Рассеянное внимание у ребенка: причины и способы коррекции

Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.

Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Рассеянное внимание у ребенка: причины и способы коррекции

  • Что такое рассеянность?
  • Причины
  • Симптомы
  • Как бороться?
  • Ошибки родителей
  • Эффективные упражнения

Большинство детей обладают большой подвижностью и неугомонной активностью, они непоседливы и не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. В большинстве случаев это нормальное явление. Но бывают ситуации, когда надо разобраться, только ли детство как таковое наделяет вашего малыша подобными характеристиками или же у него есть проблема, называемая синдромом рассеянного внимания (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Что такое рассеянность?

В данной статье мы не будем говорить о подростках. Эта тема касается детей дошкольного и младшего школьного (начальные классы) возрастов.

Рассеянность у ребенка – это нарушение умственной деятельности, при которой невозможно долго сосредотачиваться на каком-то одном занятии. При этом ребенок может быть слишком активен или же, напротив, отстраненным и замкнутым.

Данное расстройство выявляется у каждого пятого ребенка. Это считается довольно частым явлением.

Первые признаки данного синдрома можно обнаружить уже в четырехлетнем возрасте. Но нередки случаи, когда это расстройство возникает и раньше. Например, у младенцев в первые месяцы жизни может наблюдаться чрезмерная двигательная активность или невозможность сосредоточить внимание на погремушке или другой игрушке, хотя они уже должны уметь это делать в данном возрасте. В 3–4 года этот синдром, как правило, отражается на речевых навыках детей.

Выделяют несколько разновидностей синдрома рассеянного внимания.

  • Нарушается только внимание без сопутствующих проявлений и симптомов.
  • Нарушается внимание и эмоциональный фон (появляются частые перепады настроения, раздражительность, агрессивность).
  • Нарушается внимание, сочетаясь с гиперактивностью (неусидчивость, отвлечение на посторонние предметы и занятия, ухудшение успеваемости в учебе).
  • Самый сложный тип рассеянности внимания – смешанный тип. При нем серьезно нарушаются интеллектуальные возможности, а поведение ребенка часто бывает непредсказуемым.

Причины

Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.

Физиологические

К физиологическим факторам относят:

  • генетическую предрасположенность или наследственность;
  • воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
  • тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
  • перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
  • перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
  • серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
  • резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.

Психологические

Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:

  • неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
  • вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
  • напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
  • врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
  • проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).

Симптомы

Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.

Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:

  • ребенок неусидчив и непоседлив;
  • не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
  • не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
  • забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
  • склонен к тревогам и страхам;
  • навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
  • не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
  • практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
  • ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
  • он не может соблюдать инструкции и правила;
  • ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
  • выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
  • чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
  • проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
  • нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
  • в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
  • ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
  • повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).

Как бороться?

Преодолеть синдром рассеянного внимания на 100% удается не всем детям, страдающим этим расстройством.

По статистике выздоровления, примерно у половины детей симптомы этого синдрома пропадают к подростковому возрасту полностью, остальным же удается убрать большую часть неприятных проявлений и исправить качество жизни в лучшую сторону.

Для борьбы с этим серьезным недугом необходим комплексный подход. Он включает в себя консультации врачей-специалистов и медикаментозную терапию, строгое соблюдение четкого распорядка дня (как школьников, так и дошкольников), обязательные занятия с психологом, правильные методы воспитания, применяемые родителями, и разумное распределение эмоциональных и физических нагрузок.

  • Медикаментозное лечение назначается специалистами далеко не всегда. Только в случае очень серьезных нарушений, когда качество жизни ребенка крайне ухудшается и приводит к невозможности обучения и адаптации в обществе. Необходимо помнить, что назначать лекарства может только врач. Самостоятельно этим заниматься противопоказано. Как правило, доктора назначают успокоительные средства для снижения нервной возбудимости. Применение сильнодействующих медикаментов в раннем возрасте запрещено.
  • Ребенку с синдромом рассеянного внимания просто необходим режим дня и его систематическое соблюдение. Это поможет сформировать дисциплину, которая отсутствует у таких детей. Распорядок дня должен быть прописан и размещен на видном для всех членов семьи. В этом расписании ребенку обязательно надо оставлять два часа личного свободного времени, которое он сможет потратить на свои интересы и увлечения.
  • Детям с подобным нарушением часто бывает крайне трудно обучаться в общеобразовательных учреждениях, этот недуг способствует сильному снижению успеваемости. Поэтому можно рассмотреть возможность посещения учреждений со специальной для таких случаев программой или же перевести ребенка на домашнее обучение.
  • Обязательным пунктом борьбы с расстройством внимания являются занятия у психолога. Специалист владеет методиками, приемами и программами, направленными на устранение повышенной эмоциональности и импульсивности. Подобные занятия помогают детям снять напряжение, стать спокойнее и уравновешеннее. Моделируя различные ситуации, психолог тестирует поведение ребенка и, исходя из полученной информации, дает ему советы, как правильно себя вести.

Ошибки родителей

Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.

Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.

Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.

Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.

Поэтому очень важно родителям обращать внимание на поведение своих детей, и если вы замечаете вышеперечисленные симптомы, то лучше обратиться к специалистам за консультацией.

Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.

Эффективные упражнения

Ребенок с синдромом рассеянного внимания обязательно должен иметь свои домашние обязанности (они должны соответствовать его возрасту и возможностям).

Ему надо давать возможность проявлять настойчивость и самостоятельность в выполнении какого-либо задания, но в то же время нельзя бросать его наедине с проблемой – надо быть рядом и при необходимости помочь. Кроме того:

  • необходимо хвалить его за успехи, но не хвалить беспричинно;
  • обязательно занять ребенка каким-нибудь спортивным занятием;
  • также необходимо заниматься развивающими занятиями и играми;
  • желательно помогать ребенку с труднодающимися школьными предметами, например объяснить тему, которую он не понял на уроке.

Важно завершать день ребенка спокойными, расслабляющими занятиями, например рисованием или чтением, чтобы снизить его активность и возбудимость.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Как распознать синдром рассеянного внимания у детей и что с этим можно сделать?

В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.


Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н», на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями – ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность. И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

«Летает – не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника – поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Невнимательный ребенок: причины и как помочь

Очередная жалоба от учителя на невнимательность вашего ребенка выбивает из колеи. Вроде бы все нормально, но почему же он с таким трудом высиживает до конца уроков, плохо запоминает информацию и с трудом вникает в суть домашних заданий? Нужно что-то с этим делать!

Расскажем, что именно, и дадим советы родителям, как помочь ребенку стать более внимательным.

Что такое внимание

Если бы человек с одинаковой интенсивностью воспринимал всю информацию, поступающую из внешнего мира, то его мозг бы напоминал улей, а действия были бы хаотичными. Мудрая природа подарила нам ценнейшее качество — внимание. Это способность избирательно концентрироваться на важных в данный момент вещах.

Есть два вида внимания:

  1. Произвольное — то, на чем мы концентрируемся добровольно: читаем книгу, смотрим ТВ или разглядываем пейзаж за окном.
  2. Непроизвольное — громкий звук, яркий предмет в поле зрения, движущиеся объекты и т. д.

Превалирование первого типа внимания над вторым определяет понятие концентрации. Мы усилием воли подавляем реакцию на внешние раздражители и сосредотачиваемся на том, что в данный момент нам нужно. Но если волевых качеств и мотивации не хватает, тогда любое явление в окружающей обстановке с легкостью перетянет на себя наше внимание.

Также стоит знать о свойствах внимания:

  • концентрация — углубленное внимание, когда ничего другого в данную секунду не существует; сильная концентрация — это когда, заработавшись, мы не слышим свист закипевшего чайника или звонок телефона.
  • объем — способность уделить внимание одной или нескольким вещам одновременно;
  • устойчивость — удержание внимания длительное время;
  • распределение — рациональное управление вниманием (очень важно в процессе обучения);
  • переключение — своевременный перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.

Когда мы говорим, что ребенок невнимательный , то подразумеваем его неспособность что -то увлеченно делать достаточно долгое время. Но на самом деле это расстройство одного или нескольких свойств внимания. А может, и дисбаланс между произвольным и непроизвольным вниманием из-за незрелости волевых качеств.

Хотите, узнать как воспитывать ребёнка, чтобы он правильно развивался психически и интеллектуально? Тогда регистрируйтесь – на бесплантный онлайн мастер-класс Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

Как «поставить диагноз»

Наверное, вам будет интересно, что именно сбоит у вашего ребенка. Чтобы поставить так называемый диагноз, понаблюдайте за ним. Если во время выполнения домашнего задания он часто отвлекается, постарайтесь выяснить причину:

  • Устает — значит, у него проблемы с устойчивостью внимания; в этом случае нужны короткие паузы.
  • Косится одним глазком на телевизор — произвольное внимание берет верх. Ребенок становится неусидчивым и невнимательным под воздействием отвлекающих факторов. Выключите ТВ, добейтесь тишины в квартире, попросите домашних не входить в детскую.
  • Поверхностно вникает в суть задания — недостаток концентрации. Ребенок просто не может углубиться в тему предмета или не хочет. Бывает, что отдельные дисциплины совершенно неинтересны детям. Нужно стимулировать концентрацию путем дополнительной мотивации: «Выучишь параграф — пойдем гулять».

  • После биологии трудно переключается на историю — возможно, предыдущая тема так увлекла ребенка, что он просто не хочет думать о подвигах князя Игоря, когда только что читал увлекательное описание процесса деления клеток. Тогда поможет опять же пауза. После передышки ребенку будет легче переключить свое внимание на другие темы.
  • Не может держать в поле зрения несколько аспектов задания — это снижение объема внимания. Взрослый человек без труда удерживает во внимании 4-6 объектов, а дети младшего школьного возраста — всего 2-3. На объем внимания влияют два фактора — заинтересованность и уровень знакомства с материалом (отточенность действий). Если у задания есть 3 аспекта (решить правильно, придумать что-то от себя и грамотно написать), то как минимум один из них должен быть доведен до автоматизма.

  • Пишет сочинение или записывает условие задачи с ошибками — способность распределять внимание еще не сформировалась. Невнимательному ребенку трудно делать сразу две вещи (искать решение или выстраивать предложения по смыслу + следить за грамотностью). Компенсировать этот недостаток внимания можно разделением задач во времени: сначала делать одно, потом другое. В случае с задачей или сочинением — использовать черновик (концентрация на правильности выполнения), а потом переписать в чистовик (концентрация на оформлении, грамотности).
  • Почему дети становятся невнимательными

    Часто родители путают понятия невнимательности и лени. Но лень — это, прежде всего, скука. А невнимательность — более сложная проблема.

    Она возникает из-за таких факторов:

    • Недостаток мотивации. Прогрессивные педагогические методики (например, «Монтессори») продвигают идею обучения детей с помощью игры. Этот компонент повышает заинтересованность в процессе обучения, помогает быстрее и легче усвоить материал. Для детей 5-7 лет интерес к любому виду деятельности определяет конечный результат. Поэтому, если вы хотите сконцентрировать внимание ребенка на каком-то занятии, повысьте его мотивацию путем активизации интереса. Есть и другие способы — похвала, поощрение в виде сладостей, мелких подарков, развлечений.

  • Болезненность. Соматические заболевания непосредственно влияют на психику: после перенесенной болезни ребенок истощен, быстро устает, у него снижены абсолютно все когнитивные функции головного мозга: память, внимание, мышление. Трудно требовать сверхконцентрации от часто болеющего ребенка: в школе он будет невнимательным , съедет в учебе, а сил на кружки не останется вовсе. Лучше на время ослабить нагрузку и дать возможность полноценно восстановиться.
  • Специфика нервной системы. Существует инертный тип нервной системы, при котором человек быстро теряет интерес к любому виду деятельности, его трудно увлечь, надолго удержать внимание. Повысить интеллектуальную лабильность можно с помощью систематизации задач, четкого расписания и изменения формата занятий в сторону более комфортного.

  • Перегрузка. Психические (эмоциональные) и физические нагрузки могут привести к расстройству внимания. Слишком загруженный ребенок не сможет одинаково хорошо справляться с разными задачами и в принципе долго существовать в режиме цейтнота. Снизьте нагрузки по школьным предметам, если это возможно. Отмените часть кружков. Оградите ребенка от эмоциональных качелей. Также важно следить за нормальным питанием и сном.
  • Узнайте как подобрать подходящий метод воспитания именно для вашего ребёнка- на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва “Что обязан знать каждый родитель”.

    Прямо сейчас жмите на кнопку “Зарегистрироваться” и получите подарок.

    Мой ребенок рассеянный – что делать?

    Когда недавно моя дочь оставила возле магазина велосипед и вспомнила про него только поздно вечером, я поняла – нужно что – то предпринимать. До этого был оставлен в кабинете школы (спасибо учителям – вернули) мобильный телефон, потеряно несметное количество карандашей, ручек и прочих мелочей. К тому же узнать, когда будет родительское собрание, на что собирают деньги в родительском комитете, в какое время будет проходить экскурсия – просто нереально. Мой ребенок ничего этого не помнит, как и многие другие дети в ее классе. Хотя учительница много раз повторяет одно и то же. В чем же причина такой рассеянности, и что делать родителям? Поговорим об этом.

    Основные причины рассеянности детей

    В дошкольный период не так были заметны моменты, когда ребенок был невнимательным. Но в школе такая проблема стала действительно явной. Нередко причины могут идти из глубокого детства, но есть и другие, приобретенные в более взрослом возрасте.

    Нехватка внимания со стороны взрослых + гиперактивность

    1. Если у малыша есть такой диагноз, то он не может задерживать внимание на одном предмете долго. Максимум 10 – 15 минут. Школьные уроки превращаются в пытку, ведь высидеть 40 минут просто не представляется возможным.
    2. Такие дети очень неусидчивы и совершенно невнимательны. Импульсивность часто становится причиной забывчивости и отсутствия концентрации.
    3. Дома выполнение уроков постоянно сопровождается плачем, переписыванием конспектов и непониманием самых простых тем школьной программы. Происходит это по причине того, что школьник не слушает учителя, а занимается своими делами или активно общается с соседом по парте. Его внимание не фокусируется на предмете изучения.
    4. Если не предпринимать никаких действий при первых признаках, которые проявляются еще перед походом в первый класс, то контролировать учебный процесс более старших детей взрослым станет практически невозможно.
    5. Внимание родителей часто бывает недостаточным. Многие заняты исключительно добыванием средств к существованию, постоянно уставшие и измотанные, находящиеся на грани развода. Детьми заниматься некогда. В итоге ребенок, предоставленный сам себе, начинает переживать глубокую личностную драму, чувствуя себя ненужным и не любимым. Откуда же тут взяться желанию учиться и быть внимательным?

    Совет: родителям необходимо приложить массу усилий, чтобы научить малыша усидчивости. Если этого не сделать в начальных классах, то потом ребенок просто не справиться с программой в старшей школе.

    Проблемы со здоровьем

    Болезненность детей в наше время уже стала едва ли не нормой. Иммунитет низкий, защитные силы организма слабые. В результате постоянные вирусы, простудные заболевания и многие другие, нередко весьма серьезные недуги.

    Ребенку, постоянно находящемуся под воздействием различных лекарств, не хватает сил, чтобы быть активным и сконцентрированным. Вялость, быстрая утомляемость и рассеянность становятся постоянными ежедневными спутниками.

    Совет: старайтесь не закармливать малыша таблетками и микстурами. Сделайте упор на свежие фрукты и овощи, закаливание, режим дня, занятия спортом и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

    Особенности ЦНС

    • У всех детей центральная нервная система (ЦНС) может быть разной. Если нервная система подвижная, то ребенку несложно переключать быстро внимание и схватывать, запоминать любую информацию, согласно его возрасту.
    • Но когда нервы слабые, малыш не успевает быстро сконцентрироваться. Ему тяжело быстро усвоить сказанное учителем или родителями. А иногда тяжело выполнить не только просьбу, но и уроки делаются до самого позднего вечера.

    Совет: в зависимости от состояния психики и нервной системы, а также индивидуальных особенностей ребенка, вам необходимо научиться правильно планировать его занятия и весь режим дня. Важно, чтобы учеба и отдых чередовались, а сын или дочь могли отдохнуть.

    Негативная обстановка в семье

    1. Если в доме постоянно выясняют отношения, неуважительно относятся друг к другу, то такое поведение старших несомненно сказывается на поведении и состоянии детей.
    2. Вместо того, чтобы думать об уроках и своих детских заботах, ребенок постоянно прислушивается, не начинается ли новый скандал. Постепенно это входит в привычку. Такие дети плохо развиваются как личности, нередко отстают в развитии от своих сверстников психически и физически.
    3. Агрессия, проявленная в сторону детей, да еще и регулярно, делает их замкнутыми и нелюдимыми. Дети перестают обращать внимание на внешний мир, а больше концентрируются на своем внутреннем состоянии. Нередко причиной невнимательности становится страх.

    Совет: родителям в таком случае срочно требуется пересмотреть свое поведение и принимать меры. Для начала немедленно прекратить скандалы в доме, подумать не о своих настроениях, а о ребенке.

    Отсутствие рабочего места

    Иногда в квартире мало места, особенно, если в семье много детей. Элементарно у школьника нет своего стола, спокойной обстановки для выполнения уроков и отдыха.

    Если ребенок делает уроки на кухне или в гостиной, то его могут постоянно отвлекать посторонними разговорами. Работающий круглосуточно телевизор очень мешает сосредоточиться на выполнении заданий.

    В итоге дети перестают на подсознательном уровне вкладывать свои силы в учебный процесс. Такое же поведение проявляется не только при выполнении уроков и в школе, но и в личном общении. Ребенок становится крайне рассеянным, забывает убрать за собой вещи, помыть посуду, приготовить нужные книги и тетради в школу на следующий день.

    Совет: с самого первого класса родителям следует не только продумать, где будет индивидуальное рабочее место ребенка, но и помочь ему организовать свое пространство. А также никакие посторонние раздражители не должны мешать малышу делать уроки: телевизор, музыкальный центр должны быть выключены.

    Слишком большие нагрузки (физические и эмоциональные)

    • К сожалению, в наши дни школьная программа нередко требует от детей максимальной отдачи. Не все справляются с такой нагрузкой. Иногда уроки приходится выполнять до самого позднего вечера. В результате нарушается режим дня, ребенок не высыпается.
    • Постоянная нервозность, напряжение, непонимание учебного материала заставляют детскую психику именно при помощи рассеянности и невнимательности (они выполняют функцию защиты) отгораживаться от слишком большого пласта информации.
    • Огромную роль играют гаджеты. Вместо прогулки на свежем воздухе, сын или дочь опять-таки получают новую информацию из телефона. Мозг работает постоянно в максимально активном режиме. Нервная система истощается.
    • Некоторые родители к тому же стараются заполнить весь день своих детей: записывают их на все кружки. Дети элементарно выматываются, и к концу дня устают не хуже взрослых. В результате может наступить перевозбуждение и бессонница, плаксивость и все та же рассеянность.

    Совет: родителям необходимо учитывать состояние психики своих детей и научиться грамотно распределять нагрузку. Если вы видите, что ребенок перестает справляться, оставьте из 3-х кружков один, но самый любимый, ограничьте время пользования мобильным телефоном и компьютером. Не забывайте проконтролировать соблюдение режима дня.

    Когда нет мотивации

    1. Учиться неинтересно, ходить на кружки не увлекательно. Знакомая ситуация? Уроки делаются наспех, как попало, для родителей и учителей, чтобы лишний раз не трогали.
    2. Особый интерес вызывает только компьютер, общение с друзьями.

    Невозможно вырастить самостоятельного человека с активной жизненной позицией в данном контексте. Необходимо искать и находить интересные стороны в учебе. Без помощи взрослых здесь не обойтись, ведь ребенку все кажется скучным и неважным. А выражается это в полном отсутствии заинтересованности, внимания и концентрации.

    Все причины вполне узнаваемы практически каждым из нас. Вопрос об устранении рассеянности у ребенка должен подниматься как можно раньше, но при этом нужно учитывать все тонкости развития детского организма, исходя из вопросов конкретного возраста.

    Важно не усугубить положение, не внести в жизнь сына и дочки дополнительный стресс, психологическую или эмоциональную травму.

    Что нельзя делать родителям

    От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.

    Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.

    1. Не ругать.
    2. Не насмехаться (“Посмотри на кого ты похож – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
    3. Не сравнивать с другими детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
    4. Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
    5. Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).

    Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.

    Рассеянное внимание у ребенка

    Мы живем в мире, который изменяется настолько стремительно и переполнен таким большим количеством информации, что оставаться сконцентрированным и собранным становится все труднее. Далеко не каждому взрослому под силу сохранять собранность и внимательность даже тогда, когда это очень необходимо. Что уж говорить о детях…

    • Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка
    • Рассеянное внимание у детей: другие причины
    • Рассеянное внимание у ребенка: лечение

    Кроме того, все чаще педиатры ставят своим маленьким подопечным диагноз синдром дефицита внимания. А еще довольно-таки нередко в невнимательность и рассеянность своих чад вносят лепту сами родители. Все эти факторы приводят к тому, что рассеянное внимание у современных детей становится едва ли не нормой.

    Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка

    Впервые диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был описан немецким доктором Генрихом Хоффманом в 1854 году. Он дал характеристику своему пациенту, назвав его непоседой Филом. С тех пор «клинический портрет» Фила сравнивают со многими детьми по всему миру и находят стопроцентные сходства.

    Ребенок с СДВГ очень активен и подвижен. Ему трудно усидеть на одном месте и хотя бы какое-нибудь продолжительное время заниматься одним делом, даже если оно в действительности интересно для него. Таких детей «везде много», и, как правило, везде они что-нибудь, да натворят. Они неаккуратны, неуклюжи, забывчивы, неусидчивы, не способны не только находиться на одном месте, но также не умеют стоять на одной ноге.

    Чаще всего непоседа Фил проявляет себя в школе, когда и ставится врачебный диагноз. Он все время вертится, мешает ученикам и учителю, срывает уроки, вовсе того не желая. Ребенок с СДВГ нередко умен и иногда очень талантлив, но проявить свои способности получается редко. Кроме того, он стремиться все время быть в лидерах, но из-за неумения ладить со сверстниками редко обретает желаемый авторитет.

    Одним словом, такие дети живут в дисгармонии. И говорить об этом можно очень много. Вся соль вопроса в том, что самым ярким, характерным и достоверным признаком синдрома является именно рассеянное внимание у ребенка.

    Дети с СДВГ нуждаются в особом подходе к воспитанию, времяпрепровождению, учебе. Они больше остальных требуют любви и родительского времени. И если Вы заинтересованы в успешном и гармоничном развитии своего ребенка, в благополучном будущем для него, то следует подробно изучить эту тему. А мы тем временем двигаемся дальше.

    Рассеянное внимание у детей: другие причины

    Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируют приблизительно у 5% всех детей в мире, что достаточно немало, и тенденция к увеличению этих цифр стремительно возрастает. Но на практике СДВГ готов поставить своему ребенку почти каждый родитель. Не спешите с выводами. Проанализируйте ситуацию, поведение своего ребенка и свое собственное, методы и приемы его воспитания, условия, в которых малыш живет, учится и отдыхает, его режим и нагрузки. На способность сосредотачиваться влияет огромное множество факторов, которые всегда следует учитывать, прежде чем делать какие-либо выводы.

    В частности, нередко рассеянное внимание у ребенка — это спутник, следствие или результат следующих факторов:

    • Возраст. Чем младше ребенок, тем труднее ему осознанно концентрироваться на чем-то. Но даже новорожденный непроизвольно обращает свое внимание на яркий свет, большую игрушку, громкие звуки, движущиеся предметы. По мере развития малыша этот процесс будет совершенствоваться, и, в конце концов, он научится умышленно задерживать свое внимание на чем-то определенном. А пока он делает это несознательно.
    • Отсутствие режима дня. Педиатры настоятельно рекомендуют родителям с раннего детства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Это будет способствовать не только более гармоничному развитию его нервной системы, но также укрепит физическое здоровье. А отсюда вытекает не только успешность в школе, но и способность концентрироваться вообще.
    • Особенности воспитания. Чрезмерно опекая ребенка и пытаясь ему всячески угодить, мы наносим ему неоценимый вред. Среди прочего страдает и способность к произвольному вниманию. Малыш просто знает, что Вы в любом случае все сделаете вместо него. А если нет необходимости тренировать какой-то навык, то он никак не будет развиваться и совершенствоваться — это же очевидно.
    • Соматические заболевания, то есть телесные, физиологические. Любая болезнь выводит ребенка из строя, приводит к снижению его любых способностей, активности, внимательности. Находится ребенок в состоянии заболевания или сразу после перенесенной болезни, его внимание будет в определенной степени рассеянным: необходим восстановительный период, в течение которого малыш окрепнет и оздоровится.
    • Психические расстройства. Безусловно, нарушения в работе мозга и нервной системы неизбежно влияют и на способность концентрироваться, удерживать внимание на чем-то. Но такие серьезные причины редко имеют место. Если существует проблема психического характера, то ее должен выявить невролог. Вы не можете требовать от такого ребенка повышенной внимательности. Необходимо пройти курс медикаментозной терапии и заниматься с ребенком дома, посещать развивающие детские центры.
    • Дефицит витаминно-минеральных веществ. Трудно найти школьника, у которого не обнаружился бы недостаток того или другого вещества. Плохая экология, синтетические продукты питания, повышенные физические, эмоциональные и умственные нагрузки — все это приводит к ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости и рассеянности.
    • Защитная реакция организма. Если бы мы не могли выборочно обращать внимание на что-то конкретное и не обращать на все остальное, то, пожалуй, сошли бы с ума. Умение человека сознательно концентрироваться является своеобразным защитным механизмом, хотя отвлекающих наше внимание факторов существует большое множество, и очень часто мы обращаем на них внимание непроизвольно. Кроме того, рассеянное внимание у ребенка может быть реакцией на стресс, переутомление, усталость и даже страх. Если он млеет при одной мысли о математических уравнениях, то способность концентрировать свое внимание на уроке, и особенно — на контрольной работе, непроизвольно снижается, внимание рассеивается, страх преодолевает необходимость собраться и сконцентрироваться.
    • Отсутствие интереса. Ну, и банально: родителям и учителям может казаться, что ребенок невнимателен и несобран, между тем он прекрасно умеет сосредотачиваться, но только на интересующих его вещах. Если Вы сели с ним за уроки, но в гости нагрянула бабушка с новой игрушкой в подарок, то все его внимание устремлено точно не на учебу. Если Вы проходите с малышом мимо парка с аттракционами и по дороге повторяете таблицу умножения, то совершенно очевидно и нормально, что все его внимание устремлено на развлекающихся и веселящихся в парке детей. А потому, пытаясь сосредоточить внимание ребенка на чем-то важном для вас, создавайте для этого благоприятную атмосферу и выбирайте подходящее место и время.

    Между прочим, рассеянность и невнимательность может быть следствием генетических факторов (если родители страдают алкогольной зависимостью или психической неустойчивостью; если хотя бы один из них также гиперактивен и страдает синдромом рассеянного внимания) или неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (болезни матери во время беременности, осложнения беременности, резус-конфликтная беременность, тяжело протекающие роды и прочие).

    Однако повысить произвольное внимание ребенка (то есть то, которое он задерживает осмысленно, сознательно), прилагая к этому определенные усилия, можно.

    Рассеянное внимание у ребенка: лечение

    Лишь в редких случаях рассеянное внимание требует медикаментозное лечение. Возможно, не будут лишними иммуностимулирующие и витаминно-минеральные препараты, натуральные успокаивающие нервную систему средства. А в остальном терапия сводится к совместным занятиям с ребенком, установлению четкого режима дня, обеспечению положительных эмоций, сбалансированного питания, достаточной физической активности и полноценного отдыха.

    Даже в случае постановки диагноза СДВГ ноотропные препараты, которыми привыкли лечить данное заболевание в России, в действительности нужны лишь в единичных случаях. А потому акцент делается всегда на поведенческую терапию и создание благоприятных условий для проживания и учебы.

    Родителям можно дать следующие рекомендации, если они замечают, что ребенок невнимателен и рассеян:

    1. Установите четкий распорядок дня. Безусловно, он должен быть гибким и изредка может изменяться в зависимости от обстоятельств, но в целом подъем, отход ко сну, время игр и приемов пищи должны распределяться в течение дня и иметь фиксированные временные промежутки.
    2. Наделите ребенка определенными обязанностями, которые будут отвечать его возрасту и возможностям. Не нужно выполнять вместо него то, что он способен сделать сам, и по первому зову удовлетворять его прихоти и желания. Пусть убирает после себя посуду со стола, застилает кровать после сна, собирает свои игрушки и наводит порядок в собственной комнате. Попросите его помочь налепить пироги, полить цветы или еще что-то, посильное для него.
    3. Дайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Гиперопека вредит детишкам, не дает им проявить себя, развиваться свободными и самодостаточными. Принимайте решения совместно, советуйтесь с ребенком, обсуждайте семейные вопросы.
    4. В то же время не лишайте его помощи и не оставляйте наедине со своими проблемами. Он должен знать, что в любой ситуации Вы готовы ему помочь, но не сделать все вместо него. Это касается и уроков, и выполнения различных заданий, и разрешения конфликтов или жизненных ситуаций.
    5. Занимайтесь с ребенком. С раннего детства проводите совместные занятия, которым необходимо отводить одно и то же время в дневном распорядке. Это должно быть что-то интересное для малыша. Если он не способен хотя бы на какое-то время задерживать свое внимание на чем-то одном, начните с малого. Возьмитесь вместе построить пирамиду или раскрасить несложный рисунок. Обращайтесь к нему, возвращайте его внимание к занятию, привлекайте к действию: «Сережа, а возьми-ка теперь этот кубик», «Маша, посмотри: осталось раскрасить только серединку цветочка», «Никита, послушай».
    6. Используйте игры для повышения концентрации, улучшения внимания и наблюдательности. Такие есть в продаже (самые элементарные — детские пазлы, тематические карточки), но поиграть можно, даже стоя в очереди или идя по улице. Например, один из вас называет три характеристики загаданного предмета, а другой должен найти его в поле видимости (это может быть сумка рядом стоящей женщины, картина на стене, заколка в волосах, припаркованная неподалеку машина).
    7. Помогите ученику не бояться, полюбить «тяжелый» предмет. Вместе развяжите задачку, поразмыслите вслух над решением примера: как только он поймет, что нужно делать, и у него начнет получаться — он полюбит учиться! Важно также создать условия, в которых ребенку с рассеянным вниманием будет легче сосредоточиться на задании: выключите компьютер и телевизор; уберите с комнаты зеркала, игрушки, другие притягивающие внимание предметы; усадите его так, чтоб он не имел возможности рассматривать происходящее за окном. Пусть ему будет не на что отвлекаться.
    8. Не забывайте про похвалу. Хвалите за малейшее достижение, но не переборщите. Выделяйте только заслуги ребенка: молодец, у тебя получилось, ты сделал все правильно и так далее. Безусловно, для этого нужно позаботиться, чтобы любое дело, за которое принимается ребенок, имело хотя бы какой-то успех.
    9. Грамотно подберите для ребенка вид физической активности. Слабым детям не подходят интенсивные тренировки; гиперактивному ребенку следует подобрать вид спорта, предусматривающий достаточную физическую активность, но исключающий эмоциональные переживания (к примеру, соревнования, командные азартные игры).
    10. Исключайте эмоциональное и физическое переутомление за несколько часов до сна: лучше это время заполнить спокойными, расслабляющими занятиями (чтением, разрисовыванием, конструированием).

    И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого. Жизнь настолько насыщенна и интенсивна, что порой просто невозможно все время оставаться в тонусе. Находите в этой суете возможность отдохнуть и расслабиться, на время отложив все заботы в сторону. Выезжая иногда вместе с ребенком в лес, устраивая семейные игры и развлечения, Вы дадите себе и ребенку возможность перезагрузиться, снять напряжение и усталость, которые все время накапливаются.

    И никогда не сбрасывайте с весов особенностей разных типов темперамента и характера: все мы от природы обладаем неодинаковыми способностями к усидчивости, внимательности и кропотливости. А любить детей необходимо независимо от его успеваемости, от оправдания наших надежд и ожиданий, которые часто бывают завышенными и необъективными.

    Читайте также:  Стеноз пищевода: симптомы, лечение, степени и классификация
    Ссылка на основную публикацию