Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре « Гномики и домики » ( Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)
  • 5. Карточки Домана «Цвета»

    Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

    Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

    Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

    Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

    6. Настольные игры

    После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

    Колорама ( Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

    Развивающие мультфильмы

    Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

    Книги

    Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

    Из обучающих книг можно посоветовать:

    «Учим цвета и числа» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ),

    либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

    А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» ( Ozon , My-shop , Read ).

    На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

    Как научить ребенка различать цвета (игры для детей с 1,5 лет)

    Татьяна Осипова
    Как научить ребенка различать цвета (игры для детей с 1,5 лет)

    Изучение цветов очень увлекательно и родители могут помочь малышу в этом интересном деле!

    Для начала, объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

    В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

    Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

    Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

    Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

    Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку,если он ошибается: «Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

    Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

    Игра «Бабочки на цветке»

    Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т. д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.

    Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т. д.».

    Игра «Маленький строитель»

    Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цветдеталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

    Игра «Цветная уборка»

    Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т. д.»

    Игра «Строим башню»

    Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

    Игра «Принеси одежду»

    Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду,скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.

    Можно усложнить игру, разложиводежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

    Игра «Все цвета радуют»

    Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

    Игра «Светофор»

    Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».

    Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

    Игра «Сортируем игрушки»

    Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).

    Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

    Игра «Что бывает зелёным?»

    Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.

    Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

    Игра «Чудо — радуга»

    Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

    И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!

    10 правил научить ребенка слушаться Психика ребёнка это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии.

    Консультация «Как научить ребенка читать?» Если ребенок не любит читать. Причины: 1. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры.

    Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры? Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют “ведущей” –.

    Консультация «Как научить ребенка общаться?» Как научит ребенка общаться? Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством,.

    Консультация «Как научить ребенка рисовать» Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что.

    Консультация «Как научить ребенка слушаться?» Простые правила: 1 .Не отменяйте установленные требования и распоряжения без крайней на то необходимости. Ребенок должен знать,что не подлежит.

    Читайте также:  Сухая экзема на руках и ногах – причины, симптомы и лечение

    Консультация «Как научить ребенка узнавать и называть цвета» Общеизвестно, что в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих узкий кругозор и соответственно небогатый словарный запас.

    Конспект ООД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Учимся различать цвета» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» Конспект организованной образовательной деятельности.

    Консультация для родителей «Как учить детей различать и называть основные цвета» Как учить детей различать и называть основные цвета (консультация для родителей) 1. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины.

    Консультация для родителей по ФЭМП «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей «Как научить ребенка цветам» Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать.

    Игры на изучение цвета.
    картотека по коррекционной педагогике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    igry_na_izuchenie_tsveta.docx22.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА.

    Изучение цветов очень увлекательно и родители могут помочь малышу в этом интересном деле.

    Для начала, объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

    В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

    Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т.д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

    Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

    Изучение цвета можно начать с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т.д.

    Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: «Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

    Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

    1. Игра «Бабочки на цветке».

    Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
    Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

    2. Игра «Маленький строитель».

    Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

    3. Игра «Цветная уборка».

    Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.».

    4. Игра «Строим башню».

    Используем конструктор с крупными деталями, выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь, называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

    5. Игра «Принеси одежду».

    Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет. Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т.д.».

    6. Игра «Все цвета радуют».

    Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

    7. Игра «Светофор».

    Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».

    Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

    8. Игра «Сортируем игрушки».

    Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т.д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т.д.). Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

    9. Игра «Что бывает зелёным?»

    Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т.д. Эта игра способствует развитию воображения.

    10. Игра «Чудо — радуга».

    Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно. И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторг!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры по принципу парности.

    Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусств, дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с д.

    картотека игр Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только п.

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Предлагаю поиграть с детьми в игры на изучение всех Цветов радуги, которые необходимо знать ребенку. Учить цвета играя – это весело и интересно. .

    Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Мягкий большой куб сделан из поролона,каждая грань своего цвета.На ней пришит кармашек в который нужно положить предмет определенного цвета.П.

    Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете( величина, форма, цвет).

    Игры на развитие цветового восприятия у детей 4-7 лет

    Игры, развивающие цветовое восприятие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Мир многообразен, и многообразие его проявляется, в том числе, и в его цветах и их оттенках. Примерно к 3—3,5 годам (впрочем, часто даже раньше)дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же закреплять полученные знания о цвете надо. При этом важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. Например, рассказывая ему о временах года, нужно обратить его внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью, а рассказывая о дожде, обязательно показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.

    Поройтесь в памяти: в вашем арсенале наверняка найдется много игр, позволяющих ребенку развить цветовое восприятие. Например, поиграйте с ребенком в «третий лишний», где «лишним» будет предмет другого цвета. Давайте ребенку несложные задания, например, раскрасить картинку нужными цветами, подобрать для любимой куклы косыночку того же цвета, что и ее сарафан, составить узор- орнамент из элементов разных цветов, отобрать из мячиков (флажков, кубиков) только красные (желтые, синие) и т. д. А как-нибудь устройте и небольшое волшебство: рисунок, нарисованный простым карандашом, расчертите на неровные «кусочки», каждый из которых как-нибудь отметьте. А потом дайте ребенку задание (например: «Закрась все кусочки с двумя точками внутри серым цветом, а с одной — розовым, и тогда ты узнаешь, кто решил учиться танцевать»). Ребенок с удовольствием будет выполнять это задание, ведь интересен не только сам процесс, но и результат. И вот все кусочки закрашены цветными карандашами, и становится ясно, что нарисован. танцующий слон!

    Как видите, мы немного пофантазировали. Но и вы не бойтесь фантазировать: предложенные нами игры вы можете варьировать и моделировать по-своему, приспосабливаясь и к возрасту ребенка, и к его индивидуальным особенностям. Предлагаем вам некоторые варианты игр на цветовое восприятие.

    Кошка и мышки

    Возраст: 4 — 6 лет.

    Цель игры: научить детей различать цвета, разбираться в том, какой цвет как называется. Кроме того, игра развивает внимание и быстроту реакции.

    Необходимое оборудование: «кошки» (два одинаковых пластиковых стаканчика, например из-под йогурта), «мышки» (разноцветные пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц, к одной из половин которых прикреплены шнурки – «хвостики» длиной 20—25 см), игральный кубик с разноцветными гранями (цвета кубика должны соответствовать цветам «мышек»), небольшой столик, два стула. «Мышек» должно быть 9—10.

    Ход игры (дети играют в нее парами по очереди). Ведущий на одном конце столика раскладывает «мышек» в ряд так, чтобы их «хвостики» наполовину свисали со стола. На противоположную сторону стола ведущий ставит «кошку» (стаканчик, перевернутый вверх дном).

    Дальнейший сценарий игры зависит от возраста детей.

    Если играют дети 4—5 лет, то игра должна проходить следующим образом. Один из участников будет играть за «мышек», другой — за «кошку», взяв один пластиковый стаканчик. Ведущий бросает кубик. Тот, кто играет «мышками», должен быстро дернуть за «хвостик» «мышку» того цвета, который выпал на игральном кубике. Тот, кто играет за «кошку», должен попытаться успеть поймать «мышку», накрыв ее сверху стаканчиком. Если «мышка» поймана, то ее забирает играющий за «кошку», а если не поймана, то ее берет играющий за «мышек». Игра продолжается до тех пор, пока все «мышки» не окажутся задействованными в ней. После этого нужно подсчитать результаты. У кого из двух игроков оказалось больше «мышек», тот и победил. Теперь игроков можно поменять местами или пригласить поиграть новую пару ребят.

    Если играют дети 5—6 лет, то игру можно усложнить еще больше. Правила остаются теми же, но первый игрок должен будет одновременно спасать от «кошки» двух «мышек», дергая их за «хвостики», а второй игрок будет пытаться поймать сразу двух «мышек», стараясь накрыть их двумя стаканчиками (он будет держать по стаканчику в каждой руке). В этом случае на стол нужно будет выложить по две «мышки» одинакового цвета (общее количество «мышек» можно оставить тем же).

    Примечание. По сути в эту игру можно начинать играть и в более раннем возрасте, важно лишь упростить ее. Если в «Кошку и мышек» играют дети 2—3 лет, то достаточно просто предложить им спрятать от «кошки» «мышку» определенного цвета (цвет называет ведущий). С возрастом дети станут более ловкими, и тогда им, конечно, можно будет предложить и усложненный вариант этой игры.

    Волшебные крышечки

    Возраст: 4 — 5 лет.

    Цель игры: научить детей распознавать разные цвета, соотносить между собой одинаковые по цвету предметы. Кроме того, игра способствует развитию моторики пальцев.

    Необходимое оборудование: игрушка, «от лица» которой будет проводиться игра (наш вариант — Зайка, но можно использовать любую другую игрушку из тех, которые можно надеть на руку и с помощью которых можно показать кукольный спектакль), разноцветные крышечки от пластиковых бутылок, мешочек из плотной ткани. Крышечки (без надписей) нужно накрутить на горловину бутылки с кольцом (оно остается на горлышке после открывания бутылки). Горловину нужно отрезать от бутылки в месте, где заканчивается резьба, срез обработать с помощью наждака или шкурки, чтобы ребенок не поранился.

    Ход игры (в нее можно играть всей группой). Воспитатель представляет детям Зайку, объявляет, что Зайка принес детям новые игрушки. Крышки высыпаются из мешочка, каждый участник игры получает по крышечке и рассматривает ее. Зайка предлагает поучиться откручивать и закручивать крышку. После того как дети проделывают это несколько раз, Зайка предлагает детям открутить крышки и положить их в мешочек. Крышки складываются, мешочек несколько раз встряхивается, чтобы крышки перемешались. У каждого участника игры остается горловина от бутылки с надетым на нее кольцом.

    Детям предлагается по очереди подходить к мешочку и доставать оттуда крышку, не заглядывая внутрь. Конечно, скорее всего игроку достанется крышка другого цвета, чем кольцо. В этом случае игрок должен поискать, у кого из ребят есть кольцо того же цвета, и отдать крышечку ему.

    В конце игры Зайка хвалит детей за то, что они справились с заданием (правильно накрутили все крышечки на горловины) и помогали друг другу.

    Примечание. Игру можно разнообразить. Например, можно не складывать крышечки в мешочек, а разложить их в помещении на полу или на предметах мебели. Тогда игра получится не только развивающей, но и подвижной: детям придется побегать, прежде чем они смогут найти крышечку «своего» цвета. Можно также заранее накрутить на каждую горловину крышечку «не того» цвета и раздать их игрокам, которые должны потом самостоятельно обменяться крышечками. Если играют дети старшего возраста, то каждому из них можно вручить по две-три крышечки (одного цвета или разных цветов).

    Возраст: 4 — 5 лет.

    Цель игры: научить детей различать предметы разных цветов, складывать их в определенном порядке по цвету. Кроме того, игра закрепляет навыки счета до 10.

    Необходимое оборудование: крупные деревянные или пластмассовые бусины (с этой целью можно использовать деревянные шарики или пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц со сквозными отверстиями), деревянный стержень или толстая, но мягкая проволока.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям шарики и обращает их внимание на то, что они разных цветов, после чего предлагает детям самостоятельно назвать эти цвета (если играют дети младшего возраста, то ведущий берет все объяснения на себя). Затем детям дается самое простое задание: собрать на стержень бусины одного цвета (например, желтого). Дети разбиваются на пары и выполняют задания: один насаживает бусины на стержень, а другой помогает отыскивать бусины нужного цвета. Затем ведущий дает задание собрать бусины другого цвета (например, синего). Выигрывает та пара, которая быстро и правильно набирает бусины на стержень.

    Примечание. Для детей более старшего возраста (4,5—5 лет) игру можно усложнить. Ведущий может, например, попросить детей последовательно нанизывать две красные и три синие бусины, одну белую и одну зеленую, составляя различные узоры из бусин. Кроме того, сами предметы игры могут впоследствии стать поощрительными призами: ребенку можно подарить сделанное своими руками «ожерелье» или выставить его как доказательство мастерства на стенде или в другом видном месте.

    «Цветные» шаги

    Возраст: 6 — 8 лет.

    Цели игры: закреплять знания об основных цветах, узнавать названия их оттенков, развивать подвижность и быстроту реакции у детей.

    Ход игры (играет 8—10 человек, один из них исполняет роль ведущего). Участники игры становятся в ряд, ведущий отходит примерно на 7—8 м от них и поворачивается к ним спиной. Потом дает команды участникам игры, например, такие: «Всем, у кого в одежде есть желтый цвет, сделать три шага вперед». После этого ведущий поворачивается и наблюдает за правильностью выполнения его задания (участники игры должны показывать на себе нужный цвет). Затем ведущий отворачивается и дает следующую команду, например: «Всем, у кого есть синий цвет в одежде, сделать шаг назад». Поскольку этот цвет может оказаться и у тех, кто перед этим делал шаги вперед, расстановка участников на игровом поле сразу же меняется. Тот, кто сможет первым добраться до ведущего, меняется с ним местами, а ведущий занимает место среди остальных игроков. Игра начинается заново.

    Белые прятки

    Возраст: 5 — 6 лет.

    Цель игры: развивать у детей умение распознавать разные предметы одного и того же цвета. Игра развивает внимание и наблюдательность.

    Необходимое оборудование: различные предметы белого цвета (игрушки, кубики и т. д.), всего пять—шесть предметов.

    Ход игры (в эту игру можно играть зимой на улице). Ведущий — кто-то из родителей, воспитатель — перед игрой, так, чтобы не видели участники, раскладывает на площадке в снегу различные предметы белого цвета. После этого игра начинается. Ведущий объясняет, что спрятал предметы белого цвета, и предлагает их найти. Побеждает тот, кто сумеет обнаружить как можно больше спрятанных предметов.

    Примечание. «Белые» прятки очень легко можно превратить в «цветные». Например, на площадке (или в помещении) предварительно можно спрятать равное количество предметов разных цветов, а по ходу игры давать игрокам команды (например, найти все предметы синего цвета или все красного и т. д.).

    Собираем угощенье

    Возраст: 4 — 5 лет.

    Цель игры: учить детей подбирать разные предметы по цвету. Игра развивает быстроту реакции и аккуратность.

    Необходимое оборудование: два разноцветных игрушечных сервиза, состоящих из одинакового количества предметов, две однотонные салфетки или небольшие скатерти, соответствующие по цвету посуде, два столика.

    Ход игры. Ведущий застилает каждый из столов скатертью одного цвета и перед столами расставляет посуду из обоих сервизов, намеренно перемешав предметы. Выбрав двух игроков, ведущий объясняет правила игры. Задача игроков — по сигналу ведущего расставить посуду на столе. Обязательное условие: цвет посуды должен соответствовать цвету салфетки. В этой игре выигрывает игрок, который не только правильно выберет предметы по цвету, но и накроет на стол быстро и аккуратно.

    Наряжаем елочку

    Возраст: 5 — 6 лет.

    Цель игры: учить детей выбирать предметы заданного Цвета. Игра развивает у детей быстроту реакции.

    Необходимое оборудование: две небольшие одинаковые искусственные елочки (или две еловые ветки), разноцветные елочные украшения из небьющегося материала. Необходимое условие: должно быть одинаковое количество елочных игрушек одного цвета.

    Ход игры (одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные — болельщики). Ведущий объявляет, что к Новому году надо нарядить елочку, но не так, как это делается обычно, а игрушками одного цвета. После этого ведущий устанавливает елочки на столе и на равном расстоянии от столов кладет коробку со сложенными в нее елочными игрушками. Чуть дальше коробки проходит стартовая черта. Затем ведущий ставит задачу перед каждым из игроков. Один, например, должен украсить елочку игрушками красного цвета, другой — синего. Игра начинается. По команде ведущего участники игры достают из коробки игрушки нужного цвета (за один раз можно взять не больше одной) и наряжают елочку. Побеждает тот, кто быстрее перебрал игрушки, правильно выбрал нужные и первым украсил елочку. После этого можно выбрать новых участников игры и дать им задание — украсить елочки игрушками других цветов (уже развешанные в предыдущей игре украшения снимать не надо). В конце игры совместными усилиями ребята нарядят елочки, которые украсят группу к празднику.

    Примечание. Разумеется, остальные ребята не должны оставаться в стороне от игры, их роль — активно «болеть» за своих друзей.

    Цветочная полянка

    Возраст: 5 — 6 лет.

    Цель игры: учить детей дифференцировать однородные предметы различных цветов. Игра развивает быстроту и ловкость движений.

    Необходимое оборудование: вырезанные из цветного картона цветы (по 8—10 каждого цвета).

    Ход игры. Ведущий раскладывает цветы в произвольном порядке на полу и объясняет детям, что это цветочная полянка, на которой можно нарвать красивые цветы для букета. После этого ведущий выбирает игроков и дает им задание: каждый игрок должен собрать на полянке цветы какого-то одного цвета. На счет «Раз! Два! Три!» (считают громко хором все остальные) игра начинается: игроки должны быстро пробежать по «полянке» и собрать все цветы заданного ведущим цвета. Побеждает тот, кто сделает это быстро и правильно. После этого дети говорят: «Полянка, расцветай!», и ведущий вновь раскладывает цветы на полу, после чего выбирает новых игроков, и игра возобновляется. Играть в нее можно, пока не надоест.

    Цветные дорожки

    Возраст: 5 — 8 лет.

    Цель игры: развить у детей цветовое восприятие. Кроме того, игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.

    Необходимое оборудование: три одинаковых комплекта цветных кубиков, или вырезанных из цветного картона квадратиков, или других геометрических фигур.

    Ход игры. В игре одновременно принимают участие два человека. Кроме того, необходим ведущий, роль которого с успехом могут сыграть родители, воспитатель или учитель. Ведущий и игроки берут себе по комплекту кубиков, после чего игра начинается. Для начала ведущий раскладывает кубики в линию вплотную друг к другу в произвольном порядке. Дав игрокам 15—20 секунд посмотреть на получившуюся комбинацию кубиков, он закрывает свою цветную дорожку. Задача игроков — повторить действия ведущего, составив кубики в том же порядке, в точности воспроизведя сочетание цветов. После этого дорожка ведущего открывается и игроки сверяют с ней то, что у них получилось. Выигрывает тот игрок, который выполнил дорожку лучше другого. Если же верно сложили дорожки оба игрока, то побеждает тот, кто сделал это быстрее.

    Примечание. Можно придумать немало вариантов этой игры, усложнив ее. Например, можно постепенно увеличивать количество кубиков, задействованных в игре. Так, допустим, начать с небольшой дорожки из 5 кубиков и постепенно увеличивать их количество до 15 и даже 20. А еще можно задействовать в игре кубики только двух-трех цветов, причем раскладывать их в определенной последовательности, например: красный + синий + красный + синий + красный. Постепенно количество цветов следует увеличивать и кубики раскладывать уже не в некоей последовательности, а совершенно произвольно. Также можно ввести в игру и разные геометрические фигуры: кубики чередовать с конусами и пирамидами, квадратики — с кружками, треугольниками и ромбами.

    В последнем случае игра будет выполнять двойную задачу: учить детей воспринимать не только цвет предметов, но и их форму, развивая их память и зрительное внимание.

    5 действенных методик, которые помогут научить ребёнка различать цвета

    Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

    1. Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка
    2. Советы и рекомендации опытных мам и пап
    3. Пять методик
    4. Учимся в игре
    5. Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета
    6. Если что-то идёт не так
    7. Видео инструкции и советы

    Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

    Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

    Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

    Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2—3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать — грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

    Советы и рекомендации опытных мам и пап

    Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

    Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

    Пять методик

    Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более. Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.

    1. Неформальное обучение. Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две — молодец!
    2. Творческий подход. На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также:О чем говорит детский рисунок
    3. Использование игрушек. В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
    4. Интерактивные книги. Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
    5. Сюжетные игры. Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры – вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

    Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

    Учимся в игре

    Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

    Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

    Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

    “Ура. Радуга”. Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

    Игра “Половинки цветка” также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

    Или, например, игра для малышей «Цвета» . Она представляет собой дидактическую мозаику для малышей. Состоит из восьми картонных карточек большого размера, разрубленных на 2 элемента по технологии PUZZLE. На одних половинках карточек изображены знакомые малышам предметы, а на других — соответствующие им по цвету карандаши.
    А еще хорошая развивающая игра «Волшебный цвет» В комплекте:игровое поле (33 х 48 см в разворот) — замок на берегу реки, маленькая книжка с текстом и заданиями «Путешествие в Гномию или Цветное царство» и набор многоразовых наклеек — гномы, крот, все цвета радуги и другое. . Все цвета радуги на твоей волшебной
    палитре. Дети отправляются в сказочную страну, где живут разноцветные гномы. Играя с волшебными липучками, они узнают, что такое цвета радуги, основные цвета, холодные и теплые, контрастные и сближенные. Добрые волшебники расскажут, как создавать новые цветовые сочетания, что поможет ребенку, когда он возьмет в руки краски и кисти.

    Если что-то идёт не так

    Некоторые родители и педагоги, видя, что ребёнок упорно продолжает путать цвета, могут делать ошибочные выводы в отношении умственных способностей малыша. Если с подобной ситуацией столкнулись и вы, не спешите. У некоторых детей может быть банальная задержка раннего развития, но со временем все образуется и ребёнок догонит своих сверстников.

    Ещё одна причина, по которой детки могут не различать цвета — нарушение светочувствительности. Это когда у ребёнка нарушено восприятие каких-то отдельных цветов и оттенков. При этом часто бывает, что такие нарушения не диагностируются вообще, так как малыш научился различать цвета по яркости и контрасту.

    Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами, среди которых стоит выделить три основные:

    1. Изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике.
    2. Своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов.
    3. Проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше.

    Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.

    Каждый понимает, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и уметь их называть. Конечно, ребенок не может запомнить сразу все цветовое многообразие, но базовые цвета, такие как: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный он должен различать и знать.

    Видео инструкции и советы

    В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились.

    Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

    Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

    Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

    Когда мой ребенок был маленький, мы запоминали цвета при помощи сравнения самых элементарных вещей. Например я брал желтый карандаш и мы сравнивали его с солнышком, синий- с небом и т.д. Тут представлены тоже очень хорошие методы запоминания, которые можно выбрать, но, как говориться, каждому свое.

    На мой взгляд детские игрушки часто устроены так, что в них разнятся и формы предметов и цвета. С помощью таких предметов тяжело оценить цветовое восприятие ребенка, поскольку у него наверняка происходит рассеивание внимания на все разнообразие игрового материала. Таким образом, чтобы поучиться различать цвета, а вернее находить одинаковые, я бы посоветовала игрушку в виде предметов одной формы и одного размера, различающиеся только в цвете, которые необходимо определить на свое место с соответствующим цветом.

    Хорошие советы, но грамматические ошибки в тексте портят все впечатление!
    Правописание -ться и тся.

    Спасибо за практические рекомендации. У нас есть некоторые затруднения в освоении цветов. Очень своевременно прочитала, думаю, воспользуюсь некоторыми вашими советами.

    14 игр на изучение цвета, которые увлекут ребенка

    1. Ходим по разноцветным следам

    Для этой веселой игры, которая помогает закрепить понимание направлений и названия цветов, понадобятся вырезанные “следы” разных цветов, или можно воспользоваться готовым набором. “Следы” раскладываем на ковровой дорожке и поворачиваем их в разном направлении. Затем просим ребенка прыгать по следам, называя цвет и направление – влево, вправо, вперед-назад.

    2. Сортируем по цветам

    Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нем цветные круги. Затем приготовьте много пластилиновых шариков таких же оттенков. Попросите ребенка наклеить пластилиновые шарики по цветным кругам – игру можно усложнить, если играть на время или использовать щипчики для захвата пластилиновых шариков.

    3. Сажаем бабочку на цветочек

    Вместе с малышом нарисуйте и вырежьте из бумаги или картона цветы и бабочек четырех основных цветов: красного, желтого, синего и зелёного. Бабочек можно украсить пайетками или узорами. Попросите малыша посадить каждую бабочку на цветок соответствующего цвета. А потом можно поиграть с малышом, давая ему разные задания: посади синюю бабочку на желтый цветок, а зелёную – на синий, красную – на зелёный, а желтую – на красный.

    4. Делаем ёжика

    Чтобы играть в эту игру, вам понадобятся разноцветные прищепки. Из картона вырезаем ёжиков четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого). Расскажите малышу историю: четыре рассеянных ёжика перепутали иголки – на каждом из них надеты прищепки разных цветов. Помоги ёжикам: прикрепи на зелёного ежа зелёные иголки, на синего – синие, и так далее. Если прищепок нет, можно слепить ёжиков из пластилина, а в качестве иголок использовать зубочистки, выкрашенные в нужные нам цвета.

    5. Наполняем ведерко цветом

    Для игры понадобится ведерко или корзинка не слишком маленького размера. Сначала спросите ребенка, какой у него любимый цвет – с него и начнем игру! Например, начинаем с красного: собираем в корзинку все предметы красного цвета, которые находим вокруг. После того, как ведерко наполнилось, выкладываем красные предметы на пол и начинаем собирать предметы другого цвета – например, синего. После того, как все цвета собраны, можно посмотреть, какого цвета оказалось больше.

    6. Собираем головоломку Танграм по схемам

    Предложите ребенку разобрать “волшебный квадрат” на детальки и посмотреть, сколько разных предметов можно из них сложить: фигурки любимых животных, домик, машинку и так далее. Можно придумывать сказки и сюжеты с получившимися фигурками. Дети постарше смогут повторять схемы по карточкам. А отдельной задачкой будет сложить детали обратно в рамку – далеко не у всех взрослых это получается с первого раза.

    7. Строим башню из кубиков

    Чтобы поиграть в эту игру, понадобятся разноцветные кубики. Взрослый берет кубик, например, красного цвета, ставит его и говорит: “Я поставил красный кубик”. Ребенок тоже берет красный кубик и ставит его. Взрослый продолжает строить башню: “Я поставил оранжевый кубик” – и просит малыша повторить. Так выстраиваем башню из кубиков разных цветов. В процессе игры можно путать ребенка, называя неправильный цвет: например, “Я поставил зеленый кубик” – про голубой. Ребенку надо понять, что вы перепутали, и взять правильный кубик.

    8. Играем с продуктами

    Разложите перед ребенком на столе разные овощи (помидор, огурец, баклажан), фрукты (апельсин, лимон, виноград) и другие продукты (например, синяя пачка с макаронами) разных цветов – нужно, чтобы присутствовало как можно больше цветов. Попросите малыша рассортировать продукты по цветам, а еще так можно изучать оттенки.

    9. Ходим по цветному ортоковрику

    Ортопедические коврики с цветными модулями позволяют не только массировать ступни, но и изучать разную фактуру, цвета и выполнять развлекательные задания: попросите ребенка покрутиться вокруг своей оси пять раз на поверхности “камешки”, затем прыгнуть на модуль “трава”, перешагнуть и потоптаться как косолапый медведь на модуле “шишки” и так далее. В помощь родителям – буклет с веселыми стишками и заданиями, а детям особенно нравится собирать и разбирать коврик – например, раскладывая цвета радуги по порядку!

    10. Ищем цвета на прогулке

    Играть в эту игру можно по дороге в детский сад, на прогулке в парке или стоя в автомобильной пробке. Играющие по очереди дают друг другу задание – найти предмет какого-то цвета: найди что-то красное, найди что-то желтое и так далее.Такими находками могут быть зеленая трава, синее небо, красный светофор, желтые листья, фиолетовый плащ.

    11. Сортируем цветные колечки

    Предложите ребенку сыграть в игру-сортировку и разложить шарики и колечки по чашечкам «своего» цвета. Затем установите на столе деревянные стержни и предложите ребенку построить пирамидку, а потом надеть цветные шарики на веревочку и сделать длинную гусеничку.

    12. Ищем домик для матрешки

    Для игры понадобится набор цветных матрешек. Перед игрой возьмите лист бумаги и обведите на листке круглые основания куколок карандашами нужного цвета. Теперь разберите матрешки и перемешайте части. Попросите малыша для начала собрать куколок, а затем подобрать для каждой домик, подходящий по цвету и по размеру.

    13. Наряжаем гномиков

    Предложите ребенку сделать так, чтобы ни один гном не остался без головного убора и без своего уютного стаканчика! Попросите надетьмягкие фетровые колпачки на головы человечков в соответствии с их цветами и затем подобрать каждому подходящий стаканчик. Конечно, как и все игры с одушевленными персонажами, игра с гномиками предполагает неограниченное число сюжетов: их можно отправлять «на работу», катать на машине, спасать от непогоды и усаживать за обеденный стол. А, может быть, у одного из гномиков сегодня день рождения?

    14. Играем в музыкальные колокольчики

    Сочинять музыку – одно из любимых занятий детей: предложите малышу с помощью набора из 8 музыкальных колокольчиков придумать веселую мелодию. Взрослый может подсказывать «правильные» ноты, называя цвет колокольчика. А еще, можно написать порядок нот, начертив на бумаге цветные круги в соответствии с цветами колокольчиков – ребенок обрадуется, когда, повторив ноты по указанным цветам, получит настоящую песенку.

    Хотите еще варианты игр? Читайте статью “10 игр для изучения цветов радуги”

    Как научить ребёнка различать цвета: 6 методик от детского офтальмолога

    Окружающий мир, благодаря его краскам, оттенкам и полутонам, является для детей основным источником информации, позволяющим стимулировать сложные процессы трёхмерного изображения. Мы учим цвета с ребёнком для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие, помогая ориентироваться в разнообразии вещей, предметов, элементов живой и неживой природы.

    Когда стоит начать обучение цветам?

    Ребёнок к первым 2 — 3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.

    В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, жёлтый, синий и 1 сложный — зелёный. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока ещё сложно. В каждом конкретном случае всё зависит от развития речи и мышления.

    Как научить ребёнка различать цвета?

    Существует множество методик, как научить ребёнка цветам.

    6 способов, как выучить цвета с ребёнком

    Способ № 1. «Пробуждаем творчество»

    Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1 — 2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

    Изначально рисовать придётся родителю.

    Способ № 2. «Дорисовываем картинку»

    Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определённые мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ёжику — иголок.

    Ребёнку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.

    Способ № 3. «Игра с интерактивной игрушкой»

    Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает всё с песенками, стихами и загадками.

    Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребёнка.

    Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.

    Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.

    Способ № 4. «Сортировка»

    Способ хорош для детей 3 — 4 лет. Необходимо попросить малыша разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребёнок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.

    Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Ещё одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.

    Способ № 5. «Цветовой день»

    Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребёнок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.

    Способ № 6 «Я расскажу тебе о цветах»

    Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребёнком на руках. Мама рассказывает малышу всё, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка.

    Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребёнка формируются определённые смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.

    Заболевания, при которых невозможно выучить с ребёнком цвета

    Стоит помнить, что если ребёнок в 4 года не различает цвета, не может запомнить то, что кажется элементарным, хочет учиться, но не может узнать один, два или даже три цвета, не ругайте его, а обратитесь к врачу-офтальмологу.

    Используя таблицы Рабкина, а затем определённый светофильтр, врач может установить нарушение чувствительности к 1, 2 или даже всем 3 основным цветам. Вылечить аномалию на данном этапе развития медицины невозможно. Однако для детей и взрослых были предложены очки с особо изготовленными линзами, работающими как светофильтр.

    Очки изготавливаются специально, в зависимости от существующего нарушения чувствительности. Светофильтр может быть красный, синий, зелёный, а также сочетающий, как 2, так и 3 оттенка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *