий срок жизни, зато вторые активнее и быстрее двигаются.

Далее сперма попадает в фаллопиевы трубы. Там уже щелочная среда, благоприятная для мужских половых клеток. Здесь значение имеет фаза цикла, в которую случился половой акт. Если овуляция уже произошла, до женской половой клетки доберется наиболее быстрый сперматозоид. Вероятно, в этом случае родится мальчик.

Если знать, от каких факторов зависит хромосомный набор плода, можно постараться повлиять на пол будущего ребенка.

Но если овуляции еще не было, сперматозоидам придется подождать 4-5 дней до ее наступления. И тогда решающее значение будет иметь срок жизни клетки. В такой ситуации у Х-сперматозоида больше шансов достичь цели первым, а значит, велика вероятность рождения девочки.

Ситуация может измениться, если иммунитет матери работает в полную силу. Ему по каким-то причинам могут не понравиться клетки с Х-хромосомой. Он воспримет их как инородный объект и будет уничтожать, и тогда шансы У-сперматозоидов повысятся.

Можно ли повлиять на пол будущего ребенка

Как мы уже выяснили, вероятность успеха у мужских половых клеток с тем или иным хромосомным набором зависит от скорости сперматозоидов, кислотности во влагалище и периода менструального цикла. Все решает биология, но можно постараться на нее повлиять.

Существует множество способов «запрограммировать» пол будущего малыша. Большинство из них не заслуживают доверия. Но есть и такие, которые имеют под собой хоть какую-то научную базу. Но и их эффективность не доказана.

Планирование зачатия по календарю цикла

Так как считается, что мужские половые клетки с У-хромосомой более быстрые, то для рождения мальчика нужно, чтобы сперма попала в матку, когда овуляция уже произошла. В этот момент для оплодотворения важна активность сперматозоидов. Но если хочется девочку, то половая близость должна произойти за несколько дней до созревания яйцеклетки. Тогда повышается вероятность, что до цели первым доберется живучий Х-сперматозоид.

Выживаемость сперматозоида зависит от фазы цикла

Формирование благоприятной среды во влагалище

Клетки с У-хромосомой плохо переносят кислую среду. Поэтому, теоретически, если ее изменить на щелочную перед половым актом, шанс рождения мальчика возрастает. Поэтому некоторые женщины проводят спринцевание раствором соды. А те, кто хочет девочку, вставляют во влагалище дольку лимона или тампон, смоченный в кефире, спринцуются уксусным раствором. Разумеется, делать это категорически запрещено.

Такие методы нарушают кислотно-щелочной баланс и микрофлору слизистой влагалища. Это ведет к неприятным гинекологическим заболеваниям, которые уж точно не нужны при планировании беременности. Единственное, что можно попробовать сделать для создания щелочной среды, это прибегнуть к интимной близости несколько раз подряд и надеяться, что зачатие произойдет не от первого секса. Семенная жидкость после нескольких половых актов снизит кислотность, что благоприятно для клеток с У-хромосомой.

Половая активность отца

Чтобы мужские половые клетки легче переносили кислотность, семенная жидкость должна быть высокого качества. Оно зависит от множества факторов: питания, генетики, состояния здоровья, наличие вредных привычек. Вот почему в некоторых семьях часто преобладают дети одного пола. Но также считается, что свежая сперма менее восприимчива к кислотности влагалища. Поэтому у мужчины с активной половой жизнью больше шансов зачать ребенка-мальчика. И наоборот, после долгого воздержания выше вероятность рождения девочки.

Поза во время полового акта

Если подобрать позицию, в которой половой член входит максимально глубоко и достигает шейки матки, вероятность забеременеть мальчиком выше. Происходит этого из-за того, что так путь спермы до яйцеклетки становится короче, а значит, первыми цели достигают наиболее быстрые сперматозоиды.

При неглубоком проникновении выше вероятность, что оплодотворение произойдет от клетки с Х-хромосомой, так как они более живучие и легче переносят неблагоприятные условия по пути к яйцеклетке. А чтобы ускорить попадание спермы в матку, будущая мать после полового акта может полежать, высоко подняв ноги и приподняв таз.

Питание

Согласно исследованиям британских ученых, женщина, которая питается, не ограничивая себя в калориях, и потребляет много калия и натрия, чаще рожает детей мужского пола. Дело в том, что такая пища создает среду во влагалище, близкую к щелочной. Поэтому тем, кто хочет мальчика, рекомендуется есть больше красного мяса.

Из фруктов предпочтительны бананы и персики. Стоит налегать на орехи. В умеренных количествах допустимы соленые закуски и лимонады. Для зачатия девочки полезно потреблять много кальция и магния. Они содержатся в рыбе, зеленых овощах и фруктах, молочных и кисломолочных продуктах. Желательно ввести в рацион семечки кунжута, тыквы и подсолнечника.

Питание до зачатия может повлиять на пол будущего ребенка

Если кратко, все эти методы могут косвенно повлиять на пол малыша. Но все же доверять им не стоит. Пусть они хоть немного обоснованы с научной точки зрения, но было проведено слишком мало исследований, доказывающих их состоятельность.

Пол ребенка и экстракорпоральное оплодотворение

Если в вопросах естественного зачатия результат сложно предугадать, то при экстракорпоральном оплодотворении можно искусственным путем получить эмбрион нужно пола. Для этого существуют 3 надежные методики:

Проточный лазерный сортинг

Суть метода заключается в разделении сперматозоидов с разным хромосомным набором. После сортировки лаборант выбирает нужную клетку и использует ее для оплодотворения. Вероятность успеха при планировании мальчика составляет 70%, а при планировании девочки – 90%.

Метод Роберта Эриксона

Сперматозоиды помещают в среду с альбумином. Через белковый барьер быстрее проникают У-хромосомные клетки. Таким образом, лаборант отбирает подходящую клетку для создания эмбриона желаемого пола.

После оплодотворения зародыша в лабораторных условиях перед имплантацией плодного яйца в матку выжидают несколько суток. Яйцеклетка содержится в специальных условиях. Затем с помощью специальных анализов определяют генетический набор эмбриона.

Эти методы хоть и надежные, но используются нечасто. Пока еще полностью не изучено, как они влияют на генотип и насколько они безопасны.

Народные методы влияния на пол ребенка

Существуют календарные методики планирования пола будущего малыша. По китайскому календарю проверяют вероятность появления на свет мальчика или девочки в зависимости от возраста будущей мамы и даты зачатия. По японской методике нужно учитывать месяц рождения родителей и месяц предполагаемого оплодотворения.

Еще некоторые считают, что будущий ребенок окажется мальчиком, если его зачать в нечетные числа месяца. А еще забеременеть ребенком мужского пола легче осенью. Также мальчики чаще рождаются в парах, где мужчина старше.

Эти способы пользуются популярностью, хоть у них и нет никакого научного обоснования. Но они безопасны, поэтому ничего плохого в таких расчетах нет. Главное, не возлагать на них слишком больших надежд. Лучше воспринимать эти методы как развлечение, а в вопросах пола будущего потомства положиться на природу.

Японский и китайский календари не помогут определить пол будущего ребенка

Хоть в теории и можно повлиять на то, кто родится у пары, научных подтверждений у каждого метода немного. Поэтому лучше радоваться скорому пополнению, а пол ребенка скажут гинекологи после УЗИ уже на 12 неделе беременности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *