Одежда на выписку новорожденного зимой

Рождение ребенка — это огромное счастье для всей семьи. Молодые родители и их близкие стараются тщательно подготовиться к выписке мамы и малыша из роддома. И если для детей, появившихся в теплое время года, необходимые для выписки вещи можно собрать в небольшую стопку, то для «зимних» малышей, этот список может оказаться достаточно большим.

Появление маленького ребенка в зимнее время обязательно требует приобретения теплых конвертов для выписки и других вещей, которые помогут создать теплые и комфортные условия для младенца. К волнительному моменту нужно заранее тщательно подготовиться, поскольку эмоциональный стресс, возникающий в день выписки, заставит вас забыть все на свете.

Важные и нужные вещи

Собираясь забирать новорожденного из родильного дома зимой подготовьте:

  1. Утепленный конверт;
  2. Два чепчика (хлопчатобумажный и теплый);
  3. Распашонку и ползунки из хлопка;
  4. Фланелевую распашонку или теплую кофточку;
  5. Теплые носочки или пинетки;
  6. Мягкий утепленный комбинезончик;
  7. Подгузники.

Зимние конверты на выписку

И вот долгожданная выписка. Восхищенные и восторженные лица молодых родителей и новоявленных бабушек и дедушек. Яркие и красочные фотографии новорожденного в шикарном конверте, которые будут напоминать вам об этом счастливом моменте.

Однако очень важно помнить, что конверт для выписки в холодное время года был не только красивым. Важным условием для верхней одежды, которая будет одета на малыша, является способность удерживать и сохранять тепло, защищая от холода и ветра.

Огромный выбор различных моделей

Теплые конверты бывают нескольких видов:

  1. Конверт-одеяло. Эта модель легко трансформируется из конверта в теплое детское одеяло, которым можно укрывать малыша во время сна.
  2. Конверт-мешок. Удобная модель, которая отлично подойдет для последующих прогулок на свежем воздухе. Они совместимы с большинством детских колясок и имеют клапаны для продевания ремней безопасности;
  3. Конверт-комбинезон. Благодаря универсальным застежкам этот вариант. По мере роста малыша, можно превратить из конверта в удобный комбинезон.

Для того чтобы фотосессия мамы и малыша, которые выписываются из родильного дома, прошла удачно, виновник торжества должен быть нарядным. Для этих целей производители выпускают конверты, украшенные вышивкой, кружевами, всевозможными рюшечками и другими интересными аксессуарами, создающими торжественную атмосферу.

Конверты для холодной погоды также могут быть стильными и нарядными. Обычно их дизайн продумывается до мелочей, поскольку прошва или кружево не всегда хорошо сочетается с плотным верхним покрытием. Для дополнительного удобства некоторые нарядные детали делаются съемными, например: банты и кружевные уголки, поскольку они не пригодятся в повседневной жизни.

Из чего изготовлен

Для хорошего самочувствия малыша и его мамы очень важно, чтобы детская одежда была изготовлена из качественной материи. Гипоаллергенные полотна – залог того, что ребенок будет отлично спать, а на его коже не появятся высыпания и покраснения.

Как и вся верхняя одежда для холодной погоды, комплект состоит из нескольких слоев, обеспечивающих комфорт и защиту от неблагоприятных погодных условий.

Первый слой находится ближе всего к телу младенца. Он должен быть изготовлен из мягких, дышащих, гипоаллергенных тканей – хлопка, флиса или других. При покупке обратите внимание, чтобы ткань была качественной, а швы ровными.

Второй слой представляет собой утеплитель, может быть выполнен из наполнителя различных типов, например:

  1. Овчина. Натуральный материал, который проходит специальную обработку и обладает гипоаллергенными свойствами;
  2. Пух. Натуральный материал, преимуществом которого является минимальный вес, он также проходит обработку и не вызывает аллергии у детей;
  3. Синтепон. Синтетическое волокно, в процессе которого могут быть использованы клеевые составы;
  4. Холлофайбер. Гипоаллергенное нетканое синтетическое волокно, достоинствами которого являются легкость и высокая стойкость к истиранию. Изделия из холофайбера не теряют форму и отлично стираются.

Третий слой изготавливается из водонепроницаемого полотна, защищающего малыша от ветра и сохраняющего тепло. Он может быть декорирован различными аппликациями, кружевами, бантиками и другими красивыми нашивками, которые будут радовать взгляд родителей.

Комплекты на выписку

Для того чтобы молодые родители не тратили свое время и не собирали вещи сами, производители разработали специальные комплекты, которые прекрасно подойдут для выписки малыша. Обычно такой комплект состоит из набора самых необходимых вещей:

  1. Чепчик или шапочка. Для холодной погоды педиатры рекомендуют одевать на младенцев два чепчика. Один – хлопчатобумажный надевается, непосредственно, на головку новорожденного, поскольку натуральные ткани не вызовут разрежения на нежной коже малыша. Второй, утепленный чепчик, нужно одеть сверху первого;
  2. Распашонка. Аналогично чепчикам на тельце маленького ребенка сначала следует одевать распашонку из хлопка. Эта кофточка без застежек, с завязкой или на одной кнопочке, носится швами наружу, чтобы не натереть мягкую кожу малыша. Поверх нее одевается утепленная кофточка;
  3. Комбинезон. Универсальный вариант, подходящий для любой погоды и производимый в различных вариантах, например: утепленный и обычный из мягкой тонкой ткани;
  4. Боди. Футболочка с длинным или коротким рукавом, застегивающаяся между ножек. В такой одежде малыш будет чувствовать себя комфортно, поскольку плечики не будут сползать, спинка закрыта, а на ткани не появится складок, натирающих нежную кожу;
  5. Ползунки. Удобные штанишки, с закрытыми носочками и застежками на плечах или на резинке;
  6. Конверт для новорожденного.

Утепленные комплекты

Аналогичным образом собраны комплекты для холодной погоды, с той лишь разницей, что в список будут входить утепленные вещи: теплые комбинезончики, боди, шапочки и распашонки, а также зимние конверты.

Пинетки

Теплые носочки или пинетки обязательны для холодной погоды. Зимним днем они отлично согреют ножки новорожденного и позволят ему сладко спать на прогулке даже в сильный мороз. Огромное разнообразие тканей, фасонов и расцветок смогут удовлетворить запросы даже самых требовательных покупателей.

Красота или практичность

При покупке вещей для выписки из родильного дома нужно определиться с тем, что важнее, практичность или красота. Например, покупая красивый чепчик с длинными кружевами, родители должны понимать, что они его оденут всего один раз, и после этого он будет лежать в ящике. Аналогичная ситуация и с другими, более дорогими вещами. Приобретая теплую одежду для малыша нужно обратить внимание на практичные детали, например, на возможность стирки в стиральной машине и другие, не менее полезные вещи.

Популярные бренды, выпускающие одежду для выписки

LovelyCare

в магазин Российский бренд, основанный в 2014 году в Санкт-Петербурге. Молодая компания тщательно изучает новейшие разработки на рынке детской одежды и использует только высококачественные ткани для пошива детской одежды для любой погоды. Вся продукция торговой марки имеет соответствующие сертификаты качества и безопасности.

Папитто

в магазин Молодая российская компания, основанная в 2001 году и специализирующаяся на детском трикотаже и товарах для новорожденных. Бренд предлагает огромный ассортимент ярких и качественных вещей для младенцев, изготовленных из экологически чистых, гипоаллергенных материалов.

PlayToday

в магазин Немецкая торговая марка, представляющая на рынок большой диапазон различных моделей детских вещей. Высокое качество исполнения, а также стильный дизайн обеспечивают популярность продукции этой компании. С каждым годом ассортимент выпускаемых моделей бренда Playtoday увеличивается. Товары компании имеют сертификаты безопасности и качества.

СуперМаМкет

в магазин Российская компания, занимающаяся производством детских вещей. Приоритетом продукции бренда является сочетание высокого качества и комфорта с доступной ценой. Широкий ассортимент товаров отшивается на современном оборудовании, а опытные мастера компании внедряют инновационные разработки в производство. Вся продукция СуперМаМкет сертифицирована.

Что взять в роддом и на выписку

  1. Зачем это надо
  2. Сумка в роддом
  3. Для мамы
  4. Медикаменты
  5. В родзал
  6. Для малыша
  7. Сумка на выписку
  8. Для мамы
  9. Для новорожденного

Зачем это надо

Сумку рекомендовано собирать не позднее 35 недель. При нормальном протекании беременности не исключен риск начала преждевременных родов. Во избежание суеты и паники в процессе экстренных сборов все нужное держат наготове.

Сумка в роддом

После выбора родильного дома, будущей маме рекомендовано решить, что брать на роды. Для удобства принадлежности распределяют в 2 сумки. Одна отводится для родов, другая — для выписки.

Список вещей для сумки в роддом определяется правилами родильного дома. С ними будущую роженицу ознакомит гинеколог.

Лечебные учреждения принимают пациенток с телефоном, документами. Поступившей выдают комплект одноразовой одежды стандартного образца. По санитарным нормам личные вещи надо поместить в полиэтиленовые, моющиеся пакеты.

Для мамы

Комплект для роженицы собирается тщательно. От наличия предметов первой необходимости зависит комфортное пребывание в палате больницы. Важно не набивать сумку лишним, составить четкий список.

В первую очередь собирают документы в роддом. Важно внимательно проверить наличие указанных бумаг:

Берутся средства личной гигиены:

В комплект входит 3 полотенца. По усмотрению беременной список дополняется косметическими средствами.

Разрешено использование увлажняющего крема и гигиенической помады, которыми ранее пользовалась роженица.

Для послеродового процесса понадобятся:

В роддом берут свободные ночные рубашки, не сковывающие движения при ходьбе, кормлении. Желательна одежда из хлопка, натуральных тканей.

Запрещено брать домашние тапочки в роддом. По отделению перемещаются в резиновых, легко моющихся шлепках. В зависимости от времени года берут теплую одежду — кофты, носочки, халат.

Из посуды кладется стандартный набор — чашка, тарелка, столовые приборы. По разрешению врача в палату разрешено принести кипятильник или электрический чайник. Постельное белье выдается медицинским учреждением. Пациентка кладет собственный комплект по желанию.

Надо приобрести пакеты для использованных принадлежностей. Это предотвратит перемешивание их с чистыми предметами в сумке.

Медикаменты

Поддерживающие медикаменты помещаются в отдельный пакет. Обязательны для стабилизации состояния пациентки:

Список медикаментозных принадлежностей и средств рекомендовано уточнить у акушера-гинеколога заранее. В список добавляются препараты, восстанавливающие здоровье роженицы.

В родзал

Первыми для удобства использования при схватках кладутся вещи в родзал. Рекомендовано сложить принадлежности в отдельный, выделяющийся пакет, различимый среди остальных в сумке.

Необходимые в предродовое время принадлежности:

Ночные рубашки и халаты из палаты не разрешены. На время женщине выдадут одноразовый комплект.

Количество допустимых предметов в родильном зале зависит от правил медицинского учреждения. Врачи назовут пациентке перечень допустимых предметов гигиены для новорожденного.

Для малыша

Что взять в роддом и на выписку для ребенка решается заранее. Одежду и предметы гигиены для новорожденного собирают в 2 отдельных пакета. В первые часы жизни ребенку понадобятся:

После рождения младенцу берут:

Сумка на выписку

Сумку для поездки домой собирают и привозят в указанную дату. Содержимое пакетов меняется в зависимости от времени года.

Для мамы

Что нужно взять для выписки из роддома в первую очередь — комфортные вещи. Праздничный день принято запечатлевать на фотографиях и видео. Маме будет приятно позировать в красивой одежде, с макияжем.

Для новорожденного

Новорожденного собирают тщательно. Выписка из роддома зимой, летом, в межсезонье требует подбора одежды для поездки домой.

В холодное время года младенцу понадобится:

Малыши сильно подвержены влиянию температур. Собирать их домой рекомендовано тщательно.

Для выписки появившихся в межсезонье младенцев подбираются облегченные и теплые вещи:

Вне зависимости от погоды на голову ребенка надевают легкую хлопковую шапочку.

Для «летних» детей важно выбрать облегченный вариант костюма во избежание сильных укутываний:

Праздничные кружевные конверты для выписки украшают ленточек цветом, соответствующим полу малыша. Для девочек приобретают красные или розовые, для мальчиков – голубые, синие.

Одежду новорожденного рекомендовано выстирать детским порошком во избежание аллергии.

Что взять в роддом и на выписку узнают, планируют и собирают заранее. При сборах важно обращать внимание на вещи первой необходимости. От списка собранных предметов зависит безопасность ребенка.

Ринолалия

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Общие сведения

Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Классификация

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Читайте также:  Что происходит во время стресса? Длительный стресс у женщин последствия

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма. На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Ринолалия

Ринолалия — это состояние, которое характеризуется дефектами строения органов носоглотки, вследствие чего возникает искажение произношения звуков речи, а именно расстройство артикуляции и звукообразования различной степени выраженности. В просторечье данное состояние называют «гнусавость», то есть все звуки приобретают характерное носовое звучание. Нередко состояние бывает осложнено недоразвитием — как лексической стороны речи, так и ее грамматической составляющей. Еще одно распространенное осложнение — это различные нарушения психологического характера, а также затрудненная социализация пациентов с ринолалией.

Согласно данным статистики, дети страдают этим заболеванием значительно чаще, чем пациенты старшего возраста. Кроме различных отклонений от нормы акустических параметров, у пациентов наблюдаются различные отклонения аэродинамических условий в речеобразовании. Так как возникают особые условия, речевой аппарат вынужден к ним приспосабливаться, в результате чего и возникают вариативные искажения произношения.

Классификация ринолалии и её этиологические причины

По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:

Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.

К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:

Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.

Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.

Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.

К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:

Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.

В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.

Симптомы и клинические проявления ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Дифференциальная диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов. Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Мероприятия по коррекции ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов. Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Кроме того, необходимы общеукрепляющие процедуры и санация ЛОР-органов, которая необходима для предупреждения нарушения слуха.

Логопедическая коррекция, направленная на устранение ринолалии, включает:

Совокупность данных мероприятий позволяет социализировать ребенка и восстановить, в некоторой степени, речевые функции. Помимо прочего, ребенку, страдающему ринолалией, требуется помощь психологов.

Профилактика и медицинский прогноз ринолалии

Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия.

Результативность лечения зависит от следующих факторов:

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения.

Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз. Профилактика заключается в том, чтобы еще в пренатальный период избегать факторов, которые способны спровоцировать наличие у ребенка врожденных дефектов. Если такие дефекты речевого аппарата все же имеют место, то необходима их своевременная коррекция.

Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения.

Ринолалия в логопедии. Что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Ринолалия — это патологическое состояние отдельных сегментов носоглотки и ротовой полости, наличие которого приводит к искаженному произношению гласных и согласных звуков, нарушению основных функций речевого аппарата, а также изменению тембрального звучания голоса.

В логопедии данное заболевание рассматривается отдельно от всех остальных дефектов развития речи. Отличительной особенностью ринолалии является наличие гнусавости и назализации всех звуков и слов, которые воспроизводятся человеком, страдающим от данной патологии.

Читайте также:  Турник при остеохондрозе шейного, поясничного и грудного отделов (видео)

Искажение звукопроизношения проявляется в слабой или тяжелой форме. Слова и предложения, воспроизведенные больным человеком, являются сложными для понимания окружающими людьми. Патология сопровождается артикуляционными и акустическими дефектами речи.

Для ринолалии характерно вторичное нарушение развития лексики, фонематических процессов и грамматики. В логопедической практике данное заболевание считается достаточно распространенным. В среднем 1 из 760 детей рождается с этим нарушением речевого аппарата, либо же приобретает его в процессе самостоятельной жизни.

Ринолалия — это логопедическое нарушение, основная опасность которого заключается в негативных последствиях, связанных с неправильным формированием речевого аппарата. Человек лишается возможности воспроизводить звуки, осуществлять правильное построение слов, словосочетаний и предложений.

По мере взросления ребенка нарушается его социальная адаптация в коллективе, присоединяются психологические комплексы, изначально формируется заниженная самооценка. В современной медицинской практике терапия ринолалии осуществляется с применением хирургических методов лечения, по завершению которых начинается стадия логопедической коррекции.

Ринолалия в логопедии — это заболевание, которое классифицируется исходя из типа функционального нарушения речевого аппарата, а также патологий строения носоглотки и ротовой полости. В таблице ниже перечислены основные виды ринолалии, а также описаны их отличительные особенности.

Характеристика патологии

Ринолалия в логопедии — это заболевание, разновидность которого определяется по результатам диагностического обследования ротовой полости и носоглотки больного. У новорожденных детей патология обнаруживается в первые дни после их появления на свет.

Стадии и степени

В зависимости от формы нарушения речи, выраженности искажения слов и звуков, выделяют 4 основных степени тяжести ринолалии независимо от разновидности патологии.

1 степень

Ринолалия 1 степени имеет признаки незначительной гнусавости слов с несущественным искажением звуков. При этом функции речевого аппарата сохранены, а в процессе разговора с больным человеком можно разобрать все словосочетания, которые он воспроизводит. В целом речь собеседника кажется нормальной, но с небольшими дефектами.

2 степень

При наличии ринолалии 2 степени назальное звучание слов является более выраженным, а также присутствуют грубые ошибки во время артикуляции. Общение с человеком не доставляет больших сложностей, а его речь является полностью понятной для окружающих.

3 степень

На данном этапе развития патологии у больного наблюдается выраженная гнусавость звуков и слов, но при этом речь все еще сохраняет свою разборчивость. Во время разговора с таким собеседником можно понять все слова, которые он произносит. Дискомфорт восприятия звуков связан только лишь с их назальным звучанием.

4 степень

При наличии ринолалии 4 степени присоединяется не только гнусавость воспроизводимых слов и звуков, но также появляются проблемы с их идентификацией. Речь таких больных является полностью неразборчивой. В некоторых случаях люди с патологией данной степени тяжести используют мимические жесты, чтобы донести свою мысль до окружающих.

Симптомы

Ринолалия в логопедии — это заболевание, сопровождающееся следующей симптоматикой, которая позволяет заподозрить наличие патологии развития речевого аппарата:

После того, как ребенок взрослеет и вступает в осознанный возраст, у него появляется страх общения, присоединяется застенчивость и боязнь быть услышанным. Симптомы ринолалии, обнаруженные в раннем детском возрасте, позволяют начать своевременное лечение с получением положительного терапевтического результата.

Причины появления

Ринолалия может быть вызвана воздействием негативных факторов в период внутриутробного развития ребенка, либо же возникает в период самостоятельной жизни человека.

Выделяют следующие основные причины патологического состояния речевого аппарата:

Научно доказано, что у беременных женщин, проживающих в районах с неблагополучной экологической обстановкой, контактирующих с химическими веществами токсической этиологии, повышается риск рождения детей с признаками ринолалии.

Развитие расщелин лица припадает на 7-8 неделю беременности. Именно в этот период вынашивания плода беременной женщине необходимо быть максимально осторожной.

Приобретенная ринолалия может быть вызвана наличием аденоидов, искривлением перегородки носа, доброкачественной или раковой опухолью в носовых каналах, фибромой носоглотки, гипертрофией слизистой оболочки, патологическим увеличением миндалин, механическими травмами и повреждениями носоглотки.

Причина, вызвавшая нарушения в развитии речевого аппарата, устанавливается по результатам диагностического обследования пациента.

Диагностика

Процесс диагностики ринолалии происходит в несколько этапов. К обследованию ребенка привлекается логопед, детский невропатолог, психолог, дефектолог, фониатор, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, ортодонт. Диагностику ринолалии можно условно разделить на медицинскую и логопедическую.

На первом этапе обследования пациенту назначают прохождение следующих видов обследования:

Пациент в обязательном порядке осматривается врачом-отоларингологом и хирургом. Особенно, если ринолалия имеет врожденную этиологию, а ее возникновение вызвано аномалиями внутриутробного развития.

На стадии логопедической диагностики пациент проходит следующие тесты:

Конечным результатом диагностического исследования является составление лечебного плана с возможным использованием хирургического вмешательства, а также коррекционной работы со специалистом в области логопедии. Средняя стоимость комплексного обследования составляет 7-8 тыс. руб.

Когда необходимо обратиться к врачу

Обращение к врачу должно состояться в первые 1-2 дня после того, как у ребенка были обнаружены признаки ринолалии.

Тревожным симптомом должна стать задержка речевого развития, отсутствие фонетической активности в виде воспроизведения звуков, выраженная гнусавость голоса, разговор с составлением неразборчивых словосочетаний и предложений, наличие аномалий развития ротовой полости и носовых каналов.

Первыми специалистами, которые должны осмотреть ребенка, являются врач-педиатр и логопед.

После этого к диагностике могут быть привлечены доктора других профильных специальностей. Промедление с визитом к врачу может стать причиной развития осложнений, необратимых изменений в анатомической структуре неба и ротовой полости, появления психологических комплексов.

Современная медицина позволяет проводить эффективное хирургическое лечение ринолалии в первые дни после рождения ребенка. Особенно, если возникновение патологии связано с аномалиями внутриутробного развития плода.

Профилактика

Основные меры профилактики должны выполняться женщинами, находящимися в состоянии беременности. Ведение здорового образа жизни, соблюдение рекомендаций врача-гинеколога, минимизирует риск рождения ребенка с признаками ринолалии.

В данном случае необходимо соблюдать следующие правила профилактики:

Возникновение врожденной разновидности ринолалии может быть связано не только с негативным влиянием факторов окружающей среды, но и плохой наследственностью. Мужчина и женщина, планирующие рождение ребенка, должны сдавать кровь для проведения генетического исследования и предрасположенности к патологиям ротовой полости и носовых каналов.

Методы лечения

Успешная терапия ринолалии невозможна без ликвидации дефектов речевого аппарата с помощью метода хирургического вмешательства. Только после того, как восстановлено правильное анатомическое строения носоглотки, лечением пациента начинает заниматься логопед.

Хирургия

Существует несколько способов исправления аномального развития носоглотки с помощью хирургической операции.

В зависимости от специфики патологического состояния речевого аппарата могут быть использованы следующие методы оперативного вмешательства:

Ринолалия в логопедии — это заболевание, лечение которого должно быть начато, как можно раньше. Максимальный терапевтический эффект от проведения хирургической операции достигается в том случае, если она была выполнена ребенку до достижения 3 лет.

Логопедические упражнения

После завершения стадии хирургического лечения в работу вступает логопед.

В зависимости от вида ринолалии могут быть использованы следующие виды логопедических методик:

В зависимости от разновидности ринолалии в процессе восстановления нормальной речи могут быть использованы упражнения взлет-посадка, игла, метроном, удав. Вид тренировки речевого аппарата подбирается логопедом в индивидуальном порядке.

Психологическая и психотерапевтическая помощь

Оказание психологической и психотерапевтической помощи направлено на то, чтобы пациент снова обрел уверенность в себе, не боялся общаться с окружающими людьми, повысил свою самооценку.

Для этого психолог ведет разъяснительную работу, рассказывая о том, что проведение хирургической операции и занятия с логопедом полностью восстановили функции речи без признаков гнусавости и других фонетических дефектов. Психологическая помощь особенно важна детям подросткового возраста, которые проходили лечение уже взрослыми, имеют комплексы и страх общения с окружающими людьми.

Прочие методы

Дополнительным методом восстановления нормальных функций речевого аппарата является осуществление массажа рубцов, которые образовались после проведения хирургической операции.

Необходимо выполнять плавные круговые движения, с помощью которых обеспечивается улучшение местного кровообращения, предотвращается образование фиброзной ткани. Средняя продолжительность физиотерапевтической процедуры составляет 15 мин. в день.

Возможные осложнения

В случае отсутствия полноценной диагностики и дальнейшего лечения, направленного на восстановление функций речевого аппарата, возможно развитие следующих осложнений и негативных последствий, которые вызваны ринолалией:

Ринолалия — это отдельное заболевание в логопедии, которое характеризуется нарушением функций речи с проявлением признаков гнусавости, приглушенности тембра голоса, неправильным воспроизведением звуков. Данная патология может иметь врожденную или приобретенную природу происхождения.

В большинстве случаев развитие болезни вызвано дефектами внутриутробного формирования неба, носовых каналов, гортани. Лечение данного заболевания включает в себя использование методов хирургического вмешательства, занятий с логопедом и психотерапевтом. При своевременном начале терапии прогноз на восстановление речи благоприятный.

Видео о ринолалии

Причины и виды ринолалии:

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость) – изменение тембра голоса, искажениепроизношения звуков в результате нарушения нормального участия носовойполости в процессе речеобразования.

Во время фонации происходит патологическое изменениерезонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушнаяструя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытаяринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже припроизнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

Определить гнусавость можно:
– на слух
– при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов безносовых звуков зеркало запотевает – открытая гнусавость;

– припроизнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает – закрытая).

Важно отграничивать парез мягкого неба от функциональной гнусавости, сделать это можно следующим образом:
– ребенок открывает рот, при этом специалист нажимает шпателем на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается кзадней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же небо остается неподвижным, речь идет о гнусавости органическогопроисхождения вследствие пареза мягкого неба.

– ребенок лежит на спине и говорит в таком положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предполагать парез мягкого неба(гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкоенебо пассивно падает к задней стенке глотки).

Причины возникновения ринолалии можно разделить на:
органические и функциональные центрального или периферического характера
врожденные и приобретенные

Органические центрального характера:

Мозговыекровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головногомозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидныенарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба иобуславливающие его парезы и параличи.

Могут быть врожденные и приобретенные:
– укороченное мягкое небо
– отсутствие маленького язычка
– укороченный или раздвоенный мягкий язычок
– полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки,гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций иболезней (перфорации, рубцовые изменения)
– расщелины неба и губы различной величины и формы

Вызывают гипер- и гипотрофиюнеба, т. е. неправильное его функционирование (можно наблюдать послеперенесенных психических потрясений, при невротических расстройствах,как последствия операций)

Нарушения дыхательныхпроцессов, привычно опущенное мягкое небо (например, послепостдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм),подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы,нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

Виды врожденных расщелин.

Расщелины неба (различают по размеру и расположению):
– сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватываетгубы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонниерасщелины идут по обе стороны от середины твердого неба

– несквозные (полные и неполные). При несквозных полныхнесращение доходит до области резцового отверстия, при неполных незахватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине.Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние

– субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этихрасщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитиемышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистыхоболочек.

Расщелины губы:
частичные – несращение только в крае губы, не доходит до нижнего носового отверстия
полные – расщелины затрагивают нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода

Появление врожденных расщелин обусловлено неблагоприятнымиэндо- и экзогенными факторами. Они могут иметь наследственный характер,могут быть обусловлены радиоактивным облучением кого-либо из родителей,дефицитом микроэлементов в организме беременной женщины, могут являтьсяследствием лекарственного воздействия (противосудорожные,антипаразитические препараты, гормоны, избыток витамина А, КАРТИЗОН вкритические сроки беременности). Причиной появления расщелин могутстать биологические факторы: грипп, кривая краснуха и т. д.,воздействие химических веществ (кислоты, фенолы, бензин), а такжепсихические потрясения беременной женщины в критические периоды (времязакладки лицевого скелета: 4-8 недели беременности).

Читайте также:  Поможет ли Зодак при ветрянке и как правильно принимать лекарство детям и взрослым? Чем и как можно снять зуд при ветрянке?

Характер повреждений зависит от времени воздействия вредных факторов.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:
открытая
закрытая
смешанная

Общий признак открытой ринолалии : проход в носовую полостьпо тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звукипроизносятся с носовым оттенком.

Общий признак закрытой ринолалии : проход в носовую полостьвсегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.

При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектомнозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходитодновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовойрезонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффектсоздается специфическим тембром голоса.В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую ифункциональную ринолалию.

Органическая открытая ринолалия: чаще всего является следствиемврожденных дефектов неба – расщелин. Расщелины обуславливают частичноеили полное соединение двух резонаторных полостей – рта и носа. Во времяречи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков.Возникает специфический нозальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелине неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

– изменение положения и активности языка. Все тело языкаоттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху(отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо,паретичен. Причина таких изменений заключается в том, что дети с первыхдней жизни испытывают трудности при кормлении. Ребенок сосет корнемязыка, напрягая лицевую мускулатуру. Позже эти трудности сохраняются:дети инстинктивно удерживают корень языка вверху, по возможностиприкрывая им расщелину при питании и дыхании, вследствие чего кореньязыка гипертрофируется, кончик языка развивается слабо, пассивно втянутвглубь ротовой полости. Ребенку доступны только элементарные,недифференцированные движения языка. Изменение положения языка являетсясвоеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.
– Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкогонеба. Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и приактах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет своей основнойфункции: разделение носовой и ротовой полостей, его смыкание с заднейстенкой глотки не осуществляется.
– Изменение взаимодействия мышц всего периферического отделаречедвигательного анализатора. Нарушения взаимодействия артикуляционнойи мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессеартикуляции, наличие синкинезий. В ряде случаев отмечают тикообразныедвижения лицевых мышц. Также нарушается взаимодействие междуартикуляционными и дыхательными мышцами.

Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное,учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого черезнос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдохнеравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимогослова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритмречевого дыхания.

Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей.

До 80% детей с органической открытой ринолалией страдаютснижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками,воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.

При органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Наиболее дефектны гласные звуки, так как для нихтребуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласныхсдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок.Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субститутытакже являются искаженными. Нарушаются согласные звуки, требующиенаиболее высокого ротового давления. Таким образом, органическаяоткрытая ринолалия, обусловленная расщелинами, характеризуется рядомпатологических изменений в функции артикуляционного аппарата. Наиболееяркое из них – дефектное положение языка в полости рта и нарушениемышечного взаимодействия всего артикуляционного аппарата.

Вследствие снижения слуха, нечеткости собственной артикуляции, у детейс открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематическогослуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладениязвуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитиесловарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т.е. синдром ОНР.

При органической открытой ринолалии могут наблюдаться вторичныепсихологические наслоения: ребенок начинает осознавать дефектностьсвоей речи, начинать ее стесняться, что может вызвать замкнутость,речевой негативизм, специфические особенности поведения.

Функциональная открытая ринолалия: дефект речи может быть обусловленгипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки,слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушениемконтроля за собственной речью при сниженном слухе, подражаниемнозальной речи. Иногда функциональная открытая ринолалия может иметьместо после преодоленной органической открытой ринолалии, в такихслучаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии можетиметь место при истерии, в данном случае ее особенность – приходящийхарактер. При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость,обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональнаяоткрытая ринолалия встречается реже, чем органическая.

Закрытая ринолалия : обусловлена направлением речевого выдохатолько через рот при произнесении всех звуков речи. При закрытойринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристикиносовых звуков и тембра голоса. Закрытая ринолалия является следствиемдефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа,гипертрофия мягкого неба и т. д.).

Выделяют две формы закрытой ринолалии:
органическая
функциональная

Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектамиобластей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалиидифференцируют в зависимости от локализации дефекта:
передняя закрытая органическая ринолалия. Причины:гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы иопухоли носовой полости, искривление носовой перегородки.
Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механическиепрепятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращениемягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарнойминдалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание,полуоткрытый рот.

Функциональная закрытая ринолалия : обусловленагиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струичерез нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, прихорошей носовой проходимости. Гиперфункция мягкого неба может бытьобусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостаткамислухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой формеголос имеет тусклый, мертвенный оттенок.Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос припатологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдаютартикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительноискажается тембр голоса. При этой форме наблюдается комбинацияфакторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявленияречевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой формеотчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.

Причины возникновения ринолалии и способы лечения

В случае ринолалии, произносимые ребёнком носовые звуки и многие гласные искажены. Это происходит по причине нарушения строения органов речи.

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *