Что делать родителям если ребенок плохо учится в школе. Ребенок плохо учится в школе, что делать?

Ребенок плохо учится — что делать?

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но, как быть, если ребенок совсем не хочет учиться? Мы желаем ему счастья, и уж нам-то хорошо известно, что хорошая профессия и безбедное будущее невозможны без образования. Но, что, если постоянными нравоучениями, строгими наказаниями или запретами мы лишь вредим ребенку? О том, как мотивировать учиться подростка и малыша, как помочь ему преодолеть трудности учебного процесса в нашем материале, где мы постарались собрать советы педагогов, психологов и одновременно родителей, которые действительно нашли способ помочь своим детям.

Ребенок плохо учится — что делать?

В современной школе ребенку дают оценки и плохая оценка сразу воспринимается, как глобальная неудача. Редко родители или педагоги рассуждают так: «Эта тема очень трудная, я помогу тебе справиться с ней». Двойка воспринимается не как оценка знаний ребенка, а как оценка самого ребенка. «Недотепа», «неуч», — иногда детей награждают обидными эпитетами. «Ребенок плохо учится — что делать?» — спросите вы, ведь такие слова родители говорят от отчаяния, а не от того, что не любят собственных детей!

Важно понять самим и объяснить ребенку, что двойка или тройка — оценка исключительно его понимания одной конкретной темы и, разобравшись с ней, можно получить совсем другую оценку. Педагог Дима Зицер, к слову, советует совсем отказаться от стандартной оценочной системы:

«Когда я маленький, мне всё ужасно любопытно, всё интересно, я ориентируюсь в мире очень свободно. Когда взрослый любимый партнер – мама или папа вместо того, чтобы помочь мне ориентироваться в этом мире, исследовать мир вместе со мной, ставит меня в рамки «черное – белое», этот мир начинает замыкаться, пока постепенно не придет к клетушке в собственной квартире.

Из такой клетушки страшно выходить, страшно пробовать новое, страшно любопытствовать, страшно идти вперед. В этом смысле нет особой разницы между плохими оценками и хорошими. Мы называем хорошие оценки «хорошими», потому что они на первый взгляд имеют положительный окрас, но в принципе любая оценка ограничивает.

Хорошая оценка – такое же ограничение, как и плохая.

Почему, например, если я нарисовал домик красного цвета – я «умница», а если нарисую домик синего цвета – перестану быть «умницей»? В этот момент у меня закрепляется суждение: домик должен быть красного цвета. Это происходит почти на автомате, почти машинально, почти случайно, но закрепляется серьезно и надолго».

Педагоги также призывают не употреблять в отношении ребенка оценочные слова «неумеха», «лентяй». Поставив себя в положение строгого надзирателя, вы имеете все шансы потерять с ребенком близкие и доверительные отношения.

Причины неуспеваемости

  • Педагог Дима Зицер отмечает, что дети меняются, сейчас у современных подростков, да и у малышей больше свободы:

Если мы говорим про то, что было пятнадцать или двадцать лет назад, это были такие же чудесные и замечательные дети. Однако их готовность «стоять там, куда их поставят», была гораздо выше.

Я с восторгом наблюдаю за этой тенденцией: они все меньше и меньше готовы к бездумному выполнению чужой воли.

  • Психолог Людмила Петрановская напоминает, что у подростков в определенном возрасте появляются нейрофизиологические трудности, у нас есть все основания полагать, что влияет это и на учебу:

«В это время ребенок может испытывать сложности с критичностью, с оценкой последствий своих поступков, с прогнозированием. Самые сложные и поздно созревающие структуры мозга, которые отвечают за целеполагание, за прогнозирование, оказываются уязвимыми и в состоянии перестройки не очень хорошо действуют».

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Как помочь ребенку, если он плохо учится

  • Иногда родители считают нужным воспитывать ребенка «ремнем», вспоминая о том, как в их собственном детстве на страхе перед физическим наказанием удавалось добиться успехов в учебе. Психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и мотивации к учебе:

«Если родитель эмпатично воспринимает ребенка, он просто не сможет осознанно и планомерно причинять ему боль, психологическую ли, физическую. Он может сорваться, в раздражении шлёпнуть, больно дернуть и даже ударить в ситуации опасности для жизни – сможет. Но у него не получится заранее решить, а потом взять ремень и «воспитывать». Потому что когда ребенку больно и страшно, родитель чувствует напрямую и сразу, всем существом.

Отказ родителя от эмпатии (а порка невозможна без такого отказа) с очень большой вероятностью приводит к неэмпатичности ребенка, к тому, что он, например, став постарше, может уйти гулять на ночь, а потом искренне удивится, чего это все так переполошились.

То есть, вынуждая ребенка испытывать боль и страх, – чувства сильные и грубые, мы не оставляем никакого шанса для чувств тонких – раскаяния, сострадания, сожаления, осознания того, как ты дорог».

  • Покажите ребенку, что предмет действительно интересный! Сейчас открыто очень много интерактивных музеев — экспериментариумов, красочных выставок, увлекательных книг даже по самым «скучным» предметам. Малышей особенно важно заинтересовать предметом. Конечно, не все в учебе обязательно будет интересным, но мотивация узнать больше о любимом деле поможет справиться с трудностями.
  • Поговорите с ребенком. Удивительно, но этот простой выход не всегда первым приходит на ум. Может быть, подросток давно ждал этого момента. Но говорить тоже надо правильно. Важно научиться слушать и слышать ребенка, не унижая его и принимая в расчет его мнение. Если подросток говорит «учитель унижает меня» или «одноклассники меня травят», надо прислушаться к нему, а не отвечать «не выдумывай, тебе лишь бы ничего не делать», так вы потеряете доверие. В ситуацией с травлей, вы должны встать на защиту ребенка и противостоять ей. Не стоит предлагать подростку решить проблему самостоятельно, травля иногда оборачивается настоящей трагедией, особенно, если ее сопровождает бездействие учителей.
  • Позволить ребенку плохо учиться. Иногда это действительно действенный метод. Здесь мы возвращаемся к проблеме неадекватных требований. Плохие оценки ребенку иногда выставляют за неправильное оформление работы.

Психолог Людмила Петрановская предлагает не тратить детство маленького ребенка на парадоксальные требования:

«Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно».

Как правильно мотивировать ребенка

  • Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина. Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку. Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
  • Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
  • Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
  • Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
  • Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
  • Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.

«Если человек пишет сочинение, и в этом сочинении почему-то вдруг учителю важно оценить уровень его грамотности, а не обратить внимание на то, как происходит у него процесс творчества, то зачем нужна оценка за грамотность? Неужели недостаточно просто исправить ошибки? Ребенок ведь, как и все остальные люди, способен видеть, способен понимать, способен осознавать. Если я в этот момент обратил его внимание на то, что «стеклянный», «деревянный», «оловянный» пишется определенным образом, почему, если я не подкреплю это двойкой, нам кажется, что ребенок это не запомнит? Почему в этот момент нужно вводить систему условных рефлексов, как с животными при дрессировке?»

  • Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
  • Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».

Педагог Дима Зицер:

«Когда моему интересу дается свобода, я абсолютно точно дотягиваюсь и до Эйнштейна, и до Пушкина, и до червячков, и до космоса. Одно тянет за собой другое. Особенно, когда рядом есть люди, помогающие мне открыть, осмыслить, сопоставить, присвоить знание.

А в тот момент, когда мне говорят: “Будешь учить это, и все! — Почему? — По кочану!” – я буду учить, у меня выхода нет, но мне так и останется невдомек, зачем я это делал. Я на той же учительской конференции в очередной раз проделал свой частый фокус про Пушкина:

— Надо учить Пушкина в школе?

— Сможете что-то процитировать, не входящее в школьную программу?

Тишина. Опять тишина. Значит ли это, что они обязаны цитировать? Нет, не значит. Это значит, что, как педагоги, мы должны сделать выводы: в чем-то наши учителя ошиблись, если мы закрыли этого самого Пушкина в школе и дальше не стали открывать. А жаль – он ведь действительно прекрасен…»

Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться

Подросток хочет учиться!

Во что это выльется

Другие причины

Важный возраст

Что почитать взрослым

Что почитать подросткам

  • Детский телефон доверия: разговоры только по душам
  • Так не поступают! Почему первокурсники “вылетают” после первой сессии
  • Выпускной праздник для четвертых классов: прощай, начальная школа!

pipetka

Цитата:
в школу не ходит (просто забил), учиться не учится, ничего не хочет.

психиатром осмотрен ? Не праздный вопрос.

Добрый день
Ситуация с сыном тоже аховая. 9 класс, в школу не ходит (просто забил), учиться не учится, ничего не хочет. Спорт забросил, с друзьями общается только в соцсетях
Никакие уговоры, просьбы, угрозы не действуют.
Великая вероятность остаться на второй год в 9 классе
Что можно сделать еще ума не приложу
Сил уже вообще нет с ним бороться.
А ведь далеко не глупый мальчик.

Как вариант хочу перевести на индувидуальное обучение.
Может кто поделится своим опытом как это сделать?

Анна (Гость) писал(а):
Ребенок должен понять, если не будет учиться, то испортит себе будущее капитально. А как это объяснить, с мотивировать, договориться – дело родителей. Если ничего не помогает, и в старших классах не взялся за ум, то готовьтесь к тому, что пойдет после школы работать разнорабочим или в армию (это надо очень популярно объяснить и принять все возможные меры). Если мозги не придут в себя, то пополнит ряды серого проблемного болота.

Спасибо, кэп

Хюльдра писал(а):
Получит аттестат 9 классов и будет снят с довольствия, пусть зарабатывает на жизнь как хочет, а именно – тяжелым неквалифицированным трудом. Родители после совершеннолетия ему ничего не должны.

Ну, не должны после 18 лет. До 18 лет обязаны содержать так или иначе Но без плюшек при этом вполне можно обойтись.

Читайте также:  Причины белых выделений при месячных: густые, обильные, жидкие, слизистые, без запаха, творожистые

У знакомой была абсолютно такая же ситуация с сыном. Закончил кое-как 11 классов. Пошел в армию. Там понравилось, остался контрактником, прослужил лет пять. Недавно уволился, сейчас видит себя в медицине, хочет стать врачом (как вариант – воен.врачом). Готовится сдавать ЕГЭ и поступать

Это к тому, что профессиональный путь в жизни не у всех похож на прямое и широкое шоссе. Но родителям данная ситуация, конечно, приносит немало седых волос.

У меня самой неглупый (как я считаю) ребенок учится гораздо хуже, чем могла бы, не хочет идти в перспективное направление, к которому действительно есть немалые способности, а хочет идти туда, где а) огромная конкуренция; б) способностей у нее гораздо меньше; в) платное обучение и поступить очень непросто. Вот тоже голову грею, что делать.

Дина12 писал(а):
Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Megan
Спасибо вам за ваш ответ.
Честно говоря, пробовали разговаривать с ним в этом ключе. Но не так досконально. Мне кажется, что он вообще не понимает ещё ничего. Просто хочет жить в кайф и ничего не делать

Добавлено спустя 7 минут 12 секунд:

Когда спрашивали его про его планы, и он ответил, что не наше это дело, муж сказал сыну “тебе вообще не нужна наша помощь и поддержка?”. На что сын молчит

Дина12
Сядьте с сыном и посчитайте.

Как он хочет жить? Есть ли у него требующие денег хобби? Хочет ли он путешествовать? Как часто? Подсчитайте, сколько ему нужно на жизнь. Полностью – еда, коммунальные услуги (даже если он планирует жить с вами), одежда, обувь.

А потом посчитайте, сколько можно заработать заказами на фотошоп. И посмотрите по фриланс-биржам, сколько таких заказов в наличии и сколько готовых работать исполнителей. Соотношение обычно впечатляет.

Потом сядьте с сыном и посмотрите, сколько зарабатывает программист-разработчик, например, после колледжа.

А сколько – Senior или Team Lead или Project Manager. Но на эти позиции попадают обычно выпускники вузов после нескольких (минимум) лет работы.

Капать на мозги им обычно бесполезно, а реальные цифры помогают разобраться, что к чему.

Ну или как вариант – ок, сын! Мы от тебя отстанем, если продемонстрируешь нам заказы, полученные на фотошоп, ну и заработок на них. Тебе точно-точно этого хватит на жизнь?

Что делать родителям если ребенок плохо учится в школе

Нередко родители задаются вопросом о том, что делать, если ребенок плохо учится в школе. И не менее часто возникают подобные вопросы и опасения еще даже не в связи с плохой учебой, а только с некоторой тенденцией к снижению успеваемости. Вполне естественно, что добросовестные родители хотели бы избежать подобного поворота событий или вовремя его исправить.

Согласно обобщенной статистике, около 20% школьников имеют неудовлетворительные отметки по нескольким предметам, причем иногда это сопровождается тем, что ребенок плохо ведет себя в школе. Кроме этого, не нужно изучать статистику, чтобы понимать, что у еще большего количества школьников снижено желание к учебе, будь то общеобразовательная, музыкальная или какая-либо другая школа. Только благодаря учителям, родителям или самодисциплине это нежелание учиться не влияет на сам процесс образования. И многим родителям хотелось бы достигать такого результата.

Но прежде чем действовать, важно понять, почему ребенок плохо учится, и какие факторы создают такое положение дел.

Факторы влияющие на развитие ребенка

У описанной выше ситуации несколько слагаемых, каждое из которых имеет на нее непосредственное влияние и может стать основной причиной ее ухудшения. Это такие факторы, как:

  • плохое здоровье ребенка;
  • отсутствие необходимого воспитания;
  • сложная обстановка дома;
  • сложные взаимоотношения со сверстниками;
  • низкая квалификация педагога;
  • нюансы самой системы образования;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Плохое здоровье у ребенка на сегодняшний день довольно распространенное явление. В редких случаях это связано с наследственностью, чаще — с перенесенной болезнью, влиянием антибиотиков или прививок, если они были применены без учета противопоказаний. Большое влияние оказывает на здоровье ребенка качество питания — необходимые витамины и микроэлементы должны быть в рационе школьника в достаточном количестве. А пища при этом не должна быть зашлакованной, недопустимо в ней обилие вредных добавок и ингредиентов, что в современном обществе весьма распространено. Указанные факторы имеют прямое отношение к внимательности, памяти, жизненной активности и позитивному настрою ребенка и, как следствие, к способности воспринимать новую информацию.

Кроме этого, плохое здоровье может стать той причиной, по которой другие факторы, описанные ниже, будут проявлять себя в значительно большей степени.

Семья и социализация

Воспитание имеет огромное значение! Оно необходимо с малых лет и должно формировать в ребенке важные качества. Эти качества должны проявляться в нужное время и стать основой будущей, самостоятельной жизни взрослого человека. Среди этих качеств присутствует самодисциплина, что означает развитую волю, интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям, умудренным жизнью, правильные жизненные ценности и другие факторы. Конечно, невозможно требовать появления этих достоинств у ребенка мгновенно, да и не нужно. Характер формируется постепенно, и это формирование невозможно без заинтересованного участия самого человека.

Сложная обстановка дома может сильно выбить ребенка из колеи, на которую ему будет трудно вернуться. Обстоятельства, имеющие отношение к такой обстановке, могут касаться развода родителей, смерти родного человека, разрушительного воздействия одного из родителей или других членов семьи и тому подобного. Еще одним обстоятельством может быть переходный возраст, и плохое поведение ребенка в школе — зачастую следствие таких изменений. В этот период происходит переоценка многих событий и ценностей, что может проходить довольно тяжело, если у ребенка отсутствует заложенный правильным воспитанием «иммунитет».

Трудные отношения со сверстниками могут возникнуть по нескольким обстоятельствам, среди которых присутствует и характер самого ребенка, и то, как он был воспитан, и смог ли адаптироваться к конкретному коллективу, как может держать себя среди других ребят. Часто сложности возникают по причине несовпадения уровней развития и воспитания у детей, например, когда в классе есть хулиганы, демонстрирующие плохое поведение в школе и тем самым отрицательно влияющие на других детей.

Особенности системы образования

Многие обстоятельства в процессе обучения зависят от педагога, и это естественно. Вполне вероятно, что конкретный учитель не имеет в себе высокого призвания быть тем, кто умеет доносить знания, и поэтому может, в силу субъективных причин, послужить камнем преткновения, который помешает ученику освоить предмет. А бывает так, что подобная ситуация навсегда отбивает у ребенка интерес к процессу обучения.

Нужно признать, что учитель это еще и представитель системы, которая далеко не идеальна. И если такой учитель ставит интересы этой системы выше вопросов воспитания и обучения детей, если не имеет чуткого сердца, не обладает умением подобрать индивидуальные ключики, то может оказаться обычным бюрократом со всеми «вытекающими» для детей последствиями.

Один из факторов системы современного обучения, имеющий отрицательный знак, заключается в мотивировании учеников не столько приобретать конкретные знания, сколько получать нужные оценки. И если вдуматься, то здесь можно увидеть большой «подводный камень», который может повлиять на процесс развития и обучения ребенка, познания им мира. В случае если школьника, который здоров, имеет необходимые качества и любознателен, будут заставлять получать только нужные оценки, которые при этом даются за действия, далекие от естественного процесса познания реального мира (например, заучивание дат или названий вымерших животных и т.п), то у этого ребенка закономерно снизится интерес к школьному обучению.

Особенности детских характеров

Психологам известно о 4-х психотипах человека. Эти психологические особенности заведомо присутствуют и у детей. Если все их обобщить, то ситуации могут выглядеть примерно следующим образом. Кто-то из ребят склонен к точным наукам, а кто-то тянется к гуманитарным. Некоторые быстро схватывают новое, и потом им становится скучно, а другим необходимо не раз вернуться к пройденному материалу. Это приводит к тому, что в результате индивидуальных особенностей кто-то из ребят перестает успевать по какому-либо предмету. Но это еще не значит, что ребенок не любит данный предмет или не желает учиться — он просто не успевает за скоростью подачи учителем информации и заданий по конкретному предмету.

Хуже, если родители начинают включаться и вести эту гонку, переживать за «успеваемость», считая ее основой хорошей оценки. Школьнику может передаться такое отношение родителей и закрепиться в сознании, а в результате — его индивидуальное отношение к освоению конкретного предмета или определенной сферы в жизни будет восприниматься им как «неправильное» и тормозить процесс получения знаний.

Конечно, все вышеперечисленные факторы редко проявляются ярко в одном человеке. Чаще всего на жизнь и характер школьника, включающий и индивидуальные особенности, и наработанные качества, накладываются также внешние по отношению к ребенку обстоятельства. В этой связи родителям иногда бывает непросто понять свое чадо, про которое они вроде бы все знали, а оно внезапно (для них) изменило свое поведение.

Что делать родителям

Первым делом каждому родителю, искренне переживающему за развитие своего ребенка, следует постараться внимательно разобраться в происходящем и в причинах сложившейся ситуации. Очень важно это сделать вместе с ребенком, но без какого-либо давления. Он должен быть заинтересованным участником, понимающим и принимающим искреннюю заботу родителя, чего, конечно же, достичь непросто. Родителям нужно постараться объективно взглянуть на ситуацию. Они должны понимать разницу между оценкой и знанием, иметь полное представление об одноклассниках и учителях в школе, уметь объективно смотреть на свою роль в воспитании. Действительное понимание каждого отрицательного фактора и всей ситуации в целом можно назвать половиной успеха в ее решении.

Кроме устранения отрицательных факторов, можно порекомендовать активные действия в позитивном ключе. Одним таким «волшебным ключиком», с помощью которого можно преобразить ребенка, является формирование в нем психологии успеха. Причем этот успех должен быть связан в первую очередь с радостью от процесса и достижения результата, и только во вторую — от оценки или награды, что никогда не должно быть самоцелью. И здесь важно то, верит ли в себя ребенок. Все малыши изначально верят в себя и свои возможности, именно благодаря этому им удается познавать мир, начиная это познание с первого шага. Более того, они каждый день преодолевают границу знакомого, переходя в зону неизвестного, что требует внутренней храбрости и обязательной уверенности в поддержке со стороны близких людей.

Практическим примером может быть следующая ситуация. У каждого школьника наверняка есть любимый предмет или сфера деятельности, которая ему интересна. Поощряя и развивая этот интерес, необходимо мотивировать ребенка выходить за границы предпочитаемого, показывая связи с другими сторонами жизни. Так, нелюбимый многими мальчишками русский язык, на самом деле очень логичен! Он красиво и строго отражает окружающую жизнь, каждую ее мелочь. Или например, такой вроде бы гуманитарный предмет, как география, имеет множество связей с любым техническим направлением. Таким образом каждый школьный предмет можно привязать к гармоничной системе реальности и найти нужные переходы в другие дисциплины. Найти эти мостики — интересная и трудная задача для учителя и для родителей.

Что не надо делать родителям

Естественно, что без самодисциплины и трудолюбия ребенку не обойтись. И здесь родителям очень важно не перейти грань, когда они, вместо того чтобы помогать в развитии способностей к обучению, жалеют своих детей или хотят быстро решить проблему с плохими оценками и начинают, к примеру, делать за них домашние задания. Обратной стороной медали является излишняя нагрузка, когда ежедневно на детей валятся всевозможные кружки и дополнительные курсы. Важно знать меру, которая всегда индивидуальна.

Мотивация является определяющим фактором в развитии каждого человека, и ребенка тем более. Но важно, чтобы дети эту мотивацию развивали внутри, а не снаружи. Поощрения в виде карманных денег, похода в кино или игры на приставке могут быть уместны, но только в некоторых случаях, и они не должны быть главным мотивирующим фактором. Внутренняя же радость от успеха, удовлетворенность от принесенной хорошим людям пользы и желание продолжить деятельность — вот лучшая мотивация для всех этапов жизни.

Что делать родителям если ребенок плохо учится в школе. Ребенок плохо учится в школе, что делать?

«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.

Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?

Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?


Психолог Марина Новикова

Подавайте пример

Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?

Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.

Делитесь личным опытом

Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.

Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением

Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.

Пройдите «лабиринт с конца»


Источник

Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.

Участвуйте в жизни школы

Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.

Спрашивайте, как прошел день в школе

Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.

Поддерживайте благоприятный климат в семье


Источник

Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.

Устраивайте интересные образовательные мероприятия

Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.

Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей

У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.

Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?

Авторитет учителя


Источник

Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.

Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.


Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник

Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка

Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.

Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону

Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.

Требования по делу

Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.

Избегайте объединения

Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.

Ребёнок стал хуже учиться: в чем может быть причина и что делать родителям

Даже те родители, которые уверяют, что оценки для них ничего не значат, начинают переживать, если всё чаще в электронном журнале встречаются тройки и даже двойки. Вместе с онлайн-школой Тетрика разбираемся, что может стать причиной снижения успеваемости и как помочь ребёнку вернуть интерес к учебе.

Про начальную школу

1. Слишком легко на уроках

Сегодня детей начинают готовить к школе за год (а то и за два-три) до первого класса. Конечно, на начальных этапах умение бегло читать, считать и писать очень выручает: и учителя хвалят, и программа даётся легко, и чувствуется превосходство над одноклассниками. Но очень быстро мотивация и тяга к знаниям теряются: нет новых вызовов и трудных заданий, да и педагог всё больше внимания уделяет отстающим.

Какой тут может быть выход? Конечно, можно поискать школу с более сложной программой, но это, конечно, не самое простое в исполнении решение: ребёнку снова придётся привыкать к учителю и коллективу, да и родителям не очень удобно посреди года менять школу. А вот найти олимпиадный кружок или онлайн-курс по предмету — проще. Здесь ребёнок сможет и продемонстрировать знания, и посоревноваться в решении интересных задач, и найти друзей-единомышленников.

2. Не хватает внимания родителей

С поступлением ребёнка в школу родители всё чаще говорят об учёбе и всё реже — на другие, «неважные» темы. Общение с учеником строится вокруг домашних заданий, записей в дневнике и отметок. Просто поговорить, подурачиться, посмотреть мультфильм или погулять почти не удаётся.

Школьник быстро замечает: чем больше проблем и непонимания с домашними заданиями, тем дольше мама будет сидеть с ним рядом. Но если сначала ребёнок может делать вид, что у него что-то не получается, то потом действительно начинаются проблемы с учебой.

Исправить ситуацию можно: проводите с детьми больше времени. Важно хотя бы 15 минут, но каждый день заниматься тем, что интересно вам обоим: собирать конструктор, есть мороженое, смотреть кино или просто говорить обо всём на свете. Потребуется неделя, две или даже три, но если проблема была в нехватке общения, ситуация с успеваемостью изменится.

3. Особенности работы мозга

Все мы разные: кому-то проще усваивать материал в тишине в одиночестве, а кому-то важна компания и обсуждения; кто-то легко и быстро запоминает новую информацию, а кто-то может потратить весь день на заучивание, а наутро ничего не вспомнить. Если, несмотря на все старания, школьник не справляется с учебной программой, пора обратиться к специалистам.

Нейропсихолог помогает найти причины учебных трудностей, улучшить память, снизить возбудимость, повысить концентрацию внимания. В случае необходимости он направляет ребёнка к неврологу, психологу или логопеду.

Специалист подскажет, в каких условиях школьнику будет проще учиться. Возможно, ваш ребёнок не может сосредоточиться в классе, где сидят ещё 25 учеников, а в мини-группе, где можно общаться и шутить со сверстниками, ему будет комфортнее.

Про среднюю и старшую школу

1. Трудности в общении с новыми учителями

При переходе из начальной школы в среднюю, а также при смене класса или школы ученикам бывает непросто привыкнуть к новым людям. Каждый учитель придерживается собственного стиля преподавания. Школьникам приходится быстро адаптироваться к требованиям, манере речи, чувству юмора разных педагогов. Неизбежны непонимание и конфликты.

Чтобы справиться с трудностями в школе, ребёнок должен быть уверен в себе, понимать, что родители всегда готовы встать на его сторону. Интересуйтесь заботами подростка, предлагайте помощь, пусть он знает, что всегда может на вас рассчитывать.

2. Смена интересов

В подростковом возрасте у школьников обостряется потребность в общении со сверстниками. Общие интересы и занятия гораздо привлекательнее школьных уроков и домашних заданий. Удовольствия от лайков в соцсетях тоже гораздо больше, чем от пятёрок в электронном дневнике.

Бороться с ребёнком бесполезно, ведь это естественный этап развития. Лучше используйте эту тягу к общению как мотивацию для обучения: предложите школьнику собрать группу друзей и организовать, например, литературный клуб, где можно писать свои рассказы и обсуждать прочитанное, или инженерную мастерскую. В таких местах школьные знания русского, физики и математики обретают смысл, становится очевидна их польза.

3. Потеря мотивации

В начальных классах сама учёба даётся детям непросто. Чтобы быть успешным на уроках, нужно уметь учиться: например, аккуратно писать, не забывать заглянуть в дневник, вовремя сдавать работы, понимать прочитанное и задавать вопросы. Обычно к пятому классу ребята осваивают учебные навыки и школа перестаёт казаться такой сложной.

Без ощущения преодоления учиться становится неинтересно, поэтому школьник начинает искать для себя новые задачи: в лучшем случае дети с головой уходят в спорт или творчество, в худшем — попадают в опасную компанию.

Задача родителей — быть на связи с ребёнком, выстраивать доверительные отношения с самого начала. Спрашивайте не только об оценках, но и о новых знаниях, которые ребёнок усвоил. Представьте, будто на сайте школы появилась возможность оценить учителей и написать комментарии. Спросите, какие содержательные замечания подросток оставил бы каждому предметнику.

Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно учиться новому: отправляйте его в выездные школы, на погружения, мастер-классы, олимпиады и конкурсы.

4. Стресс

Конечно, эмоциональные потрясения или чрезмерные физические нагрузки могут надолго отвратить школьника от учёбы. Когда причина стресса очевидна — ссора с лучшим другом, гибель домашнего питомца или проблемы в семье, — окружающие относятся к ухудшению успеваемости с пониманием. Но порой эффект от потрясения может быть отсроченным: например, родители подростка развелись, а на успеваемости ребёнка это сказалось только через полгода или даже год. В таком случае причина не всегда очевидна, поэтому стоит быть внимательнее к чувствам подростка и, если самостоятельно разобраться с проблемой не получается, обратиться к специалисту.

Почему школьные отметки необъективны

В наших школах пятибалльная система оценивания, хотя по факту её можно назвать четырёхбалльной, ведь кол и двойка означают одно и то же: ученик не усвоил материал, эту оценку надо исправить.

Учителям приходится кодировать информацию об успеваемости ребёнка при помощи четырёх знаков. Где проходит грань между знаниями и навыками на тройку, четвёрку или пятёрку, никто не знает. Даже школы, которые разработали положения об оценивании, не дают ясных критериев.

Например, в начальных классах школы в Мытищах двойку ставят за 6 и более ошибок, если работа написана неряшливо, а тройку — за меньшее количество ошибок и небрежную работу. Как следует оценить неряшливый текст, в котором 3 ошибки, и в чём разница между неряшливостью и небрежностью, каждый учитель решает сам.

В красноярской гимназии № 1 честно признают, что система оценивания четырёхбалльная, однако предлагают учителю самостоятельно решить, кто знает материал на 89%, а кто на 90%. По каким признакам это следует делать, не ясно, однако за 89% ещё ставится четвёрка, а за 90% уже пятёрка. Для медалиста разница существенная.

В некоторых образовательных учреждениях, например в зарубежных университетах или школах международного бакалавриата, система оценивания прозрачна. Для каждого типа работы — сочинения, исследовательского проекта, решения математической задачи — есть чёткие критерии оценивания. Они похожи на критерии и индикаторы, которые используют эксперты ЕГЭ.

Пока в оценивании текущих ученических работ нет подобных критериев, школьные отметки остаются субъективными. Насколько серьёзно к ним относиться и где получить объективную оценку знаний школьника, решать родителям. Пока что можно сказать, что оценки — это по-прежнему не показатель знаний. Но успеваемость может служить одним из критериев оценки состояния ребёнка: если школьник хорошо учился, а потом резко скатился на тройки, обратите внимание на его настроение и поведение, поговорите с ним — не про оценки и школу, конечно, а про друзей, интересы, отношения, желания и т. д.

Ну а свои знания ребёнок может проверить на олимпиадах, конкурсах, в независимых центрах тестирования или на бесплатной консультации у преподавателя не из школы — например, у репетитора.

Запор у новорожденного ребенка: каковы причины и что делать, чтобы помочь малышу

С проблемой запора у ребенка рано или поздно сталкиваются, пожалуй, почти все семьи. Это может случиться и при грудном вскармливании, и при искусственном, через месяц после рождения или через год. Сайты для родителей изобилуют советами, как бороться с запорами у новорожденных. Но все ли интернет-ресурсы действенны и безопасны?

Давайте разберемся, что такое запор, почему он возникает и как помочь малышу.

Как понять, что у грудничка запор

Задержку или затруднения при дефекации называют запором. При этом кал становится тверже, что может вызывать неприятные ощущения в процессе опорожнения. Запор у новорожденного — действительно частая проблема, но важно учитывать индивидуальные особенности. Например, если один малыш пачкает в день шесть подгузников, а другой едва ли пару, то это необязательно нарушение. Частота стула у младенцев меняется в зависимости от возраста и питания.

В среднем у новорожденных опорожнение кишечника бывает четыре и более раз в день. Первый стул после рождения, так называемый меконий, темный и плотный. Он образуется еще внутриутробно. Затем малыш начинает питаться грудным молоком (или смесью), и стул становится более светлым и жидким, может быть похож на гороховый суп или горчицу.

До года здоровый ребенок при кормлении материнским молоком опорожняет кишечник от двух до четырех раз в день, на искусственном вскармливании стул более редкий. Так как грудное молоко, особенно молозиво, обладает легким слабительным эффектом, то у грудничков в первые месяцы частота дефекаций может совпадать с частотой кормлений. Но если ребенок пачкает памперсы реже, это вовсе не означает, что у него запор. Главное — регулярность.

С точки зрения педиатрии признаки запора у ребенка — это отсутствие дефекации на протяжении двух или трех дней сверх обычного, а также затруднения или боль при опорожнении кишечника. Но такие симптомы проще определить у деток постарше, способных сказать, что им больно, и приученных к горшку.

Новорожденный малыш не может объяснить, что его беспокоит, и маме нужно ориентироваться на другие признаки. Как понять, что у ребенка запор:

  • отсутствует стул (или появляется реже, чем обычно);
  • кал более плотный и сухой, могут появляться прожилки крови;
  • ребенок беспокоится, плачет, плохо спит;
  • при испражнении малыш краснеет и тужится;
  • после кормления младенец плачет и прижимает ножки к животу;
  • ребенок проявляет беспокойство при смене подгузника и обработке кожи (если в результате запора возникли трещины ануса).

Почему у ребенка запор: причины нарушения стула у новорожденного

В 95% случаев причины запора у детей относятся к функциональным . То есть проблемы вызваны нарушением питания или психогенными факторами и часто проходят самостоятельно. Обычно функциональные запоры возникают у детей на трех этапах жизни:

  • при введении в рацион прикорма и переходе на твердую пищу;
  • во время приучения к горшку;
  • при серьезных стрессах (поступлении в детский сад или школу).

Для того чтобы кишечник опорожнялся правильно, важны два компонента — консистенция кала и синхронные сокращения кишечной стенки. У новорожденного малыша кишечник только учится правильно выполнять свою работу, потому несинхронные движения, или атония кишечника, встречаются практически у каждого. Чаще всего к этому приводят сбои в нервной регуляции, они могут быть спровоцированы испугом или стрессом.

Густота кала напрямую зависит от питания и пищеварения. Так, с пищей должен поступать необходимый объем клетчатки и воды. Кроме этого, нужно достаточное количество пищеварительных ферментов и кишечных микроорганизмов. У новорожденных на искусственном вскармливании запоры могут быть из-за неверно подобранных или неправильно разведенных смесей. Запор у грудничка встречается реже благодаря слабительным свойствам материнского молока.

С запорами тесно связано и нарушение баланса кишечной флоры. Микрофлора малыша формируется с самого рождения под влиянием питания и взаимодействия с окружающей средой. Полезные микроорганизмы участвуют в переваривании пищи и усвоении питательных веществ, а также помогают развивать иммунитет.

Позднее прикладывание к груди, питание смесями — все это может нарушать естественный механизм формирования микрофлоры. Дисбиоз может возникать после перенесенных инфекций и лечения антибиотиками. Нарушение микробного баланса способно привести к самым разным расстройствам стула, диарее и запорам, но и сами по себе запоры и их лечение могут усугубить дисбиоз.

Иногда запор у младенца может быть вызван каким-либо заболеванием. Такие запоры называются органическими и встречаются у 5% детей. Подобные случаи могут требовать специального лечения или срочной помощи. Вот лишь некоторые вероятные причины:

  • болезнь Гиршпрунга — врожденное нарушение тонуса толстой кишки: стенки кишечника плохо сокращаются и происходит застой каловых масс;
  • другие врожденные пороки развития и анатомические особенности (например, расщелина позвоночника, аномалии мышц брюшной стенки, пороки ануса или долихосигма);
  • нарушение обмена электролитов (повышение кальция или низкий уровень калия) — влияет на передачу нервных импульсов и мышечные сокращения;
  • пищевые аллергии и непереносимости (аллергия к белкам коровьего молока, целиакия);
  • гипотиреоз;
  • отравление токсинами (например, свинцом) или лекарственными препаратами (витамином Д, опиатами).

К сожалению, на начальном этапе бывает трудно различить — функциональный это запор или органический. В помощь маме можно привести список тревожных симптомов. Так, ребенка нужно обязательно показать врачу, если:

  • в течение одного–¬двух дней после рождения не отходит меконий;
  • ребенок слабый, вялый, отсутствует аппетит;
  • у малыша плохая прибавка в весе или, наоборот, потеря веса;
  • в стуле присутствует кровь;
  • у младенца высокая температура, рвота.

Что делать, если у ребенка запор: принимаем срочные меры

Лечение запора зависит от его причин. Органические запоры, равно как и тяжелые функциональные, требуют участия врача, и домашним лечением дело не обойдется. В случае сильного обезвоживания или при отравлениях отсутствие профессиональной помощи может быть опасно, поэтому не затягивайте с обращением в больницу!

Однако если запор протекает в легкой форме, то мама может справиться с ним на дому. Помощь младенцу при запоре можно разделить на три этапа:

  • изменение питания;
  • влияние на нервную систему;
  • применение специальных средств.

Питание

Изменения в питании касаются в первую очередь малышей на искусственном вскармливании и детей постарше. Возможно, молочная смесь не подходит по составу или неправильно, слишком густо, разводится. Есть смысл попробовать гипоаллергенные смеси без лактозы, глютена и белков коровьего молока. Для детей постарше нужно добавить в питание побольше простой жидкости, а также овощных и фруктовых соков без сахара. Прекрасно помогают грушевый, сливовый и яблочный соки с мякотью. Возможно, в рационе ребенка слишком много молока, сыра, яиц или не хватает клетчатки.

Уменьшение стресса

Сильный стресс или нервное напряжение тоже могут спровоцировать запор. Поэтому в такие моменты очень важно, чтобы мама не нервничала и не усугубляла беспокойство ребенка. Во время приступа малыша нужно успокоить, прижать к себе, погладить: тепло и тактильный контакт снижают тревожность. Можно с этой же целью использовать теплую ванну. Для профилактики желательно обеспечить младенцу спокойную и безопасную атмосферу, без резких звуков и криков. Кроме этого, рекомендуется поддерживать в комнате постоянную комфортную температуру, соблюдать режим сна и кормления.

Специальные препараты

Если изменение питания и налаживание режима не помогают, то приходит очередь аптечных средств. Для начала нужно освободить прямую кишку от кала. С этой целью у малышей можно использовать глицериновые свечи. Затем к лечению добавляют средство для размягчения стула, например лактулозу. Назначение таких препаратов и их дозировку нужно согласовывать с лечащим врачом. Цель приема — добиться минимум одного мягкого стула в день. Если необходимый эффект достигнут, то постепенно слабительное средство отменяют.

Профилактика

Помимо лечения запора, важно предотвратить его повторение. В первую очередь необходимо наладить питание малыша и психоэмоциональный режим. Кроме того, стоит поддержать кишечную микрофлору ребенка в период расстройств пищеварения. Для восстановления баланса микробной флоры применяют пробиотики — полезные микроорганизмы, и пребиотики — вещества, которые помогают полезным бактериям расти и размножаться.

Одними из самых распространенных и изученных пробиотиков являются лактобациллы и бифидобактерии, в частности Lactobacillus rhamnosus и Bifidobacterium longum . Их можно обнаружить в материнском молоке. Совместно эти бактерии помогают переваривать пищу, подавляют рост болезнетворных бактерий в кишечнике и укрепляют защитные силы маленького организма. Кроме того, Bifidobacterium longum улучшают кишечную перистальтику, что естественным образом помогает при запоре. Пробиотик можно давать и при запорах, и в восстановительный период.

В заключение нужно сказать, что, если у ребенка начались запоры, от родителей потребуется много терпения. Это касается в первую очередь налаживания питания малыша и психоэмоционального режима. Следующим важным этапом будет приучение ребенка к горшку, и тут важно учесть естественную физиологическую зрелость организма. В среднем нервная и мышечная системы малыша достигают необходимого уровня развития только к 18–24 месяцам, и более раннее конфликтное приучение только усугубит ситуацию. Но если действовать бережно и осторожно, учитывая естественные механизмы развития пищеварительной системы и поддерживая их, то в дальнейшем это поможет избежать множества проблем.

  • 1 Deborah M. Consolini. Запоры у детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    https://www.msdmanuals.com/ru/дома/проблемы-со-здоровьем-у-детей/симптомы-у-младенцев-и-детей/запоры-у-детей. —
    Загл. с экрана.
  • 2 Камалова А.А., Шакирова А.Р. Функциональные запоры у детей раннего возраста:
    диагностика и терапия на практике [Электронный ресурс] / Российский вестник перинатологии и педиатрии.
    — 2016. — № 4. — Режим доступа: https://www.ped-perinatology.ru/jour/article/viewFile/362/391. — Загл. с экрана.

Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

При­ем про­био­ти­ков и пре­био­ти­ков не от­ме­ня­ет по­каз ма­лы­ша пе­ди­а­тру, осо­бен­но если за­пор про­дол­жа­ет­ся бо­лее трех дней. При этом не­об­хо­ди­мо дер­жать ру­ку на пуль­се, что­бы не про­пус­тить на­сто­ра­жи­ва­ю­щих симп­то­мов: кон­тро­ли­ро­вать тем­пе­ра­ту­ру те­ла ут­ром и ве­че­ром, сле­дить за тем, не по­вы­сил­ся ли рвот­ный реф­лекс. Обыч­но на вре­мя за­по­ра от­ме­ня­ют при­корм, да­ют ре­бен­ку до­ста­точ­ное ко­ли­чест­во жид­кос­ти и пе­ри­о­ди­чес­ки де­ла­ют лег­кий мас­саж жи­во­ти­ка кру­го­вы­ми дви­же­ни­я­ми ла­до­ни по ча­со­вой стрел­ке. Узнай­те у пе­ди­а­тра, как пра­виль­но по­ста­вить сприн­цов­ку или клиз­му: в ка­ком объ­еме, ки­пя­че­ной во­дой или спе­ци­аль­ным средст­вом опре­де­лен­ной тем­пе­ра­ту­ры.

Запор при введении прикорма у ребенка

Каждая мамочка внимательно относится к тому, как выглядит стул ее крохи, и придает большое значение частоте появления «детской неожиданности».

Соавтор, редактор и медицинский эксперт – Климович Элина Валерьевна.

Количество просмотров: 62 482

Дата последнего обновления: 16.02.2021 г.

Среднее время прочтения: 7 минут

И это вполне оправдано, ведь консистенция, цвет и другие параметры детского кала могут о многом рассказать внимательным родителям.

Все зависит от питания

До полугода грудное вскармливание является прекрасной профилактикой множества детских заболеваний, в том числе и проблем с животиком. Обеспеченный материнским молоком ребенок прекрасно себя чувствует, хорошо спит, отлично набирает вес и развивается. В этом чудесном кушанье содержится весь комплекс необходимых питательных веществ. Сам процесс добывания молока из маминой груди также является очень полезным занятием, тренирующим перистальтику кишечника крохи.

Однако наступает момент, когда насытиться одним маминым молочком становится сложно, и приходит время прикорма. Шестимесячный малыш с недоумением смотрит на яблочное или кабачковое «нечто» в ложечке – пюре, которое заботливая мама решила с сегодняшнего дня предлагать ему на обед. Начинается «новая жизнь»!

В это время малышу в организм попадает не только привычное ему лакомство, но и неизвестная новая пища, с которой крохе только предстоит научиться справляться. Именно в этот период многие родители сталкиваются с рядом неизведанных ранее проблем. Одной из них является возникновение запора при прикорме.

Правила введения прикорма и диета при запоре у детей

Чтобы избежать запоров при введении прикорма, чаще всего педиатры рекомендуют начинать прикорм с овощного и фруктового пюре. Это могут быть специально приготовленный кабачок, цветная капуста, яблочное или грушевое пюре. Фрукты и овощи содержат клетчатку, которая очищает стенки желудка и стимулирует работу детского кишечника

Любые перемены привычной диеты – это стресс для ребенка. Неготовность пищеварительной системы крохи к прикорму может быть причиной нарушений работы кишечника, нередко приводящих к такой неприятности, как задержка или затруднение дефекации.

Скажем запору твердое «нет»!

Самое главное в ситуации подозрения на возникновение запора при прикорме – избегать паники. Если проблема окажется надуманной, самостоятельные попытки родителей вызвать стул могут больше навредить малышу, чем помочь от запоров.

Следует помнить, что грудное молоко почти полностью усваивается ребенком и отсутствие у него стула в течение двух-трех дней – нормальное явление. Некоторые здоровые малыши освобождают кишечник всего 1 раз в неделю. Но все меняется с началом прикорма: теперь кишечник ребенка должен опорожняться не менее 1–2 раз в сутки.

Если же дело обстоит иначе, и вы подозреваете у малыша запор, то насторожить должны следующие вещи:

  • раздражительность, капризность, плохой сон, отсутствие аппетита;
  • твердый на ощупь животик (проблема легко обнаруживается в процессе легкого массажа при смене подгузника);
  • появление сыпи на коже ребенка (может свидетельствовать о накоплении токсинов в кишечнике).

Часто возникновению запоров способствует недостаток жидкости в организме малыша, что может быть следствием жары, повышенной потливости или просто ограниченного количества выпиваемой воды. В этом случае необходимо обратить внимание на частоту мочеиспускания: в норме до полугода ребенок мочится около 20–25 раз в сутки, после 6 месяцев – около 15 раз.

Чем помочь грудничку во время запора при прикорме?

Основные мероприятия при задержке стула у ребенка:

  • массаж и гимнастика,
  • специальная диета,
  • применение безопасных и эффективных препаратов.

Наверное, даже самая неопытная молодая мама знает о необходимости часто массировать детский животик в направлении по часовой стрелке (например, каждый раз при смене подгузника). Для проведения массажа можно воспользоваться одним из масел линейки JOHNSON’S Baby. Также эффективны специальные упражнения, способствующие активизации кишечника: движения ножками, имитирующие езду на велосипеде, прижимание к животику согнутых ножек с последующим разгибанием. Все они должны быть плавными и мягкими, но в то же время выполняться с определенным усилием. Обязательно попросите педиатра обучить вас приемам массажа и гимнастики, уточните их необходимую интенсивность. 12

Грамотный врач также расскажет, чем кормить ребенка при запорах. Возможно, потребуется несколько изменить питание малыша. Диета при запорах у детей чаще всего предполагает соблюдение питьевого режима, а также коррекцию вводимого прикорма.

Бывает, что выполнения только этих условий недостаточно, тогда на помощь приходят лекарства. Одним из таких препаратов является МИКРОЛАКС ® , который помогает избавиться от запоров у детей с рождения. Средство в виде микроклизмы действует в течение 5–15 минут и очень удобно в применении. Активные вещества препарата не оказывают влияния на организм в целом, не всасываются в кровь, а работают непосредственно в месте введения (прямой кишке), оказывая слабительное действие уже через 5-15 минут*

Микроклизмы МИКРОЛАКС ® подходят для частого использования. Однако если проблема с задержкой стула у малыша возникает регулярно, следует обязательно посетить специалиста. Ребенку ни в коем случае нельзя терпеть запор!

Лучшее лечение – профилактика!

Такой неприятности, как запор у малыша, вполне можно избежать. Для этого нужно просто вовремя принять необходимые меры.

Для профилактики запоров прежде всего, следует обратить внимание на рацион вашего чада. Питание ребенка при запорах должно включать в себя только качественные, свежие и хорошо обработанные продукты. Выбирайте для прикорма детское питание исключительно от хорошо зарекомендовавших себя производителей, обращая внимание на сроки годности и правила хранения.

Однако диета при запорах у детей – это лишь верхушка айсберга. Заботясь о питании своего малыша, не забывайте и об обеспечении чистоты посуды, а также гигиене своей груди.

Позаботьтесь о комфорте крохи, обеспечьте ему регулярное расслабление: теплые ванны, массаж животика, убаюкивание на руках, колыбельные на ночь и, конечно же, физический контакт с любящими родителями. Делайте с малышом ежедневную зарядку, в которую включите упражнения для улучшения перистальтики. До года жизни ребенку нужно регулярно прижимать ножки к животику и делать упражнение «велосипед».

Напоследок…

– Мамуль, я же принцесса?

– Конечно, милая! Ты у меня самая лучшая на свете!

– Мам, а принцессы ведь не какают…

Вот такие бывают диалоги у мамочек и их крох. А дальше начинаются большие проблемы… Но вооружившись необходимыми знаниями и поддержкой грамотного специалиста, вы сможете решить и эту, и множество других непростых задач!

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Ссылка на основную публикацию