Умственная отсталость — типы, степени, причины, симптомы и особенности отклонений в развитии

Формы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость или олигофрения является общим стойким недоразвитием интеллектуальной функции. Вызывается подобное состояние органическим поражением мозговых структур в период внутриутробного развития или постнатально. В результате заболевания появляется снижение интеллектуальных способностей, эмоциональные, волевые, речевые и двигательные нарушения. Понятие умственной отсталости, а также ее сущность рассматривается психиатрами. В клинической практике выделяют и неолигофренические формы нарушения интеллекта, которые встречаются крайне редко.

В настоящее время олигофрения охватила до 1% населения земного шара. Большинство пациентов имеет легкую степень отсталости и только около 1—2% от всех пациентов, больных олигофренией, имеют очень тяжёлую степень тяжести. Не исключается наличие заболевания у большего числа граждан, это может возникать из-за отсутствия контроля над ними и обращаемости за медицинской помощью.

Мальчики подвержены патологии гораздо чаще, больше половины заболевших – это лица мужского пола. Тяжёлую степень олигофрении диагностируют с момента рождения или в течение первого года жизни, более лёгкие формы умственной отсталости выявляются в начале школьного обучения или пубертате.

В понятие олигофрении входит и деменция, которая вызывает стойкий распад личности.

В современной МКБ 10 не выделено существовавших ранее терминов психиатрии, согласно которым умственную отсталость подразделяли на три вида:

  • Дебильность.
  • Имбецильность.
  • Идиотия.

В настоящее время выделяют четыре вида. Отличие состоит в разделении идиотии на две группы тяжелой и глубокой степени отсталости. Современная классификация выделяет следующие виды умственной отсталости:

  • Легкая степень.
  • Умеренная степень.
  • Тяжелая степень.
  • Глубокая отсталость.

Согласно клиническим характеристикам заболевание имеет различный код в классификации болезней.

Легкая форма или дебильность

Данный вариант является самым лёгким по клиническому течению олигофрении. Ее считают одним из самых распространённых вариантов поражения психики у человека, так как к ней относят больше половины всех случаев умственной отсталости. В клинической практике под термином «дебильность» понимают также умственную субнормальность или легкую олигофрению.

Причины

В качестве причин, которые приводят к появлению дебильности, выделяют наследственный фактор. К нему следует отнести ферментопатию, эндокринопатию или микроцефалию. Кроме того, большое значение играет и негативное влияние различных факторов на организм плода. Наиболее опасными состояниями, которые формируют патологии в организме плода, являются инфекции, которые женщина перенесла во время беременности, наличие резус-конфликта и гипоксии. Немаловажная роль уделяется и токсическим воздействиям, таким как табакокурение, алкоголизм и наркомания. Данные факторы приводят к образованию врожденной дебильности.
Существуют также причины, которые приводят к формированию приобретённых форм умственной отсталости. Среди них полученные родовые травмы, асфиксические состояния, гидроцефалия, сформировавшаяся в результате инфекций раннего детства.

Симптомы

Клиническими проявлениями данной формы умственной отсталости является отсутствие способности к выработке сложных понятий, обобщающих умозаключений и возможности абстрактного мышления.

Мышление у детей с данной формой отсталости носит наглядно-образный тип. В данном случае ребёнок будет способен воспринимать лишь внешнюю часть событий, которые вокруг него происходят. Объяснение полной ситуации и ее разбор оказывается затруднительным. При просмотре изображения, а также необходимости сравнения нескольких предметов возникает проблема выявления внутренней связи, а также возможности поиска общей связи.

Родители часто приводят детей с данной формой отсталости к логопеду, так как беспокоит вопрос недоразвития речи, согласно возрасту. Кроме того, может возникать проблема, связанная с обеднением словарного запаса, наличием аграмматизма, косности и замедленности речи. Даже несмотря на хорошую ориентировку в обыденной ситуации, пациент не может обобщать все происходящие события и мыслить абстрактно.

Возможность обучения

Дети, которые посещают общеобразовательную школу, сталкиваются с проблемами при обучении. Сложнее всего обстоят дела с русским языком и литературой, так как они не могут запоминать и понимать правила правописания, пересказать прочитанный или прослушанный текст, а также понять, что им требуется сделать согласно полученным заданиям. При обучении математике ребёнок не может считать и решать логические задачи. При этом, стоит отметить, что у таких пациентов часто проявляются другие возможности. Во время дополнительного развития часто выявляется абсолютный слух, отличная механическая память, художественный талант и возможность воспроизведения в уме задач с большим количеством крупных цифр.

Родители отмечают, что дети начинают подражать окружающим, перенимать чужие взгляды и мысли и стараться их копировать. Это связано с тем, что познавательная способность снижена, а эстетические и нравственные качества ограничены. Из-за слабости воли они подвержены легкой внушаемости, исполнению воли других людей и действий, которые могут принести опасность для человека. Люди с легкой дебильностью часто становятся преступниками, не осознавая умысла в своих действиях.

Характеры могут быть различными, от добродушного до выраженного агрессивного. В период полового созревания появляется усиленное примитивное влечение, например, повышенная половая активность. Выглядят они также, как и здоровые люди.

Средняя степень тяжести

Данный вариант снижения интеллектуальных способностей также называют имбецильностью. Частота встречаемости подобного состояния находится в пределах от 3 до 4 умственно отсталых человек на 10000 населения. Из всех форм умственной отсталости на долю имбицильности приходится до 20%. Пациенты с подобным диагнозом требуют особого внимания, что связано с возможностью их частичного обучения, например, уходе за собой, но и легкой подверженности различных факторов, вызывающих усугубление течения заболевания.

Этиология

Все причины, которые могут вызвать умственную отсталость средней степени тяжести подразделяют на группу врожденных и приобретённых.
Врожденная умственная отсталость средней степени вызвана действием инфекционных факторов во время беременности, а также результат хромосомных нарушений. Не исключено влияние резус-конфликта, возникающего при различных резус-факторах у матери и ребёнка.

Повлиять на состояние головного мозга, а, следовательно, и работу нервной системы могут токсические воздействия. Алкогольные напитки, курение и употребление наркотиков повышает риск различных мутаций и токсического поражения клеток.

В качестве приобретённых причин развития имбицильности выделяют факторы, которые подействовали на организм ребёнка во время родов или после рождения. Наиболее частым вариантом подобных состояний является осложнённый родовой процесс, при котором ребёнок подвергается гипоксии или тяжелым механическим воздействиям. К ним относят родовую травму, неправильное наложение акушерских щипцов, клинический или анатомический узкий таз.

Симптомы

Имбецильность по своему клиническому течению, а также степени выраженности психического недоразвития, подразделяют на несколько вариантов. Среди них:

  • Легкая имбецильность. Проявление снижения интеллекта минимально, а результаты проведённого теста IQ находятся в пределах 35—50.
  • Выраженная. Данный показатель не превышает 34.
  • Тяжелая. Показатели IQ не превышают 25, при этом возможность обучения пациента полностью отсутствует.

Внешне данные пациенты имеют изменение черт лица. Наблюдаются характерные изменения в строении черепа, его выступающие части будут иметь большие размеры, выражена лопоухость, а также неправильный прикус и несимметричное расположение глаз.

Мимические реакции изменены и могут не соответствовать настроению. Наиболее часто появляется обеднение мимики.

Черты характера различны и могут не зависеть от окружения. Некоторые пациенты отличаются выраженной добродушностью и застенчивостью, у других же отмечается выраженная агрессия и повышенная возбудимость. Поведенческие реакции различаются, в зависимости от склада характера, что выражается любопытством или апатичностью.

Моторика и координация у людей с данной формой олигофрении нарушены. В движениях отсутствует пластичность и точность. Походка чаще всего шаркающая, присутствует сутулость, а мелкая моторика нарушена из-за скованности и угловатости манипуляций. При уходе за собой они неряшливы. Из-за нарушения чувства сытости могут проявлять повышенный аппетит с последующими расстройствами пищеварения. Поведенческие реакции нарушены, так присутствует сексуальная распущенность. В тех случаях, если нет патологий репродуктивной системы, вызванной хромосомными аномалиями или патологиями развития, могут встречаться случаи наступления беременности. Это связано с отсутствием контроля над поведением.

Мышление является примитивным, а способность к обобщению полученной информации отсутствует, при этом последовательность в мышлении может сохраняться. Для людей с имбецильностью характерно пониженное восприятие окружающей информации, наличие узкого кругозора и неусидчивости во время обучения со снижением внимания. Из-за шаблонности мышления возникают проблемы с выраженным снижением памяти.

Несмотря на скудность словарного запаса, который в большинстве случаев не превышает 300 слов, а также наличии спокойного покладистого характера, пациентов возможно обучить. Родители и педагоги добиваются обучения минимальной возможности письма или счета. Чтение возможно только по слогам.

При регулярном повторении элементарных упражнений они способны осуществлять уход за собой. Пациентов с имбецильностью возможно обучить стирке, уборке, сматыванию ниток и т.д. При этом стоит отметить, что они будут редко проявлять инициативу, и в данных случаях важно воздействовать на легкую внушаемость, которая позволит частично манипулировать пациентом.

Важно регулярно следить за человеком с данной формой умственной отсталости, так как при нахождении в привычной для него обстановке он способен мыслить и выполнять различные дела. Но, при попадании в незнакомое пространство, особенно с большим количеством людей, пациенты впадают в истерику, они растеряны, и их поведение может стать асоциальным. Эмоции могут быть ярко выражены, особенно по отношению к людям, которые осуществляют за ними уход или часто общаются.

Родители или близкое окружение могут сталкиваться с такими проблемами, как появление у ребёнка угнетения или ущербности по отношению к окружающим. Необходимо знать, кто такой умственно отсталый человек и какая помощь ему необходима. Именно поэтому важно проводить мероприятия, направленные на адаптацию в социуме. Трудоустройство почти невозможно из-за того, что любые манипуляции заучены по шаблону и любое отклонение от стандарта вызывает невозможность дальнейшей работы. Если характер человека с имбецильностью агрессивный, для него требуется особое наблюдение и воспитание. Это связано с повышенной склонностью к нарушениям закона и причинением вреда.

Тяжелая форма или идиотия

Данный вариант снижения интеллектуального потенциала встречается достаточно редко. Из всех клинических случаев умственной отсталости на долю идиотии приходится не более 5%. Среди рождённых детей тяжелая степень умственной отсталости встречается у одного ребёнка на 10000. Именно поэтому, подобную патологию можно отнести к довольно редким. Она легко диагностируется, так как клинические проявления наблюдаются с момента рождения. Современная систематика данного заболевания подразумевает наличие в данной форме тяжелого и глубокого нарушения интеллекта.

Причины

Среди причин развития идиотии выделяют две основные группы, это:

  • Наследственные причины. Среди них наиболее часто встречаются патологии генетического материала и дефект хромосомных мутаций. К ним относят болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тёрнера, а также синдрома Клайнфельтера. К наследственным факторам относят фенилкетонурию, галактоземию или гаргоилизм. Реже это могут быть аномалии головного мозга, а также различные варианты краниостеноза.
  • Приобретённые. Особое значение в приобретённых формах идиотии занимают инфекционные факторы. К наиболее опасным инфекциям, которые могут вызывать подобное заболевание, относят краснуху, токсоплазмазатическую и цитомегаловирусную инфекции, а также листериоз. Это связано с тем, что данные возбудители беспрепятственно проникают в организм плода через плаценту и вызывать необратимые изменения.
  • Немаловажную роль в развитии идиотии играют и токсические факторы, такие как приём алкоголя во время беременности в больших дозах, употребление лекарственных препаратов на ранних сроках, таких как антибиотики или группа барбитуратов.

Не стоит исключать и результат травматического воздействия, нанесённого в момент родов.

Симптомы

Клинические проявления идиотии можно обнаружить уже в течение первого года жизни ребёнка. Среди наиболее ранних симптомов выделяют слабое или полное отсутствие реакции в ответ на действие окружающих раздражителей. Дифференциальная улыбка или оживление, возникающее в ответ на приближение родных, не проявляется. Из-за задержки развития пациенты не способны отличать чужих от родных людей, а также не проявляют интереса к игрушкам. Под действие различных раздражителей не отмечается эмоциональной мимической активности.

Взгляд является слабо выразительным, улыбка отмечается крайне редко, нет предметно—манипуляторной деятельности, а также понимания речи. Отставание в моторном развитии усиливается по мере взросления.

По мере взросления уход за пациентом представляет большие трудности. Это связано с тем, что люди с умственной отсталостью в данной форме не могут осуществлять собственное обслуживание, поддержание личной гигиены и многих других функций. Это связано с тем, что не наблюдается динамики развития моторных и статических процессов. Общение невозможно, так как у них нет восприятия речи и реакции на окружающие предметы. При этом стоит отметить, что если появляется развитие реакции, то она будет носить извращённый характер.

Самостоятельное проживание таких лиц невозможно, для обеспечения их жизнедеятельности необходима помощь со стороны других людей. Даже при условии постоянного развития, все функции будут носить безусловно-рефлекторный характер. Рефлекс может развиваться лишь в ответ на кормление. Мозг людей с тяжелой формой умственной отсталости способен выполнять лишь операции элементарного характера.
Все эмоции можно дифференцировать лишь на два основных вида: удовольствие и недовольство.

Из-за отсутствия понятия различных норм, а также извращения различных физиологических реакций для лиц с идиотией характерен повышенный аппетит. У них отсутствует чувство насыщения и при выработанном рефлексе в ответ на приём пищи, они стараются есть различные окружающие предметы. Часто врачи сталкиваются с тем, что пациенты пытаются употреблять несъедобные вещи, которые могут нанести опасность и привести к угрозе для жизни.

Выделяют два вида клинических форм, среди которых отмечают торпидную и возбудимую. Торпидный вариант характеризуется отсутствием движений, пациенты постоянно лежат. При возбудимом варианте пациенты пытаются совершать различные движения, которые не будут носить никаких реакций. Их движения являются быстрыми и в некоторых случаях прилагается значительная мышечная сила.

При определении данной идиотии необходимо искать и другие патологии, связанные с нарушением формирования различных органов и систем. Наиболее часто выделяются пороки развития конечностей в виде сращения фаланг или их отсутствия, нарушений функционирования сердечно-сосудистой системы и других состояний, которые могут потребовать оказания своевременной медицинской помощи.

Прогноз и реабилитация пациентов

Несмотря на то, что заболевание может носить врожденный характер, отрицательная динамика встречается редко. При правильно подобранном плане развития, а также уходе и постоянном присмотре за пациентом, шанс на улучшение качества жизни является в большинстве случаев благоприятным.

Из-за особенностей развития и отставания в различных сферах жизнедеятельности от своих сверстников, ребенок с олигофренией различного вида требует консультации и контроля профильного специалиста. Он поможет подобрать индивидуальный план мероприятий, которые будут направлены на процессы обучения и воспитания пациента. Большинству детей требуется посещение специализированных учебных заведений, что обеспечит им лучшую адаптацию в социуме, а также наличие специализированных методов обучения и социального сопровождения.

Прогноз для жизни и дальнейшего проживания в социуме с профессиональной и личностной ориентацией зависит от вида олигофрении, среди них следует отметить закономерности:

  • Для лиц с легкой формой умственной отсталости прогноз будет относительно благоприятным. Полного выздоровления добиться не представляется возможным, тем не менее дети заканчивают учебные учреждения. Благодаря полученным навыкам они приобретают специальности, имеющие среднюю квалификацию (плотники, швеи и т.д.), что позволяет им трудоустроиться. При отсутствии признаков невменяемости и недееспособности лица с легкой степенью умственной отсталости имеют гражданские права, которые получает и здоровый человек.
Читайте также:  Чем может быть вызвано появление водянистых пузырьков на теле, лице у детей

Имбецильность в легкой степени тяжести имеет благоприятный прогноз при своевременной коррекции. В данном случае он будет сходным с дебильностью. Пациенты получают достаточный уход и обучение, они могут проживать отдельно и пользоваться своими гражданскими правами.

  • Более тяжелые формы предусматривают регулярное наблюдение со стороны близких людей или социальных работников. Им требуется не только уход, но и медицинское наблюдение. Обучение таких пациентов проводится преимущественно в домашних условиях и педагогам удаётся получить положительный результат в виде освоения элементарных навыков и возможности осуществлять минимальный уход за собой.
  • Тяжелые стадии умственной отсталости имеют относительно неблагоприятный прогноз. Люди должны находится под контролем специалистов, достаточно часто им необходима специализированная медицинская помощь и лечение из-за наличия сопутствующих патологий. Нахождение в домашних условиях бывает затруднительно, поэтому требуется госпитализация в психоневрологические диспансеры. Обучение навыкам самообслуживания невозможно. Из-за стойкого нарушения интеллектуальных и психических функций устанавливается пожизненная инвалидность.

Классификация умственной отсталости детей

Человек с проблемами умственного характера не умеет адекватно выражать свои эмоции, проявлять личностные качества, а также в большинстве случаев имеет нарушения речевой деятельности, мелкой моторики и другие сопутствующие заболевания. Существуют различные классификации умственной отсталости – по степени тяжести, причинам образования, по состоянию и формам проявления.

Любые виды умственной отсталости у детей проявляются в первые годы жизни, т.е. являются врожденными патологиями. У взрослого человека, имеющего проблемы с психикой (приобретенная умственная отсталость), наблюдается постепенное снижение уровня интеллекта, он теряет способность к здравым рассуждениям, социальному труду и умственной работе. Более того, независимо от степени и типа дефекта умственной отсталости, болезнь может прогрессировать и из легкой формы перейти в более тяжелую.

Международная классификация

Международная классификация болезней (МКБ) – это общепринятые нормы для дифференцирования и кодирования видов медицинских диагнозов. Действующая классификация (МКБ 10) разработана ВОЗ в 2007 году.

Международная классификация степеней умственной отсталости составлена на основе разделения симптомов расстройств рассудка по тяжести и клиническим признакам проявления. Широко известна также устаревшее разделение МКБ 9, имеющая всего три вида – дебильность (соответствует легкой и умеренной степени по МКБ 10), имбецильность (тяжелая степень) и идиотия (глубокая степень). Из-за этических норм в медицинской практике постановка таких диагнозов на сегодняшний день не используется.

Присвоение человеку конкретного диагноза и степени тяжести по международным нормам основано на проверке уровня интеллекта тестом IQ.

В тех случаях, когда оценить вид заболевания сложно (например, если человек не ходит, не видит или имеет проблемы со слухом), т.е. конкретный индивидуальный случай не подходит под международную классификацию умственной отсталости, то больному человеку диагностируется другая исключительная форма заболевания.

Степени умственной отсталости

Основным параметром классификации тяжести умственной отсталости по МКБ 10 является степень выраженности заболевания. Выделяют четыре вида умственной отсталости:

Классификация умственной отсталости
по МКБ 10
Развитие интеллектуальных способностейКомментарии
1Легкий видИнтеллект больного соответствует умственному развитию ребенка в возрасте от 9 до 12 летЛегкая степень слабоумия может быть врожденной патологией или приобретенной в младшем дошкольном возрасте. При таком диагнозе человек имеет незначительно недоразвитую психику, скудные и примитивные размышления об окружающем его мире.
2Умеренный вид6-9Взрослый человек, имеющий интеллект шестилетнего ребенка, не может самостоятельно решить возникающие бытовые проблемы (помыть посуду, самостоятельно принять ванну, прибраться в своей комнате и т.п.), более того его невозможно приучить к труду.
3Тяжелый вид3-6При наличии тяжелой или глубокой степени олигофрении у человека частично или полностью отсутствуют речевые навыки, он не способен размышлять и высказывать свое мнение и желания.
4Глубокий виддо 3 лет

Классификация степеней умственной отсталости зависит от того, сколько баллов наберет потенциальный больной при решении стандартных тестов по оценке развития психики и интеллекта. Дошкольников, которые не могут пройти тестирование или не набирают необходимое количество баллов, воспитывают и обучают отдельно от нормально развивающихся малышей (в специализированных учебных заведениях или в домашних условиях). Такое общественное разделение приводит к тому, что умственно отсталые дети не знают, как общаются их здоровые сверстники и как устроено общество в целом, так как они имеют очень ограниченный круг общения.

Изолированные от общества дети более раздражительны и физически слабы, не способны полноценно познавать окружающий их мир. Взрослея, здоровые ребята и дети-инвалиды при встрече не знают, как относиться друг к другу, проявляют агрессию или безразличие. Малоумные дети не интересуются происходящими вокруг них событиями, они не способны совершать спонтанных действий и соблюдать установленные правила (например, правила игры или технику безопасности) или подражать сверстникам.

Другие классификации

Отсталые дети имеют серьезные проблемы в развитии познавательной и эмоциональной областях, проявляют себя очень своеобразно в решении возникающих социально-бытовых вопросов. Психическая деятельность таких детей осуществляется с существенными отклонениями от нормы, но при грамотном лечении и своевременном уходе они способны к успешной социализации. Своевременная классификация умственной отсталости у ребенка позволяет родителям (или опекунам), подобрать коррекционное образовательное учреждение и оказывать всю необходимую помощь.

По форме проявления

Несмотря на возникающие осложнения по мере взросления ребенка, полное или частичное отсутствие развития психики и постепенного поражения головного мозга выделяют следующие типы умственной отсталости:

  • стенический вид (характеризуется спокойным и неуравновешенным, но дружелюбным поведением в социуме);
  • дисфорический (агрессивный нрав, болезнь сопровождается серьезными нарушениями внимания);
  • астенический (плаксивость, неусидчивость);
  • атонический (отсутствие каких-либо эмоций, неспособность к мыслительной деятельности).

В этих случаях проблемы с умственной деятельностью являются лишь симптомом более серьезного генетического заболевания (например, синдрома Дауна или Клайнфельтера). Определив вид умственной отсталости и возможные варианты развития заболевания, можно охарактеризовать степень поражения головного мозга – неравномерное или глобальное. Чем быстрее и точнее будет поставлен диагноз дошкольнику, тем больше шансов у него на счастливое детство и нормальную жизнь в обществе.

Классификация Певзнера

В зависимости от особенностей генетики и наследственных предрасположенностей больного человека используют классификацию Певзнера умственной отсталости:

  • вид умственной отсталости неосложненного характера;
  • заболевание, сопровождающееся нарушениями нейродинамических связей;
  • вид патологий головного мозга с тяжелыми психическими отклонениями поведения;
  • отсутствие психического развития, сопровождающееся нарушениями в работе анализирующих систем организма;
  • дисфункция лобных долей мозга.

Важно! Только при грамотном руководстве и индивидуальном подходе к обучению дети-инвалиды смогут успешно адаптироваться в современном социуме; без помощи специалистов справиться в одиночку с проблемой практически невозможно.

Дети, имеющие проблемы с психикой, полностью зависят от своих родителей (опекунов). Взаимоотношения родителей и ребенка – это первый опыт социализации малыша. Чем больше жалости, чувств и заботы проявляют родители, тем более затруднено коммуникативное развитие ребенка и его личностное становление. Он не стремится к общению с новыми людьми и сверстниками, что приводит к речевой дисфункции и отсутствии желания к обучению и труду, и как следствие – к ухудшению состояния здоровья и прогрессированию имеющихся видов заболеваний.

На сегодняшний день практикуется инклюзивное воспитание и образование детей-инвалидов. Инклюзия подразумевает совместное времяпровождение здоровых и больных людей, при этом они учатся общаться друг с другом, познавать окружающий мир. Адаптация в обществе детей с проблемами со здоровьем в таких случаях имеет положительный результат, и даже самые “тяжелые” больные при хорошем отношении и заботе проявляют интерес к обществу и социальной активности.

Видео

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

Генетические причины возникновения заболевания

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Экзогенная этиология заболевания

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Разновидности заболевания

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм;
  • олигофрения.

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Идиотизм и имбецильность

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Даунизм

Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

Умственная отсталость: генетические и средовые причины

Дети с умственной отсталостью. Типы и причины умственной отсталости

Торможение развития умственных способностей и отклонения в психике в медицине диагностируется как умственная отсталость. Не всегда дети с таким недугом рождаются в неблагополучных семьях. Первичными причинами заболевания может явиться множество факторов.

Причины врожденной и приобретенной УО у детей

Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.

  1. Тяжелая наследственность.
  2. Генетический сбой развития.
  3. Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
  4. Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
  5. Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
  6. Тяжелая психическая или физическая травма.

В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.

Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.

Виды умственной отсталости

  • F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
  • F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
  • F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

  1. Безразличное отношение к окружающему миру.
  2. Отсутствие интереса к предметам и людям.
  3. Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
  4. Заторможенность освоения речевых навыков.
  5. Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
  6. Излишняя замкнутость или нежелание общения.
Читайте также:  Сальбутамол-Тева – инструкция по применению аэрозоля, цена, отзывы

Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

Диагностика умственной отсталости

Большинство родителей, ослепленных любовью к ребенку, не замечают болезнь на ранней стадии. Основные признаки наличия отклонений в развитии детей выявляют педагоги детских садиков и школ. Для точной диагностики умственной дети направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

На ПМПК:

  1. Проверяется логика мышления и память.
  2. Тестируется умение пользоваться речью.
  3. Наблюдается моторная реакция на определенные действия.

Воспитательный процесс

Родители больных детей, предпринимающие всевозможные попытки лечения и терпеливо занимающиеся с малышами, герои. Особенно трудно приходится мамам и папам при уходе за детьми с глубокой формой умственной отсталости. Неприспособленность к жизнедеятельности обрекает родителей на доскональный уход за детьми и усиленное внимание.

Не только квалифицированная помощь медиков дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. Чаще всего, благодаря безмерным стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве.

Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи больным ребенком. Немаловажную роль в развитии маленьких детей играет общение. Навыки социальной приспособленности закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве. Частые прогулки и возможность общения детей со сверстниками дает надежду на способность нормальной жизнедеятельности в будущем.

Умственной отсталости у детей — это не всегда окончательный приговор для изоляции от общества и невозможности полноценной жизни. Повседневное обучение и усиленное внимания обезоруживают любую болезнь.

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Умственная отсталость — типы, степени, причины, симптомы и особенности отклонений в развитии

Умственная отсталость – это недоразвитость в интеллектуальном плане, вызванная нарушениями функционирования центральной нервной системы или физиологическими недостатками в коре головного мозга.

Умственные возможности человека при наличии указанные повреждений не могут быть развиты. Они имеют определенный порог, за пределы которого личность не может выйти. Интеллектуальное развитие оказывается ограниченным биологическими параметрами.

Как правило, умственная отсталость развивается вследствие врожденных факторов. В некоторых случаях, она может стать последствием получения черепных травм, развития сосудистых нарушений и иных факторов, оказывающих воздействие на функционирование головного мозга

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация умственной отсталости 400 руб.
  • Реферат Классификация умственной отсталости 250 руб.
  • Контрольная работа Классификация умственной отсталости 230 руб.

Лечению данное заболевание не поддается. Это связано с тем, что головной мозг необратимо повреждается либо имеет врожденные особенности строения, что может вызвать сложные нарушения психики и нервных процессов. Умственная отсталость является статичным и постоянным заболеванием. В большинстве случаев оно не прогрессирует и не регрессирует. Если заниматься развитием ребенка, при наличии у него заболевания в неярко выраженной форме, вполне можно сгладить его проявления и адаптировать ребенка к социальной жизнедеятельности.

Заболевание диагностируется посредством изучения истории заболевания и параметров индивидуального развития. В медицинских учреждениях проводится врачебная диагностика, исследуется психическое состояние личности, а также проводится обследование педагогического характера. Эта система процедур дает возможности выявить трудности в развитии ребенка и определить потенциальные возможности его развития.

Проведенная диагностика должна помочь поставить точный диагноз заболевания, отражающий следующие показатели:

  1. Уровень психического развития ребенка, особенности работы его познавательной области. Дать оценку психического состояния и выявить нарушения в развитии, чтобы определить степень умственной отсталости.
  2. Структура отклонения в развитии. Производится анализ и оценка развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, речевые навыки. Проводится сравнительный анализ этих показателей с существующими нормативными значениями, а также проводится качественный анализ этих параметров.
  3. Проверка наличия физических и психических отклонений в развитии.
  4. Уровень социальной развитости, адаптивные возможности.

В процессе диагностики проводится выявление механизма появления и развития заболевания.

Традиционная классификация умственной отсталости

Традиционная классификация умственной отсталости выявляет ее степень по тяжести и формам проявления клинических признаков этого расстройства. В нее включены три степени развития умственной отсталости:

  1. Дебильность – легкая форма проявления заболевания, клинические признаки которой проявляются достаточно слабо, поэтому диагностировать ее относительно сложно. Дети, с данной формой заболевания могут быть обучены по специальным программам обучения.
  2. Имбецильность – средняя форма проявления умственной отсталости. Такие дети не подвергаются обучению достаточно сложно, только частично. Они могут освоить простые трудовые навыки. Их приучают к адекватному поведению в обществе.
  3. Идиотия – тяжелая форма проявления заболевания. В данном случае, развитие интеллекта ребенка находится на нулевом этапе, а также могут иметься разнообразные отклонения в психическом развитии. Такие дети относятся к категории необучаемых. Для них создаются специализированные учреждения, в которых осуществляется их проживание и уход.

Классификация умственной отсталости по М. С. Певзнеру

Ученым-педагогом М. С. Певзнером была предложена классификация умственной отсталости, учитывающая этиологическую и патогенетическую специфику проявления заболевания. Она включает в себя пять основных форм:

  1. Неосложненная олигофрения. Проявление заболевания характеризуется устойчивыми показателями функционирования нервных процессов, стабильным и относительно нормальным поведением, которое, в большинстве случаев не отличается от нормально развитых детей. Сложных отклонений в психике у данной группы не имеется. Аналитическая деятельность остается нормально развитой.
  2. Олигофрения с нейродинамическими отклонениями. Функционирование нервной системы в данном случае не является нормальным и стабильным. Человек оказывается подвержен периодическим возбуждениям или торможениям. Поэтому поведение отклоняется, нарушаются эмоциональные процессы и подвергаются отклонениям волевые способности. Способность к обучению данных детей является достаточно слабой.
  3. Олигофрения с дисфункцией чувственных анализаторов. Она возникает вследствие поражения отделов головного мозга, приводящим к нарушению слуха, зрения, опорно-двигательных процессов, функционированию речевого аппарата.
  4. Олигофрения с психопатологическими нарушениями. Поведение таких личностей характеризуется ненормальным, нестабильным поведением, которое они не способны самостоятельно контролировать. Они могут вести себя неадекватно и асоциально, импульсивно и агрессивно. Их социальная адаптация проходит достаточно сложно.
  5. Олигофрения на фоне ярко выраженной лобной недостаточности. Она развивается из-за повреждений лобной доли коры головного мозга. Дети с данным заболеванием не могут нормально развиваться. Невозможно заставить их проявлять инициативу или действовать целенаправленно. Самостоятельно жить в социуме они не приспособлены. Кроме того, у них наблюдаются отклонения в функционировании речевого аппарата.

Современная классификация умственной отсталости

На текущем этапе общественного развития умственная отсталость по международным параметрам оценки классифицируется на следующие виды:

  1. Легкая степень. Она характеризуется незначительными отклонениями в развитии, которые позволяют вполне нормально обучаться и строить коммуникативные взаимоотношения в обществе. Они способны к общественной адаптации, усвоению норм социума, освоению простых профессиональных направлений деятельности. Умственно отсталые дети с легкой степенью нарушения легко ориентируются в пространстве, не имеют нарушений с памятью, речью и мыслительной деятельностью.
  2. Умеренная степень. Она характеризуется достаточно выраженными интеллектуальными нарушениями. Обучение и способности к нему у детей оказываются слабо развитыми. В окружающем мире они ориентируются очень плохо. Развитие самостоятельности у них практически не возможно. Наблюдаются речевые нарушения, как с произношением, так и с пониманием. Если подобрать специализированную программу, то возможно обучить их элементарным трудовым навыкам. Но жить самостоятельно они вряд ли окажутся способны.
  3. Тяжелая форма. Интеллектуальная деятельность характеризуется ярко выраженными дефектами. Дети характеризуются нарушением внешности, поведения, наличием соматических заболеваний, нарушениями пространственной ориентации и во времени. Обучение их возможно только по специальным программам, но оно не всегда способно принести должный эффект.
  4. Глубокая форма. Данная форма характеризуется практически полным отсутствием интеллектуального развития, отклонениями в физическом и психическом развитии, наличием соматических нарушений, сбоями в эмоционально-волевой области деятельности. Дети считаются необучаемыми, поскольку они не способны к элементарным мыслительным операциям и характеризуются совершенно неразвитой речью.

Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи заболевания наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При олигофрении страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими.

Особенности

Заболевание в некоторой степени затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

Восприятие

Особенности формирования восприятия у детей с данным заболеванием характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие. Ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица и похожие предметы, не воспринимает вещи, если они частично скрыты другими – кошку путает с белкой, компас с часами и др.

В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды олигофрении полностью исключают трудовую деятельность.

Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, моторика пальцев.

Память

Особенности нарушения памяти при олигофрении заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

Внимание

При олигофрении наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

Мышление

Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

Дети с данной патологией не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко. Интенсивное обучение дает возможность таким детям наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на развитие психики ребенка.

Поведение

Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, приносящую удовольствие.

Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот – апатия.

Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.

Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

Причины

Причины олигофрении полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития, либо в первые месяцы жизни новорожденного.

Читайте также:  Мужская контрацепция: виды, способы применения, надежность средств мужской контрацепции и противопоказания

Наиболее распространенные причины формирования заболевания:

  • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
  • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
  • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
  • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
  • наследственный фактор;
  • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
  • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
  • неблагополучная окружающая среда.

Наиболее частые причины того, что рождаются умственно-отсталые дети – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

Симптомы

Ведущие признаки олигофрении – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями заболевания становится социальная дезадаптация детей.

Симптомы и признаки заболевания проявляются не только в отношении интеллектуальной, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи.

Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более олигофрения – процесс непрогредиентый.

Общие признаки заболевания:

  • снижен уровень интеллекта;
  • мотивация в поведении отсутствует;
  • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
  • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
  • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
  • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
  • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.

Диагностика

Для диагностики олигофрении и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол – характеристика. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов. В России используется адаптированная версия теста Векслера.

Также проводят обследование методом генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье.

Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.

Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск заболевания до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.

Диагноз «олигофрения» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно.

Степени

В зависимости от снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени олигофрении: легкая, умеренная и глубокая.

Дебильность (легкая)

Заболевание легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.

Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.

Имбецильность (умеренная)

Умеренная форма заболевания – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.

Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.

Идиотия (глубокая)

Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой степенью заболевания имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.

Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом. Глубокая степень заболевания нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор.

Лечение

Если олигофрения сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка и реабилитация.

Препараты

Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

Адаптация

Психологи считают, что адаптация умственно-отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

Профилактика

Профилактика рождения детей с олигофренией начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё!

После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

Родителям важно помнить, что олигофрения поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

Железистая гиперплазия эндометрия

Железистая гиперплазия эндометрия – избыточное разрастание железистой ткани эндометрия, характеризующееся его утолщением и увеличением объема. Железистая гиперплазия эндометрия проявляется обильными менструациями, дисфункциональными ановуляторными кровотечениями, анемией, бесплодием. Для определения гиперпластической трансформации эндометрия проводится УЗИ, гистероскопия, Эхо-ГСГ, биопсия эндометрия, гормональные исследования. Лечение железистой гиперплазии эндометрия включает выскабливание полости матки, гормонотерапию, при необходимости – резекцию или абляцию эндометрия.

МКБ-10

  • Причины развития железистой гиперплазии эндометрия
  • Классификация гиперплазии эндометрия
  • Симптомы железистой гиперплазии эндометрия
  • Диагностика железистой гиперплазии эндометрия
  • Лечение железистой гиперплазии эндометрия
  • Профилактика железистой гиперплазии эндометрия
  • Цены на лечение

Общие сведения

В основе железистой гиперплазии эндометрия лежат чрезмерно активные пролиферативные процессы в железистой ткани матки. Основной опасностью гиперпластических изменений эндометрия служит возможность их прогрессирования и злокачественной трансформации. Поэтому важность диагностики и лечения железистой гиперплазии эндометрия диктуется актуальностью сохранения репродуктивного потенциала женщины и профилактики рака эндометрия. Диагноз железистой гиперплазии может быть поставлен только по результатам гистологического исследования образцов эндометрия.

Причины развития железистой гиперплазии эндометрия

Гиперпластическая трансформация эндометрия может возникать у женщин любого возраста при наличии факторов риска, но чаще встречается в переходные периоды, связанные с гормональными изменениями в организме (у подростков и пациенток пременопаузального возраста).

Фоновыми генитальными процессами, сопутствующими развитию железистой гиперплазии эндометрия, являются миома матки, синдром поликистозных яичников, эндометриоз, эндометриты. Развитию железистой гиперплазии эндометрия нередко предшествуют гинекологические операции, диагностические выскабливания эндометрия, аборты. Факторами риска гиперпластических процессов матки служит отсутствие в анамнезе у женщины родов, отказ от использования гормональной контрацепции, искусственное прерывание беременности, поздняя менопауза.

К экстрагенитальным сопутствующим заболеваниям относятся сахарный диабет, мастопатия, гипертония, ожирение, заболевания щитовидной железы, печени и надпочечников. Ведущим моментом возникновения железистой гиперплазии эндометрия служит гиперэстрогения или длительное воздействие эстрогенов при снижении сдерживающего влияния прогестерона.

Классификация гиперплазии эндометрия

По гистологическому варианту выделяют несколько видов гиперплазии эндометрия: железистую, железисто-кистозную, атипическую (аденоматоз) и очаговую (полипы эндометрия). Железистая гиперплазия эндометрия характеризуется исчезновением разделения эндометрия на функциональный и базальный слои. Граница между миометрием и эндометрием выражена четко, отмечается увеличенное количество желез, но их расположение неравномерно, а форма неодинакова. При железисто-кистозной форме гиперплазии часть желез приобретает кистозно-измененный вид.

Для аденоматоза (атипической гиперплазии) свойственны структурная перестройка и более интенсивная пролиферация элементов по сравнению с железистой гиперплазией эндометрия, полиморфизм ядер, уменьшение числа стромальных элементов. При локальной гиперплазии отмечается разрастание железистого и покровного эпителия вместе с подлежащими тканями, ведущее к образованию эндометриальных полипов (железистых, фиброзных, железисто-фиброзных).

Наибольшую онконастороженность в гинекологии вызывают атипическая и полипозная гиперплазия, которые расцениваются как предраковое состояние. Угроза перехода аденоматоза в рак эндометрия составляет около 10%. Железистая и железисто-кистозная гиперплазия эндометрия менее склонны к озлокачествлению. Такая вероятность возрастает при их рецидивирующем течении после выскабливания эндометрия и неадекватности гормонотерапии.

Симптомы железистой гиперплазии эндометрия

Характерным симптомом железистой гиперплазии эндометрия является расстройство менструальной функции, выражающееся патологическими маточными кровотечениями. Среди форм менструальной дисфункции встречаются меноррагии (циклические кровотечения, превышающие обычные месячные по кровопотере и длительности) и метроррагии (ациклические кровотечения различной продолжительности и обильности).

Кровотечения при железистой гиперплазии эндометрия возникают после незначительной задержки менструации или в межменструальный период. Для ювенильных кровотечений, возникающих при железистой гиперплазии эндометрия у подростков, характерен прорывной характер с выделением сгустков. Длительные и обильные кровотечения со временем способствуют развитию анемии, слабости, недомогания, головокружения. Ановуляторный цикл, отмечающийся при железистой гиперплазии эндометрия, сопровождается бесплодием.

Диагностика железистой гиперплазии эндометрия

Поскольку проявления железистой гиперплазии эндометрия не являются специфичными только для данной патологии, вопросы полноценной и точной диагностики приобретают особую важность. При изучении анамнеза гинеколог расспрашивает о наследственности, особенностях течения менструального цикла, состоянии детородной функции, используемых методах контрацепции, перенесенных общих и гинекологических заболеваниях.

Кроме общего гинекологического осмотра, диагностика железистой гиперплазии эндометрия включает трансвагинальное УЗИ, в процессе которого определяется толщина эндометрия, наличие полипозных разрастаний. При помощи УЗИ-скрининга выявляется контингент женщин, нуждающихся в гистологическом подтверждении диагноза железистой гиперплазии эндометрия с помощью проведения аспирационной биопсии эндометрия либо раздельного диагностического выскабливания.

Диагностическое выскабливание выполняется накануне ожидаемой менструации или сразу после ее начала под контролем гистероскопии. Гистероскопия обеспечивает проведение адекватного кюретажа и полное удаление патологически измененного эндометрия. Соскобы эндометрия подвергаются гистологическому исследованию, позволяющему определить тип гиперплазии и установить морфологический диагноз. При железистой гиперплазии эндометрия информативность диагностической гистероскопии составляет 94,5%, тогда как трансвагинального УЗИ – 68,6%.

При железистой гиперплазии эндометрия у пациентки исследуются уровень прогестерона и эстрогенов, при необходимости – гормоны надпочечников и щитовидной железы. Вспомогательную диагностическую роль играют гистерография или радиоизотопное сканирование. Дифференциальную диагностику при кровотечениях, вызванных железистой гиперплазией эндометрия, проводят с внематочной беременностью, трофобластической болезнью, полипами или эрозией шейки матки, раком тела матки, миомой матки.

Лечение железистой гиперплазии эндометрия

Процедура раздельного диагностического выскабливания полости матки служит первым этапом лечения железистой гиперплазии эндометрия. В дальнейшем с учетом результатов гистологии подбирается схема гормонотерапии, направленная на подавление дальнейшей пролиферации эндометрия и устранение гормонального дисбаланса.

При железистой форме гиперплазии эндометрия могут назначаться КОК (Ярина, Жанин, Регулон), гестагены (Утрожестан, Дюфастон) на 3-6 месяцев. С успехом в лечении железистой гиперплазии эндометрия применяется гестагенсодержащая внутриматочная система «Мирена», оказывающая местное лечебное воздействие на эндометрий. Использование агонистов гонадотропин рилизинг-гормона (аГнРГ) эффективно у женщин старше 35 лет и перименопаузального периода. Данные препараты вызывают временное обратимое состояние искусственного климакса и аменореи.

Параллельно с гормональным лечением проводится витаминотерапия, коррекция анемии, иглорефлексотерапия, физиотерапия (электрофорез). Контрольное УЗИ в процессе терапии выполняется через три и шесть месяцев лечения; повторная биопсия эндометрия – по окончании курса. В целях стимуляции овуляторного цикла в дальнейшем применяются стимуляторы овуляции.

В случае рецидива железистой гиперплазии эндометрия на фоне гормонотерапии у пациенток, заинтересованных в деторождении, могут выполняться абляция или резекция эндометрия с помощью лазерных и электрохирургических методики под гистероскопическим контролем. При железистой гиперплазии эндометрии, осложненной эндометриозом, миомой матки, а также в период климакса методом выбора может являться удаление матки: надвлагалищная ампутация, гистерэктомия или пангистерэктомия.

Профилактика железистой гиперплазии эндометрия

После завершения курса лечения железистой гиперплазии эндометрия особую значимость приобретает вопрос предупреждения ее рецидива и рака эндометрия. В этих целях рекомендуется регулярные осмотры гинеколога, консультация гинеколога-эндокринолога и подбор контрацепции, профессиональная подготовка и ведение беременности у пациенток. От самой женщины, своевременности ее обращения к специалисту и выполнения предписаний врача, в значительной мере зависит прогноз железистой гиперплазии эндометрия.

Оцените статью
Добавить комментарий