Особенности физического развития мальчиков и девочек по возрастам

Особенности развития мальчиков и девочек

С самого рождения маленького человечка уже понятно,что мальчика и девочку нужно воспитывать и развивать по-разному.Даже если вам кажется,что до двух- трех лет ребенок не понимает своего отличия от представителя противоположного пола,мы всё же на подсознательном уровне относимся по разному к малышам и они это чувствуют.К примеру с девочками родители мягче,а к мальчику всё же относятся строже,ведь каждый хочет воспитать настоящего мужчину.Природа предусмотрительно заложила в человека свои зачатки для физиологического и психического развития и созревания.

Главную роль в воспитании гендерного поведения ребенка в социуме играет семья,затем близкое окружение и наконец дошкольные учреждения и школы.Без участия взрослого человека возможности заложенные в психику малыша могут и не раскрыться.Представьте себе общество,состоящее только из несовершеннолетних…..Конечно каждый ребенок индивидуален и к каждому требуется особенный подход.но нужно по разному строить воспитание девочек и мальчиков.

Содержание

  • 1 Особенности психического развития
  • 2 Особенности физического развития
  • 3 Особенности воспитания
  • 4 Выводы
  • 5 См.также
  • 6 Ссылки

Особенности психического развития

Проводя исследования,физиологи заметили,что уже с рождения мозг девочек и мальчиков работает неодинаково, с первых месяцев жизни восприятие и анализ информации ими различается.Уже давно практически всем известно.что девочки начинают говорить раньше, из чего следует,что и в остальном мальчики будут немного отставать т.к. речь играет важнейшую роль в развитии ребенка.

У девочек очень развито слуховое восприятие.у мальчиков же – зрительное.

В играх тоже есть различия,девочки выбирают часто уголок и имитируют домашнее хозяйство,устраивают уютные кухоньки, возятся с посудой,любят кропотливые мелочи с куклами,копируют быт,семейные отношения,их игры более словесны. Мальчики же напротив, предметны: конструкторы,всевозможные постройки…они осваивают пространство,испытывают себя ловкостью,находчивостью,стремятся находить и изучать что то новое,ломают(и это не повод для тревоги,они просто изучают как устроена вещьигрушка),и пробуют создавать.В играх зачастую закладываются основы нравственности(уважение,доброта,уступчивость,терпение),игры служат макетом поведения взрослой жизни.

Необходимо отметить,что для мальчиков в момент формирования гендерной устойчивости обязательны дополнительные усилия, без которых его развитие пойдёт по женскому типу;

Особенности физического развития

Так же мальчики медленнее растут и прибавляют в весе,более сильны,но менее выносливы,чем девочки.Они больше подвержены вирусным заболеваниям.Как сказано выше мальчики более импульсивны и с удовольствием осваивают активные игры,любят авантюры, соперничество.Девочкам же напротив,легко даются занятия,где требуется усидчивость и терпение,внимательность и точность.

Представление о понятии мужчина и женщина формируется у ребенка постепенно и мы должны подходить к данному вопросу со всех сторон. Так, и на занятия физкультурой нужно давать детям посильные задачи соответственно их полу. Мальчикам и девочкам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, затратами дополнительных усилий-для мальчиков. пластичности, выразительности, грациозности –для девочек. Давать посильные задания,четко разграничивая их по половой принадлежности.Например,просить девочек прибрать мячи или скакалки,аккуратно сложить в корзину или повесить.Мальчикам- выполнить перестановку скамеек либо составить более тяжелые предметы,акцентируя внимание на силе и мужественности.

Особенности воспитания

Воспитание-это целенаправленное формирование личности.Воспитывая своего ребенка,мальчика или девочку,родитель прежде всего должен глубоко знать малыша,его характер,все плюсы и минусы крошечной натуры,достоинства,увлечения,склонности.Только тогда родитель может плодотворно влиять на развитие ребенка.

Уже к 4-м годам в сознании ребенка твердо закрепляется понятие о своей половой принадлежности и того,что она не изменится.

Выводы

Мальчикам для комфортного развития требуется пространство и движение,если будет мало места,они будут осваивать вертикаль(лазать,прыгать).Не бойтесь,если видите,что ваш мужчинка отстает в развитии от девочек,эта задержка на 1,5 -2 года к подростковому возрасту выровняется или даст скачек вперед.Мальчики с трудом воспринимают смену режима дня или каких либо планов,поэтому,если что то меняется,предупреждайте их заранее.

В разговоре давайте четкие указания,намеков и расплывчатых фраз мальчик просто не воспримет.Если возник конфликт и малыш раздражен,помните,в этот момент объяснять вашу позицию бесполезно,либо вкладывайтесь в первые две минуты,либо отложите разговор до тех пор,пока он не успокоится.Мозг мальчика,да и уже взрослого мужчины не в состоянии выдержать поток женских нравоучений,он просто отключается.В первые 2-3 года не бойтесь сюсюкаться и изливать на него любовь,но дальше необходимо чаще привлекать к воспитанию папу или родственника или друга мужского пола,мальчику очень важно отождествлять себя со взрослым мужчиной и копировать его поведение.

Девочки вперед начинают говорить и потому считается,что с ними проще договариваться,они могут внимательно слушать.Они стереотипны,поэтому усвоив однажды какой либо навык,они доводят его до совершенства.Они гибки и послушны,идут на контакт и ищут одобрения взрослых, поэтому с девочками гораздо проще и спокойнее.

Девочкам нужно с пеленок вкладывать понятие женственности,красоты,нежности,она они не просто копируют стиль и поведение мамы, но зачастую стремятся повторить её судьбу.

И просто любите своих детей,ваша интуиция и знание ребенка помогут вам в воспитании достойного человека.

Консультация «Физическое воспитание мальчиков и девочек»

Ирина Моисеева
Консультация «Физическое воспитание мальчиков и девочек»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.

Развитие движений у мальчиков и девочек

Известно, что двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Их становление характеризуется гетерохронностью. Н. А. Ноткина считает, что на каждом возрастном этапе можно выделить ведущие двигательные способности. Для детей младшего и среднего возраста наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет — скоростные способности и выносливость, а для детей 7-го года жизни — скоростные и координационные способности.

В. Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции.

Новые данные не позволяют сегодня относиться к оценке физическойподготовленности дошкольников упрощенно: «мальчики опережают девочек в упражнениях на силу и скорость, а девочки лучше выполняют упражнения, требующие координации движений и гибкости».

Двигательные предпочтения мальчиков и девочек

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр., танцевальные упражнения. В то же время большинство опрошенных нами респондентов отметили, что такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.

Н. Бочарова определила, что двигательные предпочтения проявляются и в выборе дошкольниками спортивных секций и кружков. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А секции по туризму, плаванию, теннису, общефизической подготовке привлекают и девочек, и мальчиков.

Представляет интерес исследование, которое провели В. В. Костюков, В. И. Родионов, А. Е. Дубовой, В. Б. Продан. Ими были опрошены 1530 детей старшего дошкольного возраста. На вопрос «Почему ты занимаешься физкультурой?» самым распространенным был ответ «Нравится» (45% — мальчики, 49% — девочки). Мотив занятий «для укрепления здоровья» занял последнее место и составил 4% у мальчиков и 1% у девочек. В выборе вида физических упражнений мальчики в первую очередь отметили спортивные и подвижные игры (47%, у девочек выбор был иным: подвижные игры — 27%, гимнастика — 23% и плавание — 20%. Из спортивных игр мальчики в 60% выбирают футбол и подвижные игры; девочки — подвижные игры.

Отношение родителей к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Физическое состояние дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. В. И. Усаков и Г. С. Крапошина, Т. С. Грядкина констатируют, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям физическими упражнениями их детей. В своем исследовании К. И. Тешев установил, что каждый седьмой отец и каждая пятая мать не видят пользы и необходимости занятий физическими упражнениями.

Как показало исследование М. И. Сергеева, А. И. Гендина, А. Н. Фалалеева, В. И. Столярова, среди выделенных восьми основных групп качеств, которые родители хотят сформировать в процессе воспитания, физическое развитие занимает 3 место. Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери (на первые места родители ставят трудолюбие и группу нравственных качеств). Авторы отмечают, что в большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем девочек. Подтверждая этот вывод, В. И. Усаков и Г. С. Крапошина тем не менее указывают, что до трех лет физическая готовность и мальчиков, и девочек в структуре факторов воспитания оценивается родителями одинаково (1—3 места). С 3 до 5 лет значимость этого фактора для родителей и мальчиков, и девочек снижается до 7—8 места. После 5 лет наблюдается значительное расхождение в оценивании родителями значимости физической готовности для мальчиков и девочек: для родителей мальчиков в возрасте с 5 до 6 лет она повышается до 3 места и до 1—2 места для мальчиков с 6 до 7 лет, в то время как для родителей девочек она сначала (с 5 до 6 лет) незначительно повышается до 6 места, но к 7 годам снова снижается до 7—8 места.

Исследуя факторы, которые, по мнению родителей, имеют действенное значение в физическом воспитании дошкольников М. И. Сергеев, А. М. Гендин, А. Н. Фалалеев, В. И. Столяров отмечают, что и матери (40,7%) и отцы (48,9%) считают самым важным личный пример взрослых. Знаменательно, что и матери (27,5%, и отцы (25,1%) на второе место ставят совместные с ребенком занятия физическими упражнениями. Далее идут «средства массовой информации», «наблюдение и посещение детьми спортивных зрелищ» и на последнем месте — «беседы о важности физической культуры в жизни человека» (отцы — 6,8%, матери — 9,2%).

Многие авторы (К. И. Тешев, А. М. Демиденко, Т. В. Калина, М. Н. Попова) уверены, что совместные физкультурные занятия детей и родителей очень эффективны не только для физического, но и эмоционального развития ребенка. С появлением родителей на занятиях физической культуры повышается их результативность. Постоянный контроль руководителя физического воспитания исключает возможность того, что родитель по незнанию нанесет вред своему ребенку.

Родители старших дошкольников выбирают разные упражнения для физического совершенствования девочек и мальчиков. По данным А. Б. Лагутина, родители мальчиков предпочитают, чтобы их дети занимались спортивными и подвижными играми, ходьбой на лыжах, акробатическими упражнениями и упражнениями силового характера, в то время как родители девочек выбирают для своих дочерей общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 3 пос. Николаевка” Опыт работы: “Физическое развитие и воспитание.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Консультация для родителей «Существует ли разница в развитии мальчиков и девочек?» У вас – сын, у близких родственников – дочь того же возраста. Вы постоянно встречаетесь, дети растут на глазах. И сколько бы вы их не сравнивали,.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Поздравительная стенгазета «Мальчики — солдатики» от девочек для мальчиков старшей разновозрастной группы Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая поземка. Над Кремлевскою стеной – Самолетов звенья. Слава армии.

Протокол родительского собрания в старшей группе «Родителям о воспитании мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 от 11.12.2015 года. Тема:Форма проведения :круглый стол Председатель: воспитатель Давыдова И. А. Секретарь: воспитатель.

Развивающая доска для мальчиков и девочек «Бизиборд» Бизиборд – это развивающая доска для мальчиков и девочек, которую можно сделать своими руками. Бизиборд содержит много различных кнопочек,.

Развитие мальчиков

Чем отличаются мальчики от девочек? Казалось бы такой простой вопрос – на который все ответят. Но на самом деле, рост и развитие детей разного пола существенно отличается, равно как и их воспитание и вопросы ухода и здоровья. О девочках ранее мы уже говорили подробно и детально, пора пришла поговорить и о мальчиках, так как их здоровье и развитие не менее важно, чем женское.

Пол ребенка определяют сразу же после рождения (а сегодня по данным УЗИ еще и задолго до рождения) по строению наружных половых органов, то есть по наличию первичных половых признаков в виде мошонки и пениса. Именно этим в раннем детстве мальчики отличаются от девочек, так как в целом строение тела у новорожденных детей примерно одинаково. И первые годы жизни дети разного пола развиваются практически одинаково, в одном и том же темпе, даже голоса мальчиков и девочек, а также внешность могут не отличаться, особенно если одежда нейтральных цветов. Часто девочек и мальчиков внешне могут путать в этом возрасте. Ближе к дошкольному возрасту начинают проявляться первые различия между мальчиками и девочками – это предпочтения в играх, периоды разных темпов роста, поведенческие особенности. Примерно с 8-10 лет различия между мальчишками и девчонками становятся наиболее заметными как внешне, так и внутренне – в особенностях мышления, психики, общения с детьми и взрослыми. Поговорим обо всех нюансах развития мальчиков более подробно.

Читайте также:  Сколько наджелудочковых экстрасистол может быть в норме?

Особенностью развития мальчиков еще внутриутробно является активное участие в формировании тела гормона тестостерона, именно за счет него внутриутробно формируются все анатомические особенности мужского организма. При этом во время беременности содержание тестостерона у плода будет примерно таким же, как у взрослого мужчины, а после рождения уровень этого гормона резко снижается, и остается предельно низким до самого периода полового созревания. Это определяет его развитие до периода подросткового возраста. Но, было отмечено, что мальчики по своей натуре все равно более подвижны, в отличие от девочек. У мальчиков преобладают динамические качества, нежели статические. Мальчики с одинаковым интересом могут наблюдать за активными действиями и участвуют в них сами, причем, чем активнее это будет, тем будет им лучше. Мальчиков больше привлекают механические движущиеся предметы, нежели объекты живой природы. Еще младенцами мальчики очень быстро начинают учиться слежению за движущимися объектами, и в среднем, они месяца на два опережают в этом умении девочек – они более активно осваивают и анализируют динамические действия.

Моторные навыки мальчиков также будут иметь свои особенности. Прежде всего, они развивают у себя способности к поддержанию баланса тела, бегу и прыжкам, ловкости и гибкости. А вот мелкая моторика и мелкие движения – манипуляции с карандашами и мелкими предметами им даются более тяжело и длительно. Именно поэтому по большей части в школьном обучении мальчики уступают девочкам на первых порах. Имеются у мальчиков и некоторые особенности в формировании речи, так как у мальчиков развивается отлично и левое, и правое полушарие, как у всех взрослых людей, но причинами того, что они начинают позже говорить, чем девочки, заключается в том, что внутренние связи между обоими полушариями у мальчишек развиваются более медленно. Именно поэтому им сложнее выразить свои мысли словами.

Кстати, мальчики гораздо эмоциональнее, нежели мы, привыкли думать, и кроме того, у них уходит достаточно много времени на то, чтобы успокоиться. Психологами отмечено, что даже если мальчишка не показывает внешне всю степень своего эмоционального состояния, то такие его показатели, как частота сердцебиения и частота дыхания будут выдавать в нем более высокие стрессовые концентрации, чем в таковых же ситуациях у девочек. Поэтому, с мальчиками в таких стрессовых и критических ситуациях стоит также быть более деликатными. Девочкам то можно и пореветь, а вот мальчикам мы с детства внушаем, что «мужчина не плачет». Хотя иногда может и стоило бы таким образом снять стресс.

Еще одной чертой мальчишек является их относительное бесстрашие, и мальчишки, как правило, не сразу будут демонстрировать страх и испуг, в отличие от девчонок, и они вообще склонны бояться и пугаться меньше. Они меньше реагируют на громкие звуки и сильные раздражители, а кроме того, мальчики не очень умело могут считывать невербальную информацию. К примеру, недовольное выражение лица мамы совершенно не сможет остановить мальчишку от намеченного им плана. Мальчики по природе своей более склонны к проявлению агрессии, они также достаточно импульсивные и рискованные, действия доставляют им больше удовольствия, нежели девочкам. Это должно говорить родителям о том, что за мальчишками нужно присматривать тщательнее, когда они играют сами или с другими детьми. Однако, очень важно, чтобы свои подобные наклонности ребенок выражал в играх, и всегда бесспорно будет лучше, если мальчишки будут проявлять такие наклонности под строгим контролем родителей или воспитателей. Это позволит им знать рамки дозволенного. При воспитании мальчика важно уделять внимание развитию у него умений почувствовать чужую боль, этому нужно научить ребенка, чтобы он знал, что окружающие могут вполне себе пострадать от его действий.

В плане темпов физического развития с младенчества до подросткового периода – мальчишки развиваются почти также, как и девочки, но, вступая в период полового созревания, они примерно на год-два отстают от девочек. Через год-два мальчики активно догоняют девочек в половом созревании, а потом и активно перегоняют девчонок физически и по ростовым показателям. Родителям важно учитывать все особенности развития мальчика в его воспитании и обучении, тогда можно будет избежать многих серьезных проблем.

Развитие мальчиков после 10 лет

Примерно к возрасту 10 лет в организме мальчиков и девочек происходят глобальные и сильно отличающиеся процессы в работе нервной системы и внутри эндокринных желез, которые вырабатывают повышенные порции гормонов, в том числе и половых. Такие перемены в организме будут способствовать ускорению его физического развития и начинают процесс полового созревания. Эти изменения происходят под действием работы гипофиза, который является самой главной железой, и отвечает за выработку практически всех гормонов организма. Самим гипофизом выделяются гормоны роста, которые отвечают за активный рост тела, а также гормоны-стимуляторы деятельности паращитовидных и щитовидной желез, половых желез и надпочечников.

Половые гормоны в организме мальчика выделяют не только половые железы, но и надпочечники. Поэтому для полового созревания крайне важно полноценное функционирование эндокринной системы в целом. Это будет залогом нормального психического и физического развития подростка. В детстве в организме мальчика и девочки вырабатывает практически одинаковый объем как мужских, так и женских половых гормонов. Но с самого начала процесса полового созревания эта картина меняется, и половое созревание у девочек стартует ранее мальчиков, примерно с 10-12 лет. Мальчики же начинают созревать уже в возрасте 12-14 лет, и именно поэтому девочки этого возраста будут крупнее и выше мальчишек. Но затем соотношение меняется, и у девочек рост замедляется, в то время как мальчики становятся значительно выше и сильнее. К возрасту 15-16 лет мальчики существенно обгоняют сверстниц по физическому развитию и росту, девочки перестают расти примерно к 16-17 годам, а мальчики могут подрасти еще до 21 года. Соотношения по массе тела аналогичны таковым по ростовым показателям. Масса будет нарастать у мальчиков не равномерно, она будет то резко набираться, то останавливаться.

Помимо массы тела и роста, одними из важных показателей для физического развития мальчиков будет являться окружность груди, их осанка и степень развития мышц на теле, толщина кожно-жировых складок. По этим параметрам врач может измерить мальчика и оценить степень его физического развития. Окружность груди измеряют сантиметром, мышечная сила определяется динамометром, который нужно сжать до упора и по шкале оценить его показатели. В 10 лет у мальчиков сила кисти достигает 16 кг, в 15 лет увеличится до 35 кг, а вот у девочек мышечные силы гораздо слабее всего 12.5 кг и 28 кг соответственно. Чем сильнее будут различия между девочками и мальчиками, тем более выраженными будут различия в мышечной массе и силе. Также в этом возрасте для мальчиков будет характерна угловатость с некоторой неуклюжестью и резкостью движений. Это связано с быстрым ростом скелета, за которым просто не успевают мышцы и связки. Это заложено природой, что организм растет постепенно, периодами и системами.

Центильные таблицы – различие показателей для мальчиков и девочек

Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.

При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.

Что такое центильные таблицы?

Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.

На процесс формирования организма влияет множество факторов:

  1. Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
  2. Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
  3. Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
  4. Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
  5. Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.

Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.

В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.

Принципы составления центильных таблиц

В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.

Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.

В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).

Что такое графики физического развития?

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

  • зеленые – средние значения;
  • красные – показатели в пределах нормы;
  • черные – границы нормы.

Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

ОбластьКоличество центилейПримечания
1Слишком низких величиндо 3Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2Низких параметров3-10Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3Величин ниже среднего10-25Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4Средних значений25-75Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5Величин выше среднего75-90Гармоничное формирование с опережением нормы
6Высоких показателей90-97Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7Сверхвысоких значенийвыше 97Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Как использовать таблицы?

В строке, соответствующей возрасту вашего ребенка, необходимо определить, между какими значениями находятся показатели малыша, и оценить результат.

  • От -1 SD до +1 SD – относится к области средних значений (около 50 деток из 100 обладают подобными показателями).
  • От -3 SD до -1 SD, а также от +1 SD до +3 SD – величины выше и ниже среднего, они являются вариантом нормы. Такое же физическое развитие практически у 43-47% малышей.
  • Ниже -3 SD или выше +3 SD – слишком низкие или высокие значения антропометрических показателей, в этой ситуации лучше обратиться к лечащему врачу, однако от 3% до 7% детей с такими же результатами замеров абсолютно здоровы.

Что делать при отклонениях от нормы?

В первую очередь не надо волноваться. Если такие результаты вызваны заболеваниями, то патологии будут выявлены при дальнейшем обследовании, от которого не стоит отказываться. Каждой мамочке важно помнить, что показатели центильных таблиц – это не диагноз, они лишь говорят о том, что стоит более внимательно отнестись к «нестандартному» ребенку.

Оценка физического развития направлена на то, чтобы помочь родителям вовремя обратить внимание на несоответствия и выяснить их причину, которая может не иметь ничего общего с патологическими состояниями.

Физическое и половое развитие подростков

Пубертатный скачок роста

В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается, девочки на глазах превращаются в девушек, мальчики становятся юношами. Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. У девочек оно происходит более стремительно и скачкообразно. Они раньше мальчиков проходят все стадии развития. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно и заканчивается позже, чем у девочек.

В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см. Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков – в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение (у девушек – после 16 лет, у юношей – после 18 лет). Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела — осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка того же возраста уже остановилась в росте.

Читайте также:  Травы, разжижающие кровь и препятствующие образованию тромбов – противопоказания

До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинаково. Но с началом пубертатного периода под действием половых гормонов начинается формироваться мужской и женский типы телосложения. У мальчиков ширина плеч будет превышать ширину таза, а у девочек все будет наоборот. Мальчики вырастают крупнее девочек.

Иногда подростков волнует, что их рост очень высокий или, наоборот, низкий. Приблизительно окончательный рост мальчика можно рассчитать по формуле: (рост отца + рост матери + 12,5) / 2 (см), а девочки: (рост отца + рост матери – 12,5) / 2 (см). Прогноз развития длины тела дочери более надежен по росту матери, а сына – по росту отца. Прогноз длины тела дочери более достоверен, чем сына. В норме целевой рост ребёнка может колебаться в пределах: средний рост родителей ± 8 см.

Перспективы дальнейшего увеличения длины тела можно определить по рентгенограмме кистей рук. Оценивают так называемые зоны роста в костях пальцев и запястья. Если они открыты, то ребенок еще будет расти.

Возрастные изменения тела

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты – широкий плечевой пояс и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания: мутация голоса (13–14 лет), рост щитовидного хряща (14–15 лет), угри, оволосение подмышечных впадин и появление характерного запаха пота (14 лет), начало оволосения лица (14–16 лет). Некоторые юноши начинают бриться для того, чтобы быстрее появилась такая «растительность». Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек – это эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса. Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бёдра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Сначала месячные могут быть нерегулярными и иметь различную продолжительность. Постепенно менструации становятся регулярными, наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3-5 дней.

Первые поллюции (непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями) возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам.

В среднем за период полового созревания с 10 до 17 лет масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

Функциональные показатели и физическое развитие. Качество физического развития должно оцениваться во время ежегодных профилактических медицинских осмотров школьников. Для этого существуют специальные таблицы с параметрами длины и массы тела в каждом возрасте. Чтобы достоверно говорить о характере и правильности физического развития необходимо длину и массу тела измерять каждый год. При этом во внимание необходимо принимать не только параметры тела, но и функциональные показатели – скоростные и силовые, по данным тестирования на уроках физической культуры. Размеры тела и функциональные возможности (скорость, выносливость) далеко не всегда совпадают.

Для современных подростков характерно несоответствие между уже практически «взрослыми» размерами тела и достаточно низкими силовыми и скоростными показателями. Сегодня высокий рост и масса тела ребенка или подростка еще не означает их хорошей адаптированности и работоспособности в будущем. В 17-летнем возрасте современные юноши имеют показатели мышечной силы на 10 кг, а девушек на 7 кг ниже, чем школьники 80-х годов.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД 5-17 ЛЕТ

Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991)

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 – 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Согласно теории «сенситивных периодов» направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1 — 4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину соответственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5 -7 баллов) (Булгакова, Тимакова, Глужаковский, 1985; Манцевич, 1986).

Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
Известно, что при работе с девочками пловчихами, восточногерманские тренеры резко (иногда в 2 – 3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. (Волков, Филин.,1983).

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов (Живилов, 2000). Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним из компонентов структуры физических способностей человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила мышц тесно связана с ростом костной и мышечной ткани, развитием суставно-связочного аппарата. Она зависит от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц. Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее – при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с 8 до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты наибольшее увеличение в темпах развития данной способности показывают в подростковом возрасте, наименьшее в старшем. Можно сделать следующий вывод: что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.

1.1.2. Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 – 0,40 сек. В последующие годы происходит дальнейшее снижение показателя быстроты. Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1. Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет.

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт ” скачка” (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Читайте также:  Энтерит у взрослых: причины, симптомы и лечение народными средствами

Вывод: таким образом, на формирование скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2. Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 – 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 – 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения – с 9 до 11 лет, где оно равно и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно, препубертатный и пубертатный возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается ” скачком ” в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и ” затухают ” внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую – либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Возрастной дефицит тестостерона у больных сахарным диабетом II типа

Структура статьи

  • Введение
  • Клинические проявления и диагностика
  • Заместительная терапия препаратами тестостерона
  • Заключение

Введение

Происходящие вследствие дефицита тестостерона изменения в организме мужчин по решению рабочего совещания Австрийского общества урологов (1994г.) было предложено назвать “частичной андрогенной недостаточностью у пожилых мужчин“, или синдромом PADAM (partial androgen deficiency in aging male). Но в отечественной медицине все больше склоняются к термину “возрастной андрогенный дефицит” или “возрастной гипогонадизм“. Возрастной андрогенный дефицит представляет собой состояние, обусловленное возрастным снижением секреции тестостерона в клетках Лейдига.

В последнее время отмечается необычайный интерес к данной проблеме, связанный, прежде всего, с широкой распространенностью возрастного гипогонадизма. Общепризнанно, что у мужчин с возрастом происходит постепенное снижение уровня половых гормонов, начало которого приходится на период 30-40 лет. Известно, что от 40 до 50 лет примерно 7% мужчин страдает гипогонадизмом, от 60 до 80 лет – 20%, старше 80 лет – уже 35%. По результатам многочисленных исследований, проведенных в США, андрогенная недостаточность отмечается почти у 5 млн. мужчин, а заместительную гормональную терапию получают всего лишь 5% из них. Помимо этого показано, что снижение или отсутствие половой функции влияет не только на качество жизни, но и сказывается на ее продолжительности.
Известно, что основным мужским половым гормоном, который отвечает за здоровье и активность мужчины на протяжении всей жизни, является тестостерон. Вместе с дигидротестостероном, андростендионом и их метаболитами он создает соответствующий тонус центральной нервной системы, подкорковых образований, центров автономной нервной системы, поддерживая функциональную активность половых желез и обеспечивая копулятивную функцию. Тестостерон, наряду с андрогенными эффектами, способен оказывать и мощное анаболическое действие на различные ткани человека. Не напрасно на Национальном конгрессе “Человек и лекарство” (2006, Москва), член-корреспондент РАМН О.Б.Лоран заявил: “Изменение уровня тестостерона оказывает влияние на аденогипофизарную регуляцию в целом, вызывает не только снижение творческого потенциала, изменение эмоциональности, сексуальной активности, но и негативно влияет на минеральный и углеводный обмен, поэтому дефицит андрогенов – это проблема, объединяющая врачей многих специальностей”.
Одной из актуальных проблем, часто сочетающейся с возрастным андрогенным дефицитом у мужчин, является наличие у них разнообразных сопутствующих заболеваний и, прежде всего, сахарного диабета 2 типа.
Сахарный диабет является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний и имеет стойкую тенденцию к устойчивому росту. Ежегодно количество больных увеличивается на 6-7%, и к настоящему времени им болеет уже 2-4% населения. В соответствии с официальной статистикой МЗ РФ, сахарным диабетом в нашей стране страдает более 2 млн. человек, причем ежегодно регистрируется до 200 тысяч новых случаев этого заболевания. Примерно в 88% случаев – это сахарный диабет 2 типа. А распространенность андрогенного дефицита у этих больных достигает 65%. Таким образом, практически каждый второй пациент, имеющий нарушение половой функции страдает и сахарным диабетом 2 типа. Наиболее точные данные относительно распространенности нарушений половой функции в общей популяции и среди больных сахарным диабетом были получены в результатах многолетнего Массачусетского исследования по изучению старения мужчин (1994) и работах Vinik и Richardson. Результаты первого исследования показали взаимосвязь между уровнями свободного тестостерона, глобулина, связывающего половые стероиды (ГСПС), и риском развития инсулинорезистентности и сахарного диабета 2 типа. При снижении уровня свободного тестостерона на 1 стандартное отклонение (3,9 нг/дл) риск развития сахарного диабета 2 типа равен 1,58, а при снижении ГСПС на 1 стандартное отклонение (15,8 нмоль/л) – 1,89. По данным второго исследования уровень тестостерона у больных сахарным диабетом 2 типа на 10-15% ниже, чем у людей тех же возрастных групп без диабета. Помимо этого, дефицит андрогенов у мужчин тесно коррелирует с наличием инсулинорезистентности и гиперинсулинемии, а введение препаратов тестостерона ведет к их уменьшению. Интересно отметить, что по данным ЭНЦ РАМН уровень тестостерона, у пациентов с сахарным диабетом 2 типа, находящихся на инсулинотерапии, остается в пределах нормальных значений, в отличие от больных, получающих пероральные сахароснижающие препараты (Калинченко С.Ю., Козлов Г.И.,2003г). Поэтому нельзя исключить влияние инсулина на выработку тестостерона в клетках Лейдига. Также убедительно доказано, что наблюдаемый при сахарном диабете 2 типа, особенно у пациентов с ожирением, низкий уровень свободного и об¬щего тестостерона не связан со степенью декомпенсации диабета.
Полагают, что первой причиной развития возрастного гипогонадизма, вероятно, является уменьшение числа клеток Лейдига вследствие ухудшения кровоснабжения тестикулярной ткани и снижение на их поверхности количества рецепторов к лютеинизирующему гормону. Второй возможной причиной андрогенной недостаточности у тучных пациен¬тов с сахарным диабетом 2 типа является абдоминальный тип ожирения, как правило, сочетающийся с этим заболеванием.
В настоящее время существуют многочисленные данные, подтверждающие взаимосвязь между висцеральным ожирением и снижением уровня тестостерона у мужчин. Жировая ткань имеет “сродство” к стероидным гормонам. Ароматаза жировой ткани в повы-шенных количествах превращает андрогены (тестостерон и андростендион) в эстрогены, кото¬рые подавляют секрецию как гонадотропин-рилизинг-гормона, так и лютеинизирующего гормона, что приводит к снижению уровня тестостерона крови. Помимо этого, причиной дефицита андрогенов при ожирении является вырабатываемый белой жировой тканью лептин, стимулирующий секрецию гонадотропин-рилизинг-гормона. Считается, что некоторая резистентность центральных структур к лептину у больных ожирением приводит к нарушению ритма секреции гонадотропин–рилизинг–гормона, что может являться еще одной причиной развития гипогонадотропного гипогонадизма.

Клинические проявления и диагностика

Большинство клинических проявлений недостаточности тестостерона неспецифичны. Очень часто единственным симптомом возрастного андрогенного дефицита может быть снижение или потеря сексуального влечения (либидо). Также отмечаются и другие сексуальные симптомы (ухудшение качества и частоты эрекции, особенно ночной, трудность достижения оргазма, снижение интенсивности достигаемого оргазма, снижение чувствительности полового члена), происходят изменения нервно-эмоционального статуса (снижение интеллектуальной активности, творческой продуктивности, увеличение усталости, снижение настроения, депрессии, бессонница), изменения костей, мышц, кожи и жировой ткани (снижение силы и объема мышечной массы, снижение волосяного покрова тела, появление морщин, снижение костной плотности, увеличение объема висцерального жира). Помимо этого мужчину беспокоят чувство жара – “приливы”, колебания уровня артериального давления в течение суток, головокружение, повышенная потливость, кардиалгии.
Среди лабораторных методов исследования ведущее место в клинической практике занимает определение уровня общего тестостерона в сыворотке крови. Концентрация этого гормона ниже 12 нмоль/л (нормальные показатели 13-33 нмоль/л) свидетельствует о наличии андрогенного дефицита. Хотя следует отметить, что наиболее информативным является определение уровня свободного тестостерона или биологически активного. Но, к сожалению, в настоящее время проведение этого лабораторного исследования технически затруднено. В связи с этим при необходимости (при выраженной клинической симптоматике и нормальной концентрации общего тестостерона) его определяют расчетным методом по отношению уровней общий тестостерон/глобулин, связывающий половые гормоны. Помимо специфического обследования целесообразно также выполнить общий анализ крови (при снижении уровня тестостерона возможно возникновение анемии) и денситометрию (дефицит андрогенов является одной из основных причин остеопороза у мужчин).

Заместительная терапия препаратами тестостерона

В лечении возрастного гипогонадизма основная роль принадлежит терапии, целью которой является нормализация содержания тестостерона в плазме крови. Данное лечение направлено на улучшение сексуальной функции и общего самочувствия мужчины. При длительном лечении (более одного года) отмечаются и другие положительные эффекты: значительное повышение плотности костной ткани, уменьшение объема как подкожного, так и висцерального жира, нарастание мышечной массы и силы, снижение уровня атерогенных липидов, повышение чувствительности к инсулину и др.
В настоящее время на фармацевтическом рынке представлен достаточно широкий спектр препаратов тестостерона для заместительной гормональной терапии, отличающихся друг от друга путем введения, продолжительностью действия и числом побочных эффектов.
Среди препаратов тестостерона, предназначенных для накожного применения, самыми современными являются тестостероновые гели. Препараты из этой группы наносятся на чистую и сухую кожу плеч, предплечий или передней брюшной стенки, растираются тонким слоем до полного высыхания в течение минимум 3-5 мин. перед одеванием. Через 2-3 дня от момента начала лечения происходит насыщение кожи гелем и возникает равновесие между адсорбцией тестостерона и его выведением из организма. Постоянное равномерное высвобождение тестостерона через кожу препятствует значительным колебаниям его уровня в сыворотке крови. Не мало важным обстоятельством является сохранение циркадного суточного ритма концентрации тестостерона в организме мужчины.

Заключение

Несомненно, проблема андрогенного дефицита у мужчин с сахарным диабетом 2 типа в настоящее время является очень актуальной. Диагностика и лечение возрастного гипогонадизма позволяет не только предупредить развитие такого серьезного заболевания как сахарный диабет 2 типа, но и добиться компенсации углеводного и липидного обмена при наличии этой патологии. Применение препаратов тестостерона в комбинации с сахароснижающей терапией приводит к улучшению метаболического контроля сахарного диабета, что выражается в снижении уровня гликированного гемоглобина, увеличении чувствительности к инсулину, а также уменьшении веса в основном за счет количества висцеральной жировой ткани. Таким образом, с помощью заместительной гормональной терапии врачи действительно могут обеспечить достойное качество жизни современного мужчины.

Ссылка на основную публикацию