Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей. Расстройство привязанности у приёмных детей: что это?

Расстройство привязанности у приёмных детей: что это?

Психологическая привязанность – это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В младенческом возрасте ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то чувство привязанности было сформировано, но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование привязанности ребёнка к новой семье может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, не будет демонстрировать привязанность, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы “терапевтического воспитания”:

Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей – сначала позаботьтесь о себе!

Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте “естественные последствия”. Но когда такие последствия “наступают”, проявите сочувствие к вашему ребенку.

Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

  • Причины расстройств привязанности у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы расстройств привязанности у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение расстройств привязанности у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Патогенез

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Проблемы привязанности и реактивное расстройство привязанности

Привязанность — это глубокая связь между ребенком и тем, кто его воспитывает. Она глубоко влияет на развитие ребенка и его способность выражать эмоции и строить отношения. Если вы — родитель ребенка с расстройством привязанности, то, возможно, вы уже изнурены попытками найти взаимопонимание с ним. У ребенка с небезопасной привязанностью или нарушением привязанности не хватает навыков для создания глубоких отношений. Однако с помощью приведенных здесь инструментов м здоровой дозы терпения и любви вы сможете решить проблемы с привязанностью.

Суть проблем привязанности и ее нарушений

Дети с нарушениями привязанности или другими проблемами привязанности сталкиваются с затруднениями в налаживании отношений с людьми и управлении своими собственными эмоциями. Это приводит к отсутствию доверия и самоуважения, страху стать кому-то близким, гневу и желанию все контролировать. Ребенок с расстройством привязанности чувствует себя одиноким и не ощущает себя в безопасности.

Так почему же у одних детей развиваются расстройства привязанности, а у других — нет? Ответ лежит в процессе формирования привязанности, который опирается на взаимодействие обоих родителей и ребенка.

Расстройства привязанности — это результат негативного опыта отношений. Если дети постоянно чувствуют себя брошенными, изолированными, беспомощными или ненужными по какой-либо причине, они понимают, что не могут полагаться на других и что мир — это опасное и страшное место.

Что вызывает реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности?

Реактивное расстройство привязанности и другие проблемы привязанности возникают, когда дети не могут наладить стабильную связь с родителями или теми, кто их заменял. Это может произойти по многим причинам:

  • Ребенок плачет, но никто не реагирует на это или не создает комфортные для него условия.
  • Ребенок, будучи голодным или мокрым, остается без внимания в течение нескольких часов.
  • Никто не смотрит, не разговаривает, не улыбается ребенку, поэтому малыш чувствует себя одиноким.
  • Маленький ребенок получает внимание только при демонстрации экстремальных форм поведения и чрезмерно сильных эмоций
  • Ребенок подвергается жестокому обращению или насилию.
  • Иногда потребности ребенка удовлетворяются, а иногда нет. Ребенок никогда не знает, чего ожидать.
  • Младенец или маленький ребенок попадает в больницу или разлучается со своими родителями.
  • Младенец или маленький ребенок передается от одного опекуна к другому (может быть в результате усыновления, потери одного из родителей).
  • Родитель эмоционально недоступен из-за депрессии, болезни или наркотической зависимости.

Как видно из примеров, иногда обстоятельства, которые вызывают проблемы привязанности, неизбежны, но ребенок еще слишком мал, чтобы понять, что произошло и почему это произошло. Он просто чувствует, что никто не заботится о нем, и в результате он теряет доверие к людям, и мир становится небезопасным местом.

Читайте также:  Разминка для позвоночника: Герман Тюхтин и его упражнения

Ранние предупредительные признаки и симптомы небезопасной привязанности

Проблемы привязанности представляют собой спектр проблем от относительно простых форм до наиболее тяжелых, как, к примеру, реактивное расстройство привязанности (РРП).

Несмотря на то, что никогда не бывает слишком поздно, чтобы лечить такие проблемы привязанности, как реактивное расстройство привязанности, чем раньше вы заметите симптомы и примете к ним меры, тем лучше. При раннем обнаружении вы можете избежать более серьезных проблем. Появившись в младенческом возрасте, проблемы привязанности часто легко исправить при квалифицированной помощи и поддержке.

Признаки и симптомы небезопасной привязанности у детей раннего возраста:

  • Избегает зрительного контакта
  • Не улыбается
  • Не тянется, чтобы подобрать предмет
  • Отвергает ваши попытки успокоить, утешить и сблизиться
  • Кажется, что не замечает или не волнуется, когда вы оставляете его одного
  • Безутешно плачет
  • Не лепечет или не издает другие звуки
  • Не следует взглядом за вами
  • Не интересуется интерактивными играми или игрушками
  • Проводит много времени укачивая или успокаивая себя

Важно отметить, что ранние симптомы небезопасной привязанности похожи на ранние симптомы других проблем, таких как СДВГ и аутизм. Если вы заметили какие-либо из этих предупредительных признаков, немедленно обратитесь к вашему педиатру для профессиональной диагностики проблемы.

Признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности

Дети с реактивным расстройством привязанности настолько травмированы в начале жизни, что их будущие отношения также протекают с нарушениями. Они испытывают трудности в отношениях с другими людьми и часто отстают в развитии. Реактивное расстройство привязанности часто встречается у детей, которые подвергались жестокому обращению и которые часто меняли приемные семьи, жили в детских домах, или были разлучены с их первичным опекуном после установления связи.

Общие признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности

  • Отвращение к прикосновением и физической привязанности. Дети с реактивным расстройством привязанности часто вздрагивают, смеются или даже говорят «ой» при прикосновении. Вместо того, чтобы вызывать положительные чувства, прикосновения и ласки воспринимаются как угроза.
  • Проблемы контроля. Большинство детей с реактивным расстройством привязанности сохраняют большую дистанцию в отношениях, чтобы сохранить контроль и избежать чувства беспомощности. Они часто непослушны, дерзки и умеют хорошо аргументировать.
  • Проблемы гнева. Гнев может выражаться непосредственно в виде истерик или отыгрывания, а может — через манипуляции и пассивно-агрессивное поведение. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны скрывать свой гнев под социально приемлемыми действиями, например, сильно «давать пять», что причиняет боль, или же слишком сильно обнимать кого-то.
  • Сложность в выражении подлинной заботы и любви. Например, дети с реактивным расстройством привязанности могут быть слишком ласковыми с незнакомыми людьми, но совсем мало или вообще не проявлять привязанность к своим родителям.
  • Слаборазвитая совесть. Дети с реактивным расстройством привязанности склонны вести себя так, будто не имеют совести. Они не выражают вины, сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Воспитание ребенка с реактивным расстройством привязанности: что нужно знать

Воспитание ребенка с небезопасной привязанностью или реактивным расстройством привязанности нередко сопряжено с утомлением, разочарованиями и эмоциональным затратам. Трудно чувствовать себя хорошим родителем при отсутствии любящей связи с ребенком. Иногда у вас может возникать вопрос, стоят ли чего-то ваши усилия, но будьте уверены, что стоят. Со временем при условии терпения и согласованных усилий с другими участниками воспитания нарушения привязанности будут устранены. Ключ в том, чтобы оставаться спокойными, но твердыми при взаимодействии с ребенком. Это покажет ребенку, что он в безопасности и что вам можно доверять.

Ребенок с расстройством привязанности уже испытывает большой стресс, поэтому крайне важно, чтобы вы умели управлять своими собственным уровнем стресса, прежде чем пытаться помочь ребенку.

Советы по воспитанию ребенка с реактивным расстройством привязанности или ненадежной привязанностью

  • Выстраивайте реалистичные ожидания. Помощь ребенку с расстройством привязанности — нелегкий труд, занимающий много времени. Фокусируйтесь на небольших продвижениях вперед и радуйтесь каждому продвижению к успеху.
  • Терпение существенно важно. Процесс не будет таким быстрым, как вы хотите, и вы непременно столкнетесь с трудностями на этом пути. Но сохраняя терпение и сосредотачиваясь даже на небольших улучшениях, вы создаете атмосферу безопасности для ребенка.
  • Поощряйте чувство юмора и радость. Радость и юмор помогут в решении проблемы привязанности и наполнят вас энергией даже в разгар трудного периода. Найдите такую работу и хотя бы пару таких людей, с которыми можно посмеяться и почувствовать себя хорошо.
  • Заботьтесь о себе и управляйте стрессом. Урежьте дела, отнимающие ваше время, и уделите его себе. Отдых, хорошее питание и перерывы в воспитании детей помогут вам расслабиться и зарядиться энергией, а это даст возможность уделить необходимое внимание ребенку.
  • Найдите поддержку и попросите о помощи. Положитесь на друзей, семью, учреждения, обеспечивающие временный присмотр. Лучше обратиться за поддержкой до того, как это станет необходимостью, чтобы избежать стресса предельного уровня. Также рассмотрите вопрос о том, чтобы присоединиться к группе поддержки для родителей.
  • Оставайтесь позитивным и не теряйте надежды. Отнеситесь с вниманием к факту, что дети реагируют на ваши чувства. Если они чувствуют, что вы в отчаянии, это приведет к отчаянию и их самих. Когда вы чувствуете себя подавленным, обращайтесь к другим людям за утешением.

На заметку родителям усыновленных детей или приемным семьям с детьми с реактивным расстройством привязанности

Если вы усыновили ребенка, возможно, вы не знали о реактивном расстройстве привязанности ребенка. Гнев или безразличие вашего нового ребенка могут отзываться с вас болью и быть трудными для понимания. Постарайтесь помнить, что ваш усыновленный ребенок ведет себя так не из-за отсутствия любви к вам. Его жизненный опыт не подготовил его для связи с вами, и он пока не может распознавать вас как источник любви и уюта. Ваши усилия полюбить ребенка обязательно повлияют — просто это может занять некоторое время.

Лечение реактивного расстройства привязанности: рекомендации о том, как помочь ребенку почувствовать себя в безопасности

Безопасность является основной проблемой для детей с реактивным расстройством привязанности и другими проблемами привязанности. Они отчуждены и недоверчивы, потому что не чувствуют себя в безопасности в этом мире. Они продолжают сохранять бдительность, чтобы защитить себя, но это же мешает им и принимать любовь и поддержку. Поэтому, прежде всего, важно создать у ребенка чувство безопасности. Вы добьетесь этого путем установления четких ожиданий, правил поведения и последовательных реакций. Таким образом, ваш ребенок будет знать, чего ожидать, когда он ведет себя определенным образом.

  • Установите ограничения и границы. Последовательные любящие границы делают мир более предсказуемым и менее страшным для детей с проблемами привязанности, такими как реактивное расстройство привязанности. Очень важно, чтобы они понимали, какого поведения от них ожидают, что является и приемлемым, а что нет, и каковы будут последствия, если они пренебрегут правилами. Это также научит их, что в их руках больше контроля над тем, что с ними происходит, чем они думают.
  • Отвечайте, но при этом оставайтесь спокойными, когда ребенок расстроен или поступает неправильно. Помните, что «плохое» поведение означает, что ваш ребенок не знает, как обращаться со своими чувствами и что он нуждается в вашей помощи. Оставаясь спокойным, вы показываете ребенку, что чувствами можно управлять. Если он целенаправленно ведет себя вызывающе, идите до конца со всеми заранее установленными последствиям в прохладной прозаичной манере. Но никогда не воспитывайте ребенка с расстройством привязанности, когда вы находитесь в эмоционально нестабильном состоянии. Это заставит ребенка чувствовать себя небезопасно и может даже усилить плохое поведение, так как ему станет ясно, на какие кнопки можно давить.
  • Будьте готовы немедленно воссоединиться и быть доступным после конфликта. Конфликт вызывает особенно сильную тревогу у детей с небезопасной привязанностью или расстройством привязанности. После конфликта, в котором вы дисциплинировали своего ребенка, будьте готовы к восстановлению контакта, как только ребенок будет готов. Это усилит вашу последовательность в воспитании и чувство любови, и поможет ребенку развить доверие к вам.
  • Признавайте свои ошибки и работайте над ними. Когда вы позволяете разочарованию или гневу брать над вами вверх или делаете что-то, что, как вы понимаете, отличается равнодушием и безразличием, как можно быстрее исправьте ошибку. Ваша готовность брать на себя ответственность и возмещать ущерб усилит привязанность и узы между вами и ребенком. Детям с реактивным расстройством привязанности или другими проблемами привязанности нужно узнать, что, хотя вы неидеальны, вы любите их, несмотря ни на что.
  • Старайтесь поддерживать предсказуемый режим и расписание. Ребенок с расстройством привязанности не способен инстинктивно полагаться на близких, и может чувствовать угрозу при изменениях и противоречиях, например, во время путешествия или во время школьных каникул. Привычный режим или график обеспечит комфорт во время перемен.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как помочь ребенку почувствовать себя любимым

Ребенку, который не был связан с родителем в начале жизни, будет трудно принять любовь, особенно физические ее проявления. Но в ваших силах помочь ему со временем научиться принимать любовь, при условии последовательности в воспитании и воспроизведении одних и тех же паттернов. Доверие и безопасность приходят, когда ребенок снова и снова видит любящие действия, слышит успокоительные слова, чувствует комфорт.

  • Подберите, что нравится ребенку. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через укачивания, объятия и держание на руках — тот опыт, который ребенок не получил раньше. Но будьте внимательны, чувствует ли ребенок себя хорошо и комфортно. В случаях, если ребенок пережил насилие и травмы, вам придется двигаться достаточно медленно, потому что ребенок, как правило, сопротивляется физическим прикосновениям.
  • Реагируйте в соответствии с эмоциональным возрастом ребенка. Для детей с нарушениями привязанности характерно поведение, присущее более младшему возрасту, как в социальном, так и в эмоциональном плане. В связи с этим вам придется обращаться с ребенком так, как если бы он был намного младше, чаще используя невербальные методы успокаивания и утешения.
  • Помогите ребенку определять эмоции и выражать свои потребности. Дети с нарушениями привязанности могут не знать, что они чувствуют или как попросить то, что им нужно. Укрепите в ребенке идею, что испытывать любые чувства — нормально, и покажите ему здоровые способы выражения эмоций.
  • Слушайте, говорите и играйте с ребенком. Выделите время, когда вы в состоянии дать своему ребенку все свое внимание таким образом, который будет комфортным для него. Может показаться трудным все бросить, устранить все отвлекающие факторы и просто присутствовать в настоящем моменте, но время, проведенное вместе, дает прекрасную возможность ребенку открыться вам и почувствовать ваше внимание и заботу.

Лечение реактивного расстройства привязанности: советы, как поддерживать здоровье ребенка

Здоровая пища, режим сна и регулярные физические упражнения всегда важны, но для детей с проблемами привязанности — особенно. Здоровые привычки значительно повлияют на снижение уровня стресса у ребенка и выровняют перепады настроения. Когда дети с нарушениями привязанности расслаблены, хорошо отдохнули и чувствуют себя комфортно, им будет намного проще справиться с проблемами в жизни.

  • Питание. Убедитесь, что в рацион ребенка входит цельное зерно, фрукты, овощи и мясо. Сократите потребление сахара и добавьте много полезных жиров, которые содержатся в рыбе, семенах льна, авокадо и оливковом масле для оптимального здоровья мозга.
  • Сон. Если ваш ребенок устает в течение дня, то для него будет крайне сложно сосредоточиваться на изучении новых вещей. Сделайте его график сна (время отхода ко сну и время подъема) последовательным.
  • Упражнения. Упражнения или любой тип физической активности — отличное противоядие от стресса, разочарования и накопившихся эмоций, так как вырабатываемые в процессе тренировки эндорфины вызывают у ребенка положительные чувства. Физическая активность особенно важна для ребенка, испытывающего злость. Если ваш ребенок малоактивен, попробуйте несколько разных спортивных или других секций, чтобы подобрать что-то, что покажется ему привлекательным.

Любая из этих рекомендаций — о питании, отдыхе или упражнениях — способна превратить трудный день с ребенком с нарушением привязанности в счастливый. Эти основы создадут фундамент для здорового развития мозга ребенка, а его самого сделают готовым идти на контакт.

Профессиональное лечение реактивного расстройства привязанности

Если ваш ребенок страдает от серьезной формы нарушений привязанности, в частности реактивного расстройства привязанности, обратитесь за профессиональной помощью. Дополнительная поддержка обеспечит более быстрые позитивные изменения в жизни ребенка, и чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше.

Если вы подозреваете, что ребенок борется с проблемами привязанности, начните с консультации с вашим педиатром и специалистом по развитию детей.

Виды лечения реактивной расстройства привязанности

Лечение реактивного расстройства привязанности, как правило, включает в себя сочетание психотерапии, консультаций и воспитания детей, призванные обеспечить ребенку безопасную среду обитания, развивать положительное взаимодействия с воспитателями, а также улучшать отношения со сверстниками.

Медикаментозное лечение иногда используется для лечения сопутствующих проблем, таких как депрессия, тревога, или гиперактивность, но не существует быстрого решения в лечении реактивного расстройства привязанности. Ваш педиатр порекомендует план лечения, который включает в себя:

  • Семейная психотерапия. Типичное лечение для проблемы привязанности включает в себя как ребенка, так и его родителей или опекунов. Психотерапия часто включает в себя увлекательные и полезные активности, которые усиливают привязанность, а также помогают родителям и другим детям в семье понять симптомы расстройства и принять эффективные меры.
  • Индивидуальное психологическое консультирование. Психотерапевты могут работать с ребенком наедине или вместе с родителями, выступающими в качестве наблюдателей. Это рассчитано на то, чтобы помочь ребенку непосредственно научиться контролировать эмоций и поведение.
  • Игровая терапия. Она поможет ребенку освоить навыки взаимодействия со сверстниками и поведения в других социальных ситуациях.
  • Услуги специалиста в образовательном учреждении. Специально разработанные программы в школе вашего ребенка помогут ему усвоить навыки, необходимые для академического и социального успеха при решении поведенческих и эмоциональных проблем.
  • Курсы для родителей и воспитателей. Это специальные курсы для родителей и воспитателей детских учреждений, на которых вы узнаете о расстройствах привязанности, а также о необходимых навыках воспитания таких детей.

Реактивное расстройство привязанности

4. Реактивное расстройство привязанности (РРП)

Синоним: психогенный аутизм. Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях. Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения. Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.

Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми. Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности. Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.

Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились тревога, страх общения, социальных ситуаций.

Читайте также:  Риабал инструкция по применению: чудо средство от колик!, реабал как средство от колик

Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности. Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей. Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.

Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки. Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств. Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны. Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения. Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.

Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием. Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению. Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.

Терапия. Могут быть рекомендованы психотерапия в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью. В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения. По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.

Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает. В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла. С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.

Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться. Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе». Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей. После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.

Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно. Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину. Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью. На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности. Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит».

Реактивное расстройство привязанности: симптомы и лечение

Реактивное расстройство привязанности (РРП) — это редкое состояние , при котором ребенок или подросток имеет трудности с формированием привязанности к другим людям. Считается , что РРП является результатом пренебрежения или жестокого обращения в раннем детстве.

РРП может развиться у детей, которые не имеют доверительной связи с родителем или опекуном. Это может произойти у ребенка:

  • выросшего в детском доме
  • часто меняющего приемные семьи
  • имеющего родителя, у которого есть проблемы с психическим или физическим здоровьем
  • при длительной госпитализации

Неспособность сформировать ранние эмоциональные связи может привести к тому, что ребенок перестанет эмоционально взаимодействовать с другими людьми и у него появляются поведенческие проблемы.

РРП имеет тенденцию развиваться в раннем детстве и обычно встречается у детей и подростков. Однако в ряде случаев симптомы могут наблюдаться и во взрослой жизни.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста

У ребенка может развиться РРП после травмы в раннем возрасте, которая мешает ему сформировать какие-либо устойчивые эмоциональные связи с другими людьми. У некоторых детей РРП развивается в результате пренебрежения, например, когда их оставляли плакать или голодать в течение нескольких часов. У других может развиться после эмоционального или физического насилия. Пренебрежение или жестокое обращение могут вызвать чувство изоляции, заброшенности и страха. Дети прекращают попытки сформировать устойчивые эмоциональные связи с другими. Это может распространяться на подростковый и взрослый возраст. Например, некоторые могут не доверять другим людям и не могут формировать близкие личные отношения.

У детей с РРП могут проявляться следующие признаки и симптомы:

  • ребенок редко ищет комфорт
  • минимальные эмоциональные и социальные реакции
  • ребенок не улыбается
  • у него плохое настроение
  • необъяснимые приступы раздражительности, беспокойства или страха
  • отсутствие интереса в общении
  • отсутствие социальных навыков
  • когнитивные проблемы
  • гиперактивность
  • повторяющиеся движения, такие как раскачивание взад и вперед или взмахи рук

Симптомы проявляются в возрасте до 5 лет.

После того как дети с РРП становятся старше, их симптомы обычно укладываются в один из двух распространенных вариантов: подавленные симптомы РРП или расторможенные симптомы РРП.

Подавленные симптомы РРП

Дети обычно осознают, что происходит вокруг них, но не реагируют на внешние стимулы. Дети, проявляющие подавленные симптомы, зачастую замкнуты и эмоционально невосприимчивы. Также они могут не проявлять и не искать привязанности у других людей, вместо этого предпочитая держаться особняком.

Расторможенные симптомы РРП

При таком подходе дети могут быть чрезмерно дружелюбны по отношению к незнакомым людям. В большинстве случаев ведут себя как дети младшего возраста и могут искать привязанности у других людей небезопасным способом.

Лечение

Дети, у которых развивается РРП, могут испытывать серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы. Однако это состояние поддается лечению. Лечение начинается с диагностики и определения возможных причин.

Лечение РРП обычно включает в себя ребенка и его родителей. Ребенок может получать психотерапевтические и специальные образовательные методы лечения, в то время как родители могут получать подготовку или образование, чтобы оказывать ребенку поддержку.

Родители должны быть терпеливыми, сохранять позитивный настрой и иметь реалистичные ожидания относительно того, что достижимо. Важно, чтобы родители заботились о своем собственном психическом и физическом здоровье и при необходимости обращались за поддержкой к другим людям.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых

Без лечения ребенок с РРП может иметь проблемы в подростковом и взрослом возрасте. Проблемы могут включать:

  • избегание физического контакта
  • трудности с проявлением привязанности или заботы о других
  • отсутствие эмпатии
  • плохие социальные навыки
  • трудности с формированием стабильных отношений с другими людьми
  • когнитивные проблемы, такие как плохая память или навыки решения проблем
  • проблемы с контролем гнева
  • проблемы в школе и на работе
  • рискованное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами
  • проблемы психического здоровья, такие как депрессия или тревога

Лечение РРП у подростков включает в себя терапию как для самого подростка, так и для родителей. Этот подход может также состоять из индивидуальной терапии с подростком, чтобы обсудить проблемы и помочь ему понять последствия своего поведения.

Взрослым также может помочь терапия, чтобы строить отношения с людьми.

Осложнения

РРП может вызывать осложнения у детей, подростков и взрослых.

У детей с РРП может быть задержка развития и замедленный рост.

У детей старшего возраста и подростков могут быть:

  • проблемы с управлением гневом
  • трудности в школе
  • депрессия
  • тревога
  • расстройства пищевого поведения
  • злоупотребление наркотиками и алкоголем

Диагностика

Психотерапевт поставит диагноз РРП, если ребенок соответствует следующим критериям :

  • эмоциональное замкнутое поведение по отношению к родителю, о чем свидетельствует то, что ребенок редко ищет у них утешение
  • испытывает постоянное эмоциональное и социальное расстройство, характеризующееся следующим формам поведения:
  • минимальная социальная и эмоциональная отзывчивость к другим людям
  • ограниченные проявления положительных эмоций
  • эпизоды необъяснимой раздражительности, печали или страха
  • травматический опыт
  • социальная безнадзорность
  • не соответствующие диагностическим критериям расстройства аутистического спектра

Некоторые признаки и симптомы РРП перекрываются признаками и симптомами других состояний, таких как умственная отсталость или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Врач должен исключить перечисленные выше состояния состояния до постановки диагноза РРП.

Когда обратиться к врачу

Большинство детей иногда имеют симптомы РРП. Например, у детей могут быть необъяснимые эпизоды раздражительности или беспокойства, или они могут проявлять недостаток интереса к играм с другими детьми. Такие чувства и поведение не обязательно указывают на то, что у ребенка РРП.

Однако родитель или воспитатель должен обратиться за профессиональным лечением, если у ребенка наблюдается постоянная картина признаков и симптомов РРП.

Заключение

Реактивное расстройство привязанности — это редкое состояние, при котором ребенок имеет трудности с формированием привязанностей к родителям или другим людям в своей жизни. Это состояние, как правило, развивается в результате ранней травмы, такой как пренебрежение и жестокое обращение.

Без лечения РРП может продолжаться в подростковом и взрослом возрасте. Лечение РРП доступно в любом возрасте, хотя раннее вмешательство может снизить риск осложнений. Лечение обычно включает разговорную терапию.

Если родитель или воспитатель обеспокоен тем, что у ребенка может быть РРП, необходимо обратиться к врачу.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Ложь, воровство и проблемы с учёбой: к чему может привести реактивное расстройство привязанности

  • родители и дети
  • дети и родители
  • семья
  • привязанность
  • детская психология

Ложь, воровство и проблемы с учёбой: к чему может привести реактивное расстройство привязанности

Реактивное расстройство привязанности встречается у детей, чья эмоциональная связь с родителями нарушена. В рамках первой конференции фонда «Арифметика добра», посвящённой этому расстройству, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох рассказал, что это за заболевание и к чему приводит пренебрежение потребностями детей.

Формирование привязанности у ребёнка начинается ещё в утробе, когда ему передаются эмоциональные и физические сообщения матери. Первые три года закладывают основу для всех будущих отношений. Привязанность со стороны ребёнка появляется в тот момент, когда он пытается донести до родителя информацию о какой-то потребности или о том, что он чувствует дискомфорт. Когда родитель её удовлетворяет, ребёнок успокаивается, а привязанность развивается или усиливается.

Почему может возникнуть реактивное расстройство привязанности (РРП)?

Когда родитель или опекун не реагирует на просьбы ребёнка, появляется риск развития посттравматического стрессового расстройства, которое может перерасти в реактивное расстройство привязанности.

Чаще всего РРП возникает, когда дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых или ими очевидно пренебрегают, то есть когда ребёнок не может установить с родителями эмоциональную связь. Если эта связь не формируется, ребёнок попадает в группу риска.

Когда его потребности постоянно игнорируют, он не может развить в себе чувство любви и безопасности, необходимое для формирования доверия. Вместо этого у него складывается негативная модель мира, последствия которой могут быть очень серьёзными для социального, эмоционального и физического развития.

Ребёнок узнаёт, что взрослым, которые должны заботиться о нём, нельзя доверять, и в результате он начинает защищаться от окружающего мира

Дети с РРП часто имеют «аллергическую» реакцию на близость, которая необходима в нормальной семейной обстановке. Они воспринимают её как опасную и болезненную. Но привязанность нужна ребёнку как средство выживания: это основной инструмент, с помощью которого он учится доверять. У ребёнка появляется совесть, он учится ладить с другими и развивает положительную самооценку.

Какие дети находятся в группе риска?

Большая часть факторов относится к концепции эпигенетической травмы: травматические убеждения могут передаваться из поколение в поколение и создавать высокий потенциал для развития РРП.

Среди других: психические заболевания, травмы или употребление наркотиков, неадекватный уход со стороны биологической матери, плохие условия содержания. А ещё высокому риску развития РРП подвержены дети с медицинскими трудностями, которые часто лежат в больнице и редко видят своих опекунов.

Что касается приёмных детей, то здесь ситуация сильно зависит от культуры, так что однозначно на этот вопрос ответить трудно. Однако все усыновленные дети подвержены риску развития привязанности, поскольку они пережили травму — разлуку со своей биологической матерью.

Читайте также:  Тромбоз кавернозного (пещеристого) синуса: клиника, лечение, фото патологии

Ранние симптомы реактивного расстройства привязанности

Симптомы РРП проявляются в разное время в зависимости от того, на какой стадии развития находится ребёнок. Основные из них:

  • трудности с питанием;
  • неспособность набрать вес;
  • странные модели питания (например, смачивать, пачкать или копить пищу);
  • отстранённое и невосприимчивое поведение;
  • неспособность доверить опекуну физическое или эмоциональное благополучие;
  • поиск ласки и утешения у незнакомцев;
  • антисоциальное поведение (например, ложь, воровство, манипуляции, жестокость или агрессия);
  • отсутствие эмпатии;
  • отсутствие физической привязанности и близости;
  • плохой зрительный контакт;
  • проблемы с обучением, саморегулированием и самоконтролем.

Есть ли разница между усыновлёнными детьми с РРП и теми, кто живёт в биологических семьях?

Разница небольшая. Оба воспринимают своих родителей как эмоционально небезопасных. Возможно, в приёмной семье ребёнку даже проще вылечиться, потому что приёмные родители не участвуют непосредственно в травматических воспоминаниях ребёнка.

В биологических же семьях ребёнок обвиняет в своей боли близких. Бывают ситуации, когда болезнь распространяется на всю семью — все её члены начинают чувствовать опасность.

«Приёмный ребёнок — это не поломанная игрушка, которую вы придёте и почините»

В биологических семьях часто больше триггеров, которые запускают или усиливают травматическую реакцию. Например, ими могут быть звуки или запахи, значимые места или семейные ритуалы. И хотя уровень проблемы и в биологических, и в приёмных семьях одинаков, во время клинического лечения должны учитываться различия обеих ситуаций.

Когда пора волноваться и обращаться к специалисту?

Если у вас есть хотя бы малейшие опасения по поводу состояния привязанности у вашего ребёнка, обращаться самое время. Часто пользу приносит даже простой разговор по телефону. Важно помнить, что звонок специалисту не означает, что у вас непременно есть проблема. Иногда это просто вопросы, на которые могут ответить за пару минут. Большинство специалистов открыты для таких разговоров и могут отличить вашу потребность в каких-то новых знаниях от потребности в лечении.

Для детей с РПП оно сложное, но часто бывает очень успешным. Клинические вмешательства направлены на то, чтобы помочь ребёнку изменить его систему убеждений, одновременно помогая почувствовать себя безопасно рядом с родителями.

Нужны ли детям с РРП специальные школы?

Дети с РРП спокойно могут ходить в обычную школу. Некоторые отлично учатся даже без дополнительных вмешательств. Важно во время учёбы не использовать методы, которые заставят ребёнка почувствовать стыд: не должно быть, к примеру, отмены привилегий или ультиматумов. Это точно не то, что сможет замотивировать ребёнка с расстройством привязанности. Он должен научиться достигать целей, опираясь на свои сильные стороны.

В апреле 2019 года фонд «Арифметика добра» провёл конференцию «Реактивное расстройство привязанности и трудное поведение». На ней выступили соучредитель некоммерческой организации Lost Sparrows, создатель и директор отделения по уходу за травмами Стейси Ганьон, соучредитель Института привязанности Новой Англии Кеннет Фрокох и соучредитель Института травм и исцеления Новой Англии, магистр, педагог Кристина Пильтцекер.

Всего в мероприятии приняли участие свыше 400 человек из десяти российских городов.

Иллюстрация: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Расстройство привязанности: 8 советов родителям и опекунам

Реактивное расстройство привязанности (РРП) встречается чрезвычайно редко. Чаще всего это случается с детдомовцами или детьми, изъятыми из неблагополучных семей

В природе человека – стремиться к другому человеку, устанавливать близкие отношения, привязываться к тому, кто проявляет тепло и заботу. В природе ребенка – привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам или к тем, кто в их жизни замещает кровных родственников.

Человек – существо социальное, и поэтому даже в условиях, когда родители пренебрегают своими обязанностями, не удовлетворяя базовые потребности малыша в пище, комфорте, ласке, в подавляющем большинстве случаев он все-таки любит жестокую мать либо беспробудно пьющего отца и не хочет разлучаться с ними.

Но случается и по-другому. Тяжелые условия, в которых протекает раннее развитие ребенка, могут привести к трудно излечимому заболеванию.

Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Бывают, однако, случаи РРП в многодетных семьях, где матери никто не помогает и на долю кого-то из детей приходится очень мало внимания и заботы. Расстройство может развиться, если на раннем этапе ребенок был надолго разлучен с родителями в результате длительной госпитализации, либо большую часть времени малыш оставался с матерью, страдающей от депрессии или другого серьезного заболевания, не позволяющего ей как следует заботиться о ребенке.

Что такое реактивное расстройство привязанности?

Это состояние, при котором у ребенка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным.

По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.

При расторможенном поведении ребенок стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям).

Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение ребенка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.

При заторможенном поведении ребенок уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.

Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: ребенок постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения.

Диагностика РРП – дело непростое. Некоторые черты этого расстройства могут проявляться при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при тревожном расстройстве, при аутизме, при посттравматическом стрессовом расстройстве. Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях на протяжении некоторого периода времени, анализ его биографических данных, оценка взаимодействия родителей с ребенком.

Еще сложнее – его лечить

Иногда психиатры прописывают лекарства детям с РРП, однако в отдельных случаях они могут лишь слегка улучшить фон, на котором будет протекать терапевтическое взаимодействие с ребенком.

Ключевую роль в лечении играют родители либо опекуны ребенка. Именно им предстоит при помощи врачей и психологов создать такую обстановку, в которой он сможет пережить опыт здоровой зависимости, поверить в то, что на взрослого можно положиться, и начнет ему доверять.

Специалисты считают, что терапевтическая обстановка включает 3 важнейших компонента: безопасность, стабильность и чувствительность.

Чтобы преодолеть последствия тех событий, которые вызвали неспособность ребенка сформировать тесные и теплые отношения, взрослый должен иметь достаточно времени и терпения, чтобы слушать и слышать ребенка непредвзято и не предпринимая попыток судить его.

Ребенку необходимы границы, но установлены они должны быть в контексте понимания и сочувствия. Только если ребенок ощущает эмоциональную безопасность, то есть понимает, что его рассказ о себе не вызовет негативной оценки со стороны взрослого, он проникнется доверием и расскажет приемной маме или психологу о тяжелых переживаниях своего раннего детства.

Второй компонент после безопасности – стабильность. Фигура взрослого для формирования первостепенной привязанности должна оставаться одной и той же. Чтобы установить доверие между значимым взрослым и ребенком с РРП, требуется длительное время. Смена такой фигуры, перемещение из одной приемной семьи в другую, не просто тормозит процесс, но и усугубляет расстройство.

Пройдя через болезненный опыт игнорирования своих потребностей, ребенок должен заново научиться осознавать их, а так же тот факт, что раз за разом их может удовлетворить один и тот же человек: накормить, дать чистую одежду, уложить в теплую постель, поиграть, выслушать и утешить, помочь с выполнением заданий. Такие дети часто боятся, что новая мама откажется от них или умрет, и только после длительного периода стабильности эти страхи ослабевают.

Некоторым детям нужно не менее года стабильности, чтобы начать доверять своему значимому взрослому, другие проникаются доверием к приемным родителям уже через несколько месяцев. Это зависит от темперамента ребенка (важно, например, экстраверт он или интроверт), а также от того, насколько хорошо подходят друг другу по разным параметрам ребенок и его новый родитель.

Нежелательны длительные расставания между приемным ребенком и матерью: они могут активировать его защитную реакцию, которой является самоизоляция.

И, наконец, чувствительность. Это эмоциональная доступность взрослого, его внимательность к нуждам ребенка. Приемные родители должны быть проинформированы специалистами о том, что в то время как умственное развитие ребенка с РРП может соответствовать возрастной норме, его эмоции часто остаются незрелыми, а значит, в процессе формирования привязанности потребность во взрослом может быть выше, чем у здорового ребенка того же возраста.

В этот переходный период родители должны проявить большое терпение, быть готовыми к неожиданным формам поведения, которые являются сигналами того, что ребенок проходит какие-то более ранние стадии развития и формирования привязанности.

Например, ребенок, который вел себя подозрительно и отстраненно, вдруг начинает неотвязно следовать за мамой, постоянно сообщать о своих страхах, забираться на колени или приходить спать в родительскую постель, – словом, вести себя так, как если бы он внезапно стал на 2-3 года младше. В таком случае родителям следует принять ситуацию и пойти навстречу возникшей у ребенка потребность большей от них зависимости.

Приемным родителям важно понимать логику изменений, происходящих с ребенком. Некоторые приемные дети первоначально кажутся эмоционально холодными, так как опыт научил их тому, что выражать свои чувства и сообщать о своих желаниях для них небезопасно. При этом ребенок производит впечатление вполне послушного, ведь он не проявляет ни раздражения, ни недовольства, не говорит о своих нуждах.

Ощутив же себя в безопасности, он интуитивно чувствует, что взрослые принимают его и не откажутся от него, а значит вполне безопасно заявлять о своих желаниях в любой форме, вплоть до капризов и истерик.

Если раньше ребенок оставался безразличен к тому, дома ли мама или она куда-то ушла, то теперь он может разрыдаться, прижаться к ней и не отпускать ее, если она собралась уйти без него. Это непросто для родителей, но такое поведение нужно рассматривать как положительный знак: привязанность постепенно формируется, ребенок преодолевает разрушительные последствия своего тяжелого раннего детства.

В случае РРП задача психолога – прежде всего, просветить родителей и поддержать их в создании безопасной и стабильной обстановки для ребенка дома, однако полезными могут быть и занятия с ребенком. Помочь ребенку в осознании собственных потребностей, в выстраивании доверительных отношений с новым значимым взрослым может игровая терапия и другие методики.

В то же время родителям следует осторожно относиться к предложениям работы с ребенком методами, объединенными общим названием «терапия привязанности» (в оригинале – Attachment Therapy).

Эта терапия не только не имеет научного обоснования и задокументированных данных об эффективности, но и не является безопасной.

Терапия привязанности объединяет ряд насильственных методов, самые известные из которых холдинг-терапия (удерживание) и ребефинг («перерождение»).

При «перерождении» тело ребенка заворачивают в одеяло и заставляют проползти через спрессованные подушки, имитируя прохождение через родовые пути. Предполагается, что «родившись заново», он преодолевает прошлый негативный опыт и оказывается готовым к близости с матерью. В 2000 году во время такой процедуры в Колорадо (США) задохнулась 10-летняя девочка, и данная терапия с тех пор в штате запрещена.

До сих пор существует немало адептов холдинг-терапии для лечения аутизма и РРП, в их числе весьма известные в нашей стране психологи доктор наук О.С.Никольская и М.М.Либлинг.

Суть терапии заключается в том, что мать насильственно удерживает ребенка в объятиях и, несмотря на его сопротивление, говорит ему, как он нужен ей и как она его любит. Предполагается, что после периода сопротивления, когда ребенок пытается вырваться, царапается и кусается, наступает расслабление, в процессе которого устанавливается контакт между матерью и ребенком.

Критики метода утверждают, что он не этичен, так как основан на физическом принуждении, и может спровоцировать регресс в развитии ребенка. Действительно, каким образом может установиться доверие со стороны ребенка к взрослому, применяющему к нему физическое насилие?

Воспитание ребенка с реактивным расстройством сопряжено с огромными эмоциональными затратами, порой со стрессом для родителей, которые винят себя, если долго не видят положительных сдвигов в состоянии и поведении ребенка.

Если у вашего ребенка диагностировано РРП

  1. Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.
  2. Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с РРП уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.
  4. После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.
  5. Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.
  6. Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень тревожности у ребенка.
  7. Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.
  8. Выделите время, которое вы полностью посвятите ребенку, будете играть, разговаривать, гулять с ним, не отвлекаясь на другие занятия или других людей. Это очень важная составляющая ваших отношений.

Перед вами стоит непростая задача, но она осуществима. Не торопите события, запаситесь терпением и не теряйте надежды.

Источники:

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Ссылка на основную публикацию