Мастер-класс “Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками”
методическая разработка на тему

. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет решить множество психологических проблем у ребенка,Материал может быть полезен педагогом и родителям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
12-11-2018-16-59-th863-0mezenevaolgasegeyevna-985315.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование песочной игротерапии с дошкольниками»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии.

Материалы: песок, цветная манка в контейнерах, персональные планшеты, белая и цветная бумага формата А4, песочницы, игрушки для песочной терапии, макеты, трафареты, влажные салфетки.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, С D диск с классической музыкой.

Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.

Песочные волны податливы и изменчивы.

Они пропускают через руки то,что не слышит сознание.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс хотелось бы начать со слов, Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки.Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони или пройтись по нему босиком. Но песок — это не просто развлечение и приятное времяпровождение для ребенка, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами. А поможет в этом песочная терапия для детей.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком – игры с песком, песочное рисование, кинетический песок, юнгианская песочница и т.д. Все эти виды деятельности имеют свои особенности и существенно отличаются по своим целям и результату. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет решить множество психологических проблем у ребенка,

с которыми родители не могут справиться самостоятельно.

Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира». Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.

Как работает песочная терапия?

Чтобы ребенок продемонстрировал свое подсознание, он должен перенести все эмоции изнутри вовне, т.е. выразить все свои переживания или радости, так сказать, в трехмерном игровом пространстве. Во время игры ребенок как бы на некоторое время уходит из окружающей реальности и переходит в свой вымышленный мир, где он фантазирует, выстраивает сюжет. В результате получаются образы и символы, которые очень хорошо отображают, что было в его подсознании.

Но суть метода не столько в том, чтобы понять, что на душе у ребенка, сколько помочь ему справиться с этим. Во время такой психотерапии с песком ребенок выражает себя на бессознательно-символическом уровне, как бы освобождает то, что он не может выразить словами и эмоциями, тем самым освобождая себя самого. Чтобы было более понятно, можно привести пример. Когда взрослый человек долгое время накапливает в себе негативные эмоции и стресс, рано или поздно происходит всплеск – это может быть крик (сорвался на кого-то), слезы, разбитая тарелка и т.д. После такого всплеска человек чувствует себя легче, потому что он высвободил то, что внутри него копилось. Во время песочной терапии происходит тоже самое, НО! на подсознательном уровне. Т.е. ребенок просто играет, а во время игры неосознанно избавляет свою голову от тяжелой ноши – страха, комплекса, неврозов и т.д.

Кстати, во время песочной игры могут также выражаться и положительные эмоции, которые, по каким-то причинам не могут быть выражены в жизни. Здесь также можно привести пример на взрослом человеке – есть много людей, которые на вид угрюмые, невеселые, холодные, не эмоциональные, а внутри обладают широкой душой, добротой, полны любви. Такая своего рода закрытость также говорит о том, что человек по каким-то причинам не желает выражать своих истинных чувств. С детьми происходит тоже самое. Например, если мальчика воспитывает очень строгий и холодный мужчина, который, желая вырастить из сына настоящего мужчину, запрещает ребенку проявлять чувства – плакать, целовать, обнимать, говорить «люблю» и т.д. Ребенок испытывает эти чувства, но постоянно подавляет их, в результате чего, они «задерживаются» в подсознании. Во время игры, эти чувства выходят наружу.

Чем песочная терапия отличается от других видов?

Конечно, подобную терапию можно проводить с другими предметами – пластилином, глиной, красками и т.д. Но у песочной терапии есть свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков – даже если ребенок отстает по развитию, он не будет переживать, что у него ничего не получается.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это самый простой и доступный способ психологической помощи, разгрузки.

Во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с интеллектом и речью.

Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое, экспериментировать.

В-третьих, методы и техники песочной терапии для дошкольников способствуют развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его игровых навыков. Таким образом, обучающие занятия, основанные на методах песочной терапии для дошкольников, позволяют одновременно работать как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой ребенка.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает.

В условиях дошкольного учреждения песок можно заменить манкой или любой другой крупой.

Песочные игры бывают трёх видов:

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,

обучение чтению и письму.

*игры на знакомство с окружающим миром.

*игры-экскурсии по городу.

На первом этапе обучения игровой деятельности с песком самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком. В основном все дети уже знают, что после игр с песком надо вымыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками, рассыпать и кидаться песком.

Я покажу вам часть работы в маленькой педагогической песочнице.

Поверхность, на которой мы будем работать должна быть ровная. Возьмите простую линеечку и просто проведите по поверхности песка. Поверхность готова к рисованию.
Первое, что должен усвоить ребенок это пространство, вот этой песочницы. Как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками.

В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. И левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребенок научился легко в нем ориентироваться, вы проводите несколько игр.

Начинаем учить детей рисовать.

1. Сгладили поверхность и поставили игрушечку в самый центр. И игрушечка по песку шагает вверх, вниз, в центр и так далее. И оставляет следы. Игрушки можно использовать разные, но чтобы их можно было мыть, и были безопасны для детей.
2. Посмотрите, как мы начинаем рисовать прямые линии и волнистые. Разложите по песку кораблики из бумаги и предложите ребенку рисовать много волн пальчиком сначала одним, а потом двумя пальчиками между корабликами. Но на самом деле он выполняет волнистую линию!
3. Возьмите большую игрушку и предложите для нее нарисовать широкую дорожку ладошкой. И по этой дорожке уточка идет в гости. Между играми можно предложить ребеночку самому сглаживать поверхность линейкой.
4. Возьмите следующую игрушку и предложите нарисовать для нее ступеньки, и по ним игрушка поднимается выше и выше.
5. Учим детей рисовать предметы округлой формы. Разбросайте по поверхности бабочек и для каждой бабочки рисуйте листочки. Листочки могут быть разные: округлые, овальные, длинные.

Чтобы у детей не пропадал интерес, даем им различные игровые упражнения.

Когда научились рисовать самые простые предметы, начинаем из этих форм составлять сложные предметы.

Учимся рисовать сложные предметы.

Например, неваляшку. Эта игрушка хорошо известна всем детям. Много раз ребенок рисует круг, только разного размера. Неваляшка состоит из шаров, а мы будем рисовать из кругов. Большой круг – туловище, поменьше – голова, два маленьких круга – руки, два кружочка – глазки, и три кружочка – пуговицы. Сколько раз ребенок нарисовал круг? И все это круг, круг, круг.

Продолжаем усложнять задание для детей.

Песок позволяет упражняться ребенку много раз. Не получилось что-то, он не расстраивается. Ребенок сгладил поверхность и продолжает рисовать снова.

Как только наши дети научились рисовать простые предметы, состоящие из прямых линий, округлых форм, нужно усложнять задание. Для того, чтобы включались мыслительные операции. Например, разложите цветочки и предложите нарисовать вазочки. Для каждого цветочка разную вазочку. Можно нарисовать 4 разные формы одного предмета.

После того, как дети научились рисовать отдельные предметы, форму предметов можно применить свои умения в маленький сюжет.

Например, сказка «Колобок». Ребенок рисует дорожку, по дорожке катится колобок. И по дороге колобок встречает зайца. Заяц может быть нарисован на бумаге. И так с остальными героями сказки. Здесь включается память и речь. Ребенок рассказывает сказку, а если не говорящий, то по очереди выкладывает героев, которые встретились на пути колобку.

Можно использовать игрушки изкиндер сюрпризов. Игрушки хорошо моются. Можно делать узоры в песке морских камушек, из бусин, пуговиц, зернышек, так развивается мелкая моторика. Но это только для детей постарше.
Я вам показала, как можно рисовать на сухой поверхности. Но сухая поверхность это не предел. Великолепно рисовать на влажной поверхности смочив песок на 1 см водой. Но сначала проведите игру «Дождик». Из пульверизатора увлажните песок. Это маленький дождик. Предложите ребенку поиграть с таким песком. Дождик пошел сильнее, тогда можно полить песочек из лейки. Поверхность будет мокрая и плотная. Из такого песка хорошо лепить пирожки, куличи. На такой поверхности можно отрабатывать устойчивый навык написания букв и цифр, начиная написание с элементов букв. Например, игра «Путь пчелы к цветку» (волнистые линии), «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и т.д.

– Так же мини -песочницу можно использовать для занятий по развитию речи и ФЭМП, при индивидуальной работе.

– Рисование крупой, песком по трафаретам, по образцу с карточек.

– А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю жеребьевку. Перед вами капсулы откиндер- сюрприза со стикерами внутри. Выбирайте. Открывайте. У кого желтый – вы участвуете вмастер – классе по песочной анимации, а синий в игре «Мой мир»

– Приглашаю педагогов. Пожалуйста, занимайте места за столом.

– Предлагаю Вам отделить для себя 14 рабочего места.

– Это ваш «Маленький мир», предлагаю поиграть, создать любой сюжет при помощи игрушек, они есть на разные тематики: «Домашние животные», «Дикие животные», «морские обитатели», «дорога» и т.д.

-Так же Вам надо дать название своей работе (работа 3 мин.)

А со второй группой, пройдите за эти столы за мини –песочницы.

– В нашем мастер-классе будут использоваться фоторамки. Песок, которым вы будете рисовать, прошел специальную обработку.

– Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.

– Сегодня мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная.

– Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

– Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать – это песок.

– Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

– Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

– Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану – создаем фон.

– Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

– Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгребать песок и у нас получается раковина.

– Убираем песок с экрана в правый нижний угол.

– Теперь определим место где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем песок в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок. При помощи пальца рисуем лучи.

– Собираем песок в правый нижний угол опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.

– Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все на верно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника – отпечатка) гуляем с вами. На что похоже? (на ноги) один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшиеся пальца прижимаем.

– Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,

– Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что – то морское.

– Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.

– Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали таким образом, теперь вычищаем полукруг.

– Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали – это хвост.

– Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

– Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть – чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песок не сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.

– Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.

– Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.

– Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.

– Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.

– Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть – чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.

– Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок верхняя губка и нижняя губка.

– Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

– Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.

– И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.

– Посмотрите, как здорово у нас получается! Настоящие «песочные художники»!

Завершение работы с первой группой(через 3 мин.)

– Назовите Ваши миры (каждый)

– А теперь дайте общее название.

– А сейчас найдите пути-дороги к своим соседям.

– Вот так решаются задачи на сотрудничество.

Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя познания дорогу

Спасибо вам за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон.

В помощь воспитателям.

Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ « Применение песочной игротерапии в образовательной деятельности дошкольников&quot.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други.

Песочная терапия для детей

По статистике с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные поведенческие или психологические расстройства. Поэтому современные психотерапевты и психологи имеют в своем арсенале множество средств для нивелирования или профилактики негативных последствий нарушений психологического характера.

Среди всего разнообразия современных психотерапевтических техник для детей, одной из наиболее действенных является песочная терапия. Ведь основной вид деятельности у них – это игра, поэтому песок идеальный материал для улучшения психологического состояния ребенка.

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – это одна из форм аналитической психотерапии, которая заключается в проекции различных переживаний ребенка на игру с песком. Данное средство является не только психокоррекционным, а и диагностическим.

Показания для проведения песочной терапии:

Сам сеанс песочной терапии должен проводиться квалифицированным специалистом, который прошел обучение и имеет соответствующий сертификат. Огромным преимуществом метода является то, что его можно применять детям с двух лет, а также подросткам и взрослыми.

Песочная терапия также способствует:

Научно-теоретической основой данного метода считают технику активного воображения К. Юнга, при которой в игру с песком символически переносятся реальные переживания человека. При правильном управлении психотерапевтом процессом взаимодействия с песком, рождается решение той или иной проблемы.

Противопоказания песочной терапии

Вместе со всеми видимыми преимуществами метода существуют противопоказания:

Метод подходит для индивидуального использования, а также для подгрупповых форм работы – до трех человек.

Материалы и оборудование для проведения песочной терапии

Основным материалом для песочной терапии является, конечно же, песок. Песок должен быть чистым и обеззараженым. Иногда его смешивают с манкой.

Также обязательным атрибутом является деревянный ящичек с низкими бортиками. Его традиционные размеры – 50х70 см, а глубина – примерно 8 см. Он заполняется песком на половину емкости. Часто дно такого ящика подсвечивается, что позволяет создавать разнообразные узоры.

Обязательно возле песочницы должна быть вода. Ведь мокрый песок открывает доступ к новым формам взаимодействия с ним.

Миниатюрные фигурки – главный компонент песочной терапии, именно они выступают символическим отражением реальных людей, их взаимодействия и различных жизненных ситуаций. Как правило, они размещаются на полках возле емкости с песком, на уровне глаз клиента.

Для обеспечения близкого к реальности отражения окружающей действительности ребенка фигурки делятся на категории:

Это далеко не весь список, как правило, набор дополняется в соответствии с конкретным случаем. Возможно использование не всех фигурок, все зависит от желания клиента.

Особенности проведения песочной терапии

Сеанс песочной терапии проходит под чутким руководством психотерапевта. Выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба, решение проблемы.

На стадии хаоса, ребенок еще не совсем понимает, как правильно взаимодействовать с новой разновидностью игры. Обычно он бездумно набирает кучу фигурок и перемешивает их с песком.

С диагностической точки зрения, это свидетельствует о расторможенности психических процессов и повышенном уровне эмоциональной тревожности. С психокоррекционной – это процесс выплескивания эмоционального негатива, освобождение от него. Данная стадия может длиться от двух до пяти занятий.

Стадия борьбы возникает при сложных ситуациях в жизни клиента. В игре отображается войнами и даже убийствами или иным насилием. Это способствует освобождению внутренней агрессии и ее рациональному выходу, без нанесения вреда окружающим. Продолжительность стадии – два, три занятия.

И, наконец, стадия разрешения конфликта возникает в конце курса сеансов песочной терапии. Она отражает решения внутреннего конфликта ребенка и нивелирования последствий негативных переживаний. В игре отображается адекватным взаимодействием между персонажами.

Количество сеансов песочной терапии определяется индивидуально, обычно включает 7-15 занятий, продолжительностью 20-40 мин.

Все игры с песком делятся на разновидности:

• Игры для развития тактильной чувствительности и улучшения уровня кинетических ощущений – отпечатки рук, перетирания песка в ладонях, пересыпание, рисование пальчиком, поиск предметов, спрятанных в песок.

• Игры, способствующие развитию речи – заключаются в проигрывании в действующих лицах сказки, стихотворения или рассказа.

• «Песочная грамота» – позволяет усвоить написание букв и цифр в игровой форме.

• Игры с песком психотерапевтического характера – проигрывание реальных ситуаций из жизни ребенка, наведения психологом вариантов решения проблемы в ходе сюжета.

Эти и другие игры очень нравятся детям, особенно дошкольного возраста. Ведь они позволяют усвоить новые знания, умения и навыки в легкой игровой форме.

Работа с песком в домашних условиях – советы для родителей

Полноценный сеанс песочной терапии может проводиться только квалифицированным специалистом, поскольку лишь психотерапевт может правильно проработать проблему с ребенком, не нанеся вреда. Однако в домашних условиях можно работать с детками, используя песок как арт-терапию. При помощи сосредоточения, увлеченной работы и создания сюжетов ребенок будет выплескивать свои переживания. Также это способствует укреплению ЦНС, улучшению мелкой моторики и удержания внимания.

Родителям рекомендуется закупить фигурки, которые соответствуют предпочтениям ребенка. Если нет коробки, можно использовать любую емкость, удобного размера. Песок можно купить уже готовый, даже цветной. Или взять обычный, предварительно обработав его термически.

Главное, любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть; находите мудрость в материнстве. А работа с песком не только нормализирует психическое состояние вашего малыша, но и поспособствует улучшению коммуникации между вами.

Песочная терапия для детей

Содержание статьи

Игры с песком развивают воображение, помогают раскрыть ребенку свое «Я», соединить внутренний и внешний миры. С помощью песка можно сказать то, что не выразишь словами, визуализировать подсознательное. Для игры используются песок, вода, фигурки – все это помогает в полное мере проявить фантазию и творчество. Возможности песочной терапии очень широки, она позволяет провести коррекцию детских страхов, узнать, о чем мечтает ребенок, что его заботит, каким он видит идеальный мир. Источник:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с

История возникновения метода

Впервые игры с песком как метод проведения консультаций описала Маргарет Ловенфельд – английский педиатр, работавшая в 20-х годах 20-го века. Эту терапию она применяла, работая с малышами, имеющими психологические проблемы. Детям предоставлялся поднос с песком, вода и фигурки, с помощью чего они создавали композиции, часто называемые «Мой мир», поэтому Маргарет назвала этот метод «Построение мира».

Затем юнгианский детский психотерапевт из Швейцарии Дора Калфф определила основные принципы юнгианской методики для песочной терапии. Она считала, что картины и «постройки» из песка многое могут сказать о психологическом состоянии человека. Дора ввела действующие и сегодня стандарты: размер и цвет песочницы, ее расположение на столе, необходимость кувшина с водой и фигурок. Эту технику психотерапевт назвала Sand Play (от англ. «игры с песком», «песочные игры»). Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии и гештальта для взрослых, а также семейной психотерапии. Источник:
“Юнгианская песочная терапия”
Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013. – 216 с.

Показания

Метод песочной терапии эффективен в первую очередь для детей, он рекомендуется тем, кто:

Противопоказания

Методика не подходит в следующих случаях:

Принцип работы метода

Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним миром и внешним, сотворение из материи внутренних образов. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки животных и людей, здания, растения, машинки, сказочные персонажи. Ребенок создает композиции, которые очень многое могут сказать о нем психологу, в свою очередь мягко направляющему созидательные действия в русло личностного развития и становления. Строя песочные миры, дети неосознанно выстраивают их и внутри себя, приводя в порядок мысли, прогоняя страхи, устраняя противоречия. Источник:
Юнг К. Г.
Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Особенности проведения терапии для детей

В процессе игр с песком ребенок проходит три этапа:

  1. Хаос. Сначала ребенок хочет использовать все фигурки сразу, он бессистемно расставляет их на песке. Этот этап длится в первые несколько занятий и, как правило, предполагает «проигрывание» травмирующей ситуации. Постепенно фигурок становится меньше, а их роли упорядочиваются.
  2. Борьба. Ребенок бессознательно переносит внутренние противоречия, конфликты, агрессию в песочницу. Иногда фигурки «убивают» друг друга, может даже идти «война». Однако потом появится главный герой, который наведет порядок.
  3. Выход из конфликта. Формы становятся осмысленными, сюжет не прерывается, ребенок успокаивается.

Какие проблемы решает метод?

Песочная терапия наиболее полезна при следующих проблемах:

Занятия песочной терапией также помогают:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с
  2. “Юнгианская песочная терапия” Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013.
  3. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Психотерапевтами давно были замечены удивительные качества песка, нейтрализующие негативную энергию человека, будто всасывая её в себя. При помощи этого сыпучего материала, внутренний мир индивида может освободиться от конфликтов и переживаний, избавится от напряжения и достичь более полного расслабления.

Метод песочной терапии используется при работе с детьми и взрослыми, помогает им в решении многих проблем. Важное значение песочная терапия имеет для развития ребенка в дошкольном возрасте, выявляя и прорабатывая многие эмоциональные нарушения. Вовлекая дошкольника в игру с песком можно не только развлекать, но и развивать его.

История появления песочной терапии

Еще в 20 – е годы 19 века аналитиком Дорой Кальф были выявлены исцеляющие свойства песка. Терапия с использованием песка основана на символическом проявлении бессознательного и часто становится источником развития и внутреннего роста личности. Автор связывала содержание песочных картин с душевным состоянием человека. Были сделаны выводы о том, что при помощи песочницы ребенок создает свою модель окружающего мира, перенося в него собственные тревоги и беспокойства.

Своё развитие песочная терапия получила в работах Маргарет Ловенфельд, использовавшей эту технологию в работе с детьми, имеющими психологические проблемы. Она разработала авторскую методику, называющуюся «техника построения мира», включающую принципы работы и упражнения в работе с детьми разных возрастных групп. На этом этапе песочная терапия выделяется в отдельный вид арт – терапии, может использоваться в детском психоанализе, когнитивно – поведенческом направлении, гаштальт – терапии и семейной психотерапии.

Характеристики метода

В дошкольном детстве игра с песком помогает в развитии пространственного воображения, обучает логическому мышлению, развивает внимание и мелкую моторику рук. Песочная анимация имеет расслабляющий и успокаивающий эффект, поэтому особенно полезна она будет для гиперактивных дошкольников.

Этот метод – замечательная пальчиковая гимнастика, выражение фантазий, проявление актерских способностей, благотворно влияющий на эмоциональное развитие ребенка, его чувствительности и восприятия окружающего мира. Родителям этот способ поможет лучше узнать о внутренних переживаниях своих детей, помочь с выражением чувств и эмоций, увлекательная игра, способная завлечь и успокоить.

Даже у взрослого человека могут возникнуть трудности с выражением и интерпретацией эмоционального состояния, а для ребенка это может быть непосильной задачей. Песочная терапия способствует проявлению эмоций, их выражению в игровой форме.

Этот метод – творческий процесс, в котором нет конкретных рамок и границ. Благодаря этому ребенок может проявить свою личность, не опасаясь упреков и ошибок. Этот метод, который без лишнего напряжения, позволит ребенку передавать внутренние переживания во внешний мир.

Цель песочной терапии

Основная цель этого метода – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений. Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии.

Кому подойдет песочная терапия?

Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:

• При наличии страхов, сильной тревожности;

• При задержке психического развития;

• При диагностированном неврозе, нервных тиках;

• При низкой самооценке;

• При вспышках агрессивного поведения;

• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);

• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;

• При логопедических нарушениях;

• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.

У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.

Польза от использования такого вида “Арт-терапии”

Занятия песочной анимацией могут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:

• Соотнести игру с реальной жизнью;

• Сформировать чувство комфорта и безопасности;

• Снять мышечное напряжение;

• Расширить словарный запас;

• Улучшить зрение и концентрацию внимания;

• Выучить буквы, овладеть навыками письма и чтения;

• Развить слуховые способности.

Противопоказания использования песочной анимации

Не стоит применять этот метод, работая с детьми имеющими:

• Психиатрические нарушения (эпилептоидные нарушения, шизофрения);

• Чрезмерно завышенный уровень тревожности;

• Аллергические реакции на пыль;

• Респираторные заболевания, болезни кожи, открытые раны на руках.

Основные принципы игр на песке:

1. Необходимо создать естественную стимулирующую среду, способствующую развитию чувства комфорта и защищенности, проявлению творческой активности. Психолог должен подбирать задания, которые соответствуют способностям и уровню развития ребенка. Для более полного понимания инструкции, они представляются в форме сказок. Требуется исключить негативную оценку поведения и действий ребенка, принимать и рассматривать все идеи. Поощрять его в проявлении фантазии и творческого подхода.

2. С помощью песка можно «оживить» абстрактные символы – цифры, буквы, геометрические фигуры и другие. Таким образом дошкольнику легче ориентироваться в этих понятиях и представить их наглядно. Эти игры положительно влияют на мотивацию ребенка, заинтересованность процессом, развитие навыков.

3. Песочная терапия помогает ребенку реально «прожить», проиграть разнообразные жизненные ситуации. Благодаря сказочным персонажам, их фигуркам, ребенок создает воображаемую ситуацию, связывает её с реальным миром, и наоборот.

Сеанс песочной терапии.

В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.

Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.

Этапы песочной терапии:

1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.

2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.

3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.

Особенности проведения

Для детей дошкольного возраста песочная анимация проходит несколько стадий: хаоса, борьбы и разрешения конфликтной ситуации.

Этап хаоса. На данном этапе ребенок знакомится с разными игрушками, он хватает их, расставляет в беспорядочном порядке, может перемешивать фигурки с песком. Ребенок учиться проигрывать различные ситуации и приближается к проживанию эмоции. Во время многократного проигрывания травмирующих ситуаций психика учится справляться с ними и изменять отношение к ним.

Эта стадия работы может длиться несколько занятий. На поле будет оставаться все меньше необходимых фигур, и ребенок начнет размешать их более упорядочено и осмысленно.

Этап борьбы. На этом этапе ребенок неосознанно переносит на поле с песком внутренние конфликты, тревоги и обиды, нерешенные ситуации и отрицательные эмоции. На игровом поле может развернуться целая борьба, в которой герои противостоят друг другу. Но спустя какое – то время ребенок может выбрать защитника или героя, который разрешит все разногласия и наведет порядок, справедливо решит ситуацию.

Решение конфликтной ситуации. На данном этапе игра может строиться определенным образом, имея свой сюжет и приобретая осмысленные формы. Ребенок уже ощущает себя спокойно и расслаблено.

Песочная терапия – современный, прогрессивный метод работы, подходящий для тех, кто беспокоится за здоровье, и правильное развитие ребенка. Эта технология подходит не только для детей имеющих психологические проблемы, но и стимулирует всестороннее развитие любого ребенка. Родители могут создать песочницу даже дома, приобретя все необходимые инструменты (песочное поле, песок и игрушки). Занятие должно проходить совместно, возможно использование сказок, песен, небольших рассказов. Это отличное и интересное времяпрепровождение, которое создаст атмосферу легкости, улучшит взаимопонимание и поможет ребенку в познание внутреннего и окружающего мира.

Так ли полезна песочная терапия для детей, как о ней рассказывают?

Это интересно

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Она имеет такие преимущества:

К основным задачам терапии относят:

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.
  4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтические игры с песком бывают двух видов:

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста. Они помогают определить:

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее хорошо упражнения в песочнице показывают себя в работе с детками с:

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок, лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder. Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть. Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Достичь этой задачи можно, тщательно выполняя такие этапы:

  1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.
  2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.
  3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию, устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Песочная психотерапии (Sandplay) в работе с детьми

Комментарии

Просмотров 1034

Мне нравится 0

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:

“Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.

На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует его отношения с внешним миром:

Несколько примеров из моей практики.

– Кирилл, 5 лет- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.
После трех сеансов песочной терапии – ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет с детьми бесконфликтно.

– Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.
Уже после первого сеанса песочной терапии- наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов -расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

– Федор, 2.5 года- два дня в депрессии-после аварии (сидел в машине, когда в нее врезалась другая машина). Не играет с детьми и игрушками , молчит , безразличен ко всему.. После сеанса песочной терапии (совместно с братом 5 лет) -уходит из кабинета с улыбкой и тянется к игрушкам и к другим детям.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия помогает:

– развить более позитивную Я-концепцию;

– стать более ответственным в своих действиях и поступках;

– выработать большую способность к самопринятию;

– в большей степени полагаться на самого себя;

– овладеть чувством контроля;

– развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

– развить самооценку и обрести веру в самого себя

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

Отмечается определенные типы игры для детей разных проблемных групп:

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”..

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:
“Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики”.

На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует его отношения с внешним миром:

Кирилл, 5 лет- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.

После трех сеансов песочной терапии – ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет с детьми бесконфликтно.

Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.

Уже после первого сеанса песочной терапии- наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов -расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

Федор, 2.5 года- два дня в депрессии-после аварии (сидел в машине, когда в нее врезалась другая машина). Не играет с детьми и игрушками , молчит , безразличен ко всему.. После сеанса песочной терапии (совместно с братом 5 лет) -уходит из кабинета с улыбкой и тянется к игрушкам и к другим детям.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Песочная терапия помогает:

– развить более позитивную Я-концепцию;

– стать более ответственным в своих действиях и поступках;

– выработать большую способность к самопринятию;

– в большей степени полагаться на самого себя;

– овладеть чувством контроля;

– развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

– развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.

Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”..

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Целестон – таблетки

Показания к применению

Системные заболевания соединительной ткани (СКВ, склеродермия, узелковый периартериит, дерматомиозит, ревматоидный артрит).

Острые и хронические воспалительные заболевания суставов: подагрический и псориатический артрит, остеоартроз (в т.ч. посттравматический), полиартрит, плечелопаточный периартрит, анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева), ювенильный артрит, синдром Стилла у взрослых, бурсит, неспецифический тендосиновит, синовит и эпикондилит.

Острый ревматизм, ревматический кардит, малая хорея.

Бронхиальная астма, астматический статус.

Острые и хронические аллергические заболевания: аллергические реакции на ЛС и пищевые продукты, сывороточная болезнь, крапивница, аллергический ринит, ангионевротический отек, лекарственная экзантема, поллиноз.

Заболевания кожи: пузырчатка, псориаз, экзема, атопический дерматит, диффузный нейродермит, контактный дерматит (с поражением большой поверхности кожи), токсидермия, себорейный дерматит, эксфолиативный дерматит, токсический эпидермальный некролиз (синдром Лайелла), буллезный герпетиформный дерматит, злокачественная экссудативная эритема (синдром Стивенса-Джонсона).

Отек мозга (в т.ч. на фоне опухоли мозга или связанный с хирургическим вмешательством, лучевой терапией или травмой головы) после предварительного парентерального применения.

Аллергические заболевания глаз: аллергические язвы роговицы, аллергические формы конъюнктивита.

Воспалительные заболевания глаз: симпатическая офтальмия, тяжелые вялотекущие передние и задние увеиты, неврит зрительного нерва.

Первичная или вторичная надпочечниковая недостаточность (в т.ч. состояние после удаления надпочечников).

Врожденная гиперплазия надпочечников.

Заболевания почек аутоиммунного генеза (в т.ч. острый гломерулонефрит); нефротический синдром.

Заболевания органов кроветворения – агранулоцитоз, панмиелопатия, аутоиммунная гемолитическая анемия, острый лимфо- и миелоидный лейкозы, лимфогранулематоз, тромбоцитопеническая пурпура, вторичная тромбоцитопения у взрослых, эритробластопения (эритроцитарная анемия), врожденная (эритроидная) гипопластическая анемия.

Интерстициальные заболевания легких: острый альвеолит, фиброз легких, саркоидоз II-III ст.

Туберкулезный менингит, туберкулез легких, аспирационная пневмония (в сочетании со специфической химиотерапией).

Бериллиоз, синдром Леффлера (не поддающийся др. терапии).

Рак легкого (в комбинации с цитостатиками).

Заболевания ЖКТ: язвенный колит, болезнь Крона, локальный энтерит.

Гепатит, гипогликемические состояния.

Профилактика реакции отторжения трансплантата.

Гиперкальциемия на фоне онкологических заболеваний, тошнота и рвота при проведении цитостатической терапии.

Возможные аналоги (заменители)

Действующее вещество, группа

Лекарственная форма

Противопоказания

Для кратковременного применения по “жизненным” показаниям единственным противопоказанием является гиперчувствительность.C осторожностью. Паразитарные и инфекционные заболевания вирусной, грибковой или бактериальной природы (в настоящее время или недавно перенесенные, включая недавний контакт с больным) – простой герпес, опоясывающий герпес (виремическая фаза), ветряная оспа, корь; амебиаз, стронгилоидоз (установленный или подозреваемый); системный микоз; активный и латентный туберкулез. Применение при тяжелых инфекционных заболеваниях допустимо только на фоне специфической терапии.

Поствакцинальный период (период длительностью 8 нед до и 2 нед после вакцинации), лимфаденит после прививки БЦЖ. Иммунодефицитные состояния (в т.ч. СПИД или ВИЧ-инфицирование).

Заболевания ЖКТ – язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, эзофагит, гастрит, острая или латентная пептическая язва, недавно созданный анастомоз кишечника, неспецифический язвенный колит с угрозой перфорации или абсцедирования, дивертикулит.

Заболевания ССС, в т.ч. недавно перенесенный инфаркт миокарда (у больных с острым и подострым инфарктом миокарда возможно распространение очага некроза, замедление формирования рубцовой ткани, и как следствие этого – разрыв сердечной мышцы), декомпенсированная ХСН, артериальная гипертензия, гиперлипидемия).

Эндокринные заболевания – сахарный диабет (в т.ч. нарушение толерантности к углеводам), тиреотоксикоз, гипотиреоз, болезнь Иценко-Кушинга.

Тяжелая хроническая почечная и/или печеночная недостаточность, нефроуролитиаз.

Гипоальбуминемия и состояния, предрасполагающие к ее возникновению.

Системный остеопороз, миастения gravis, острый психоз, ожирение (III-IV ст.), полиомиелит (за исключением формы бульбарного энцефалита), открыто- и закрытоугольная глаукома, беременность, период лактации.

Как применять: дозировка и курс лечения

Внутрь. При ревматических заболеваниях начальная доза – 1-2.5 мг, поддерживающая – 0.5-1.5 мг; при остром ревматизме начальная доза – 6-8 мг, поддерживающая – по потребности. СКВ: начальная доза – 4-5 мг, поддерживающая – по потребности. Бронхиальная астма: 3.5-4.5 мг (начальная доза) и 0.5-2.5 мг (поддерживающая). Пыльцевая аллергия: начальная – 1.5-2.5 мг, поддерживающая – по потребности. Воспалительные заболевания глаз: начальная доза – 2.5-4.5 мг, поддерживающая – по потребности. Эмфизема легких и фиброз: начальная – 2-3.5 мг, поддерживающая – 1-2.5 мг. Адреногенитальный синдром: начальная – 1-1.5 мг, поддерживающая – по потребности.

Бурсит: начальная доза – 1-2.5 мг, поддерживающая – по потребности. Детям назначают в суточной дозе 17-250 мкг/кг.

Фармакологическое действие

ГКС, тормозит высвобождение интерлейкина1, интерлейкина2, интерферона гамма из лимфоцитов и макрофагов. Оказывает противовоспалительное, противоаллергическое, десенсибилизирующее, противошоковое, антитоксическое и иммунодепрессивное действие.

Подавляет высвобождение гипофизом АКТГ и бета-липотропина, но не снижает уровень циркулирующего бета-эндорфина. Угнетает секрецию ТТГ и ФСГ.

Повышает возбудимость ЦНС, снижает количество лимфоцитов и эозинофилов, увеличивает – эритроцитов (стимулирует выработку эритропоэтинов).

Взаимодействует со специфическими цитоплазматическими рецепторами и образует комплекс, проникающий в ядро клетки, и стимулирует синтез мРНК; последняя индуцирует образование белков, в т.ч. липокортина, опосредующих клеточные эффекты. Липокортин угнетает фосфолипазу А2, подавляет высвобождение арахидоновой кислоты и подавляет синтез эндоперекисей, Pg, лейкотриенов, способствующих процессам воспаления, аллергии и др.

Белковый обмен: уменьшает количество белка в плазме (за счет глобулинов) с повышением коэффициента альбумин/глобулин, повышает синтез альбуминов в печени и почках; усиливает катаболизм белка в мышечной ткани.

Липидный обмен: повышает синтез высших жирных кислот и ТГ, перераспределяет жир (накопление жира преимущественно в области плечевого пояса, лица, живота), приводит к развитию гиперхолестеринемии.

Углеводный обмен: увеличивает абсорбцию углеводов из ЖКТ; повышает активность глюкозо-6-фосфатазы, приводящей к повышению поступления глюкозы из печени в кровь; повышает активность фосфоэнолпируваткарбоксилазы и синтез аминотрансфераз, приводящих к активации глюконеогенеза.

Водно-электролитный обмен: задерживает Na+ и воду в организме, стимулирует выведение K+ (МКС активность), снижает абсорбцию Ca2+ из ЖКТ, “вымывает” Ca2+ из костей, повышает выведение Ca2+ почками.

Противовоспалительный эффект связан с угнетением высвобождения эозинофилами медиаторов воспаления; индуцированием образования липокортина и уменьшения количества тучных клеток, вырабатывающих гиалуроновую кислоту; с уменьшением проницаемости капилляров; стабилизацией клеточных мембран и мембран органелл (особенно лизосомальных).

Противоаллергический эффект развивается в результате подавления синтеза и секреции медиаторов аллергии, торможения высвобождения из сенсибилизированных тучных клеток и базофилов гистамина и др. биологически активных веществ, уменьшения числа циркулирующих базофилов, подавления развития лимфоидной и соединительной ткани, снижения количества T- и B-лимфоцитов, тучных клеток, снижения чувствительности эффекторных клеток к медиаторам аллергии, угнетения антителообразования, изменения иммунного ответа организма.

При ХОБЛ действие основывается главным образом на торможении воспалительных процессов, угнетении развития или предупреждении отека слизистых оболочек, торможении эозинофильной инфильтрации подслизистого слоя эпителия бронхов, отложении в слизистой оболочке бронхов циркулирующих иммунных комплексов, а также на торможении эрозирования и десквамации слизистой оболочки. Повышает чувствительность бета-адренорецепторов бронхов мелкого и среднего калибра к эндогенным катехоламинам и экзогенным симпатомиметикам, снижает вязкость слизи за счет угнетения или сокращения ее продукции.

Противошоковое и антитоксическое действие связано с повышением АД (за счет увеличения концентрации циркулирующих катехоламинов и восстановления чувствительности к ним адренорецепторов, а также вазоконстрикции), снижением проницаемости сосудистой стенки, мембранопротекторными свойствами, активацией ферментов печени, участвующих в метаболизме эндо- и ксенобиотиков.

Иммунодепрессивный эффект обусловлен торможением высвобождения цитокинов (интерлейкина1, интерлейкина2; интерферона гамма) из лимфоцитов и макрофагов.

Подавляет синтез и секрецию АКТГ и вторично – синтез эндогенных ГКС. Тормозит соединительнотканные реакции в ходе воспалительного процесса и снижает возможность образования рубцовой ткани.

Побочные действия

Частота развития и выраженность побочных эффектов зависят от длительности применения, величины используемой дозы и возможности соблюдения циркадного ритма назначения.

Со стороны эндокринной системы: снижение толерантности к глюкозе, “стероидный” сахарный диабет или манифестация латентного сахарного диабета, угнетение функции надпочечников, синдром Иценко-Кушинга (лунообразное лицо, ожирение гипофизарного типа, гирсутизм, повышение АД, дисменорея, аменорея, миастения, стрии), задержка полового развития у детей.

Со стороны пищеварительной системы: тошнота, рвота, панкреатит, “стероидная” язва желудка и 12-перстной кишки, эрозивный эзофагит, кровотечения и перфорация ЖКТ, повышение или снижение аппетита, метеоризм, икота. В редких случаях – повышение активности “печеночных” трансаминаз и ЩФ.

Со стороны ССС: аритмии, брадикардия (вплоть до остановки сердца); развитие (у предрасположенных пациентов) или усиление выраженности ХСН, ЭКГ-изменения, характерные для гипокалиемии, повышение АД, гиперкоагуляция, тромбозы. У больных с острым и подострым инфарктом миокарда – распространение очага некроза, замедление формирования рубцовой ткани, что может привести к разрыву сердечной мышцы.

Со стороны нервной системы: делирий, дезориентация, эйфория, галлюцинации, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, паранойя, повышение внутричерепного давления, нервозность или беспокойство, бессонница, головокружение, вертиго, псевдоопухоль мозжечка, головная боль, судороги.

Со стороны органов чувств: задняя субкапсулярная катаракта, повышение внутриглазного давления с возможным повреждением зрительного нерва, склонность к развитию вторичных бактериальных, грибковых или вирусных инфекций глаз, трофические изменения роговицы, экзофтальм.

Со стороны обмена веществ: повышенное выведение Ca2+, гипокальциемия, повышение массы тела, отрицательный азотистый баланс (повышенный распад белков), повышенное потоотделение.

Обусловленные МКС активностью – задержка жидкости и Na+ (периферические отеки), гипернатриемия, гипокалиемический синдром (гипокалиемия, аритмия, миалгия или спазм мышц, необычная слабость и утомляемость).

Со стороны опорно-двигательного аппарата: замедление роста и процессов окостенения у детей (преждевременное закрытие эпифизарных зон роста), остеопороз (очень редко – патологические переломы костей, асептический некроз головки плечевой и бедренной кости), разрыв сухожилий мышц, “стероидная” миопатия, снижение мышечной массы (атрофия).

Со стороны кожных покровов и слизистых оболочек: замедленное заживление ран, петехии, экхимозы, истончение кожи, гипер- или гипопигментация, стероидные угри, стрии, склонность к развитию пиодермии и кандидозов.

Аллергические реакции: генерализованные (кожная сыпь, зуд кожи, анафилактический шок), местные аллергические реакции.

Прочие: развитие или обострение инфекций (появлению этого побочного эффекта способствуют совместно применяемые иммунодепрессанты и вакцинация), лейкоцитурия, синдром “отмены”.Передозировка. Симптомы: тошнота, рвота, расстройства сна, эйфория, возбуждение, депрессия. При длительном применении в высоких дозах – остеопороз, задержка жидкости в организме, повышение АД и др. признаки гиперкортицизма, включая синдром Иценко-Кушинга, вторичная надпочечниковая недостаточность.

Лечение: на фоне постепенной отмены препарата поддержание жизненно важных функций, коррекция электролитного баланса, антациды, фенотиазины, препараты Li+; при синдроме Иценко-Кушинга – аминоглутетимид.

Особые указания

Суточную дозу целесообразно принимать в первой половине дня (обычно утром). После длительного применения отмену следует производить постепенно, уменьшая дозу на 0.25 мг через каждые 2-3 дня. Перед началом лечения необходимо провести исследование ССС, легких, желудка и 12-перстной кишки; системы мочевыделения, органа зрения. До начала и во время проведения стероидной терапии необходимо контролировать общий анализ крови, гликемию и глюкозурию, содержание электролитов в плазме. При терапии во время интеркуррентных инфекций, септических состояний, туберкулезе – одновременно проводят лечение противомикробными ЛС. После отмены на протяжении нескольких месяцев сохраняется относительная недостаточность коры надпочечников. Если в этот период возникают стрессовые ситуации, назначают (по показаниям) на короткий период ГКС, при необходимости – в сочетании с МКС. Детям, которые в период лечения находились в контакте с больными корью или ветряной оспой, профилактически назначают специфические Ig. При беременности и в период лактации назначают с учетом ожидаемого лечебного эффекта и отрицательного влияния на плод.

У детей в период роста ГКС должны применяться только по абсолютным показаниям и под особо тщательным наблюдением лечащего врача.

Необходимо учитывать, что у пациентов с гипотиреозом клиренс ГКС снижается, а у пациентов с тиреотоксикозом – повышается.

Взаимодействие

Снижает эффективность инсулина, пероральных гипогликемических и гипотензивных ЛС, антикоагулянтов (производных кумарина и индандиона, гепарина, стрептокиназы и урокиназы); ослабляет действие диуретиков, активность вакцин (из-за снижения выработки антител); снижает содержание салицилатов в крови; уменьшает концентрацию празиквантела в сыворотке крови.

Рифампицин, фенитоин, барбитураты ослабляют эффект (будучи индукторами “печеночных” микросомальных ферментов, увеличивают скорость метаболизма); гормональные контрацептивы повышают эффективность.

Увеличивают риск развития побочных эффектов: НПВП и этанол (эрозивно-язвенные поражения и кровотечения из ЖКТ); андрогены, эстрогены, пероральные контрацептивы, стероидные анаболики (гирсутизм, угревая сыпь); антипсихотические ЛС, иммунодепрессанты (повышение вероятности развития инфекций, а также лимфом и др. лимфопролиферативных заболеваний), букарбан, азатиоприн (катаракта); м-холиноблокаторы, антигистаминные ЛС, трициклические антидепрессанты, нитраты (повышение внутриглазного давления); диуретики (гипокалиемия), гликозиды наперстянки (аритмии, связанные с гипокалиемией), ритодрин (возможность развития отека легких у беременных).

Повышает риск гепатотоксического действия парацетамола.

Амфотерицин В и ингибиторы карбоангидразы увеличивают риск развития остеопороза.

Повышает токсичность аспарагиназы (возможно усиление ее гипогликемического действия и риска развития невропатии и нарушения эритропоэза).

Снижает метаболизм циклоспорина, увеличивает его токсичность.

Повышает (при длительной терапии) содержание фолиевой кислоты.

Увеличивает метаболизм изониазида, мексилетина (особенно у “быстрых ацетиляторов”), что приводит к снижению их плазменных концентраций.

Митотан и др. ингибиторы функции коры надпочечников могут обусловливать необходимость повышения дозы ГКС.

Гипокалиемия, вызываемая ГКС, может увеличивать выраженность и длительность мышечной блокады на фоне миорелаксантов.

Ускоряет выведение АСК, снижает ее уровень в крови (при отмене бетаметазона концентрация салицилатов в крови увеличивается и возрастает риск развития побочных явлений).

Снижает эффект соматропина.

Повышает выраженность гипергликемического действия стрептозоцина.

При одновременном применении с живыми противовирусными вакцинами и на фоне др. видов иммунизаций увеличивает риск активации вирусов и развития инфекций.

Читайте также:  Симптомы и лечение аортальной регургитации в первой степени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *